Развитие у детей младшего дошкольного возраста нравственных качеств посредством театрализованной деятельности
консультация (младшая группа) на тему

Ланцевая Ольга Владиславовна

Дошкольное детство  - это период освоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребенок начинает активно жить в человеческом обществе, сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны только с тем, что еще мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему, этому милому "пришельцу", нужно научиться жить среди себе подобных. Не только физически, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie.docx254.39 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Пользователь\Desktop\вторая младшая группа 2015-2016\картинки\1280_3cfb18b4368439b6c29cf7264af22875.jpg

«Развитие у детей младшего дошкольного возраста нравственных качеств посредством театрализованной деятельности»

    Дошкольное детство  - это период освоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребенок начинает активно жить в человеческом обществе, сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны только с тем, что еще мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему, этому милому "пришельцу", нужно научиться жить среди себе подобных. Не только физически, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.

 Все это - знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношения, переживания, способность к сочувствию, к радости за действия в отношении других людей, развитие собственных качеств и составляет понятие нравственности. Без нее человек не может жить среди других людей.

 Опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста показывает, что у большинства ребят не сформированы навыки и привычки культурного поведения, возникает агрессивность или наоборот, чрезмерная застенчивость и неуверенность в себе. Поэтому, в развитии нравственного поведения личности ребёнка младшего дошкольного возраста, эффективны театрализованные игры.

 Театрализованные игры - делают возможным знакомство дошкольников с окружающим миром через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Статистика и содержание игры имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость... Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованные игры оказывать влияние на детей. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.

    Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов.

   Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создает ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

   Задачи, которые решаются посредством театрализованных игр:

-Учить детей оценивать свои поступки и поступки товарищей, сравнивая их с поступками персонажей сказок и литературных произведений.

-Учить согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру).

-Учить детей действиям с воображаемыми предметами.

-Учить импровизировать игры- драматизации на тему знакомых сказок.

-Воспитывать доброжелательность и коммуникативность в отношениях со сверстниками.

-Формировать и активизировать познавательный интерес детей к театрализованным играм.

-Развивать сферу чувств, соучастия, сопереживания.

C:\Users\Пользователь\Desktop\вторая младшая группа 2015-2016\картинки\1280_3cfb18b4368439b6c29cf7264af22875.jpg

 Разнообразные формы работы:

1. Беседа.

   Беседуя с детьми, побуждаю, их думать и говорить. Задавая два-три вопроса, даю ребятам высказаться. Это позволяет мне понять, о чем дети думают, что знают из личного опыта.

   беседы на этические темы - это плановые, подготовительные занятия с детьми. Например: «Из какой я сказки?", где на примере героев сказок у детей появляется представление о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнение с отрицательными качествами: жесткостью, злом, трусостью, ленью.

  Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что такое дружба?», «Что хорошо, что плохо и почему?», «Страна грубияна", "Кого люди называют смелым" и т.д.

2.Чтение сказок и художественных произведений.

Например: А. Барто «Помощница», А. Кузнецовой «Мы поссорились». Эстетический фоном занятиям-играм становятся: загадки, стихи, включенные как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми. Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребенка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем собственные.

3.Игры-занятия и игры упражнения.

-направленные на овладение невербальными средствами общения: «Угадай кто я», «Зоопарк» и др.;

-направленные на овладение вербальными средствами общения: «Подари мне цветок», «Молчанка» и др.;

-направленные на развитие эмоциональной осведомленности: «Цветовое настроение», «Маски» и др.

-направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей: «Ласковые дети», «Подарок другу», «Назови себя» и др.

4.Игры драматизации.

-игры драматизации с пальчиками

Атрибуты надеваются на пальцы, по ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст.

-игры драматизации с куклами бибабо

В этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движение ее головы, рук, туловища осуществляется с помощью движений пальцев, кисти руки.

Куклы бибабо действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети.

-импровизация;

Здесь разыгрывается тема, сюжет без предварительной подготовки — пожалуй, самая сложная, но и наиболее интересная игра.

5.Настольные театрализованные игры

-настольный театр игрушек;

В этом театре используем самые разнообразные игрушки-фабричные и самоделки.

Самое главное, чтобы персонажи устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

6.Стендовые театрализованные игры

-фланелеграф

Картинки к сказкам хорошо показывать на экране. Удерживает их сцепление фланели, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Разнообразные по форме экраны позволяют создать «живой» эпизод сказки, который удобно демонстрировать всей группе.

Таким образом, театрализованные игры играют большую роль в развитии нравственных качеств личности детей младшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. "Развитие у детей младшего дошкольного возраста личностных качеств посредством театрализованной деятельности".

Театрализованная деятельность играет большую роль в развитии нравственных качеств личности детей младшего дошкольного возраста....

«Формирование у детей младшего дошкольного возраста нравственных качеств с помощью игровых методов».

«Формирование у детей младшего дошкольного возраста нравственных качеств с помощью игровых методов»....

«Формирование у детей младшего дошкольного возраста нравственных качеств с помощью игровых методов».

laquo;Без игры  нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра –это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенкавливается живительный поток представлений, поняти...

Презентация. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности.

Развитие  речи  детей младшего  дошкольного возраста в различных видах детской деятельности....

опыт работы "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста с ТНР в театрализованной деятельности"

способствовать развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста с ТНР через театрализованную деятельность....

Педагогический проект «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством театрализованной деятельности»

Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей?    Потому, что театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершен...