Сенсорное развитие детей 4-5 лет с ТНР посредствам игр с логическими Блоками Дьенеша
статья по математике на тему

Александрова Татьяна Серафимовна

Развитие сенсорных способностей детей через игры с Блоками Дьенеша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvit._sensor._sr._gr.docx30.04 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие детей 4-5 лет с ТНР посредствам

игр с логическими Блоками Дьенеша

Сенсорное   развитие   ребёнка  – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.

         Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей

Значение сенсорного воспитания трудно переоценить. Это основа для познавательно-речевого,  художественно-эстетического, физического,  и  социально-личностного развития.

В раннем детстве и среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные эталоны – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Дети учатся способам обследования предметов: их группировке по цвету, форме, размеру  вокруг образцов-эталонов.  

Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи сенсорного развития детей. Дидактическое пособие «Логические блоки Дьенеша» давно и успешно используется в дошкольной педагогике всего мира. Своё название оно получило по имени автора, венгерского психолога и математика Золтана Дьенеша, разработавшего данное пособие для обучения математике и развития логического мышления у детей в игровой форме.

Набор логических блоков состоит из 48 объемных пластмассовых геометрических фигур, различающихся по следующим свойствам:

  • цвету – синий, желтый, красный,
  • форме – круги, квадраты, треугольники, прямоугольники,
  • размеру – большие, маленькие,
  • толщине – тонкие, толстые.

Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет фигур одинаковых по всем свойствам, каждая фигура  в одном экземпляре.

Для игр с блоками используются кодовые карточки, логические кубики, схемы, алгоритмы и другой игровой материал. Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.

Я применяю кодовые карточки, которые изготовила сама. В моей картотеке содержатся кодовые карточки для игр и упражнений разного уровня сложности, в которых закодировано от 1 до 4-х свойств логических блоков, также с отрицанием этих свойств (от 1 до 4-х). Таким образом, можно изготовить очень большое количество кодовых карточек, с неповторяющимися наборами свойств.

Кроме этого я изготовила материал для игр и упражнений: разные варианты схем построения дорожек или цепочек, таблицы  для игр «Чего не хватает?», домики для игры «Засели домик», логические кубики, которые можно использовать вместо кодовых карточек. На одном кубике показан цвет: 2 красных, 2 синих, 2 желтых. На втором кубике показана форма, а третий кубик отражает размер. Использование логических кубиков вызывает большой интерес у детей, так как присутствует элемент внезапности, случайного выпадения сенсорных свойств, которые необходимо выделить, отобрать блоки с данными свойствами (1,2 или 3).

В играх с блоками мною используется также разнообразный игровой материал: мягкие, резиновые пластмассовые игрушки животных, сказочных героев.

Число игр с блоками Дьенеша очень велико и разнообразно. Играя с блоками, ребёнок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определённым правилам, перестроение и др.). Блоки Дьенеша предназначены для детей от трёх лет и старше.

Цели и  задачи игр и упражнений с блоками Дьенеша

  • Развитие сенсорных способов познания свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разделение.
  • Развитие у детей логико-математических представлений о свойствах и отношениях, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах.
  • Освоение детьми исследовательских способов познания (воссоздание, преобразование, комбинирование).
  • Развитие у детей логических способов познания (сравнение, классификация, сериация).
  • Развитие у детей умения общаться в процессе решения познавательных задач: выдвигать идеи, включаться в обсуждение, пользуясь при этом точной, аргументированной и доказательной речью.
  • Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремление к поиску нестандартных решений задач.

 Приемы  работы с детьми

Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложите перед ним набор и дайте ему вволю наиграться: потрогать, перебрать, подержать в руках, построить что-то, выложить какие-то предметы самостоятельно и по рисункам-схемам. 

 В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер. Заострять внимание детей на термине "блок" не имеет смысла. Ведь в восприятии ребенка блок, прежде всего носитель формы, т. е. геометрическая фигура. Поэтому в общении с детьми целесообразнее пользоваться словом «фигура», хотя вполне допустимо и использование слова «блок».

Затем детям предлагаются самые простые игровые задания, которые постепенно по мере освоения, усложняются.

