РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ ДЬЕНЕША
статья по математике (старшая группа)

Андреева Светлана Александровна

В данном исследовании, в качестве гипотезы, было выдвинуто научное предположение о том, что процесс развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в ходе работы с логическими блоками Дьенеша будет эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий:  проведение поэтапной работы по формированию мыслительных операций; целенаправленная и систематическая организация комплекса игр с логическими блоками Дьенеша; создание предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей с логическими блоками Дьенеша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_andreeva_s.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ ДЬЕНЕША

Мыслительные операции являются инструментом постижения человеком окружающей реальности, поэтому формирование мыслительных операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности. С точки зрения  Г. А. Урунтаевой,   мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительные  операция, по мнению психолога И. В. Дубровиной – это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.  Мыслительные операции разнообразны. Это – анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Все эти операции являются различными сторонами основной деятельности мышления  – опосредования, то есть раскрытия все более существенных объективных связей и отношений между предметами, явлениями, фактами

Проблеме формирования мыслительных операций посвящены исследования Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. З. Зака, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, А. А. Люблинской, Л. Ф. Обуховой, Ж. Пиаже,  Н. Н. Поддъякова, С. Л. Рубинштейна,   Д. Б. Эльконина и других.

Проблеме развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста и роли в нем логических блоков Дьенеша уделяли свое внимание многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Среди них можно отметить таких как: А. В. Белошистая, А. А. Браханова, О. Н. Земцова,    Н. О. Лелявина, Л. В. Малышева, З. А. Михайлова, Е. А. Носова,               Р. Л. Непомнящая, А. А. Столяр, Б. Б. Финкельштейн и многие другие. Однако трудно признать разработанность данного аспекта достаточным.

             Теоретический анализ проблемы показывает, что современная психология располагает определенными сведениями касательно сущности и характеристик мышления и мыслительных операций в целом; отмечается тесная взаимосвязь мышления со всеми психическими процессами. В современной детской психологии имеются сведения о специфике детского мышления, его генезисе на протяжении дошкольного детства. Существуют определенные подходы психолого-педагогического характера к развитию операций мышления в дошкольном возрасте, способствующие повышению их уровня, в том числе с использованием блоков Дьенеша. В то же время, на современном этапе развития науки нет единства мнений в этом отношении, а данные практики убедительно указывают на недостаточный уровень развития мыслительных операций современных дошкольников и на необходимость разработки новых технологий их развития.

В данном исследовании, в качестве рабочей гипотезы, было выдвинуто следующее научное предположение: мы полагаем, что процесс развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в ходе работы с логическими блоками Дьенеша будет эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий: проведение поэтапной работы по формированию мыслительных операций; целенаправленная и систематическая организация комплекса игр с логическими блоками Дьенеша; создание предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей с логическими блоками Дьенеша.

Для подверждения поставленной гипотезы были применены следующие методики:

1. Методика «Самое непохожее» (автор Л. А. Венгер ).

2. Методика «Классификация объектов по двум признакам» (лото В. М. Когана).

Исследование проходило на базе МБДОУ «Чуваштимяшский детский сад «Колосок» Ибресинского района Чувашской Республики; в нем приняло участие  40 детей в возрасте 5–6 лет.

          В экспериментальной части нашей работы на констатирующем этапе было проведено диагностическое исследование, которое выявило преобладание среднего и низкого уровня развития мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация) у детей старшего дошкольного возраста. У большинства испытуемых не сформировано умение планомерно и целенаправленно анализировать и сравнивать геометрические фигуры, не сформировано умение аргументировать свое решение, дошкольники не умеют обобщать, классифицировать и называть признаки геометрических фигур.

Полученные результаты, легли в основу разработки программы развития мыслительных операций детей 5–6 лет с помощью логических блоков Дьенеша.

Контрольный этап эксперимента показал, что разработанная система формирующих мероприятий благоприятно повлияла на развитие изучаемых операций мышления. В экспериментальной группе у детей произошли позитивные изменения: третья часть детей продемонстрировала новый качественный  уровень  развития мыслительных операций (высокий уровень); при выполнении заданий дети стали более активны как в практическом плане, так и в речевом. Повысился уровень развития мыслительных операций в целом по  группе: если на констатирующем этапе он был ниже среднего, то после формирующей работы стал выше среднего, что свидетельствует о позитивном сдвиге.

Зафиксированные изменения статистически достоверны.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, процесс развития мыслительных операций у детей 5-6 лет будет эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий: 1) проведение поэтапной работы по формированию мыслительных операций; 2) целенаправленная и систематическая организация комплекса игр с логическими блоками Дьенеша; 3) создание предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей с логическими блоками Дьенеша, подтвердились.

Результаты проведенного исследования имеют прикладное значение. Разработанная и апробированная в исследовании программа развития мыслительных операций может быть использована педагогами и психологами дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми.

Данной работой мы не решаем полностью проблему развития мыслительных  операций старших дошкольников. В нашем исследовании была сделана попытка определить роль и значение работы  с применением  логических блоков Дьенеша. В перспективе исследования могут быть посвящены вопросам, связанным с выявлением особенностей развития мыслительных операций у детей 6-7 лет и проведением формирующей работы с использованием логических блоков Дьенеша в данной возрастной группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия на тему: «Развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста»

Логические задания математического характера для детей старшего дошкольного возраста....

Логические задачи и упражнения как средство развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста

Опыт работы по изучению особенностей развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования логических задач и упражнений...

Развитие мыслительных операций у детей младшего дошкольного возраста.

Доклад для педагогов ДОУ о развитии мыслительных операций у детей....

Математическая игра с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР (с использованием логических блоков Дьенеша: ) «Поможем мышкам найти свою квартиру».

Сюжетно-дидактическая игра с подгруппой детей с использованием блоков Дьениша на математическое развитие....

Сообщение для родителей на тему: «Логические Блоки Дьенеша как средство формирования мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста».

Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать - значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос...

Развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы с логическими блоками Дьенеша

Выявление психолого-педагогических условий развития мыслительных операций у старших дошкольников в процессе работы с логическими блоками Дьенеша....

Особенности развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста

- рассказать родителям об особенностях развития мыслительных операций у старших дошкольников- сформировать желание к развитию мыслительных операций у дошкольников в семьеВ дошкольном возрасте каждый р...