Конспект образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: "История часов"
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Калашник Наталья Сергеевна

Конспект интегрированной

образовательной деятельности по развитию

элементарных математических представлений

в группе общеразвивающей направленности

для детей от 5 до 6 лет №1 Тема занятия: История часов

 

Используемая технология: Интегрированное занятие

Цель: формирование первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира и временных отношениях.

Образовательные задачи:

·         Познакомить детей с часами, как с прибором измерения времени..

·         Познакомить детей с устройством часов: циферблат, стрелки.

·         Закрепить прямой и обратный порядковый счёт, знания о геометрических фигурах.

·         Развивать умение выявлять связи между величиной, количеством и внешними свойствами предмета.

Развивающие задачи

·         Развивать умение доказывать и обосновывать способы и результаты сравнения.

·         Развивать речь, умение образовывать из существительных относительные прилагательные.

Воспитательные задачи:  

·         Воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

·         Воспитывать познавательный интерес к математике.

Ссылка на рабочую презентацию по образовательной деятельности   https://yadi.sk/d/9hi6AQOy3FPPWS

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                         
                                                                                                  «Утверждаю»

                                                                            заведующий _____________ Венюкова Л.М.

Конспект интегрированной

образовательной деятельности по развитию

элементарных математических представлений

в группе общеразвивающей направленности

для детей от 5 до 6 лет №1

Составители:

старший воспитатель

Н.С. Калашник

воспитатель

Н.С. Лупоносова

   

п. Гигант

февраль 2017г.

Тема занятия: История часов

Используемая технология: Интегрированное занятие

Цель: формирование первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира и временных отношениях.

Образовательные задачи:

  • Познакомить детей с часами, как с прибором измерения времени..
  • Познакомить детей с устройством часов: циферблат, стрелки.
  • Закрепить прямой и обратный порядковый счёт, знания о геометрических фигурах.
  • Развивать умение выявлять связи между величиной, количеством и внешними свойствами предмета.

Развивающие задачи

  • Развивать умение доказывать и обосновывать способы и результаты сравнения.
  • Развивать речь, умение образовывать из существительных относительные прилагательные.

Воспитательные задачи:  

  • Воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  • Воспитывать познавательный интерес к математике.

Словарная работа. Активизировать и обогатить словарь детей: иллюминатор,  изобретатель, водные, песочные, механические часы.

Предварительная работа: беседа с детьми о часах, рассматривание с детьми иллюстраций с изображением разных часов, рассказ воспитателя о временных представлениях, раскрашивание картинок, сбор (коллекционирование) различных видов часов, вовлечение родителей к коллекционированию. 

Материал: проектор, ноутбук, презентация «История возникновения часов», оборудование для опыта: 2 сосуда разной емкости, мерный стакан; макет солнечных часов, фонарик; схемы постройки «машины времени» из геометрических фигур

Ход занятия:

Дети становятся в круг.

Приветственное слово:

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Собрало друзей всех в круг

Я твой друг и ты мой друг.

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

Путешествовать пойдем.

Воспитатель: Ребята, где же наш Незнайка? Что, он еще спит?

Воспитатель: (будит Незнайку) Незнайка, мы тебя ждем, а ты спишь?

Незнайка: Ой, я что  проспал?

Воспитатель:  Да нет, пока еще не проспал, но мог проспать все интересное. Почему ты так долго спишь?

Незнайка:  У меня нет часов. И я не знаю, который сейчас час?!».

Воспитатель:  Ребята, подскажите Незнайке, как можно узнать время?

Дети: Посмотреть на часы.

Воспитатель: У нас в группе есть часы?

Дети: есть.

Воспитатель: Какие у нас часы  группе?

Дети: настенные, наручные, часы в телефоне у воспитателя и т.д.

Незнайка: Ой, как интересно. Оказывается так много разных часов. А у меня нет часов.

Воспитатель: Я предлагаю Вам, дети и тебе Незнайка отправиться в необычное путешествие по времени, в котором мы посмотрим историю возникновения и развития часов. На чем мы можем полететь в прошлое?  

Дети: на самолете, на ракете, на дерижабле …..

Воспитатель: Я вам предлагаю  полететь на машине-времени. Но одна машина не сможет поместить такое количество пассажиров, поэтому необходимо каждому из вас смастерить себе машину времени. Как вы  считаете, из каких частей должна состоять машина – времени?».

Дети: - Кабина, крылья, хвост, эллюминатор.

Воспитатель: Посмотрите на готовые схемы постройки машины. Назовите  их сходства и отличия?

Дети: Схемы похожи тем, что все машины сделаны из геометрических фигур.

Воспитатель: Назовите эти геометрические фигуры.

Дети: Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал

Воспитатель: Отлично, а есть ли отличия между схемами?

Дети: одна машина состоит из 6 геометрических фигур, а другая из 7.

Воспитатель: Правильно, схемы отличаются количеством деталей.

Дети: Есть машины красные, есть синие, а есть разноцветные.

Воспитатель: Какой ты внимательный. Правильно, отличия в цвете. А еще.

Дети: Эта машина маленькая, а эта  побольше.

Воспитатель: Правильно, отличия в размере.

Воспитатель: Молодцы. А теперь предлагаю приняться за работу по строительству своих необычных машин времени. Посмотрите и запомните любой из представленных образцов постройки.

(Дети выкладывают за столами из геометрических фигур машину – времени по памяти. Образцы построек убираются)

Воспитатель: Сережа,  у тебя большая машина – времени получилась, ты возьмешь меня с собой? Настя, а ты не хотела бы взять с собой Незнайку. А Олег  на свой борт возьмет багаж, так как у него имеется багажный отсек. Все готовы. Так как мы полетим в космическое пространство, то старт должен быть таким как у ракеты. Кто подскажет, как отправляется ракета в полет.

Дети: По счету.

Воспитатель: Каким должен быть счет, прямым или обратным?

Дети: Обратным.

Воспитатель: Кто подскажет, как считать в обратном порядке?

Дети: 10,9,8,7,6

Воспитатель: Саша продолжи.

Дети: 5,4,3,2,1.

Воспитатель: Молодцы, а теперь все вместе.

Дети: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1.. Пуск!

Воспитатель: Полетели!

(Звучит музыка полета, на экране слайды с

изображением космическим пространства)

Воспитатель: Вот мы и прилетели. Но хочу вас предупредить, что забрать в нашу коллекцию часы, которые мы встретим, сможем только тогда, когда справимся с заданиями, которые они нам приготовили.

Воспитатель: (обращает внимание на экран) Посмотрите, с какого времени мы начинаем путь?

Дети: Древние времена.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: У людей не было одежды, не было жилья, орудий труда.

Воспитатель: Как вы думаете, а часы в те времена были? ...  Да, таких  часов, какие есть у нас в настоящее время тогда не  было. В древние времена люди пользовались очень примитивными приспособлениями для отсчета времени – это ремешок с узелками или дощечка с зарубками. Ежесуточно делая узелок или зарубку, человек мог подсчитать количество прошедших дней. При этом ремешок становился все длиннее.

(На экране слайд с 2-мя ремешками)

Воспитатель: Посмотрите на экран. Сколько отмечено дней на первом ремешке?

Дети: На первом ремешке отмечено 5 дней.

Воспитатель: Сколько дней отмечено на втором ремешке?

Дети:  На втором ремешке отмечено 7 дней.

Воспитатель: Что вы можете сказать о количестве отмеченных дней на первом ремешке по отношению ко второму.

Дети: На первом ремешке отмечено дней меньше, чем на втором.

Воспитатель: На сколько меньше?

Дети: На 2 дня меньше.

Воспитатель: Что мы можем сказать о количестве отмеченных дней на втором ремешке по отношению к первому.

Дети: На втором ремешке на 2 дня больше, чем на первом.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с первым заданием. Вот вам веревочка с узелками для определения времени. Отправляемся дальше для поисков других часов.

Воспитатель: Вот вторая страница истории часов. Ребята, как вы думаете, что это? Это солнечные часы.  Давным - давно человек заметил, что тень, которая падала от дерева на землю не стоит на месте, а бежит вслед за солнцем. Солнце за день сделало круг по небу, и тень круг тоже пробежала. Наблюдал человек за этим чудом и вот что придумал (воспитатель, по ходу рассказа, проводит эксперимент: вбил в землю столбик, а вокруг столба начертил круг. Солнце взошло, и тень медленно от столба двигалась по кругу. Так люди, в начале, измеряли части суток.

Воспитатель: Какие  части суток показывали солнечные часы?

Дети: Утро, день, вечер, ночь.

Воспитатель: Утром – завтракаем, а вечером - ?

Дети: Ужинаем.

Воспитатель: Ночью – спим, а просыпаемся - ?

Дети: Утром.

Воспитатель: Далее люди заметили, что стрелка движется медленно и решили круг поделить на 12 частей, каждая часть - 1 час. Вот такое настоящее изобретение! Так появился циферблат (круг). Такие часы очень долго были у людей на службе.

Воспитатель: Кто изобрел солнечные часы?

Дети: Человек.

Воспитатель: Как можно назвать такого человека?

Дети: Творец, изобретатель.

Воспитатель: Мы справились с заданием. Часы отправляются в нашу коллекцию

Воспитатель: Почему все- таки люди отказались от солнечных часов и придумали другие часы?

Дети: Солнечные часы не работали ночью.  

Воспитатель: Долгое время люди думали, как сделать часы, которые будут измерять время, не зависимо от солнца. И придумали вот такие часы (показывает водяные часы). Как вы думаете, чем наполнен сосуд?

Дети: водой.

Воспитатель: Если в сосуде вода, значит как называются часы?

Дети: водные…. Водяные.

Воспитатель: Правильно, водяные. Каждая капля воды или жидкости является одной секундой.

(На экране изображение разных видов водяных часов).

(Воспитатель подводит детей к лаборатории.

На столе два сосуда и мерный стакан)

Воспитатель: (показывает два сосуда разной емкости с водой) Ребята, как вы думаете, в каком сосуде большее количество времени (минут)?

Дети: Там где больше воды.

Воспитатель: Как нам узнать, в каком сосуде больше воды?

Дети: Надо перелить в мерный стакан и определить, где больше.

(проводится опыт)

Воспитатель: Какой можем сделать вывод? Какой сосуд, если был бы водяными часами, измерял бы большее количество времени?

Дети: Сосуд с большим количеством воды.

Воспитатель: Чуть позже, по подобию водяных часов, люди изобрели песочные часы. В этих часах, вместо воды, использовали песок различной сыпучести. Если повернуть часы, начинается отсчет минутного периода.  Назовите сходства и различия между этими часами.

Дети:  Сходства - форма часов, материал, из которых они сделаны (стекло).

            Различия – материал – наполнитель (вода, песок).

Воспитатель: Молодцы и с этим заданием мы с вами справились. Водяные  и песочные часы отправляются в нашу коллекцию.

Воспитатель: Ребята, послушайте, вы что ни будь, слышите? (начинает слова физминутки, дети присоединяются).

(тихо) Тик- так, тик- так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах

Отбивает каждый такт,

А в часах сидит кукушка,

У нее своя избушка.

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью.

Стрелки движутся по кругу,

Не касаются друг друга.

Повернемся мы с тобой

Против стрелки часовой.

А часы идут, идут,

Иногда вдруг отстают.

А бывают, что спешат,

Словно убежать хотят.

Если их не заведут,

То они совсем встают.

Воспитатель: Вот мы с вами уже в XIV веке. В это время появились механические часы. Впервые механические часы  в Россию привез царь Петр 1. Это были огромные тяжеловесные механизмы башенных часов, которые приводила в действие гиря, подвешенная на канате к ведущему валу механизма. Регулятором хода этих часов был так называемый шпиндель, представляющий собой коромысло с тяжелыми грузами, установленное на вертикальной оси и приводимое попеременно, то в правое, то в левое вращение. Инерция грузов оказывала тормозящее воздействие на часовой механизм, замедляя вращение его колес, и часы отставали и показывали не точное время.

Потом они были усовершенствованы и в домах появились часы "ходики", их вешали на стену, под часами был маятник.

Воспитатель: Давайте посмотрим, как устроены часы? 

Воспитатель: (показывает механизм часов) Почти все часы имеют циферблат и стрелки: минутная и часовая. Часовая (маленькая) стрелка показывает целый час тогда, кода минутная (большая) стрелка стоит на двенадцати (минутная стрелка закреплена на циферблате на числе 12).

Воспитатель: Посмотрите, вот вал, который вращает шестеренки, которые приводят в движение стрелки, находящиеся на циферблате. Рассмотрим циферблат. Что есть на циферблате?

Дети: Стрелки, цифры …

Воспитатель: Какие стрелки существуют на часах?

Дети: часовая стрелка, минутная стрелка, секундная стрелка.

Воспитатель: На циферблате цифры от 1 до 12. маленькая стрелка движется медленно и показывает часы, а большая стрелка бежит гораздо быстрее и показывает минуты. Давайте заглянем и рассмотрим конструкцию механических часов. Механизм таких часов состоит из большого вала, который вращается и приводит в движение множества шестеренок и пружинок. Такие часы называют механическими.

Воспитатель: Потом появились маленькие карманные часы. Хорошая находка для нашей коллекции. 

Воспитатель: Жизнь не стояла на месте, люди стали все больше дорожить своим временем, и часы стали необходимостью для всех людей. Часы стали постоянно совершенствоваться. Появились электронные и электрические часы, внутри которых поместили крохотную электрическую станцию – батарейку (демонстрация батарейки). Вы видели такие часы?

Дети: у нас часы с батарейкой, в телефоне с батарейкой….

Воспитатель: Ой, ребята, да мы незаметно оказались в настоящем времени. Ведь это же наши часы, современные. Вот и закончилось наше путешествие. Нам пора возвращаться в детский сад. Займите места в машинах - времени.

(Звучит музыка. На экране слайды с изображением космического пространства)

Воспитатель: Начинаем отсчет. Так как возвращаемся домой, то и отчет будет в прямом порядке.

Дети: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10…..Полетели.

Воспитатель:           Мы в древнем мире побывали,

                                Очень многое узнали,

                                Возвратились мы назад,

                                Детский сад нам очень рад.

Воспитатель: Какой длинный путь мы прошли. Вот такой же длинный и сложный путь прошли часы. И таким удивительным превращениям мы обязаны человеку - творцу, созидателю, изобретателю.

                  Время не стоит на месте, и, конечно, со временем появятся новые часы.

Воспитатель: Где же мы с вами сегодня путешествовали?

Дети: Во времени.

Воспитатель: С какой целью мы полетели в путешествие?

Дети: Узнать, как появились часы.

Воспитатель: Какие же часы мы привезли из путешествия во времени?

Дети: Узелковые, водяные, песочные, карманные, маятниковые, электронные и т.д.

Воспитатель: (обращает внимание на экран. На экране слайды презентации о видах часов)- Посмотрите, сколько разновидностей часов существует в настоящее время. Может быть вы догадаетесь, как называются часы на башне?

Дети: Башенные часы.

Воспитатель: Именно к такому виду часов относятся самые главные часы в нашей стране, которые находятся на Спасской башне в Москве и называются они - куранты.

Воспитатель: Если часы весят на стене. Как называются такие часы?

Дети: Настенные часы.

Воспитатель: Если  часы стоят на полу. Как называются такие часы?

