Групповой познавательный проект для детей подготовительного к школе возраста «Необычная математика»
проект по математике (подготовительная группа) на тему

Людмила Вячеславовна Мартьянова
Цель проекта: Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования технологии моделирования, развивающих математических игр в различных видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_neobychnaya_matematika.docx238.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №93 г. Челябинска»

ПРОЕКТ

Тема: «Необычная математика»

с детьми подготовительного к школе возраста

http://www.filippok.ru/images/all/29/5/big/img_5.jpg

Выполнил:

воспитатель МБДОУ ДС № 93

Мартьянова Людмила Вячеславовна

Челябинск, 2017

Групповой познавательный проект для детей подготовительного к школе возраста «Необычная математика»

Формирование готовности к обучению в школе является важной задачей всей воспитательной работы с дошкольниками, направленной на их всестороннее развитие — физическое, умственное, нравственное, эстетическое. Одним из наиболее сложных предметов в школе является математика. К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени.

Информационная карта проекта

Организация: Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №93 г. Челябинска»

Автор проекта: Мартьянова Людмила Вячеславовна

Тип проекта Познавательный, групповой, краткосрочный.

Актуальность:

Дети усваивают различные понятия в дошкольном возрасте, опираясь на чувственный опыт и житейские представления. Они осваивают счёт в повседневной деятельности, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и размеров. Ребенок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность.

В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, развитию у него познавательных возможностей, которые обеспечивают формирование целостной картины мира.

Планирование работы в ДОУ предусматривает гармоничную  организацию воспитания с учетом возрастных, индивидуальных физических и психических особенностей детей, а также использование соответствующих их развитию форм, методов организации воспитания и обучения на основе современных данных психологической и педагогической науки.

Освоение мира дошкольником осуществляется в процессе познавательного развития, основная цель которого – приобщение ребенка к опыту, накопленному человечеством. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования впервые выделяет образовательную область «Познавательное развитие». В государственном стандарте дошкольного образования обозначены перспективы полноценного развития личности дошкольника, в том числе и познавательного:

  • развитие сенсорной культуры;
  • развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;
  • формирование элементарных математических представлений;
  • формирование целостной картины мира.

Все выше перечисленное невозможно без развития мышления детей дошкольного возраста. Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников.

Основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста является - наглядно-образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов). На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления. Очень актуальны в наши дни занятия по развитию логического мышления, так как они имеют важное значение для будущего школьника.

Основными критериями развития логического мышления у детей являются:

  • умение выделять существенные признаки из второстепенных;
  • умение рассуждать, сравнивать, анализировать, классифицировать предметы;
  • умение аргументировать свою точку зрения;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • развивать нестандартность мышления.

В своей практике для развития логического мышления у дошкольников мы широко используем дидактические игры.

Дидактическая игра является наиболее эффективным средством развития мышления. Правильно используемые дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость, умение тормозить свои чувства и желания, развивает усидчивость, сосредоточенность, требует сообразительности и наблюдательности, подчиняться правилам. Любую игру можно превратить в дидактическую, если правильно поставить задачи,  и на основании этого придумать или изменить ее условия.

Для определения уровня логического мышления используется  методика «Нелепицы» -  Р. С. Немова.

При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Актуальность использования моделирования, математических игр в различных видах деятельности определяется ее значимостью в более прочном и осмысленном усвоении математических знаний детьми, формировании переноса этих знаний в повседневную деятельность.

Проблема.

Математическое развитие детей дошкольного возраста в настоящее время приобретает все большее значение, поэтому обучение математике в дошкольном образовательном учреждении направлено на формирование математических представлений и развитие математического стиля мышления, для которого характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой.

Анализ содержания обучения дошкольников с точки зрения новых задач привел к выводу о необходимости учить детей обобщенным способам решения познавательных задач, усвоению связей, зависимостей, отношений и логических операций (классификации и сериации). Для этого предлагаются и своеобразные средства: модели, схематические рисунки и изображения, отражающие наиболее существенное в познаваемом содержании. Поэтому актуальность использования моделирования, математических игр в различных видах деятельности определяется ее значимостью в более прочном и осмысленном усвоении математических знаний детьми, формировании переноса этих знаний в повседневную деятельность.

Результаты опроса детей и родителей воспитанников, анализ предметно-развивающей среды по развитию логического мышления с помощью моделирования, развивающих игр и заданий определили проблемное поле:

1. Большинство опрошенных родителей считают, что развитием логического мышления, математическими способностями должны заниматься в основном образовательные учреждения и начинаться оно должно со школьного возраста и в семье этим вопросам уделяют минимум внимания;

2. В ДОУ создано недостаточно условий для развития логического мышления детей дошкольного возраста: недостаточность разработанного материала, дидактических и развивающих игр, занимательных упражнерий и задач.

Цель проекта:

Формирование элементарных  математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования технологии моделирования, развивающих математических игр в различных видах деятельности.

Задачи проекта:

  1. Формирование  представления детей о свойствах и отношениях объектов  через  занимательные математические игры.
  2. Способствование проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, стремлению к развитию игры и поиску результата оригинальными действиями.
  3. Создание условия для формирования у детей осознанного интереса к математике.
  4. Использование  развивающих математических игр с целью формирования математических представлений старших дошкольников.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители воспитанников.