Игра должна быть интересна и увлекательна для ребенка. Заканчивать игру надо до того, как ребенок начнет уставать и отвлекаться.

Играть  с блоками можно как совместно со сверстниками и взрослыми, так и индивидуально в самостоятельной деятельности.

Начинать надо с самых простых игр и упражнений, цель которых освоение свойств, слов "такой же", "не такой" по форме, цвету, размеру, толщине.   

Игры первого уровня сложности

1. "Найди все фигуры (блоки), как эта" по цвету (по размеру, форме). "Найди не такую фигуру, как эта" по цвету (по форме, размеру).

2. Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету).
"Найди не такие фигуры, как эта" по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, размеру и форме).
"Найди такие же, как эта" по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера, или такие же по размеру, но другого цвета.
Более сложный вариант: найди такие же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру (такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета).

3. "Цепочка"
От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:
 
а) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);
б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т.д.);
в) чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.;
г) чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

Цепочки или дорожки можно строить по словесным указаниям или с использование простых схем.

                             

4. "Второй ряд"

Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру и цвету.

5. "Домино"                                                              

В этой игре одновременно может участвовать не более четырех детей, фигуры делятся поровну между участниками. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии   фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному. Например:
а) фигурами другого цвета (формы, размера);
б) фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, ко другой формы;
в) фигурами другого цвета и формы (цвета и размера, размера и толщины);
г) такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера (такими же по размеру и форме, но другими по цвету);
д) ход фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.

6. "Раздели фигуры"

Для игры понадобятся игрушки: мишка, кукла, заяц и др. Предложите детям разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры. Проверьте, правильно ли дети распределили игрушки. Предложите им ответить на вопросы:
- Какие фигуры оказались у мишки? (Все красные).
-А у зайки? (Все не красные). Попробуйте разделить фигуры по-другому:
а) чтобы у мишки оказались все круглые;
б) чтобы зайцу достались все большие;
в) чтобы зайцу достались все желтые и т.д. Более сложный вариант этой игры:
Разделите фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки все квадратные.
Проверьте, какие фигуры достались только мишке? (Синие, неквадратные).
Только зайке? (Квадратные, не синие).
Какие фигуры подошли сразу и мишке и зайке? (Синие, квадратные).
А какие фигуры никому не подошли? (Не синие, неквадратные). Предлагаются другие варианты заданий.
Разделите фигуры так, чтобы:
у мишки оказались все треугольные, а у зайки-все большие;
мишке достались все маленькие, а зайке - все прямоугольные;
у мишки оказались некруглые, а у зайки-все желтые. Наконец, наиболее трудный вариант игры "Раздели фигуры". Разделить фигуры между Буратино, Чебурашкой и Незнайкой так, чтобы у Буратино оказались все круглые фигуры, у Чебурашки - все желтые, у Незнайки все большие.
Какие фигуры достались только Буратино? (Круглые, не желтые, маленькие). Какие фигуры получил Чебурашка? (Желтые, маленькие, некруглые). Скажи, какие фигуры достались только Незнайке? (Большие, не желтые, некруглые). Какие фигуры подошли сразу и Буратино и Чебурашке? (Круглые, желтые, маленькие). Какие фигуры достались сразу и Буратино и Незнайке? (Круглые, большие, не желтые). Незнайке с Чебурашкой? (Большие, желтые, некруглые).
Какие фигуры подошли всем трем персонажам? (Круглые, желтые, большие).
А какие фигуры оказались ничьи? (Большие, некруглые, не желтые). Желательно вместе с детьми придумать новые задания, а лучше новые игры.

Игры с использование кодовых карточек

Карточки рассматриваются с детьми, уточняется, какие свойства обозначены на них. Рассматриваются с детьми и сами блоки, пользуясь карточками, называют имя каждого блока. В словаре детей появляются такие определения: "Это красный, большой, круглый, толстый блок. На карточке обозначен красный цвет, значит сюда можно положить красные блоки".

