Мастер - класс " Использование поисково - развивающих игр "на перемещение"в структуре НОД по ФЭМП для дошкольников 4-6 лет"
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

Чичварина Татьяна Владимировна

Представлен опыт работы по ФЭМП на примере нестандартных поисковых игр 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx30.65 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

« Использование поисковых интеллектуально – развивающих игр на «перемещение»

« Как гусеница и муравей в гости ходили» в структуре  НОД по формированию элементарных математических представлений для дошкольников 4-6 лет в рамках авторской программы МБДОУ « Детский сад № 12» г.о. Самара

« Увлекательное путешествие в Сообразилию»

 Чичварина Татьяна Владимировна, старший воспитатель,

Кононова Любовь Леонтьевна, воспитатель

МБДОУ « Детский сад № 12» г.о. Самара

Цель: Представить опыт работы по ФЭМП на примере нестандартных поисковых  интеллектуально – развивающих игр, основанных на методических приемах развития интеллекта старшего научного сотрудника ПИ РАО А.З.Зака  для дошкольников 4-6 лет.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с поисковыми интеллектуально – развивающими играми на «перемещение» для дошкольников 4-6 лет по развитию наглядно – действенного и наглядно – образного мышления.

2. Обучить конкретным навыкам в работе с детьми, способам достижения намеченных результатов рамках транслируемого опыта.

Материал: демонстрационные таблицы, индивидуальные тетради на каждого педагога, флайер, диски с Программой.

Актуальность

ФГОС нацеливает нас на развитие личности ребенка и важнейшие  качества, которые необходимо развивать у детей – это инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни.

 Оценивая  качество математической  подготовки  и  анализируя  успеваемость в начальной школе, мы выяснили, что вполне  благополучные выпускники детского сада ко 2-3 классу начинают испытывать трудности в учебе. Основная причина этого – интеллектуальная пассивность, недостаточно сформированная привычка думать, решать поставленные задачи самостоятельно. Высокие требования жизни к использованию методов, средств обучения, новые ориентиры образовательной политики побудили скорректировать пред математическую подготовку детей и создать программу

« Увлекательное путешествие в Сообразилию»  по  развитию интеллектуальных способностей дошкольников 4-6 лет, основанную на методических приемах развития интеллекта А.З.Зака, которая  дополняет основную общеобразовательную программу, реализуемую в ДОУ.

Инновационная направленность поисковых интеллектуально – развивающих игр, входящих в Программу, заключается в том, что при решении заданий создаются благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке ее целей и находить способы их достижения.

Дети выполняют разнообразные поисковые действия, осуществляя планирование своих шагов, учатся  делать обоснованные выводы о связи полученного результата и исходными условиями.

Важно отметить, что предоставляется возможность гибко использовать  интеллектуально – развивающие игры как в детском саду в организованной образовательной деятельности, как часть НОД по ФЭМП, так и в индивидуальной работе с детьми, дома с родителями, что создает альтернативу жесткой регламентированной модели обучения.

В Программе представлено перспективное планирование, даны методические рекомендации, описание развивающих игр, имеется индивидуальная тетрадь для выполнения заданий.

1. Представление опыта как системы путем прямого комментированного показа в действии основных приемов и методов работы с детьми 4-6 лет.

—  Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Кононова Любовь Леонтьевна. Я работаю воспитателем детского сада в городе Самара. Я хочу вам представить опыт работы по программе « Увлекательное путешествие в Сообразилию» и продемонстрировать вам поисковые интеллектуально – развивающие игры « Как гусеница и муравей в гости ходили» для детей 4-6 лет  по формированию элементарных математических представлений. Данная игра создаёт все условия для активизации развития умственной деятельности ребёнка. Это предусматривается рядом обстоятельств. Во – первых, успешное выполнение заданий требует от ребёнка не реальных, а воображаемых изменений ситуации, поскольку в игре не нужно ничего реально перемещать, а необходимо лишь представить, куда возможны передвижения её персонажей. Во – вторых, содержание игры составлено так, что в одном случае ребёнок будет находиться в позиции отгадывающего, в другом – проверяющего отгадки, в иных – в позиции загадывающего. В – третьих, игра построена так, что сложность последующих занятий в отношении предыдущих постоянно возрастает (например, за счёт увеличения количества клеток игрового поля), но это возрастание реализуется постепенно. В – четвёртых, при построении игровых заданий специально учитывалось то, чтобы последующее занятие никогда не повторяло предыдущее, - это способствует поддержанию у детей интереса к игре. В – пятых, игровые задания строятся из того расчёта, чтобы имелась возможность использования разных способов их успешного выполнения, - это позволяет каждому ребёнку проявлять инициативу в поиске путей достижения цели, способствует развитию у ребёнка интеллектуальной гибкости, возможности с разных сторон посмотреть на одну и ту же ситуацию.

В системе образования детей 4-6 лет материал в течение  учебного года распределяется следующим образом: 4-5 лет с 1по 17 игру – 17 НОД со  второй половины года (февраль- май); 5-6 лет – с 18 по 50 -18 НОД с первой половины года, может использоваться сразу несколько игр на занятии по мере усвоения детьми материала. Проводятся как часть НОД по ФЭМП. В программе имеется перспективное планирование, даны методические рекомендации по проведению игр, их описание, индивидуальные тетради на каждого ребенка.

Имитация игры

- Приглашаю для проведения мастер-класса всех желающих. Уважаемые педагоги, предлагаю вам окунуться в детство и на  некоторое время превратиться в детей. Согласны? Спасибо.

Игры представлены в индивидуальной тетради. Порядковый номер листа соответствует номеру игры. На листе представлено от 7 до10 заданий.

Хотелось бы познакомить вас со способами передвижений персонажей по клеточному полю, группами  заданий  в соответствии с возрастом детей:

Способы перемещений персонажей по клеточному полю ( таблица)

Группа заданий

1 группа

заданий

2 группа заданий

3 группа заданий

4 группа заданий

5 группа

заданий

Кол-во ходов

Перемещение в один ход

Перемещение в один ход

Перемещение в два хода

Перемещение в два хода

Перемещение в два хода

Возраст

4–5 лет

5–6 лет

Персонажи

гусеница

муравей

гусеница

муравей

Гусеница +

Муравей

Номер

 игры

1–10

11–17

18–27

28–37

39–50

Способ перемещения персонажа

Ходит только прямо в соседнюю клетку один раз

Ходит только наискось в соседнюю клетку один раз

Ходит только прямо два раза

Ходит только наискось два раза

Сочетание ходов персонажей (прямо, наискось)

Усложнения для детей 5–6 лет заключаются в том, что вводятся двухходовые ситуации. Дошкольники самостоятельно придумывают два хода гусеницы и муравья, отмечают верные и неверные двойные ходы и их сочетания. Задания выполняются в два хода из разных известных точек: начальной, промежуточной и конечной. Используется как 12-, так и 16-клеточное поле.

Предлагаю поиграть:

1 группа заданий – перемещение в один ход – персонаж – «гусеница» -  (4-5лет)

 Игра « Куда может пойти гусеница?»

Цель: найти одиночный ход гусеницы на четырех клеточном поле, если известна начальная точка  

Сейчас мы с вами рассмотрим игровое поле  – это большой двухэтажный  дом с четырьмя окошками. На первом этаже живут крестик и квадратик, на втором – точка и кружок. В гости к ним ходит гусеница: от одного жителя к другому. Ходит гусеница только прямо и делает один шаг. Например: если она сначала была у крестика, то одним шагом ей можно пойти только к точке или квадратику. А в гости к кругу пройти нельзя, так как круг живет в окошке, который находится наискось от крестика.

На листе с заданиями ходы гусеницы обозначаются  одиночной стрелкой.

Игра интересна тем, что у каждого ребенка ответ будет свой и он сможет обосновать свое решение.

+

Игра «  Откуда пришла гусеница?»     

Цель: найти одиночный ход гусеницы на  шести  клеточном поле, если известна конечная  точка  

+

Принцип игры тот же, ребенок находит клетку, из которой пришла гусеница.