Целевая группа проекта: подготовительная к школе группа.

Сроки реализации проекта: Организационно-подготовительный: сентябрь. Основной: октябрь-декабрь. Заключительный: январь.

Основные формы реализации проекта:

Изучение специальной литературы.

Проведение первичного диагностического исследования.

Использование моделирования,  развивающих математических игр в различных видах деятельности.

Разработка  картотеки  занимательных  математических игр.

Сотрудничество с родителями, воспитателями

Контрольное диагностическое исследование.

Выводы.

Литература.

Характеристика деятельности участников

Ознакомление с правилами игр, активное включение в коллективную игру, оказание помощи сверстникам, участие детей в  решении  практических, проблемных, логических задач.

Предполагаемые итоговые продукты проекта

Разработка картотеки занимательных математических игр, создание математического уголка,  создание дидактических игр по моделированию. Дать методические рекомендации педагогам МБДОУ по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста.

Этапы проведения проекта

Этапы

Самообразование

С педагогами

С

детьми

С родителями

Организационно - подготовительный

Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, участия в методической работе МДОУ.

Принять участие в смотре-конкурсе уголки группы.

Собрать материал для организации работы с детьми

Создание сборника консультаций на темы:

«Моделирование в развитии математических представлений дошкольников»,

«Использование метода моделирования на занятиях по

ФЭМП»

Дать методические рекомендации педагогам МБДОУ по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста.

Проведение первичного диагностического исследования воспитанников с целью выявления сформированности  у них навыков игровой деятельности и формирования элементарных математических представлений.

Введение детей в проект: комплексное занятие «Занимательная математика»

Создание сборника консультаций на темы:

«Применение метода моделирования в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»,

Основной

Знакомство детей с математическими играми, правилами.

Использование  развивающих математических игр на занятиях по ФЭМП, в игровой и свободной деятельности.

Разработка картотеки занимательных  математических игр

Создание математического уголка

Создание дидактических игр по моделированию. 

Заключительный

Проведение контрольного диагностического исследования

Публикации в сети интернет

Выступление на педсовете – май

Отчёт о проделанной работе

Формы и методы представления занимательного материала:

  • Совместная игра воспитателя с ребенком;
  • Самостоятельная деятельность детей;
  • Математические развлечения;
  • Занятия (в соответствии с учебным расписанием)

Предполагаемый результат проекта: 

  • дети активны и самостоятельны в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.
  • умеют решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =)
  • повышение интереса к решению логических задач;
  • дети соотносят схематическое изображение с реальными предметами;
  • дети проявляют интерес к экспериментированию;
  • активно включаются в игры.

Продукт проектной деятельности

Оформление уголка математики, создание дидактических развивающих игр с детьми дошкольниками.

Презентация проекта

Буклет-приглашение для участников проекта.

Организационно - подготовительный этап проекта

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Основные направления работы:

  • изучить специальную научно-методическую педагогическую литературу по использованию математических игр в дошкольном возрасте;
  • подготовить методический материал, план работы;
  • провести диагностическое исследование образовательной деятельности детей группы в  образовательной области «Познание» (ФЭМП);
  • разработать  картотеку занимательных математических игр;
  • использовать развивающие математические игры на занятиях по ФЭМП, на прогулках (подвижные игры), при проведении сюжетно-ролевых игр, в свободной деятельности детей;
  • организовать развивающую, познавательную, предметную среду;
  • работа с родителями (анкетирование, консультации).

В сентябре было проведено первичное диагностическое  исследование с целью выявления сформированности игровой деятельности и формирования элементарных математических представлений у детей данной группы.

Оценка уровня развития навыков воспитанников проводилась по следующим критериям:

Неусвоено: 1-2 балла

Частично усвоено: 2-3 балла

Усвоено: 3- 4балла

Показатели освоения детьми образовательной области «Познание» - «ФЭМП»

№ п/п

Фами -лия, имя ребен -ка

Прямой  и обратный счёт в пределах 10.

Уровень развития наглядно-образного мышления,

Пространствен-ное расположение предметов.

Сравнение предметов по величине, ширине, длине

уровень проявления логического мышления и сообразительности

Итоговый показа -тель по каждому ребенку (среднее значение)

Всего детей: 20

Проведенное диагностическое  исследование дало следующие результаты

Начало года:

Неусвоено: 2 ребёнка – 10%

Частично усвоено: 11 детей – 55%

Усвоено: 7 детей – 35%

Рис. 1. Гистограмма развития математических представлений у детей подготовительного к школе возраста

Таким образом, опыт  показывает, что дошкольники испытывают значительные затруднения в овладении количественными знаниями. Все они демонстрируют низкое усвоение формирования количественных представлений: неосознанный механический счет в прямом порядке и отсутствие обратного счета; «безытоговый» счет; трудности в выполнении действий сложения и вычитания; отсутствие переноса имеющихся знаний в новые ситуации. Наиболее несформированными у данной категории детей оказываются пространственно-временные представления.

По моему  мнению, включение в познавательную деятельность, в процесс ознакомления с окружающим миром математических игр, задач, головоломок, позволит развить смекалку, активную умственную деятельность, основанную на непосредственной заинтересованности ребенка.

Основной этап проекта:

  1. С помощью родителей пополнили игротеку нашей группы: развивающие игры, математические развлечения, игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм, Колумбово яйцо и т.д.)
  2. Разработали картотеку занимательных  математических игр.
  3. Создали дидактические игры по моделированию «Времена года» и «Комната куклы Кати».
  4. Последовательно проводились игры с использованием занимательного материала.
  5. Создан уголок математических игр. Для этого был использован детский стол, к играм обеспечен свободный доступ детей. Таким образом, была предоставлена возможность выбирать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.

В уголок был помещен  разнообразный занимательный материал.  Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, головоломки, логические задачи и кубики, лабиринты; игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение. Все они интересны и занимательны.

Работу в математическом уголке мы организовывали, стараясь ориентироваться на уровень умственного развития детей, проявления активности. Привлекали малоактивных детей, заинтересовывали их игрой и помогали  освоить её. Руководство со стороны педагога всегда было направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.

  1. Проводилась работа с родителями, консультации, показ математического уголка, показ фрагментов занятий с использованием игр математического содержания.

Во время консультаций родителям рекомендовалось собирать занимательный материал, организовывать совместные с детьми игры, постепенно создавать домашнюю игротеку.

Тематическое планирование  

образовательная область «Познавательное развитие»

«ФЭМП»

Этап работы

Тематика занятий

Программные требования

Средства реализации

Организационно-подготовительный

сентябрь

1.Количество и  счет

Продолжать работу над совершенствованием счета в пределах 10 (прямой, обратный).

Научить определять место числа в ряду. Познакомить с порядковым счетом. Знакомить с нумерацией  второго десятка. Упражнять в решении примеров,  познакомить с компонентами задач.

«Сделай поровну»,

«У кого столько же»,

«Магазин без продавца», «Назови соседа»,

«Живые цифры»

2.Величина

3.Форма

4.Задачи-смекалки

Продолжать учить детей соизмерять предметы по величине с помощью всех известных способов.

Закрепить и расширить представления детей о геометрических формах. Познакомить со свойствами и разновидностями геометрических форм.

Учить решать задачи на смекалку

«Величина». Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое),

«Игра с двумя наборами» (сравниваем предметы по величине путём накладывания одного на другой)

«Назови геометрическую фигуру»

«Найди предмет такой же формы»

«Угадай, что спрятали»

«Танграм», «Колумбово яйцо»

Моделирование «Времена года»

Моделирование «Комната куклы Кати»

Основной

октябрь-декабрь

1.Количество и  счет

2.Величина

3.Форма

4.Задачи-смекалки

Закреплять числительные и цифры в пределах 20. Учить отсчитывать нужное число предметов из большого количества, уменьшать и увеличивать число на 1 в пределах 10. Продолжать учить составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Продолжать работу над решением примеров.

Упражнять в умении определять длину, ширину, высоту в возрастающем и убывающем порядке.

Учить группировать геометрические формы на угловатые, округлые, плоские и объемные.

Продолжать учить детей работать с логическим материалом.

«Слепи цифру из пластилина», «На что похожа цифра», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру», «Лесная полянка», «Бабочки на лугу», «Шишки на ёлке», «Угадай, что спрятали», «Сделай поровну», « У кого столько же»

«Чей дом?»,  «Величина», «Что бывает широкое» (длинное, высокое, низкое, узкое), «Игра с двумя наборами»  (сравниваем предметы по величине путём накладывания одного на другой)

«Измерь шагами»

«Измерь шагами», «38 попугаев», «Геометрические домики», «Найди предмет такой же формы», «Угадай, что спрятано»,  «Кто быстрее?»

«Колумбово яйцо», «Волшебный круг»,  «Сложи квадрат», «Палочки Кюизенера», «Логические блоки Дьенеша», Чем мы похожи», «Геометрическое лото», «Подбери по смыслу», «Смотри, играй, запоминай»

Заключительный январь

1.Количество и  счет

2.Величина

3.Форма

4.Задачи-смекалки

Закреплять умение называть числа в пределах 10 в прямой и обратной последовательности от любого числа, выкладывать числовой ряд в пределах 20. Учить составлять и решать задачи на нахождение суммы и остатка. Продолжать работу над решением примеров на сложение и вычитание в пределах 10.

Продолжать учить соизмерять предметы по величине.

Закрепить и расширить имеющиеся у детей представления об округлых и угловатых формах. Группировать формы по заданному образцу.

Развивать смекалку, используя занимательные игры математического содержания.

«Лесная полянка», «Бабочки на лугу», «Шишки на ёлке», «Яблоки в корзине» , «Автозаправочная станция», «На что похожа цифра», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру»

«Найди такой же»,  «Величина». Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое)

«Что бывает широкое, длинное, высокое, низкое, узкое?»,  «Найди такую же»

«Подбери по контору»,  «Собери фигуру», «Часть и целое», «Логика», «цвет и форма»

 Заключительный этап проекта:

В январе  было проведено  итоговое диагностическое  исследование с целью выявления динамики развития  игровой деятельности и формирования элементарных математических представлений у детей данной группы.

