«Активизация познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения математическим представлениям».
учебно-методический материал по математике (подготовительная группа) на тему

Родина Екатерина Валерьевна

Известно, что от эффективности математического развития воспитанника в дошкольном возрасте зависит его успешность обучения математике в начальной школе.

Работа ДОУ по развитию элементарных математических представлений является одним из приоритетных направлений в целостном развитии ребенка-дошкольника.

Математические представления для детей старшего дошкольного возраста закрепляются средствами дидактической и сюжетно-ролевой игры, воспитателями из наблюдений за явлениями окружающего мира на прогулке, но и из повседневной жизни ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_rodinoy_e.v.docx19.42 КБ
Файл prezentatsiya_rodinoy_e.v.pptx1.3 МБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ  

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА ВОСКРЕСЕНКА СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «РЯБИНКА» ПОСЕЛОК ЖУРАВЛИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛЖСКИЙ  САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Выступление на методической

недели  «Самарской губернии 165 лет»

Тема: «Активизация познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения математическим представлениям».

«Реализация концепции математического образования как приоритетного направления образовательной политики в Самарской области на примере парциальной программы «Математические ступеньки»" (в соответствии с ФГОС ДО)»

        Воспитатель:        

Родина Екатерина Валерьевна

м.р.Волжский

2016 год

Известно, что от эффективности математического развития воспитанника в дошкольном возрасте зависит его успешность обучения математике в начальной школе.

Работа ДОУ по развитию элементарных математических представлений является одним из приоритетных направлений в целостном развитии ребенка-дошкольника.

Математические представления для детей старшего дошкольного возраста закрепляются средствами дидактической и сюжетно-ролевой игры, воспитателями из наблюдений за явлениями окружающего мира на прогулке, но и из повседневной жизни ребенка.

Игры по формированию математических представлений условно можно разделить на следующие группы:

К первой группе игр относятся - игры по развитию мыслительной деятельности; (развитие операций: анализ, синтез; классификации предметов; обобщения; сериации; абстрагирования; построения умозаключений).

Существует множество игр и упражнений, они всем знакомы: «Назови одним словом», «Что общего», «Цепочка закономерностей», «Четвертый лишний», «Продолжить цепочку» и т.п. В этих играх у детей развиваются образное и логическое мышление, смекалка и сообразительность. У детей формируется привычка к умственному труду. Развиваются сенсорные способности, пространственные представления.

    Центральное место отводится обогащению сенсорного опыта. Всем известно, что сенсорные способности составляют фундамент умственного развития ребенка. Как правило дошкольники называют только большие и маленькие по величине предметы. Задача воспитателя развивать представление о форме предмета, научить видеть в предметах геометрические формы (окно- прямоугольник, крыша – треугольник и т.д.) научить сравнивать предметы по величине, группировать их, определять величину путем сравнивания, с помощью условных мерок, путем приложения, научить понимать понятия не только большой маленький, но длинный- короткий, широкий- узкий,  высокий – низкий, далеко- близко и т.д. В своей работе я пользуюсь играми «Подбери крышку к коробке», вкладыши, пирамидки, матрешки, для закрепления понятий «Короткий –длинный» я использую игру «Узелки».Предложенные игры не только обучают детей, но и  способствуют развитию мелкой моторики, памяти, мышления, слухового и зрительного восприятия.

Ко второй  группе относятся игры с цифрами и числами

Играя в такие дидактические игры, как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", "Считай не ошибись!", «Числовые лесенки»,

Пособие «кубик» бросая дети называют «соседей числа», считают от заданного числа, называют день недели.

Например, «Лесенка–чудесенка» дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Усваивают порядок следования чисел натурального ряда, упражняются в прямом и обратном счете, учатся ориентироваться в числовом ряду.

Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.

В третью  группу входят игры на ориентирование в пространстве.

Известную трудность встречает овладение дошкольниками  пространственной ориентировкой. Дети путают лево и право, направление движения вперед-назад, вверх-вниз, плохо ориентируются на листе бумаги. Предлагаемый ряд игр и упражнений, направлен на обучение детей ориентированию на плоскости и в пространстве. При помощи этих игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому, учатся ориентироваться на листе, в клеточном поле, с помощью схем. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: "Найди похожую", "Расскажи про свой узор", "Мастерская ковров", "Художник", "Путешествие по комнате" Например, "Найди игрушку", и многие другие игры.

Пальчиковое упражнение «Побежали пальчики».

Цель: учить ориентироваться на листе бумаги.

Оборудование: альбомный или тетрадный лист с нарисованными ориентирами.

Здравствуй, ручка правая – постукивать по столу правой ладошкой

Здравствуй, ручка левая – постукивать по столу левой ладошкой

Обе вы хорошие – поглаживать тыльные стороны ладоней

Ловкие, умелые – поглаживать ладони

Озорные пальчики – сжимать и разжимать пальцы

У девочек и мальчиков.

Их никак не удержать – переплести пальцы в «замок»

Все они хотят играть – потряхивать кистями рук

Пусть побегают немножко

По листочку пальчики,

Только вы не ошибайтесь,

Девочки и мальчики.

Побежали в серединку –

Увидали там малинку!

В правый верхний уголок –

Увидали там цветок!

Вниз спустились, в угол левый –

Скачет там зайчонок смелый!

В левый верхний угол мчимся –

Там летит большая птица!

В правый нижний уголок –

Отыскали там грибок!

Хорошо мы поиграли – показать большие пальцы

В десять раз умнее стали! Раскрыть оби ладошки.

Чтобы упражнение не стало быть заученным нужно менять ориентиры, использовать не только предметные картинки но и геометрические фигуры, мелкие игрушки и другие предметы тематически относящиеся к образовательной деятельности.

   Четвертая группа математических игр Развитие временных представлений служит для знакомства детей с понятием «Сутки», закрепление режимных моментов,  с временами года по контрасту (зима-лето, осень- весна), днями недели. Можно поиграть с детьми в игры «Неделька стройся», «Назови пропущенный день», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, времен года их последовательность.

     В своей работе я использую разнообразные математические игры и упражнения, с их помощью уточняются и закрепляются представления о числах, геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Игры также способствуют развитию всех психических процессов, таких как: внимание, память, мышление. Они могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а использование яркого наглядного материала позволяет разнообразить игру и сделать ее привлекательнее для детей. Регулярное использование игр поможет подвести общее развитие воспитанника на уровень, необходимый для получения дальнейшего образования в начальной общеобразовательной школе.

Список источников

1. Баряева Л.Б. Математическое развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СПб, 2003.

2. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.; «Мозаика-Синтез», 2006.

3. Гаврина С.Е., Кутявина Л.Н., Топоркова И.Г. Большой учебник для маленьких учеников 5-6лет. - М.: Изд-во «Академия развития», «Астрель».

4. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. / Под ред. А.А.Столяра. - М.: Просвещение, 1991.

5. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя дет. сада. /Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1978. – 96 с.

6. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1992.

7.  Касицына М. А., Смирнова В.Д. Дошкольная математика 1-й год обучения. – М.: ГНОМиД, 2001.

8. Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет – М.: «СФЕРА», 2007.

9. Математика до школы: Пособие для воспитателей дет. садов и родителей / Сост. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. - Ч. I. - 191 с.

10. Метлина Л. С. Математика в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М., Просвещение, 1984. – 256 с.

11. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Для работы с детьми 5-6лет с ЗПР. - М; «Мозаика-Синтез», 2007.

12. Новикова В.П. Математика в детском саду 5-6лет М; «Мозаика-Синтез», 2007г-112стр


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор :Родина Екатерина Валерьевна Воспитатель разновозрастной группы с/ п д / с «Рябинка» пос.Журавли ГБОУ СОШ с.Воскресенка м.района Волжский Самарской области 2016 г. Тема: «Активизация познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения математическим представлениям». Выступление на методической недели « Самарской губернии – 165 лет» для воспитателей

Слайд 2

Игры по формированию математических представлений условно можно разделить на следующие группы: К первой группе игр относятся - игры по развитию мыслительной деятельности; (развитие операций: анализ, синтез; классификации предметов; обобщения; сериации ; абстрагирования; построения умозаключений). Существует множество игр и упражнений, они всем знакомы: «Назови одним словом», «Что общего», «Цепочка закономерностей», «Четвертый лишний», «Продолжить цепочку» и т.п. В этих играх у детей развиваются образное и логическое мышление, смекалка и сообразительность. У детей формируется привычка к умственному труду. Развиваются сенсорные способности, пространственные представления.

Слайд 3

Центральное место отводится обогащению сенсорного опыта. Всем известно, что сенсорные способности составляют фундамент умственного развития ребенка. Как правило дошкольники называют только большие и маленькие по величине предметы. Задача воспитателя развивать представление о форме предмета, научить видеть в предметах геометрические формы (окно- прямоугольник, крыша – треугольник и т.д.) научить сравнивать предметы по величине, группировать их, определять величину путем сравнивания, с помощью условных мерок, путем приложения, научить понимать понятия не только большой маленький, но длинный- короткий, широкий- узкий, высокий – низкий, далеко- близко и т.д.

Слайд 4

Математические игры старшая подгруппа

Слайд 5

Ко второй группе относятся игры с цифрами и числами Дидактические игры "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", "Считай не ошибись!", «Числовые лесенки», Пособие «Кубик».

Слайд 6

Математические игры подготовительная к школе подгруппа

Слайд 7

В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве . "Найди похожую", "Расскажи про свой узор", "Мастерская ковров", "Художник", "Путешествие по комнате" ,"Найди игрушку«.

Слайд 8

Четвертая группа математических игр Развитие временных представлений «Неделька стройся», «Назови пропущенный день», «Круглый год», «Двенадцать месяцев»,

Слайд 9

Использование интерактивной доски

Слайд 10

1. Баряева Л.Б. Математическое развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СПб, 2003. 2. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.; «Мозаика-Синтез», 2006. 3. Гаврина С.Е., Кутявина Л.Н., Топоркова И.Г. Большой учебник для маленьких учеников 5-6лет. - М.: Изд-во «Академия развития», « Астрель ». 4. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. / Под ред. А.А.Столяра. - М.: Просвещение, 1991. 5. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя дет. сада. /Под ред. Л.А. Венгера . – М.: Просвещение, 1978. – 96 с. 6. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1992. 7. Касицына М. А., Смирнова В.Д. Дошкольная математика 1-й год обучения. – М.: ГНОМиД , 2001. 8. Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет – М.: «СФЕРА», 2007. 9. Математика до школы: Пособие для воспитателей дет. садов и родителей / Сост. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. - Ч. I. - 191 с. 10. Метлина Л. С. Математика в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М., Просвещение, 1984. – 256 с. 11. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Для работы с детьми 5-6лет с ЗПР. - М; «Мозаика-Синтез», 2007. 12. Новикова В.П. Математика в детском саду 5-6лет М; «Мозаика-Синтез», 2007г-112стр Шаблон Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности со взрослым»

В данной работе представлены тезисы, раскрывающие необходимость и значимость эмоционального развития старших дошкольников. Выявлена актуальность данной темы, поставлены цели и задачи работы, указаны м...

Проект «Такая разная - страна бумажная» по формированию представлений о свойствах бумаги у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения искусству квиллинга.

Проект «Такая разная - страна бумажная» по формированию представлений о свойствах бумаги у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения искусству квиллинга....

Статья «Активизация словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации дидактических игр»

В статье представлен теоретический материал по использованию дидактических игр для активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста...

Влияние кинезиологических упражнений на развитие процессов познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста

Данный материал предназначен для родителей . содержание консультации напрвленно на ознакомление родителей с кинезиологическим  упражнениями детей старшего дошкольного возраста,которые положительн...

Опыт работы по теме: Технология проблемного обучения как средство активизации мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с правилами дорожного движения

  Все мы живем в современном обществе увеличивается количество машин.Важным остается тот факт, что дошкольники испытывают трудности в формировании навыка безопасного поведения на...

«Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения их правилам дорожного движения»

Целью организации работы по изучению ПДД является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно - транспортной среде....