Мастер-класс "Логико-математические игры как средство развития логического мышления детей"
методическая разработка по математике

Нуриахметова Альфия Сагитовна

 

Цель мастер-класса: повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоении опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по формированию умственных способностей и творческой активности в процессе игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon master-klass.zip93.09 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс на тему:

«Логико – математическая игра – как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста».

Педагог - мастер:

Нуриахметова Альфия Сагитовна, воспитатель, первой квалификационной категории.

Дата проведения: 9 марта 2010 года.

Место проведения: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида второй категории «Березка».

Цель мастер-класса: повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоении опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по формированию умственных способностей и творческой активности в процессе игровой деятельности.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико  – математических игр в работе с детьми дошкольного возраста.
  2. Обучить участников мастер – класса методам и приемам использования развивающих игр в педагогическом процессе .
  3. Развивать интерес к оригинальной образовательной игровой технологии, инициативу, желание применять на практике данную технологию.
  4. Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Раздаточный материал: таблицы образовательных задач по математическому развитию детей (по возрастам), дидактические игры, анкеты для педагогов-участников, «Памятки для воспитателя».

План.

1. Вступительное слово:

  1. актуальность темы.

2.Ознакомление участников мастер – класса с основными методами и приемами по использованию игровой технологии:

  1. создание педагогических условий;
  2. этапы освоения игр детьми;
  3. решение образовательных задач.

3.  Кофе - пауза

4.  Практическое занятие с участниками мастер – класса по использованию развивающих игр В.Воскобовича.

 5.Рефлексия:

  1. вопросы участников мастер – класса;
  2. заполнение анкет участниками мастер – класса
  3. заключительное слово.                  

(Сайд 1)

Вступительное слово.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Представляю вашему вниманию мастер – класс на тему:  «Логико – математическая игра – как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста»

(Слайд 2)

Немного о себе

Нуриахметова Альфия Сагитовна

Образование: среднее профессиональное, педагогическое

Занимаемая должность: воспитатель

Общий стаж работы: 18

Педагогический стаж:18

Стаж работы в данном ДОУ: 18

Первая квалификационная категория

(Слайд 3)

Моё кредо

« Понимать, что справедливо,

Чувствовать, что прекрасно,

Желать, что хорошо,-

Вот цель разумной жизни»

(Слайд 4)

Восьмой год я работаю по «Программе развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией Бабаевой Т.И.  

Девиз программы «Чувствовать-познавать-творить».

 В данной программе представлены многие идеи традиционного воспитания в виде сквозного “пронизывая всех разделов” тремя содержательными линиями: чувств, познания, творчества. Программа предполагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. В разработку программы вошли лучшие инновационные игровые технологии Н. Никитина, З. Дьенеша, Кюизенера, В. Воскобовича, которые и являются средством интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста.

-Почему проявился интерес к развивающим играм?

(Слайд 5)

Ценность развивающей  игровой технологии

Всестороннее развитие дошкольника можно осуществить на основе игровой деятельности, в процессе которой у ребенка формируется воображение, приобретается опыт общения со сверстниками.

Благодаря использованию игровой технологии  процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.

И как педагог-практик, я понимаю, что с развитием научных тенденций нужно «отходить» от типовых программ, внедряя лучшие новаторские идеи.          

Ребенок стремится к активной деятельности, но само по себе пытливость, понятливость и  интеллект не развиваются, поэтому  свою работу с детьми я построила на игровой технологии В. Воскобовича

(Слайд 6)

“Без  игры  нет  и   не   может   быть   полноценного

                   умственного развития. Игра  –  это  огромное  светлое

                   окно, через которое в духовный мир ребенка  вливается

               живительный поток представлений, понятий.  Игра- это   искра,     зажигающая     огонек  пытливостилюбознательности.”

                                                          В.А. Сухомлинский

В дошкольном возрасте игра  имеет  важнейшее  значение  в  жизни маленького ребенка. Потребность  в  игре  у  детей  сохраняется  и  занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет  реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем.  Дети   -  творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

В игре ребенок делает открытия того,  что  давно  известно  взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.

      “Игра,  есть  потребность  растущего  детского   организма.   В   игре

развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело,  вернее  глаз, развиваются  сообразительность,  находчивость,   инициатива”  –  так  писала выдающийся  советский педагог Н.К. Крупская.

Огромную роль в умственном воспитании и  в  развитии интеллекта играет  математика.  В  настоящее  время,  в  эпоху  компьютерной  революции встречающаяся  точка  зрения,   выражаемая   словами:   “Не   каждый   будет математиком”, безнадежно устарела.

      Сегодня, а тем более, завтра  математика  будет  необходима  огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные  возможности для развития мышления  детей,  в  процессе  их  обучения  с  самого  раннего возраста.

   Дети младшего дошкольного возраста, пришедшие ко мне, в основном не посещали  детский сад (по разным причинам), поэтому, проводя занятия, я заметила, что  они  редко  отвечают  на вопросы, сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты.

      Как педагога меня это очень насторожило,  и  я  решила  провести  срез знаний, с помощью которого, я смогла выявить детей, особо нуждающихся в  моей помощи. Дети допускали ошибки в счете, слабо знали основные цвета спектра, путали синий цвет с зеленым, многие не знали геометрические фигуры.

      Практика использования развивающих игр, способствовала устранению  пробелов в  знаниях  у детей.        

(Слайд 7)

Цель педагогического опыта - всестороннее гармоничное развитие личности ребенка, формирование  умственных способностей и творческой активности  в процессе игровой деятельности.

 (Слайд 8)

Задачи:

  1. Развивать у ребенка познавательный интерес, желание и потребность узнать новое.
  2. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.
  3. Развивать речь ребенка, конструктивные способности.
  4. Способствовать развитию тонкой моторики руки, пространственного мышления и творческого воображения, умения сравнивать, анализировать и сопоставлять.
  5. Доставлять детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
  6. Повышать педагогическую компетентность родителей в интеллектуальном развитии ребенка.

(Слайд 9)

Для реализации поставленных задач,  в работе с детьми использую следующие виды развивающих игр, направленных  на интеллектуальное развитие ребенка:

  1. это игры-экспериментирования с различным материалом; (игры с тенью, водой, со светом, с магнитами, бумагой и т. д.)

  1. дидактические игры: («Найди ошибку», «Фотограф», «Занимательная геометрия», «Цвет и форма», головоломки, лабиринты и т.д.
  2. развивающие игры-Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики В.Никитина,

«Вьетнамская игра», «Колумбово яйцо» и  развивающие игры В.Воскобовича.

(Слайд 10)

И сегодня мне хотелось бы подробнее остановиться на игровой технологии В.Воскобовича.

Несколько слов о новаторе- создателе этих игр

В.В.ВОСКОБОВИЧ
И ЕГО РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Толчком к изобретению игр послужили собственные дети. Они родились у инженера-физика Вячеслава Воскобовича в эпоху Перестройки, и походы по магазинам игрушек вгоняли молодого отца в тоску. Там предлагались игры, в которые играли еще бабушки наших бабушек. А в стране уже активно велись разговоры об альтернативной педагогике. И Вячеслав Валерьевич решил внести собственную лепту в передовые методы воспитания .

Вашему вниманию сегодня будут представлены авторские игры: «Квадрат », «Прозрачные льдинки», «Чудо - цветик», «Геоконт», кораблик «Брызг-брызг», «Шнурок- затейник» (представить игры)

(Слайд 11)

Краткое описание особенностей игр, которым характерны:

Первое: конструктивные элементы  (с показом).

Например: в "Геоконте" средством конструирования выступает динамичная "резинка", отличительные свойства "Квадрата Воскобовича" -- жесткость и гибкость одновременно, конструктивным элементом в "Прозрачном квадрате" является прозрачная пластинка с непрозрачной частью, а в "Шнуре-затейнике" -- шнурок и блочка.

Второе: широкий возрастной диапазон участников.

Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда даже учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.

Третье: многофункциональность.

С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя ребенок осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

Четвертое: Творческий потенциал.

С какой игрой ребенок играет дольше всего?- спросите Вы.  Конечно, с той, которая дает ему возможность воплощать "задумки" в действительность. Сколько интересного можно придумать и сделать из деталей "Чудо-головоломок", разноцветных "паутинок" "Геоконта", "вечного оригами" "Квадрата Воскобовича": машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы - целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество и взрослым.

Пятое: сказочная "огранка"

Фиолетовый Лес - это методическая, развивающая среда в виде сказок. Cказки Фиолетового Леса содержат сюжеты с чудесными превращениями, приключениями забавных персонажей и одновременно занимательными вопросами, проблемными задачами, упражнениями на моделирование и преобразование предметов.

Каждая игра занимает определенную область в Фиолетовом Лесу и имеет своего персонажа.

Игра «Геоконт» - Чудесная Поляна Золотых Плодов, персонажи – Малыш Гео, Ворон Метр, Паук Юк, паучата

Игра «Квадрат Воскобовича» (двухцветный) – Чудесная Поляна Золотых Плодов, персонажи - Ворон Метр.

Игра «Прозрачный квадрат» - Озеро Айс, персонажи – Хранитель Озера Айс, Малыш Гео, Ворон Метр, Незримка Всюсь.

Игра «Чудо-цветик» - Поляна Чудесных цветов, персонажи – Малыш Гео, девочка Долька

Интерес детей к сказкам -- это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не изучают дроби, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Новое, необычное и нестандартное всегда привлекает внимание детей и лучше запоминается.

(Слайд 12)

Организовать педагогический процесс, так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно – задача достаточно сложная. Поэтому, для себя определила основные этапы решения проблемы в данном направлении:

  1. изучение литературы;
  2. создание предметно-развивающей среды;
  3. разработка тематических планов, которая включает в себя:
  1. организованную деятельность;
  2. совместную игровую деятельность детей и взрослых;
  3. самостоятельную игровую деятельность детей;
  1. разработка методических рекомендаций  для родителей;
  2. подбор диагностического материала для выявления интеллектуального  уровня развития детей.

(Слайд13)

В своей работе применяю новаторские идеи и педагогические технологии следующих авторов:

1.В.В.Воскобович «Сказочные лабиринты игры»

2. З.А. Михайлова «Математика от 3 до 7».

3. Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия» (все возрастные группы)

4.В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова «Конспекты занятий»

(Слайд14)

В группе создана предметно-развивающая среда, в соответствии с требованиями «Программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией Бабаевой Т.И.  

С целью стимулирования интеллектуального развития детей оборудован математический уголок развивающих и занимательных игр: задачи-шутки, головоломки, лабиринты.

В группе оформлен «Фиолетовый лес» с его сказочными персонажами

В  нашем детском саду имеется большой арсенал развивающих игр  В.Воскобовича и методическое обеспечение к ним.

Каждая группа оснащена каврографами с игровым комплексом игр «Ларчик».

(Слайд15) следующим этапом была:

Разработка тематических планов.  (Развивающие игры В.Воскобовича выполняют роль дидактического материала на занятиях - красочные, нестандартные, оригинальные, творческие, которые  легко вписываются в любую форму планирования).

На данном этапе в разработке планирования старалась придерживаться следующих принципов:

  1. Последовательность.
  2. Систематичность  «от простого к сложному».
  3. Учет индивидуальных и возрастных особенностей.

При планировании  учебно – воспитательной работы существенную роль сыграли таблицы (они лежат у вас на столах). В четырех таблицах раздела «Решение образовательных задач в играх» представлены задачи математического развития детей для младшего, среднего и старшего возраста. И в отдельной таблице перечислены психические процессы, которые интенсивно развиваются при помощи авторских развивающих игр. Размер кругов в таблице показывает степень реализации программных задач в игре (большой кружок –максимальная, средний круг – средняя, маленький кружок – небольшая). Если же круга нет, то образовательная задача в выбранной игре практически не решается. (Обратить внимание на одну из игр) квадрат двусторонний

Следующий этап

(Слайд16)

Форма организации детской деятельности, которая включает в себя:

Организованную деятельность

Организовать и проводить обучающие занятия можно следующим образом:

1. Занятия – сказки. На первом этапе особая роль в организации игровой и познавательной деятельности отводится взрослому. Он знакомит с персонажами сказок, подбирает игровые задания, играет и занимается вместе с детьми. В каждой игре присутствует сказочный герой, которому по сюжету необходимо решить какую – либо проблему.

2. Комбинированные занятия из большого количества игр с небольшим набором игровых заданий. (Целесообразно проводить, когда дети давно играют и хорошо знают все игровые упражнения)

3. Занятия – досуги. (особенно в старшем дошкольном возрасте, включала, как итоговое на закрепление пройденного материала)

4. Прекрасно получаются комплексные занятия.(Математика, развитие речи и изобразительная деятельность, экологическое образование и конструирование.) Такая форма занятия подробно описана в методике Бондаренко)

Методы:

1. Словесный метод (это объяснение педагога,  рассказ, знакомство с содержанием игры,  анализ достигнутого результата).

2. Наглядный метод (при рассматривании схем, мнемотаблиц, знакомство с персонажами игровых технологий)

3. Практический метод (манипуляции с играми, показ примера, самостоятельная деятельность)

(Слайд18)

Совместная игровая деятельность детей и взрослых вне занятий, такая форма предполагает: игры на закрепление и знакомство с новым материалом, индивидуальная работа и предварительная работа.

Чем же совместная деятельность отличается от занятий? Попробуем разобраться:

Начало каждого занятия начинается со слов : «Мы сегодня будем заниматься»,

Совместная игровая деятельность начинается спонтанно для детей. Появляется персонаж, который увлекает детей и предлагает послушать сказку, при этом напоминает, что игрушки нужно убрать на свое место.

Во время занятий взрослый ставит вопросы, задачи, привлекает к решению. В  совместной деятельности, взрослый это партнер по игре, в процессе которой идет живая беседа, создается атмосфера творчества, самостоятельности и определенной свободы.

Занятия регламентируются временем, в совместной деятельности временных рамок нет.

И, наконец, завершение совместной деятельности и занятия. Занятие заканчивается, тем, что взрослый подводит итог (что узнали нового) совместная деятельность плавно перетекает в самостоятельную деятельность.

(Слайд19)

Самостоятельная игровая деятельность детей. Этот вид деятельности чрезвычайно важен для развития ребенка. В самостоятельных играх ребенок закрепляет самостоятельно полученные знания, навыки, тренирует умения, совершенствует мелкую моторику, развивает интеллект, а самое важное появляется неограниченная возможность придумывать и творить.

(Слайд20)

Работа с родителями.

Успех в работе по развитию детей может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи.

При помощи родителей была оформлена развивающая среда «Фиолетовый лес» с его сказочными персонажами.

Провела родительское собрание, где познакомила родителей с некоторыми играми В.В.Воскобовича, заинтересовала их значимостью развивающих игр. Родители приобрели игры в домашнюю игротеку.

1 раз в квартал проводились для родителей практические занятия «В гостях у Почемучки»,  знакомила с новыми играми.

Провожу в начале и в конце года итоговые занятия по математическому развитию, на  которых родители видят результаты работы.

Для родителей составлена «Памятка» по использованию игровых технологий.

Результативность педагогического опыта.

(Слайд 21)

Работая по технологии развивающих игр В.Воскобовича, можно утвердительно сказать о положительной динамике роста интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Сравнительный анализ за 2 года  

Результаты  диагностики  по математическому   развитию  детей  

за   2006-2007, 2007-2008  учебные года.

(Слайд22)

Уровень интеллектуального развития дошкольников.

Показателем  динамики интеллектуального развития детей является использование развивающих игр, что способствует более эффективному  формированию умственных способностей, познавательной  и творческой активности. В результате дошкольники демонстрируют высокие умственные способности, участвуя в различных интеллектуальных конкурсах на уровне ДОУ, города и района. Так в 2008 году мои воспитанники стали призерами интеллектуального конкурса «Умники и умницы» среди дошкольных образовательных учреждений.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра , как средство развития логического мышления детей младшего дошкольного возраста

Возраст 3-х – 4-х лет – это возраст познания, когда у ребенка вырабатывается своеобразное собственное логическое мышление, которое необходимо поддерживать и  развивать. Поэтому  ...

Развивающие дидактические игры, как средство развития логического мышления детей.

Анна Корабельникова Развивающие дидактические игры, как средство развития логического мышления детей.«Познание начинается с удивления».Аристотель.Развивающие дидактические игры, как средство разв...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье раскрыто значение дидактической игры, посредством развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, доказывается необходимость реализации условий педагогами дид...

Презентация "Настольные геометрические игры как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста"

Презентация "Настольные геометрические игры как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста"...

ПРОГРАММА по самообразованию на тему: «Настольные геометрические игры как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

Мною была разработана программа: «Настольные геометрические игры как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста».Которая, реализовалась на старшем дошкольно...

«Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников. Возможности материала «Логические блоки Дьенеша»

laquo;Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников. Возможности материала «Логические блоки Дьенеша»...