Критерии:

Неусвоено: 1-2 балла

Частично усвоено: 2-3 балла

Усвоено: 3- 4балла

Показатели освоения детьми образовательной области «Познание» - «ФЭМП»

№ п/п

Фами -лия, имя ребен -ка

Прямой  и обратный счёт в пределах 10.

Уровень развития наглядно-образного мышления,

Пространствен-ное расположение предметов.

Сравнение предметов по величине, ширине, длине

уровень проявления логического мышления и сообразительности

Итоговый показа -тель по каждому ребенку (среднее значение)

Всего детей: 20

Проведенное диагностическое  исследование дало следующие результаты:

Неусвоено: 0 – 0%

Частично усвоено: 9 детей – 45%

Усвоено: 11 детей – 55%

Рис. 2. Гистограмма развития математических представлений у детей подготовительного к школе возраста

Вывод: Мониторинг образовательного процесса основывается на анализе достижения детьми результатов по направлениям программы образовательной области «Познание» (ФЭМП).

Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в группе, анализ продуктов детской деятельности, диагностика уровней развития умений и навыков с помощью специальных заданий в начале и конце учебного года.

Периодичность мониторинга - два раза в течение проекта: первичная диагностика проводится в сентябре, итоговая - в январе.

Все представленные параметры оцениваются по 4-х балльной шкале по критериям, которые подобраны таким образом, что максимальное количество баллов ребенок может набрать только на заключительном этапе освоения программы. Благодаря этому более эффективным становится процесс отслеживания динамики развития детей, и вовремя уделяется повышенное внимание тем детям, у которых выявляется замедленное (проблемное) развитие.

Выводы по результатам мониторинга

Мониторинг позволил:

- получить объективную динамику формирования игровой деятельности и формирования элементарных математических представлений в ходе проекта;

- возможность постоянно корректировать работу, исходя из анализа динамики (корректировать календарно-тематическое планирование);

 - возможность знать и влиять на сильные и слабые стороны детей;  

 - вести систематический контроль над качеством знаний, полученных каждым ребенком с учётом его индивидуальных возможностей;

- своевременно проводить коррекционные занятия по тем темам, в которых выявлен пробел.

Результаты проекта:

  • Родители познакомились со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям. Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию.
  • Пополнилась дидактическая база группы.
  • Итог консультаций и занятий - активное  использование  родителями развивающих игр математического содержания дома с детьми.
  • Результаты мониторинга показали, что использование математических игр способствовало повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у детей группы. Использование игровой формы при работе с математическим материалом  способствовало  более полному пониманию логических отношений без заучивания каких-либо правил и определений.

Дети:

  • Была отмечена большая активность детей на занятиях, дети стали чаще использовать  для игр настольно – дидактические игры и с большим интересом и успехом играть в них.
  • Дети стали более  активны  и самостоятельны  в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания)  с целью решения проблемных задач
  • Проявляли больший  интерес к экспериментированию.
  • Большинство детей группы решают задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуются цифрами и арифметическими знаками (+, -, =).
  • Соотносят схематическое изображение с реальными предметами;
  • Дети пользуются словарем по данной тематике;
  • Активно включаются в игры на классификацию, предлагают варианты.

Педагоги:

  • Оформление и обобщение опыта работы
  • Методические рекомендации по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста

В качестве перспективы и дальнейшей работы:

  • расширение программного обеспечения, создание соответствующего предметно-познавательного пространства в группе;
  • для достижения более высоких результатов планирую усилить индивидуальную педагогическую работу с учетом выявленных проблем.

Список литературы

  1. Артамонова О. А. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. 2005. №4. С. 37-42.
  2. Белкина В. Н., Тимофеева Н. А. Математическое развитие дошкольников в условиях реализации новых государственных образовательных стандартов // Ярославский педагогический вестник –2014 – № 4 – Том II (Психолого-педагогические науки).
  3. Белошистая А. В. Что такое математическое развитие дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2012. № 1. С. 6-17.
  4. Калинченко А. В. Методика преподавания начального курса математики: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / А. В. Калинченко, Р. Н. Шикова, Е. Н. Леонович, под ред. А. В. Калинченко. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. 208 с.
  5. Методика математического развития / Н.И. Фрейлах. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 240 с.
  6. Михеева Е. В. Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. 2012. № 1. С. 64-70.
  7. Пономорева, И. А. Формирование элементарных математических представлений / И. А. Пономарева, В. А. Позина. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 176 с.
  8. Программа воспитания и обучения детей в детском саду /Под ред. М. А.Васильевой, В. В.Гербовой, Т. С.Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004 – 208с.
  9. Смоленцева А. А., Пустовойт О. В., Михайлова 3. А., Непомнящая Р. Л. Математика до школы. СПб. : Детство-Пресс, 2010. – 192 с.
  10. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-Пресс, 2004. 110 с.
  11. Стожарова М. Ю., Михалева С. Г. Формы организации математической деятельности детей старшего дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. 2012. № 1. С. 70-75.
  12. Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А. А. Столяр, Р. Л. Березина, 3. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая, Т. Д. Рихтерман, - М.: Просвещение, 1988. - 303 с.
  13. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия / Сост. : 3. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая, М. Н. Полякова. М. : Центр педагогического образования, 2008. 384 с.
  14. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций под. ред. Будько Т.С.; Брестский государственный университет им.А.С. Пушкина. - Брест: Издательство БрГУ, 2006.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета для родителей «Игровое окружение ребенка в семье»

1. Занимаетесь ли вы с ребёнком дома?

А – 2-3 раза в неделю

Б – по выходным

В – нет времени

2. Кто из членов семьи больше других играет с ребенком?

А – мама, папа

Б – брат или сестра

В – няня

Г – у кого есть время

3. Какие игры вы используете для развития и обучения вашего ребёнка в домашних условиях?

А – обучение грамоте (знание и письмо букв, звукопроизношение)

Б – математика (знание и письмо цифр, счёт в пределах 10/20, геометрические фигуры, сравнение чисел, ориентирование в пространстве (право/лево), временная последовательность)

В – художественная литература (стихи, сказки, рассказы, песни, вопросы)

Г – окружающий мир (виды транспорта, профессии, одежда, посуда, дикие и дом. животные, птицы, насекомые, рыбы, растения, мебель, бытовые приборы, Ф.И.О., домашний адрес, название посёлка, некоторых городов, страны, родственные связи, качества человека, явления природы, здоровье человека, правила дорожного движения

Д – ИЗО,  конструирование и ручной труд

Е – физкультура (мяч, скакалка, обруч, лыжи; зарядка, режим дня, измерение роста, веса, закаливание, кувырки, отжимание, подтягивание, бег, прыжки)

4. Имеются ли дома настольные игры? Какие?

А – имеются конструктор, пазлы, лото и другие

Б – инвентарь для спортивных игр

В – компьютерные

Г - не имеются

5. Есть ли у вас необходимость познакомиться с различными обучающими и развивающими играми?

А – есть необходимость

Б – нет необходимости (у моего ребенка есть все необходимое для его развития)

В - нет необходимости (в детском саду всему научат)

Спасибо за участие!

Перечень игр по математическому развитию в математическом уголке подготовительной к школе группы

Разделы программы по игровой деятельности (образовательная область «Социализация»)

Виды программного обеспечения

Сюжетно – ролевые игры

 «Зоопарк»,  « магазин»,

Дидактические игры

«Величина». Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое)

«Игра с двумя наборами»

 «Вчера, сегодня, завтра»

«Назови геометрическую фигуру»

«Найди предмет такой же формы»

«Угадай, что спрятали»

«Сделай поровну», « У кого столько же»

 «Слепи цифру из пластилина», «На что похожа цифра», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру», "Бабочки на лугу"

"Шишки на ёлке", "Яблоки в корзине".

Подвижные игры

«Математический бег»

«Вызов номеров»

 «Фигуры», «Обручи»

«Борьба номеров»

 «Быстро занять места!»

 «Передай кубик»

 «С листком календаря»

«Сколько нас – сосчитай»

«Зеленый, желтый, красный»

 «Кто быстрее соберет вещи»

 «Кто внимательный?»

«Телефон»

«Знают все свои места», «Круговой мяч»

Занимательные игры

Игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо».

 «Сложи квадрат», «Палочки Кьюзенера», «Логические блоки Дьенеша».

Настольно печатные игры: «Геометрическое лото», «Смотри, играй, запоминай», «Подбери по контору», , «Собери фигуру», «Часть и целое», «Логика», «цвет и форма».

Информация для родителей

ИГРА «ТАНГРАМ».

«Танграм» - одна из несложных головоломок, названная так по имени ученого, придумавшего эту игру. Это квадрат из семи частей ( 2 больших, 1 среднего и 2 маленьких треугольников, квадрата и параллелограмма. )

Правила: используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, составить  различные изображения по образцам и по собственному замыслу.

Цель подобных упражнений — способствовать совершенствованию практической ориентировки детей в геометрических фигурах (уметь называть их, вычленять стороны, их пропорциональное соотношение; уметь соединять фигуры с целью получения новой, располагать их в пространстве, предвидеть видоизменение фигур в связи с изменением расположения составляющих частей; развивать воображение, пространственные представления, сообразительность, инициативу).

Как самим сделать  «Танграм»:

Игра очень проста в изготовлении. Квадрат 8х8 см из картона, пластика, одинаково раскрашенный с двух сторон разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм.

Фигуры животных, рекомендуемые  для составления из геометрических фигур дома.

        

Методические рекомендации по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста для педагогов ДОУ

В целях результативности обучения детей по программе формирования элементарных математических представлений особое внимание следует уделять организации в дошкольном образовательном учреждении интерактивной предметно-развивающей среды. Она позволяет воспитателю вовлечь детей в близкие им виды деятельности и манипулятивные игры с предметами ближайшего окружения, создать благоприятную обстановку для рассмотрения различных математических фактов и зависимостей на специальных занятиях, организовать активную самостоятельную поисковую деятельность каждого ребенка в повседневной жизни.

Наиболее эффективному проведению занятий по математике способствует соблюдение следующих условия:

1) учёт индивидуальных, возрастных психологических особенностей детей;

2) создание благоприятной психологической атмосферы и эмоционального настроя (доброжелательный спокойный тон речи воспитателя, создание ситуаций успешности для каждого воспитанника);

3) широкое использование игровой мотивации;

4) интеграция математической деятельности в другие виды: игровую, музыкальную, двигательную, изобразительную;

5) смена и чередование видов деятельности в связи с быстрой утомляемостью и отвлекаемостью детей;

6) развивающий характер заданий.

На занятиях  можно применить: игровые методы, проблемно-поисковые методы, частично-поисковые методы, проблемно-практические игровые ситуации, практические методы.

  • использование дидактических игр в системе воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста будет способствовать эффективному формированию математических представлений при регулярном, последовательном и четком планировании образовательной деятельности с активным использованием дидактических игр, а так же подборе дидактических игр в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями детей;
  • дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике;
  • элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком, что может быть предметом дальнейшего исследования.

Изменение задач и содержания математического развития дошкольников потребовало совершенствования технологии обучения. В дошкольных организациях активно применяют технологию моделирования.

В частности, широко применяют модель времени в виде различных видов календарей, часов (Приложение), модель части и целого, модель числа, так же технологию решения проблемных ситуаций, при которой дети открывают новые математические понятия, замечают связи и отношения между ними, добиваются решения различных логических и творческих задач.

А так же не менее широкое применение получили развивающие компьютерные игры с математическим содержанием. Использование таких программ позволяет индивидуально подходить к каждому ребенку в образовательной математической деятельности, преподносить материал в интересной интерактивной форме, корректировать ошибки в любое время и дает возможность возвращаться к определенным познавательным блокам. Так как количество компьютерных программ увеличивается с каждым годом, то подходить к их отбору следует тщательно, далеко не все математические программы носят развивающий характер для дошкольников, во многих встречаются методические ошибки и неточности. Разнообразнее стали формы организации обучения математике и за счет амплификации и интеграции деятельности дошкольника. Это позволяет решать задачи математического развития ребенка в процессе разных видов деятельности детей: игровой, бытовой, исследовательской, конструктивной, продуктивной и т. д., в процессе организации различных досугов, развлечений, совместного отдыха детей и родителей и в процессе образовательной деятельности.

Ознакомление детей с окружающим миром начинается с изучения свойств и признаков предметов. Освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, величина, пространственное расположение – дает возможность дошкольнику свободно ориентироваться в разных видах деятельности. В связи с этим решаются следующие задачи математического развития детей:

  • развитие эмоциональной отзывчивости детей через игры с математическим содержанием;
  • формирование системы математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей каждой возрастной группы;
  • формирование логического мышления (сравнения, обобщения, классификации);
  • развитие самостоятельного познания, поощрение проявления творческой инициативы;
  • развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Интересна методика Б. Н. Никитина, который впервые призывал «заниматься с ребенком как можно раньше», то есть, как выражался этот замечательный педагог – «своевременно! » Никитины реализовали свою методику в рамках одной семьи. В результате семеро их детей начали читать в возрасте 2, 5-3 лет. Игры были организованны так, что развивали высочайший интеллект. Дети Никитиных поступали в школу сразу в третий и четвертый классы.

В своей книге «Интеллектуальные игры» Никитин Б. Н. приводит подробное описание изготовления игр и методику, которые я решила использовать в своей работе с детьми.

Психолог Зак А. З. разработчик развивающих программ, много лет изучает интеллект детей. В книге «Будем смышлеными! » Развитие интеллектуальных способностей у детей 5-6 лет» он доступно рассказывается о том, как заниматься с дошкольниками, как помогать детям с разной подготовкой, как учить разбору условий задач, планированию их решения, обоснованию действий. Для полноценного развития этих умений предлагается система из 54 занятий. На основе материала, собранного в пособии я планирую индивидуальную работу с детьми с учетом их подготовленности.

Для планирования работы с детьми можно использовать пособие Михайловой З. А., где приведен занимательный материал математического содержания (игры, задачи, головоломки); книгу Бабич Л. Н. «365 увлекательных занятий для дошкольников».

Строить работу с родителями можно по книге Тихомировой Л. Ф., Басовой А. В. «Развитие логического мышления детей». Авторы считают, что развитие интеллектуальных способностей ребенка должно быть постоянной заботой родителей и воспитателей и предлагают занимательные игры и упражнения для совместных занятий с детьми.

Интересна комплексная программа развития математических представлений дошкольников Фалькович Т. А и Барылкина Л. П. Кроме теоретических и практических рекомендаций, они предлагают подробные сценарии занятий.

Моделирование

Дидактическая игра «Комната куклы Кати»

для детей 5 – 7 лет

Пояснительная записка

Данная дидактическая игра разработана для детей 5-7 лет. Игра направлена на обучение детей основам ориентации в окружающем пространстве небольшом по объёму, что способствует большей концентрации внимания детей, на развитие у детей познавательной и мыслительной деятельности. В процессе игровых  действий у детей развивается координация движений рук и мелкая моторика рук. При использовании данного игрового материала у детей идёт закрепление знаний об основных цветах и их оттенках, предметах мебели, геометрических фигурах. Так же данная игра предусматривает умственное, нравственное и эстетическое воспитание, развитие детей в соответствии с их возрастными особенностями. В процессе игры у детей формируется связная монологическая и диалогическая речь. Обучение при помощи этой игры способствует подготовке детей к успешному обучению в школе.

Основной формой обучения являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Занятия проводятся в свободное от занятий время, также возможно использование данной игры на занятиях.

При работе с данной игрой дети обучаются ориентироваться в окружающем пространстве с использованием плана-схемы и самостоятельному её изготовлению. В процессе обучения при помощи этой игры развивается логическое мышление. Игра способствует закреплению у детей знаний о геометрических фигурах, основных цветах и их оттенках, предметах мебели. В процессе игры у детей формируется грамотная монологическая и диалогическая речь, умение действовать по инструкции.

Цель: Обучение детей ориентации в окружающем пространстве с использованием плана-схемы.

Задачи:

  1. Развитие логического мышления.
  2. Обучение определению местоположения одного предмета относительно другого.
  3. Развитие координации движения рук и мелкой моторики рук.
  4. Закрепление знаний детей о геометрических фигурах, основных цветах и их оттенках, предметах мебели.
  5. Формирование связной монологической и диалогической речи.
  6. Обогащение активного словаря.
  7. Обучение рисованию при помощи шаблонов.

Игровое оборудование:

  1. «Комната» - большая коробка с высокими бортами или план-схема комнаты.
  2. Кукла маленькая, или плоскостная кукла.
  3. Макеты мебели разных форм и цветов.
  4. Набор готовых планов-схем (масштаб 1:4).
  5. Набор шаблонов обозначающих предметы мебели (масштаб 1:4)..
  6. Чистый  лист картона по формату планов-схем.
  7. Чистые листы бумаги по формату планов-схем.
  8. Цветные карандаши, соответствующие цветам мебели.

Игровые действия:

  1. вариант. Педагог расставляет мебель и предлагает ребёнку найти подходящий план-схему.
  2. вариант. Педагог предлагает ребёнку расставить мебель по предложенному плану-схеме.
  3. вариант. Педагог расставляет мебель и предлагает ребёнку составить план-схему на чистом листе картона из шаблонов.
  4. вариант. Педагог составляет план-схему на листе картона из шаблонов и предлагает ребёнку расставить по ней мебель.
  5. вариант. Ребёнок самостоятельно составляет план-схему и расставляет по ней мебель.
  6. вариант. Ребёнок самостоятельно расставляет мебель и затем составляет план-схему.
  7. вариант. Педагог расставляет мебель и предлагает ребёнку при помощи шаблонов нарисовать план-схему.
  8. вариант. Ребёнок самостоятельно расставляет мебель и рисует при помощи шаблонов план-схему.

Ожидаемые результаты:

Умение детей ориентироваться в окружающем пространстве с использованием плана-схемы.

katia2

Дидактическая игра «Устроим кукле комнату».

Цель: обучение детей моделированию предметно-пространственных построений.

Задачи:

- учить детей различать и называть предметы мебели, рассказывать об их назначении; учить четко и правильно произносить слова.

- развивать речь детей, расширять словарный запас;

- учить употреблять в речи глаголы;

- способствовать воспитанию интереса к занятию, бережного отношения к предметам мебели, заботливого внимания к людям.

Оборудование: кукла, игрушечная мебель (кровать, стол, стул, шкаф, буфет, посуда, одежда, колокольчики). Или плоскостная мебель и бумажная кукла Катя.

Ход:

Дети сидят полукругом, в центре которого детский стол. Воспитатель вносит куклу.

- Дети, давайте знакомиться, это кукла Катя.

- Здесь будет Катина комната (педагог обводит поверхность стола или показывает план-схему комнаты). Тут Катя будет жить.

- Катя, тебе нравится твоя комната? (с этими словами к кукле обращаются и дети)

- Нет (отвечает кукла) Не нравится мне моя комната. Стола нет, стула нет, кровати нет. Пусто как-то.

- Воспитатель ставит кровать и спрашивает у детей: «Что это? Зачем Кате кровать? »

- Воспитатель предлагает кукле лечь в кровать: «Ложись, ляг Катенька» (хоровые и индивидуальные повторения детей)

- Кукла ложится в кровать. Дети проговаривают, а затем поют колыбельную, изображая качание ребенка.

«Баю, баю – баиньки,

В огороде заиньки,

Зайки травку едят,

Кате спатеньки велят.

Баю-бай, баю-бай,

Поскорее засыпай.

- Пусть Катя поспит, а мы ей в комнату мебель поставим.

- Что это? (воспитатель ставит стол)

- Для чего нужен стол?

- А что еще просила поставить в комнату Катя?

- Что нужно к столу поставить?

- Конечно (ставит стул)

- Для чего нужен стул?

- А чтобы комната стала уютной, поставим еще мебель.

- Что это? (воспитатель ставит платяной шкаф)

- Для чего нужен шкаф?

- А это что? (шкаф для посуды, буфет)

- Для чего нужен буфет?

- Ребята, мы приготовили для Кати приятный сюрприз, обставили ей комнату мебелью.

- Красиво? Ребята, а чтобы было красиво и уютно, как нужно обращаться с мебелью?

- В нашей группе тоже есть мебель, с которой мы тоже будем обращаться бережно, тогда она долго сохранится.

- А сейчас я предлагаю разбудить Катю и узнать, нравится ли ей ее новая комната. Но будить мы Катю будем необычно.

- У меня есть колокольчики. Послушайте, как звенит маленький колокольчик: «Динь-динь-динь» (дети повторяют хором и по одному звукосочетание). Детям раздаются маленькие колокольчики и они звенят ими.

- А еще у меня есть колокольчик побольше. Он звенит так: «Дон-дон-дон» (дети повторяют звукосочетание)

- А когда звучит большой колокол, то слышится: «Динь-дон, динь-дон» (дети повторяют)

- Давайте позвеним все вместе и Катя проснется (дружный перезвон колокольчиков)

- Кукла просыпается, радуется новой мебели.

- Давайте ребята напомним Кате, чтобы она не забыла, название мебели в ее комнате (воспитатель показывает, а дети отвечают)

- Кукла прощается и благодарит детей.

Модель «Времена года»

Начиная со средней группы, появляется возможность использовать различные модели. В моделях – квадратах, кружках – обычно цветом символизируется один из значительных признаков временного отрезка. Обобщенные знаки-модели выступают наглядным материалом, как для установления отдельных эталонов, так и для установления последовательности между ними.

Детям 4-х лет предлагаются только плоскостные модели и только одна форма движения – линейная. Кружки или квадраты разного цвета выкладывают слева направо друг за другом. При этом решается очень важная задача. Ребенок, выкладывая отдельные элементы, запоминает названия эталонов времени, чередование, последовательность их.

В старшей группе проводится работа по формированию у детей представлений о временах года. При этом широко используются картинки и словесный материал: рассказы, сказки, стихи, загадки, пословицы.

С временами года (сезонами) лучше всего знакомить попарно: зима и лето, весна и осень. На одном из занятий воспитатель спрашивает: «Какое время года сейчас? Какие вы еще знаете времена года? Сколько их всего?»

Знакомство с моделью: Правильно, год состоит из четырех времен года. Вот круг. Пусть это будет год. Разделим его на четыре части.

Дети рассматривают части круга. Каждая часть разного цвета.

Воспитатель предлагает условно сравнить каждую часть круга с определенным временем года.

Дидактическая игра «Времена года»

Цель: развитие экологических представлений о сезонных изменениях в природе, развитие сенсорных качеств, развитие коммуникации, умение играть в коллективе.

Задачи: Совершенствовать восприятие пространства, времени и цвета; развивать быстроту мышления, мелкую моторику мышц рук.

Материал: модель года, карточки с изображением соответствующих признакам различных времен года: желтые листья, белые снежинки, зеленые листочки, плоды и др.

Ход:

Воспитатель: Что на модели года мы отмечаем белым, зеленым, красным и желтым?

Дети: Времена года. Белый цвет – это обозначение зимы, зеленый цвет – весны, красный цвет – обозначает лето красное. Желтый цвет – цвет осени, золотых листьев.

Воспитатель: предлагаю поиграть в игру «Когда это бывает»

(Воспитатель загадывает загадку, а дети показывают карточку, соответствующую данному времени года)

Загадки:

1. Я раскрываю почки

В зеленые листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна, а

Зовут меня (весна)

2. Очень душно, очень жарко,

Солнце светит ярко – ярко,

Побежим купаться,

С рыбками плескаться.

(Дети показывают карточку символизирующую лето)

3. Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят.

И летят, летят, летят

(Дети показывают карточку желтого цвета)

4. Снег на полях,

Лед на реках.

Вьюга гуляет,

Когда это бывает.

(Дети показывают карточку белого цвета)

Игра «Когда это бывает?»

Воспитатель: Какое время года между зимой и летом?

Дети: Весна.

Воспитатель: Какое время года предшествует осени?

Дети: Лето красное.

Воспитатель: В какое время года мы отмечаем праздник Новый год?

Дети: Новый год мы отмечаем зимой.

Воспитатель: В какое время года птицы улетают в теплые края, опадают листья?

Дети: Осенью.

Воспитатель: Какому времени года принадлежат месяцы июнь, июль, август?

Дети: Лету красному.

Игра «Определи месяц года по модели»

Воспитатель: Назовите зимние месяцы.

Дети: Декабрь, январь, февраль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный, практико-ориентированный, краткосрочный групповой проект для детей подготовительной к школе группы."Солнце-источник жизни на Земле."

Исходя из общей цели экологического образования, особенностей психического развития ребенка, в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот п...

Познавательно- творческий проект для детей подготовительной к школе группы "Скоро в школу!"

Познавательно – творческий проект в подготовительной группе «Скоро в школу»Описание работы: данный проект будет полезен в работе воспитателей подготовительных групп, а также родителе...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы возраста.Тема «День рождение района»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине - это накопление ими социального опыта жизни в своем районе, гор...

Познавательно-игровой комплекс «В поисках здоровья» для детей подготовительного к школе возраста

Занятия по формированию здорового образа жизни с детьми старшего дошкольного возраста «В поисках здоровья»...

Краткосрочный проект для детей подготовительного к школе возраста "Огонь-друг, огонь-враг"

Краткосрочный проект для детей подготовительного к школе возраста "Огонь-друг, огонь-враг"...

ТВОРЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Приобщение детей подготовительной к школе группы к искусству России через ознакомление с народными промыслами»

       Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение               «Детский сад о...