Дети: Напольные часы.

Воспитатель: Эти часы носят на руке. Они называются…

Дети: Наручные часы

Воспитатель: Если часы носят в кармане. Дайте им название.

Дети: Карманные часы.

Воспитатель: Это старинные часы, они обычно стоят на камине.  Попробуйте дать им название.

Дети: Каминные часы.

Воспитатель: Часы,  стоящие на столе, как называются такие часы?

Дети: Настольные часы.

Воспитатель: А это сувенирные часы необычной формы.

(Воспитатель по ходу ответов детей на мольберте точками изображает множество)

Воспитатель: Каким одним словом, можно это назвать?

Дети: Часы.

Воспитатель: Правильно у нас множество часов.

Воспитатель: Для чего человек изобрел часы?

Дети: Что бы следить за временем. Что бы знать, когда завтракать, когда обедать, когда ужинать. Что бы знать, когда идти на работу…..

Воспитатель: Что мы можем сказать Незнайке?

Дети: Вот тебе Незнайка будильник, что бы ты всегда просыпался вовремя.

Незнайка: Спасибо, ребята. Вы настоящие друзья.

Воспитатель: Ребята, что можно сделать с остальными часами, которые в нашей коллекции? Где хранятся все старинные экспонаты, с которыми знакомятся люди?

Дети: В музее.

Воспитатель: Давайте мы с вами сделаем мини музей Часов в нашей группе, в который сможем пригласить своих друзей и рассказать им об истории возникновения часов.  Посмотрите, каким будет самое подходящее место для музея.

Дети: Вот на этой тумбочке, так как здесь много места и на стену можно повесить картинки.

Воспитатель: Хорошо. Но только этим мы займемся в другое время. Я сейчас (показывает на часы) пора прощаться с нашими гостями. Подошло время прогулки.  

Воспитатель: Да, время стало для человека главным. И люди придумали об этом пословицы и поговорки. Кто знает пословицу или поговорку о времени?

Дети:

  • Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
  • Век прожить — не поле перейти.
  • Делу время, потехе час.
  • Деньги пропали — наживешь, время пропало — не вернешь
  • Лучше поздно, чем никогда.
  • Время — деньги. 
  • Не тем час дорог, что долог, а тем, что короток.
  • Порядок время бережет.
  • Счастливые часов не наблюдают.
  • Обещанного три года ждут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: «Путешествие в страну <Математики>»

Цели:Совершенствование у детей умение выполнять арифметические действия в пределах 10;Формирование умений и навыков количественном отношении между числами и записывать при помощи арифметических знаков...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: «Путешествие в страну <Математики>»

Цели:Совершенствование у детей умение выполнять арифметические действия в пределах 10;Формирование умений и навыков количественном отношении между числами и записывать при помощи арифметических знаков...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: «Путешествие в страну <Математики>»

Цели:Совершенствование у детей умение выполнять арифметические действия в пределах 10;Формирование умений и навыков количественном отношении между числами и записывать при помощи арифметических знаков...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: «Путешествие в страну <Математики>»

Цели:Совершенствование у детей умение выполнять арифметические действия в пределах 10;Формирование умений и навыков количественном отношении между числами и записывать при помощи арифметических знаков...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: «Путешествие в страну <Математики>»

Цели:Совершенствование у детей умение выполнять арифметические действия в пределах 10;Формирование умений и навыков количественном отношении между числами и записывать при помощи арифметических знаков...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений для детей старшей группы «Путешествие в сказку"

Задачи: 1. Закрепить навыки порядкового и количественного счета в пределах 10.2. Формировать навыки пользования планом, умение определять взаимное расположение предметов в пространстве.3. Закрепи...

Конспект образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений для детей средней группы "Возвращение Мишки домой"

Конспект образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений  в общеразвивающей группе детей 4-5 лет №2. Тема: «Возвращение Мишки домой».Цель. Формировать обоб...