Выступление из опыта работы «Развитие интеллектуальных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством развивающих игр».
статья по математике (младшая группа) на тему

Павлова Наталья Викторовна

опыт работы с детьми от 3 до 4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_rab.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

 по художественно-эстетическому развитию детей

№ 11 «Чебурашка»

                   

Выступление из опыта работы

«Развитие интеллектуальных  способностей детей младшего дошкольного возраста посредством

развивающих игр»

                                                                    Автор:  Павлова Наталья Викторовна

                                                                           

Моршанск  2016

           В своём  выступление  я хочу рассказать о развитии интеллектуальных  способностей детей младшего дошкольного возраста посредством развивающих игр.  Рассказать, с чего начала, выделить аспекты обучения, являющиеся наиболее важными для интеллектуального развития дошкольников, продемонстрировать некоторые методы работы, которые позволяют сделать организованную  образовательную деятельность интересной и увлекательной.             

В этом году  я работаю с детьми второй младшей группы.

             Анализ системы работы в ДОУ и в частности в своей группе помогла мне увидеть существующую проблему и наметить пути и способы ее решения.

Выявленные проблемы:

1. Знания детей отрывочны, не соответствуют возрастным требованиям.

2.Развивающая предметная среда группы не создаёт необходимых условий для организации работы по ФЭМП детей.

        Я надеюсь, что запланированная работа даст необходимый результат.

Отбор задач осуществляю  исходя из современных требований к обучению дошкольников, а именно: придания обучению развивающий  и воспитывающий характер, обеспечиваю  максимальную активность детей, занимательность, последовательность в усложнении, интегрированный подход к содержанию и организации педагогического процесса.

         В математике главное – научить мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и т.д.

Именно поэтому я начала работу не со счета, а с понимания математических отношений: больше, меньше, поровну. Это так называемый до числовой период обучения, когда младший дошкольник, не знакомый еще с числами, постигает уже количественные отношения, сравнивая предметы по величине (длина, ширина, высота), сопоставляя две группы предметов сначала непосредственно, а потом опосредованно, с помощью наглядных моделей, позволяющих дать ребенку не только конкретные, но и обобщенные знания.

Сенсорное развитие детей данного возраста имеет самостоятельное значение, что является приоритетной задачей, т.к. обеспечивает получение первичных знаний и представлений об окружающем и является основой общего умственного развития.

В организации работы по ознакомлению детей с количеством, величиной, цветом, формой предметов выделила несколько этапов, в ходе которых последовательно решала ряд общих дидактических задач.

  1. Приучаю малышей наблюдать за действиями взрослых с предметами, слушать, как эти действия характеризуются;
  2. Привлекаю детей к активному участию в совместных с воспитателем действиях по составлению групп однородных предметов, сопровождаю действия соответствующими словами, поощряю  их речевую активность;
  3. Побуждаю детей называть свойства предметов, повторять сказанное за воспитателем (о количестве, величине, форме, цвете предметов).

Из дидактических игр использую игры лото, парные картинки, мозаика (пластиковая, магнитная), пазлы из 5—15 частей, наборы кубиков из 4—12 штук, развивающие игры «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уголки», а также игры с элементами моделирования и замещения. Разнообразные «мягкие конструкторы» на позволяют проводить игру по-разному: сидя за столом, стоя у стены, лежа на полу.

Для успешного различения свойств детям необходимо практическое обследование, «манипулирование» с предметом (держать фигуру в руках, хлопать, ощупывать, надавливать и т. п.). Точность различения свойства зависит напрямую от степени обследования предмета. Дошкольники могут успешно осуществлять простые действия: группировку абстрактных фигур, сортировку по заданному признаку, упорядочивание 3—4-х элементов по наиболее ярко представленному свойству. Рекомендуется применять абстрактные материалы, облегчающие процесс сопоставления с эталоном, абстрагирование свойств.

Особый интерес у детей проявляется к так называемым «универсальным» множествам — логическим блокам Дьенеша и цветным счетным палочкам Кюизенера. Пособия интересны тем, что представляют несколько свойств одновременно (цвет, форму, размер, толщину в блоках; цвет, длину в палочках); в наборе много элементов, что активизирует манипулирование и игру с ними. На группу у нас 1 набор.

Развивающая игра «Геоконт» -  дает возможность для:

1.практически неограниченного силуэтного конструирования на плоскости;

2.учит работать с координатной сеткой;

3. тренирует мелкую моторику и кисти и пальцев;

4. развивают воображение и логику.

В работе с родителями ставлю цель: способствовать формированию у родителей представления об элементарной математике во 2 младшей группе.

Для этого использую :

  1. Помощь родителей в оформлении развивающей среды.
  2. Родительские собрания.
  3. «Памятки» по использованию игровых технологий.
  4. Консультации для родителей.
  5.  Просмотр видео-занятий ;

После просмотра проходит обсуждение занятия. Родители делятся опытом,

высказываются о том, что нового они узнали, что им понравилось, что заинтересовало. 

В результате моей  работы воспитанники должны научиться:

- группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые и т.д.);

 - составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы;

  - находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов;

  - правильно определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: «больше», «меньше», «столько же»;

 - различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму;

  - понимать смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, на, под, верхняя – нижняя (полоска).

Данного направления буду придерживаться и в дальнейшей работе до подготовительной группы, расширяя зону развивающих игр, пополнение новым дидактическим материалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. "Развитие у детей младшего дошкольного возраста личностных качеств посредством театрализованной деятельности".

Театрализованная деятельность играет большую роль в развитии нравственных качеств личности детей младшего дошкольного возраста....

Обобщение опыта работы "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"

       Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является...

Выступление из опыта работы «Формирование у воспитанников младшего дошкольного возраста первичных представлений о мебели на занятиях»

В содержании раскрыта система работы по формированию у воспитанников младшего дошкольного возраста первичных представлений о мебели на занятиях....

Опыт работы «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Цель:- Развивать речевую деятельность детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики.Задачи:Обучающие:— активизировать словарь детей посредствам мелкой моторики рук;&md...