Игровые упражнения проводятся так: ребенку или группе детей предъявляется карточка и предлагается найти все такие же блоки, назвать их. Для разнообразия можно использовать карточку с восьмью клетками, где в первой из них изображено свойство. Ребенок заполняет остальные клетки блоками соответствующего свойства. Игра называется "Все в ряд".                                                                

После освоения этих умений можно усложнить задание. Теперь дети будут самостоятельно выявлять свойства блоков, как по слову, так и с использованием карточек. Предлагаются такие игры: "Кто быстрее соберет блоки!", "Поручения", "На свое место". Например, ведущий говорит: "Кто быстрее всех соберет все красные блоки", "Саше поручается собрать все круглые блоки", "Все толстые блоки положите на свое место - в большой обруч"

Важно, чтобы дети, выполняя игровую задачу, делали все быстро и качественно. Все блоки в данных играх должны быть в поле зрения играющих, что обеспечивает опору на непосредственное восприятие их свойств, при решении задачи.

В последующих заданиях рекомендуется усложнить задачу и развивать умение выявлять свойства блоков по слову без опоры на наглядность. Блоки убирают в коробку или под салфетку. Игровые образы Мышки (игра "Мышки-норушки") помогают заинтересовать ребенка в отборе блоков - "запасов на зиму" в норку (коробку), выбирая по слову ведущего либо красные, либо круглые...

Успешно проводятся и другие игры: "Заселим домики", "Кто быстрее спрячет" Домики заселяются желтыми жильцами - блоками, либо квадратными. В другой игре предлагается спрятать все красные блоки; толстые блоки... Победителями оказываются те, кто первыми и безошибочно выполнит задания.

Игры с использованием отрицаний свойств
В последующем дети осваивают слова и знаки, обозначающие отсутствие свойства. Потребуются карточки, где обозначенное свойство будет перечеркнуто двумя линиями. Например:

Для усвоения слов: не  красный, не круглый, небольшой, не толстый, необходимы игры: "Переводчики", "Помоги Незнайке" В этих играх требуется рассказать Незнайке о блоках, перевести в слова то, что обозначает карточка, научить Незнайку по-разному рассказывать про цвет, величину и так далее. Например, о желтом прямоугольном блоке можно сказать, что он не красный и не синий, по форме некруглый, не треугольный, толстый (тонкий), большой (маленький).

Подобные игровые упражнения могут проводиться, как индивидуально, так и с подгруппами детей. Если дети в детском саду, то эти задания лучше провести вне занятий: в утренние, вечерние отрезки времени, на прогулке.

Последующая работа с детьми направлена на освоение детьми умений оперировать одновременно двумя свойствами. Начинать лучше с игр "На свою веточку", "Кто хозяин?", "Найди выход". Разложить блоки для сказочных персонажей в соответствии с указанными свойствами. "Чебурашка не любит красные игрушки и не хочет играть с круглыми. Зайцу нужны красные и треугольные и т.д. Разобраться, где должны "висеть" неквадратные и красные, желтые и треугольные  блоки в игре "На свою веточку".

        Вариантов игр можно придумать множество. Главное помнить, что игры должны предлагаться с постепенным усложнением, по мере освоения ребенком предыдущего уровня сложности.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интерактивной познавательной игры воспитателя с детьми среднего возраста по развитию сенсорных представлений с использованием логических блоков Дьенеша "Мишутка в гостях у детей".

Интерактивная игра направлена на развитие познавательной деятельности дошкольников среднего возраста в области сенсорного развития.  Интеграция состоит в использовании для обследования групп пред...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей 4-5 лет через использование ИКТ и логических блоков Дьенеша. "Лесныая математика"

разработка данного  конспекта непосредственной образовательной деятельности направлена на закрепление у детей 4-5 лет элементарных математических представлений, а именно: навыков счета в пределах...

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ ДЬЕНЕША

В данном исследовании, в качестве гипотезы, было выдвинуто научное предположение о том, что процесс развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в ходе работы с логическими бло...

Развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы с логическими блоками Дьенеша

Выявление психолого-педагогических условий развития мыслительных операций у старших дошкольников в процессе работы с логическими блоками Дьенеша....

«Логические блоки Дьенеша как средство сенсорного развития детей раннего возраста»

Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей....