Долгосрочный познавательно-творческий проект: «Развитие логического мышления детей среднего дошкольного возраста в процессе дидактических игр с блоками Дьенеша»
проект по математике (средняя группа)

Гальвидис Елена Евгеньевна

Активное изучение и внедрение технологии "Блоки Дьенеша" в образовательный процесс детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Долгосрочный познавательно-творческий проект: «Развитие логического мышления детей среднего дошкольного возраста в процессе дидактических игр с блоками Дьенеша»

Вопитатель: Гальвидис Е.Е.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие

Вид проекта: Долгосрочный (01.09.2021-31.05.2022)

Участники проекта: Дети средней группы, воспитатели, родители (законные представители). 

Цель проекта: активное изучение и внедрение технологии «Блоки Дьенеша» в образовательный процесс детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:  

1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме самообразования.

2.Разработать систему использования игр, конспектов мероприятий с блоками Дьенеша.

3. Разработать систему работы по включению родителей в образовательный процесс, работать над поиском новых нетрадиционных форм и методов работы с родителями

4.Провести анализ эффективности проделанной работы.

Методы и приемы:

Наглядные методы: демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца.

Словесные методы: вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка (поощрение, порицание, одобрение; похвала), разъяснение.

Практические методы: игровые действия, внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделировании.

Ожидаемые результаты:

при систематической работе способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико-математические игры.

Пояснительная записка:

             Одной из важных задач, выделяемой ФГОС в работе дошкольного образовательного учреждения, является требования к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий, стимулирующих познавательную активность дошкольников.

     Геометрические блоки Дьенеша – познавательный материал, который в полной мере отвечает этим требованиям. Блоки Дьенеша помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся – выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, обобщение, группировка, кодирование свойств, логические операции с использованием отрицании «не».

    Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Одним из путей развития интеллектуальных способностей дошкольников является активное использование блоков Дьенеша.

Основные особенности этих дидактических материалов – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Данный дидактический материал является средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание современным нетрадиционным дидактическим и развивающим играм, способствуя адекватной социализации ребенка.

Логическое мышление, в полном объёме, начинает формироваться только к старшему дошкольному возрасту. Но учить ребёнка решать логические задачи, системно думать необходимо с самого раннего возраста. Знание логики способствует интеллектуальному развитию личности. Поэтому нужно начинать знакомить малышей с некоторыми основными понятиями, которые будут способствовать развитию логического мышления в дальнейшем, используя для этого дидактические и развивающие игры. Ознакомление идёт по принципу «от простого к сложному».

Логические фигуры Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими формами и размерами.

В легкой игровой форме дети учатся кодировать и декодировать полученную информацию, осуществлять анализ и синтез, также у малышей развиваются внимание, память, умение работать в коллективе, самоконтроль, важные психологические процессы и креативное мышление. С помощью карточек с символами дети овладевают навыками использования математических знаков и изучают систему символов.

Этапы реализации проекта

Этапы

Содержание работы

I этап – подготовительный

Постановка цели и задач, подбор и изучение  литературы

по данной теме. Разработка перспективного плана, направленного на развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей.

II этап – основной

Выполнение основных мероприятий, предусмотренных проектом:

С воспитанниками – в совместной деятельности педагога  и детей:

  • проведение цикла занятий с использованием блоков Дьенеша
  • Кратковременные проекты
  • Изготовление карточек
  • Картотека с дидактическими играми
  • дидактические игры, сюжетно-ролевые игры;
  • проведение подвижных игр;
  • специальные игровые задания

С родителями – посредством проведения педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья - детский сад»:

  • проведение мероприятий по повышению педагогической культуры родителей;
  • проведение совместных досуговых мероприятий с родителями           и детьми.

III этап – заключительный

Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

Перспективное планирование по проекту «Развитие логического мышления детей среднего дошкольного возраста в процессе дидактических игр с блоками Дьенеша»

Перспективный план

Месяц

Задачи

октябрь

1-2.Развивать у детей умение выделять в блоках от 1 до 4 различных свойств  (цвет, форму, размер, толщину), абстрагировать одни от других, называть их.

3.Развивать умение находить блоки на ощупь. Учить детей называть форму предметов.

4.Познакомить с символами свойств, развивать зрительную память

ноябрь

1.Развивать умение детей сравнивать предметы по одному свойству, видеть в них общее и различное.

2.Развивать умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер. Сравнивать предметы по заданным свойствам.

3.Познакомить детей с логическими кубиками. Развивать умение сравнивать предметы по одному свойству.

4.Развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать блоки по самостоятельно выделенным  свойствам.

декабрь

1.Развивать умение сравнивать блоки по одному двум свойствам одновременно. Учить понимать слова «разные», «одинаковые». Подвести к пониманию отрицания свойств.

2.Развивать умение анализировать форму предметов. Развивать умение сравнивать по их свойствам. Развивать художественные способности (выбор цвета, фона, расположения композиции).

3.Развивать способность к анализу, абстрагированию, умению строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (разветвленный алгоритм «выращивание дерева»), творческого мышления, воображения.

4.Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему». Закреплять навыки порядкового счета, знание цифр.

январь

1.Учить детей называть «полное имя» блока, то есть перечислять весь объем его свойств. Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, опираясь на карточку-символ свойства и отсутствие свойства.

2.Развивать умение называть два свойства (цвет, форма, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т.д.)

3.Развивать способность анализировать, сравнивать, обобщать фигуры в таблице по одному и двум свойствам одновременно

февраль

1.Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определённых свойств у блоков по их знаково-символическим обозначениям.

2.Развивать логическое мышление, умение кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков-символов и декодировать её.

3.Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства. Развивать умение рассуждать, аргументировать свой выбор.

4.Учить следовать правилам при выполнении цепочки действий.

март

1.Учить следовать правилам при выполнении цепочки действий.

2.Развивать умение разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или». Развивать умение рассуждать, аргументировать свой выбор.

3.Развивать умение разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или». Развивать умение рассуждать, аргументировать свой выбор.

4.Развивать у детей умение выделять в блоках сразу два свойства, называть их, пользоваться знаками-символами.

апрель

1.Учить следовать правилам при выполнении действий, подвести к пониманию того, что нарушение правил не позволяет получить верный результат.

2.Развивать умение сравнивать блоки по правилам взрослого, затем по правилам, предложенным детьми.

3.Развивать умение блоки по наличию или отсутствию двух свойств.

4.Развивать логическое мышление, внимание.

май

1-2.Развивать умение классифицировать блоки. Учить рассуждать, обосновывать правомерность или ошибочность своих действий.

3-4.Развивать умение классифицировать и обобщать предметы по одному, двум свойствам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект «Развитие эмоций у детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры »

Практико-значимый проект«Развитие эмоций у детей среднего дошкольного возрастав процессе сюжетно-ролевой игры »...

Картотека дидактических игр по развитию логического мышления детей среднего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по развитию мышления детей среднего дошкольного возраста...

Отчет по самообразованию «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредствам математических- дидактических игр»( 2020)

Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников- особая область познания, в ...

Педагогический проект «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме»

laquo;Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме»...