Статья из опыта работы. "Развитие у детей младшего дошкольного возраста личностных качеств посредством театрализованной деятельности".
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Быкова Ольга Николаевна

Театрализованная деятельность играет большую роль в развитии нравственных качеств личности детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

 «Развитие у детей младшего дошкольного возраста нравственных качеств посредством театрализованной днятельности».

                                                                                Подготовила:

                                                                                Воспитатель I категории

                                                                                Быкова Ольга Николаевна

                                                                                Отделение ДОД ГБОУ школа №246

    Дошкольное детство-это период освоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребенок начинает активно жить в человеческом обществе, сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны только с тем, что еще мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему, этому милому " пришельцу", нужно научиться жить среди себе подобных. Не только физически, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.

 Все это-знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношения, переживания, способность к сочувствию, со радости действия в отношении других людей, развитие собственных качеств и составляет понятие нравственности. Без нее человек не может жить среди других людей.

 Опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста показывает, что большинство ребят не сформированы навыки и привычки культурного поведения, возникает агрессивность или наоборот, чрезмерная застенчивость и неуверенность в себе. Поэтому, развитие нравственного поведения личности ребёнка младшего дошкольного возраста считаю эффективны театрализованные игры.

 Театрализованные игры- делают возможным знакомство дошкольников с окружающим миром через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеется персонажи, грустят, огорчаться вместе с ними, могут плакать над неудачами, любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

 Считаю, статистика и содержание игры имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении я должна найти место в импровизированных играх, постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость... Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованные игры оказывать влияние на детей. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельная разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение вступать в соответствии с нравственными нормами.

  Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов.

   Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создает ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

   Задачи, которые я ставлю перед собой в своей работе.

-Учить детей оценивать свои поступки и поступки товарищей, сравнивая их поступкам персонажи сказок и литературных произведений.

-Учить согласовывать свои действия с действиями партнера ( слушать, не перебивая; говорить обращаясь к партнеру).

-Учить детей действиям с воображаемыми предметами.

-Учить импровизировать игры драматизации-на тему знакомых сказок.

-Воспитывать доброжелательность и коммуникативность в отношениях со сверстниками.

-Формировать и активизировать познавательный интерес детей к театрализованным играм.

-Развивать сферу чувств, соучастия, сопереживания.

 Основными методами работы является не драматизации, позволяющий решать воспитательные задачи через воплощение в художественный образ, метод активного восприятия, позволяющий детям накапливать сведения о произведениях искусства и окружающего мира.

Разнообразные формы работы:

1. Беседа.

   Беседуя с детьми побуждаю, их думать и говорить. Задавая два-три вопроса, дают ребятам высказаться. Это позволяет мне понять, о что дети думают, что знают из личного опыта.

   В группе провожу беседы на этические темы-это плановые, подготовительные занятия с детьми. Например: «Из какой я сказки?", где на примере героев сказок у детей является представление о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнение с отрицательными качествами: жесткостью, злом, трусостью, ленью.

   Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что такое дружба?», «Что хорошо, что плохо и почему?», «Страна грубияня", "Кого люди называют смелым" и т.д.

2.Чтение сказок и художественных произведений.

Например: А.Барто «Помощница», А. Кузнецовой «Мы поссорились». Эстетический фон моим занятиям-играм создают: загадки, стихи, включенные как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми. Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребенка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем собственные.

3.Игры-занятия и игры упражнения.

-направленные на овладение невербальными средствами общения: «Угадай кто я», «Зоопарк» и др.;

-направленные на овладение вербальными средствами общения: «Подари мне цветок», «Молчанка» и др.;

-направленные на развитие эмоциональной осведомленности: «Цветовое настроение», «Маски» и др.

-направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей: «Ласковые дети», «Подарок другу», «Назови себя» и др.

4.Игры драматизации.

-игры драматизации с пальчиками

Атрибуты надеваются на пальцы, по ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст.

-игры драматизации с куклами бибабо

В этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движение ее головы, рук, туловища осуществляется с помощью движений пальцев, кисти руки.

Куклы бибабо действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети.

-импровизация;

Здесь разыгрывается тема, сюжет без предварительной подготовки — пожалуй, самая сложная, но и наиболее интересная игра.

5.Настольные театрализованные игры

-настольный театр игрушек;

В этом театре используем самые разнообразные игрушки-фабричные и самоделки.

Самое главное, чтобы персонажи устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

6.Стендовые театрализованные игры

-фланелеграф

Картинки к сказкам хорошо показывать на экране. Удерживает их сцепление фланели, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Разнообразные по форме экраны позволяют создать «живой» эпизод сказки, который удобно демонстрировать всей группе.

  Показ спектакля или игры инсценировки, занятия, проводятся один раз в неделю, в утреннее или вечернее время, а беседы, чтение сказок и художественной литературы ежедневно.

 Занятия проводятся в занимательной, интересной детям форме, основываясь на сюжетном построении. Так же в своей работе положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности.

 За небольшой срок моей работы с детьми младшего дошкольного возраста театрализованными играми стало видно, что в развитии нравственных качеств у детей появилась результативность. Дети стали добрее по отношении друг к другу, отзывчивее, дружелюбнее, внимательны, появилась уверенность в себе, стабилизировалась дисциплина.

Таким образом, театрализованные игры играют большую роль в развитии нравственных качеств личности детей младшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие у детей младшего дошкольного возраста нравственных качеств посредством театрализованной деятельности

Дошкольное детство  - это период освоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребенок начинает активно жить в человеческом обществе, сталкивается с множеством проблем и трудностей....

Обобщение опыта работы "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"

       Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является...

Статья из опыта работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством проектной деятельности»

 Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так, чтобы знани...

опыт работы "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста с ТНР в театрализованной деятельности"

способствовать развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста с ТНР через театрализованную деятельность....

Педагогический проект «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством театрализованной деятельности»

Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей?    Потому, что театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершен...