Доклад на тему: Математические игры, как средство развития логического мышления.
материал по математике на тему

Панюкова Елена Александровна

Доклад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_temu.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Математические игры, как средство

развития логического мышления».

      Использование математических развивающих игр и головоломок в развитии логического мышления старших дошкольников не является новшеством и широко известно всем педагогам. В настоящее время появилось много качественных, интересных, ярких, красочных пособий. Причём, издаются как новые, так и усовершенствуются старые, давно любимые, пособия.

    Развивающие игры дают возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности.

      Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Остается лишь использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. Использование развивающих игр и головоломок в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности.

     Положительные аспекты математических игр и головоломок:

    Интеллектуальные игры способствуют:

- развитию памяти детей

- переключению с одного вида деятельности на другой

- развитию умения слышать и слушать других

- понимать и воспринимать другие точки зрения

   

  Также интеллектуальные игры помогают:

- расширить возможности свободного, осознанного выбора и максимальной реализации потенциальных способностей

- лучше подготовить ребёнка к школьному обучению

     Итак, немного об играх, в которые мы играем в нашей группе:

        ЛОГИКО – МАЛЫШ состоит из планшета, на котором находятся подвижные разноцветные фишки и набора карточек по различным направлениям и темам. При помощи разноцветных фишек ребенок отвечает на поставленные в карточках вопросы и может самостоятельно проверить правильность своих ответов.

Логико – малыш позволяет:

- быстро осуществлять контроль уровня знаний и развития детей

- в игровой форме закреплять и систематизировать освоенный материал, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка

- комплексно развивать логическое мышление, внимание, память, воображение и речь

- долгие годы использовать планшет, постепенно пополняя комплект новыми карточками.

    А сейчас, я немного расскажу как играть в Логико – малыш. В планшет вставляется карточка, например, по математике: части и целое. Она называется «Как строили дом: расставь картинки по порядку». Наша задача состоит в том, чтобы в правильном порядке расставить разноцветные фишки, находящиеся снизу, под картинкой.     Перевернув картинку в планшете мы можем проверить себя, все ли мы сделали правильно, или есть какие-то ошибки? Если ошибок нет, значит, мы - молодцы, все выполнили верно; если же есть какие-либо ошибки, мы переворачиваем карточку и вместе разбираем.

     В тоже время, на стороне с ответами представлено еще одно задание. В данном случае (на выше описанной карточке): Как приготовили это угощение? Расскажи, что делали сначала, что – потом.

Ребенок, внимательно рассмотрев все картинки и уловив  причинно - следственные связи, либо логику событий, может пошагово, опираясь на картинки, ответить нам на поставленный вопрос. Это развивает речь, мышление, логику.

     Сейчас немного расскажу о всем известных ПАЛОЧКАХ КЮИЗЕНЕРА

     Бельгийский учитель начальной школы Джорж Кюизенер разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей.

     Палочки Кюизенера (их еще называют «числа в цвете») – это комплект цветных пластмассовых палочек в виде призм, которые в свою очередь раскрашены в 10 различных цветов. Самая маленькая палочка имеет длину 1см и по форме является кубиком. Каждая последующая больше по длине на 1см.

     Упражнения состоят в сортировке призм по разным признакам (цвету, размеру, цвету и размеру), сооружении из них построек, различных изображений на плоскости. Играя, с палочками Кюизенера, ребенок легко научится сопоставлять цвета и размеры. С палочками Кюизенера дети быстрее запоминают состав числа, понимают сущность арифметических действий. Несмотря на то, что это математический набор для изучения чисел, играть в него могут даже самые маленькие дошкольники. Например, для малышей существуют полноразмерные схемы - образцы для выкладывания этих палочек, а для детей постарше более мелкие схемы, по которым выкладывают палочки как по образцу. В игре дети усваивают такие понятия как: между, длиннее, шире, одна из, неодинаковые, одинаковые, увеличить на, каждый и т.д.

     ТАНГРАМ

   Особое место среди математических развивающих игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов  из специальных наборов геометрических фигур. Такой игрой у нас является ТАНГРАМ.  Танграм от китайского «7 дощечек мастерства» - это головоломка, состоящая из 7 танов (плоских геометрических фигур), полученных делением квадрата на 7 частей. При решении данной головоломки требуется соблюдать два условия: первое – необходимо использовать все 7 фигур, и второе – фигуры не должны перекрываться между собой.

   Детей увлекает результат: составить увиденное на образце или задуманное, и они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур, с целью создания силуэта.

Собирая такую головоломку, ребёнок развивает наглядно - образное мышление, целостное восприятие, воображение.    

        Эти игры я использую как в непосредственно образовательной деятельности, так и для самостоятельной деятельности детей.

  ИГРЫ НИКИТИНА

     Развивающие игры Никитина – это уникальная методика быстрого развития ребенка. Каждая из игр представляет собой задачу, которую предлагается решить при помощи учебных материалов – кирпичиков, кубиков и др. Один из главных принципов игр Никитина – это самостоятельность ребенка в выполнении поставленных задач. Таким образом, ребенок испытывает свои возможности и учится не только выполнять задания, но и самостоятельно мыслить. Здания строятся так, чтобы наращивать уровень сложности. Важно, что задания даются ребенку как в устной форме, так и в форме чертежей и схем, следовательно, ребенок учится воспринимать информацию из различных источников.

     Одна из игр Никитина РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПОСТРОЙКИ  

   Состоит из деревянных блоков различного цвета, квадратных карточек с расчерченными планами для фундамента строительной конструкции и проектов - заданий. В зависимости от цвета блоки разделены на определенное количество кубиков. По заданным схемам нужно выложить определенную конструкцию на расчерченном листе – плане. Занятия с этим набором развивают пространственную ориентацию, чувство симметрии и асимметрии, умение концентрировать внимание, и даже начальные навыки чтения чертежей.

       Еще одна, всем известная игра СЛОЖИ УЗОР.

   Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Что позволяет составлять из них разнообразные узоры в огромном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов. Сначала мы учимся по узорам - заданиям складывать точно такой же узор из кубиков.

     Затем ставим другую, обратную задачу: придумывать новые узоры, т. е. выполнять уже творческую работу.

 Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме  окраску кубиков (квадраты и треугольники), можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.

     Игра «Сложи узор» развивает образное и пространственное мышление, конструктивные и художественные способности, внимание и фантазию. В этой игре есть элемент художественного творчества и ее хорошо использовать в качестве материала именно для свободного творческого эксперимента.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Логико-математические игры как средство развития логического мышления детей"

Цель мастер-класса: повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоении опыта работы педагога – мастера с дошкольниками...

Математические игры как средство развития логического мышления дошкольников

Использование различных игр во время образовательной деятельности при изучении математики....

Доклад на тему: «Дидактическая игра как средство развития логического мышления»

Доклад на тему:«Дидактическая игра как средство развития логического мышления»...

Мастер-класс на тему: «Логико-математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников»

Мастер-класс на тему:«Логико-математические игры, как средство  развития логического мышления у дошкольников»...

Математические игры как средство развития логического мышления дошкольников

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развити...

«Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников. Возможности материала «Логические блоки Дьенеша»

laquo;Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников. Возможности материала «Логические блоки Дьенеша»...