Игра « Найди верный ход гусеницы»

Цель: Найти верные ходы гусеницы (проверка ходов)

Дети находят верные ходы гусеницы, отмечают их галочкой

+

        

Игра « Придумай ход гусеницы»

Цель: Придумать верные ходы гусеницы.

Дети сами заполняют клетки игрового поля

+

        

2 группа заданий – перемещение в один ход – персонаж – « муравей» -  (4-5лет)

Принцип игр тот же, что и с гусеницей, но изменяется правило: муравей ходит наискосок, ходы муравья обозначаются двойной чертой.

3- 4  группа заданий – перемещение в два  хода – персонаж – « гусеница  » и « муравей»-  (5-6 лет)

Рассмотрим на примере игр с муравьем. Игры с гусеницей поводятся аналогично, согласно правилам передвижения персонажа по игровому полю.

Игра « Куда может пойти муравей»

Цель: найти двойной ход муравья, если известна начальная точка

+

+    +  

Аналогично детям предлагаются игры « Откуда может пойти муравей»,  если известна  только промежуточная, или только конечная клетка. В игре « Придумай ходы муравья» ребенок самостоятельно  заполняет клетки двухходовых заданий, или проверяет решение .

5  группа заданий - перемещение в два  хода – «гусеница + муравей» (сочетание ходов) -

(5-6 лет)

+

+    +  

                

Игры проводятся по тому же принципу, когда известна начальная, промежуточная или конечная точки. Так же  предусмотрены игры на составление загадок детьми самостоятельно и проверка верных и неверных  двухходовых ходов.

Уважаемые коллеги, необходимо отметить, что первые поисковые игры дети выполняют совместно с воспитателем, затем  самостоятельно. Организуя с детьми игры, необходимо поддерживать и одобрять все их верные попытки и никогда не порицать за ошибки.

2.  Заключительное  слово  воспитателя.

Введение в образовательный  процесс поисковых интеллектуально - развивающих игр, основанных  на методических приемах развития интеллекта А.З. Зака, способствует развитию наглядно – действенного, наглядно-образного мышления, усвоению логико-математических отношений, развивает поисковую активность и сообразительность, стимулирует творческие проявления дошкольников, формирует стремление к размышлению и поиску, вызывает у детей  чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего  интеллекта

Рефлексия.

Уважаемые коллеги, полезен ли был для вас предоставленный мастер – класс? Думаю, что мои методы и приемы в работе с детьми по развитию интеллектуальных способностей пригодятся вам в работе, не смотря на то, что данная тема сложная для понимания детей, а значит, требует от нас творческого подхода в преподнесении материала. Желаю вам творческих успехов в работе!

Литература:

      1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013года № 1155

2.Зак А.З. Учимся мыслить, стараясь рассуждать. М.: Фолиум, 2001

3.Зак, А.З. Как развивать авторское мышление у детей 5-6 лет. М.: Фолиум, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование поисково – исследовательской деятельности в интеграции областей » для детей старшего дошкольного возраста.

Мастер-класс «Использование поисково – исследовательской деятельности в интеграции областей »для детей старшего дошкольного возраста. Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов...

МАСТЕР – КЛАСС "Использование современного математического игрового оборудования для формирования элементарных математических представлений у дошкольников".

Математика один из наиболее трудоемких предметов, и чем раньше мы начинаем её осваивать, тем лучше. Как сделать этот непростой труд знакомства с ЭМП дошкольниками более привлекательным и доступным?...

Мастер-класс «Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников»

Педагогом представлен материал по использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников....

МАСТЕР-КЛАСС «Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов, формирования опыта по использованию современных образовательных технологий  в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкол...

Мастер-класс. «Использование технологий развивающих игр по ФЭМП для интеллектуального развития детей 4-5 лет».

laquo;Использование технологий развивающих игр по формированию элементарных математических представлений для интеллектуального развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»(...

Мастер-класс «Использование элементов развивающей методики В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в условиях ДОУ»

Сегодня, когда информация подается нашим детям буквально в «готовом» виде, крайне важно, еще в юном возрасте создать условия для того, чтобы электроника (ТВ, планшеты, телефоны, приставки)...