Проектная деятельность в подготовительной группе «Развитие математических способностей дошкольников посредством сказки»
презентация к уроку по математике (подготовительная группа)

Семёнова Татьяна Сергеевна

Проектная деятельность в подготовительной группе

 «Развитие математических способностей дошкольников посредством сказки»

 Слайд № 1. Тема проекта «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через сказку».

Накопив достаточный интересный материал по теме «Воспитание сказкой», мне захотелось уделить особое внимание ФЭМП. Я решила проблему «Развитие элементарных математических представлений через сказку» осуществлять, применив проектный метод,

Не случайно еще К. Д. Ушинский отмечал, что у хорошего учителя урок математики – это урок и сельского хозяйства, и домашней экономики, и рисования. Вот и я связала для своих дошколят математику с окружающей жизнью детей через сказку. Ведь для детей сказки – это их жизнь. Тем более во многих сказках математическое начало находится над самой поверхностью.

Наша цель – читая сказки, научить ребенка осознанно относиться к своим чувствам, переживаниям, к своему внутреннему миру, способствовать развитию самосознания ребенка, побуждать его к творчеству, развивать умение управлять своими чувствами, особенно бурными и импульсивными.

Главное – создать условия, поле активной деятельности, чтобы чувства, испытанные ребенком во время чтения художественной литературы, проявлялись в окружающей реальности, в разных видах детской деятельности.

Слайд № 2.

Актуальность: Математика всегда считалась для дошкольников трудной работой. Поэтому важно дать почувствовать ребенку, что он сможет понять, усвоить не только частичные понятия, но и закономерности в математике при помощи сказки.

Слайд № 3.

Тип проекта. Творческо-игровой. Долгосрочный.

Участники проекта. Дети 6-7 лет подготовительной группы,

воспитатели группы, родители.

Этапы проектной деятельности:

1. Целеполагание (выбор темы, постановка цели, задач).

2. Разработка плана проекта.

3. Выполнение проекта (подбор произведений: сказок; подбор тем НОД, методические разработки конспектов НОД, сценариев дидактических игр, развлечений, КВН, родительских собраний, сбор материала, классификация).

4. Подведение итогов (презентация проекта на районном   выступлении)  

Слайд № 4.

Цель: накопление и обогащение чувственного опыта детьми при знакомстве со сказочными героями в познании многих сторон математической действительности

Задачи: формировать элементарные математические знания и сенсорные эталоны у детей в ходе освоения образовательной области «Познание» через сказку;

развивать у ребенка интерес к математической стороне действительности, образно-схематическое и логическое мышление;

стимулировать развитие высокого уровня коммуникативной компетентности на примере сказочных героев;

познать радость при преодолении трудностей;

обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Слайд № 5.

Содержание ЭМП, которые усваивают дети, вытекает из основ самой математики, ее основополагающих понятий. Особое значение имеют накопление и обогащение чувственного опыта, который становится первой ступенькой в познании многих сторон математической действительности. А вот обучать всем этим математическим премудростям можно по-разному.

Ключом при реализации этих задач является организация целенаправленной интеллектуально-познавательной деятельности.

Она включает в себе ЛАТЕНТНОЕ (скрытое, РЕАЛЬНОЕ (прямое) и ОПОСРЕДОВАННОЕ обучение.

ЛАТЕНТНОЕ обучение – обеспечивает накопление спонтанного, чувствительного и информационного опыта, благодаря которому создается база ясных и неясных знаний (по Н. Н. Подъякову).

РЕАЛЬНОЕ обучение – осуществляется в форме специально организованной познавательной деятельности, где использование сказочных ситуаций позволяет расширить представления, переносить знания и способы деятельности в новые условия. Главное – активизировать интерес ребенка к познанию.

ОПОСРЕДОВАННОЕ обучение предполагает использование игровых проблемно-практических ситуаций.

На основе выше сказанного я пришла к выводу: знания, данные в занимательной форме, в форме сказки, игры, усваиваются детьми быстрее, проще и легче, чем те, которые сопряжены «бездушными» упражнениями.

Слайд № 6.

В моей работе «Воспитание сказкой» находят место необычные математические задания, требующие от ребенка смекалки, установления взаимосвязи и взаимозависимости. И самый распространенный математический вопрос для них дошколят: «Чем похожи?», «Чем отличаются?» Найти сходство и различия – это логика, а математика без логики не существует.

Дошкольник становится старше и мы должны дать такое понятие как «Число», «Форма», «Величина». И, тут опять, я прибегаю к помощи сказки.

Любая сказка рассматривается с трех сторон:

Это – Точная сказка, когда формируем временные представления;

Фигурная сказка, когда знакомим с геометрическими фигурами и величиной; Умная сказка, когда формируем количественные представления.

Слайд № 7.

Реализация проекта.

Непосредственная образовательная деятельность.

Совместная деятельность воспитателя и детей в режимных моментах.

Свободная деятельность детей.

Сотрудничество с семьей по теме проекта.

Презентация проекта на районном выступлении

Слайд № 8.

План мероприятий в ходе проекта

Моделирование сказок из геометрических фигур;

Дидактическая игра по ФЭМП «Веселая репка»;

Развивающие настольно-печатные игры по ФЭМП;

НОД по формированию ЭМП у старших дошкольников «Дорога к Изумрудному городу» (образовательные области «Познание», «Социализация», «Коммуникация»);

Интегрированное занятие «Помоги Незнайке вернуть дорожные знаки» (образовательные области «Познание», «Безопасность», «Коммуникация», «Художественное творчество»);

Интегрированное занятие «Терем, терем, теремок» (образовательные области «Познание», «Физическая культура», «Социализация», «Коммуникация»);

Математический КВН «Сказочная математика»;

Интеллектуальная игра совместно с родителями «Путешествие в царство Математики».

Слайд № 9.

Знакомство с геометрическими фигурами тоже может состояться, читая сказки. Здесь я использую прием «Моделирование сказки с помощью геометрических фигур», что стало любимым упражнением моих дошколят. Моделирование сказок я осуществляю с детьми, спрятав сказочных героев в обычные на первый взгляд геометрические фигуры.

Слайд № 10.

К примеру, два занимательных круга обозначают сказку «Два жадных медвежонка». А три одинаковых по величине и цвету круга ребята сопоставляют сюжет известных сказок, делая вывод, что эти круги обозначают сказку «Три поросенка».

Слайд № 11.

Далее я предлагаю детям самим зашифровать сказки, используя разные геометрические фигуры:

- «Три медведя»

- «Волк и семеро козлят»

Слайд № 12.

- «Репка»

- «Гуси-лебеди»

Слайд № 13.

Любую сказку рассматриваем, как Умную сказку при этом формируем количественные представления у детей.

Слайд № 14.

Рассмотрим знакомство с Умной сказкой на примере сказки «Репка».

Слайд № 15.

Также при знакомстве со сказками мы узнаем, что они еще и Точные сказки, которые помогают сформировать в познании детей временные представления (времена года, года, дни недели, части суток, части дня и др.)

С этой стороной сказок мы знакомим детей в НОД, режимных моментах, в настольно-печатных, дидактических играх.

Слайд № 16.

Все полученные знания закрепляются в разных интегрированных занятиях и других мероприятиях с детьми и совместно с родителями.

Математический КВН «Сказочная математика»;

Слайд № 17.

НОД по формированию ЭМП у старших дошкольников «Дорога к Изумрудному городу» (образовательные области «Познание», «Социализация», «Коммуникация»);

Слайд № 18.

Интегрированное занятие «Терем, терем, теремок» (образовательные области «Познание», «Физическая культура», «Социализация», «Коммуникация»);

Слайд № 19.

Интегрированное занятие «Помоги Незнайке вернуть дорожные знаки» (образовательные области «Познание», «Безопасность», «Коммуникация», «Художественное творчество»);

Слайд № 20.

Интеллектуальная игра совместно с родителями «Путешествие в царство Математики»

Слайд № 21.

Спасибо за внимание! Желаю всем творческих успехов!

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятия по проектной деятельности в подготовительной группе воспитателя МКОУ Тамтачетской СОШ (д / с « Медвежонок» ) Семёновой Татьяны Сергеевны на тему «Развитие математических способностей дошкольников посредствам сказки »

Слайд 2

Актуальность: Математика всегда считалась для дошкольников трудной работой. Поэтому важно дать почувствовать ребенку, что он сможет понять, усвоить не только частичные понятия, но и закономерности в математике при помощи сказки

Слайд 3

Тип проекта . Творческо-игровой. Долгосрочный Участники проекта . Дети 6-7 лет подготовительной группы, воспитатели группы, родители Этапы проектной деятельности: 1. Целеполагание (выбор темы, постановка цели, задач). 2. Разработка плана проекта. 3. Выполнение проекта (подбор произведений: сказок; подбор тем НОД, методические разработки конспектов НОД, сценариев дидактических игр, развлечений, КВН, родительских собраний, сбор материала, классификация). 4. Подведение итогов (презентация проекта на районном выступлении.

Слайд 4

Цель: накопление и обогащение чувственного опыта детьми при знакомстве со сказочными героями в познании многих сторон математической действительности Задачи: формировать элементарные математические знания и сенсорные эталоны у детей в ходе освоения образовательной области «Познание» через сказку; развивать у ребенка интерес к математической стороне действительности, образно-схематическое и логическое мышление; стимулировать развитие высокого уровня коммуникативной компетентности на примере сказочных героев; познать радость при преодолении трудностей; обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Слайд 5

Организация целенаправленной интеллектуально-познавательной деятельности ЛАТЕНТНОЕ (скрытое) РЕАЛЬНОЕ (прямое) ОПОСРЕДОВАННОЕ обучение

Слайд 6

Воспитание сказкой (модель освоения образовательной области «Познание» через сказку). Развитие элементарных математических представлений Точная сказка Формирование временных представлений Фигурная сказка ознакомление с геометрическими фигурами и величиной Умная сказка Формирование количественных представлений

Слайд 7

Реализация проекта Непосредственная образовательная деятельность. Совместная деятельность воспитателя и детей в режимных моментах. Свободная деятельность детей. Сотрудничество с семьей по теме проекта. Презентация проекта на районном выступлении

Слайд 8

План мероприятий в ходе проекта Моделирование сказок из геометрических фигур; Дидактическая игра по ФЭМП «Веселая репка»; Развивающие настольно-печатные игры по ФЭМП; НОД по формированию ЭМП у старших дошкольников «Дорога к Изумрудному городу»; Интегрированное занятие «Помоги Незнайке вернуть дорожные знаки» (образовательные области «Познание», «Безопасность», «Художественное творчество»); Интегрированное занятие «Терем, терем, теремок» (образовательные области «Познание», «Физическая культура»); Математический КВН «Сказочная математика»; Интеллектуальная игра совместно с родителями «Путешествие в царство Математики»

Слайд 9

Фигурная сказка Ознакомление детей с геометрическими фигурами и величиной

Слайд 10

Моделирование сказки из геометрических фигур " Два жадных медвежонка " " Три поросёнка"

Слайд 11

" Три медведя" " Волк и семеро козлят "

Слайд 12

" Репка " " Гуси - лебеди "

Слайд 13

Умная сказка Формирование количественных представлений

Слайд 14

Театрализованная игра "Репка"

Слайд 15

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «РЕПКА» РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА, СЛОВОТВОРЧЕСТВО - повторить стишок из сказки: тихо-громко, медленно-быстро - поставить частицу «не» перед словом репка - Что же вырастил дед? Придумать. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: - Драматизация отрывков; - Спортивная эстафета: «Репка»; Просмотр иллюстраций к сказке разных художников. СКАЗКА И ЭКОЛОГИЯ: - Из чего дед вырастил репку? - Чем поливал? - Чем репа полезна? - Кто любит репу, что можно приготовить? - Эксперимент: замочить и прорастить семена. НРАВСТВЕННЫЙ УРОК, ВОСПИТАНИЕ ДОБРЫХ ЧУВСТВ : - Почему деду удалось вырастить репку? - Кто помог деду, почему? - А если бы кошка съела мышку? И т.д. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ : -Придумать продолжение сказки, (репка волшебная); Сказка наоборот- мышка вырастила репку; -Репка бегала за дедом. СКАЗКА РАЗВИВАЕТ РУКИ: - Рваная аппликация; - Коллективное рисование персонажей сказки; - Дома нарисовать, как росло зерно репки и во что выросло? КОММУНИКАЦИЯ, КУЛЬТУРА ОТНОШЕНИЙ Пословицы-поговорки: – «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», - «У друзей любое дело спорится» СКАЗКА И МАТЕМАТИКА: - Как разделить репку на всех поровну? Моделирование сказки из геометрических фигур .

Слайд 16

Точная сказка Формирование временных представлений

Слайд 17

Математический КВН Команда "Теремок" Команда "Колобок"

Слайд 18

Интегрированное занятие "Дорога к Изумрудному городу" Интеграция образовательных областей «Познание», «Социализация», «Коммуникация»

Слайд 19

Интегрированное занятие "Терем, терем, теремок" Интеграция образовательных областей «Познание», «Физическая культура»

Слайд 20

Интегрированное занятие «Помоги Незнайке вернуть дорожные знаки»

Слайд 21

Интеллектуальная игра совместно с родителями "Путешествие в царство Математики"

Слайд 22

Спасибо за внимание! Творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство развития музыкально-творческих способностей дошкольников.

Сегодня актуальность приобретает развитие творческих способностей ребенка, ведь  в  эти  годы  закладывается основа, на которую позже  будут накладываться   знания...

Опыт работы по формированию элементарных математических представлений дошкольников посредством сказки.

«Математика всегда остаётся для учеников работой», — утверждал почти полтора века назад Д. И. Писарев. С тех пор восприятие математики мало изменилось. Математика продолжает оставаться наиболее ...

Развитие математических способностей дошкольников посредством логических игр и упражнений.

В данной статье рассмотрены возможности развития интеллектуальных способностей дошкольников посредством логических игр и упражнений....

«Развитие интеллектуальных и математических способностей дошкольников посредством лего-конструирования» «Изучаем ЛЕГО математику»

     Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных инте...

Консультация для педагогов Формирование математических способностей дошкольников через сказку.

Подготовке детей к основам математики отводится важное место. Это можно объяснить началом обучения с раннего возраста, избытком информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к ко...

Проектная деятельность в подготовительной группе «Развитие познавательной активности: технического мышления и моделирования в детском саду»2019-2020(март,2020)

Проектная деятельность в подготовительной группе  «Развитие познавательной активности: технического мышления и моделирования в детском саду»2019-2020(март,2020)...