Дидактическая игра - как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Любовь Викторовна Седайкина

Игра очень важный и необходимый этап в жизни ребнека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра - как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста

В наше время, в современном обществе от человека требуют высоко развитые интеллектуальные способности, с творческим подходом к решению возникающих проблем. Современное образование одним из приоритетных направлений ставит развитие мыслительных процессов ребенка, а в частности логического мышления ребенка.

Мышление рассматривается, как теоретическая и практическая деятельность человека, которая включает в себя систему действий и операций ориентировочно-исследовательского, познавательного и преобразовательного характера. Логическое мышление – это мыслительный процесс, при котором человек использует логические понятия и конструкции, которому свойственна доказательность, рассудительность, и целью которого является получение обоснованного вывода из имеющихся предпосылок.

Формирование мыслительных процессов дошкольника — одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения.

Логическое мышление рассматривается как умение ребенка понимать рассуждения и самому выстраивать рассуждения с помощью слов и анализа ситуации или взаимосвязи предметов.

Развитие логического мышления ребенка обычно делят на два этапа. На первом этапе происходит усвоение ребенком значения слов, в том числе абстрактного содержания. На этом этапе ребенок учится оперировать этими словами, пользоваться ими при решении поставленных задач. На втором этапе ребенок познает систему понятий, которые описывают отношения между предметами, ребенок усваивает правила логических рассуждений.

Логическое мышление помогает ребенку осваивать закономерности, которые определяют развитие природных процессов, развитие общества. На основе логического мышления ребенок учиться абстрактно решать мыслительные задачи. Важным новообразованием старшего дошкольного возраста является развитие такой особенности мышления, которая помогает ребенку видеть относительность определенной логической системы, с помощью чего избегать противоречий, связанных с системой. Логическое мышление – это не единая схема действий или траектория познания. У каждого ребенка оно индивидуально и учитывает его способности, уровень подготовки и знаний, воображение и восприятие.

На практике выделяют 3 основных вида логического мышления:

  • Образно-логическое или наглядно-образное. Суть этого формата заключается в том, что индивид представляет визуально образы, предметы и с помощью имеющихся знаний воображает необходимые действия, операции, примерно понимает результаты и пр. Образно-логическое мышление свойственно всем, начиная с детского возраста, когда познание мира только начинается. В дальнейшем данный вид мышления основывается на ассоциациях. Благодаря такому типу осмысления человек легко находит сходства и отличия предметов, находит решение простым и привычным путем, проявляет любознательность и пр.;

Классификация мышления

  • Абстрактно-логическое, которое основывается на воображении и абстрагировании от внешних факторов с акцентом на проблему, факты и выводы. Здесь индивид устанавливает причинно-следственные связи, грамотно разделяет все процессы и результаты, а затем формирует соответствующий вывод;
  • Словесно-логическое. Здесь обоснование мыслей автора зависит от его ораторских способностей и самоподачи, грамотности и убедительности. Данный тип мышления основывается исключительно на речи, словах, внимательности собеседника, умения вести дискуссии, аргументировать позиции с научной точки зрения, аргументами и фактами, действиями.

В психологии проблемами мышления занимались такие учение как П. Я. Гальперин, Ж. Пиаже, Н. Н. Поддъяков др.

В книге Ж. Пиаже «Концепция детского интеллекта и этапов его становления», заметил, что «нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и качества предметов - свидетельствуют о том, что даже к концу дошкольного возраста, то есть к возрасту около 6 лет, многие дети еще совершенно не владеют логикой».

Объективно существует противоречие между необходимостью развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста и неготовностью воспитателей способствовать этому процессу. Это противоречие обозначило проблему в исследовании: выявление эффективных средств развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

На основе противоречия и проблемы исследования возникает тема исследования «Дидактическая игра как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста».

Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать значение дидактических игр в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: влияние дидактических игр на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста будет эффективнее, если систематически использовать комплекс дидактических игр и упражнений, направленных на его развитие в практике ДОУ.

Задачи:

1. Проанализировать в психолого-педагогической литературе состояние проблемы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

2. Провести диагностику уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать комплекс дидактических игр, направленных на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

4. Провести контрольное исследование уровня развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

1. Ануфриев А. Ф. «Как преодолеть трудности в обучении детей», Москва,2009, стр. 5-19.

2. Березина О. Н. и др. «Совместная деятельность взрослых и детей», Москва,2011,стр. 4-8.

3. Дубровина И. В., Прихожан А. М, Зацепин В. В. «Возрастная и педагогическая психология», Москва,2008, стр. 87-210

4. «Дошкольное воспитание» №10-2012 г., стр. 36-41

5. Микляева Н. В. «Дошкольная педагогика». Учебное пособие, Москва, 2008.

6. Носова Е. А. «Логика и математика для дошкольников», СПб. 2005, стр. 4-13,23,24.

7. Юрий Гатанов «Развиваю логику и сообразительность», Спб:Издательство «Питер».2000, стр. 14-16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение игре в шахматы как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта....

Обобщение опыта работы воспитателя по теме: «Игра в шашки, как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

Обобщение опыта работы воспитателяпо теме: «Игра в шашки, как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»...

деловая игра для воспитателей "Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"

логическое мышление зависит от его быстроты, способности рассуждать, решать задачи в разных областях....

Презентация "Настольные геометрические игры как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста"

Презентация "Настольные геометрические игры как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста"...

ПРОГРАММА по самообразованию на тему: «Настольные геометрические игры как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

Мною была разработана программа: «Настольные геометрические игры как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста».Которая, реализовалась на старшем дошкольно...

Деловая игра для воспитателей «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр »

Я поделилась с коллегами опытом работы по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр....