Главные вкладки

    Педагогический проект «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме»
    проект (средняя группа)

    Огаркова Галина Георгиевна

    «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_bloki_denesha_gotov.docx29.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №5»

    городского округа город Шарья Костромской области

    Педагогический исследовательский проект педагога

    Тема: «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме»

    Автор проекта:

    Воспитатель: Огаркова Г.Г.

            

            г. Шарья, 2020 г.

    Логика — это искусство

    приходить к непредсказуемому выводу.

    Сэмюэл Джонсон

    Пояснительная записка:

    Проект составлен с учётом основных принципов, требований к организации и содержанию к образовательной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей 4 - 5 лет.

    Блоки Дьенеша – это универсальный дидактический материал, позволяющий благополучно решать все задачи вoспитательно -образовательного, в частности познавательного и речевого развития. Своё название он получил по имени автора, венгерского психолога и математика Золтана Дьенеша, разработавшего данное пособие для обучения математике и развития логического мышления у детей в игровой форме.

    Название проекта: «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме».

    Проблема: дети плохо справляются с простейшими логическими задачами, не могут выделить признаки предметов, объяснить сходства и различия объектов, вызывает трудности ориентировка в пространстве, не умение комментировать свои действия.

    Обоснование проблемы:

    Недостаточность знаний детей и их родителей об играх с блоками Дьенеша.

    Участники проекта: дети, педагоги, родители.

    Возраст детей: 4-5 лет.

    Руководитель проекта: воспитатель Огаркова Г.Г.

    Срок реализации проекта: сентябрь 2020 года – май 2021года.

    Тип проекта: творческий, долгосрочный, семейно – групповой, практико – ориентированный.

    Актуальность:

    Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. В соответствии с современными тенденциями развития  образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции.

    Роль логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.

    Дидактическое пособие «Логические блоки Дьенеша» давно и успешно используется в дошкольной педагогике всего мира. Игры с блоками доступно на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Они развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также – восприятие, память, внимание и воображение.

    Играя с блоками Дьенеша, ребёнок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывают ряды по заданному алгоритму). В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными в предматематической подготовки, и с точки зрения общего интеллектуального развития.

    Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно - игровых действий.

    Гипотеза проекта: Игры с блоками Дьенеша дают возможность  детям овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.

    Цель: Развитие логико-математических представлений, интеллектуальных, творческих, личностных качеств детей среднего дошкольного возраста через игры, посредством использования блоков Дьенеша.

    Задачи проекта для детей:

    1. Продолжать знакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
    2. Развивать умения выявлять свойства в объектах, обобщать их по свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
    3. Развивать у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение); познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение);
    4. Развивать логическое мышление, творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
    5. Расширить словарный запас детей, связную речь и грамматический строй речи в процессе проектной деятельности.
    6. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость, в достижении цели, преодолении трудностей.
    7. Воспитывать умение рассуждать логически.

    Задачи для педагогов:

    1. Ознакомиться с современной методической литературой по теме «Блоки Дьенеша»;
    2. Повышать педагогическую грамотность;
    3. Повышать профессиональный уровень по проектной деятельности.

    Задачи для родителей:

    1. Познакомить родителей со структурой игр с логическими блоками Дьенеша, её обучающими задачами, способами подачи детям.
    2. Участвовать в развитии интеллектуальных способностей детей в домашних условиях;

    Основные принципы:

    1. Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
    2. Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
    3. Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
    4. Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
    5. Принцип систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
    6. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
    7. Принцип научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).

    Время проведения: один раз в неделю, во второй половине дня, с

    продолжительностью не более 20 минут.

    Методическое обеспечение:

    • «Логические блоки» Дьенеша;
    • карточки с изображением символов;
    • игровые поля;
    • мультимедиа.

    Этапы реализации проекта:

    1 этап. Подготовительный (сентябрь 2020г - октябрь 2020г)

    Мониторинг знаний детей по ФЭМП

    Определение цели и задач проекта, участников проекта.

    Ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта.

    Подбор нагляднo-дидактичeских материалов и оборудования для занятий, исследовательской деятельности и индивидуальной работы с детьми вне занятий.

    Наглядная информация «Блоки Дьенеша – это интересно» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

    Консультация -деловая игра для родителей «Блоки Дьенеша - забавная игра для развития и ума» (Методические рекомендации по использованию логических блоков) (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

    Диагностика элементарных математических представлений и мыслительных умений (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

    Наблюдение за детьми в ходе использования блоков Дьенеша.

    Проведение ознакомительного занятия.

    Предполагаемый результат.

    Первоначальная заинтересованность детей и их родителей в использовании блоков Дьенеша, основанная на коллективном объединении усилий.
     2 этап. Основной (октябрь 2020г – май 2021г)

    Календарно – тематическое планирование работы с детьми среднего

    дошкольного возраста (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

    Осуществление планирования, подбор и разработка конспектов занятий, развлечений и других мероприятий (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).

    Осуществление планирования, подбор и разработка мероприятий,

    проводимых с родителями детей (ПРИЛОЖЕНИЕ 6).

    Формы организации работы с логическими блоками Дьенеша, виды деятельности.

    1. Дидактические и развивающие игры.

    2. Подвижные игры;

    3.Театрализованные игры;

    4. Сюжетно-ролевая игра

    5. Конструирование;

    6. Образовательные ситуации.

    Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).

    а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);

    б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Найди место в фигуре»);

    в) в сюжетно-ролевых играх:

    • «Магазин» - деньги обозначаются блоками.
    • «Почта» - адрес на доме обозначается кодовыми карточками.
    • «Поезд» - билеты, места.

    3 Этап. Заключительный (май 2021г)

    1. Обработка и оформление материалов проекта.
    2. Оценка результатов работы всех участников проекта.

    Сотрудничество с семьями воспитанников:

    • Изготовление папки-передвижки  «Советы родителям по организации игр с блоками» (ПРИЛОЖЕНИЕ 7).
    • Консультация о подборе развивающих игр для ребенка 4 -5 лет (ПРИЛОЖЕНИЕ 8).
    • Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку.
    • Просветительская работа с родителями велась через «Уголки для родителей»,  индивидуальные и коллективные консультации.

    Предполагаемый результат:

    Возможность родителям увидеть и осмыслить результаты не только труда воспитателя, но и собственного участия в развитии детей.

    Предполагаемые результаты по проекту:

    для детей:

    Предоставление детям возможности увидеть реальные результаты сотрудничества с воспитателем.

    Появление у детей не только новых знаний, но и навыков анализировать собственные действия.

    Повышение внутренней мотивации дошкольников на активное использование в играх, общении и самостоятельной деятельности логических блоков Дьенеша как средства развития логического мышления.

    Подвести детей к самостоятельному использованию игровых пособий «Блоки Дьенеша».

    для педагогов:

    повышение профессионального уровня по проектной деятельности;

    расширение и углубление знаний о блоках Дьенеша.

    Консультация для педагогов: «Логические блоки Дьенеша» (ПРИЛОЖЕНИЕ 9).

    для родителей:

    Установление эмоционального контакта с детьми.

    Возникновение у родителей мотивации к использованию блоков  Дьенеша как средства развития логического мышления.

    Появление азов педагогических знаний, направленных на развитие логического мышления дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша.

    Результат проекта.

     Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей.

     Дети чаще стали играть с логическими блоками Дьенеша.

     Родители познакомились со структурой логических блоков, её обучающими задачами, способами подачи детям.

     Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях.

     Родители вместе с детьми представили очень интересные придуманные игровые упражнения, что понятно из составленного альбома «Вместе с мамой, вместе с папой»

     В результате все дети знают и называют основные цвета;

    • все дети знают названия и умеют различать основные геометрические фигуры;
    • различают и называют цвет, форму, величину, толщину геометрических фигур,
    • умеют находить фигуру не только по двум свойствам, но и оперировать одновременно двумя, тремя свойствами,
    • сравнивать, классифицировать предметы по каждому из этих свойств,
    • определять свойства фигур на ощупь;
    • умеют декодировать информацию;
    • умеют обобщать объекты  одновременно по трём, четырём свойствам с учётом наличия или отсутствия каждого.

    Материал, используемый при проведении проекта:

    Картотека дидактических игр:

    Пособие «маленькие логики»

    Карточки – символы

    Домики для блоков

    Литература:

    1. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников»

    СПб «Детство-Пресс» 2008

    2. «Солнышко. Поиграем с бельчонком. Развивающие игры» Издательство:

    Machaon Год издания: 2008

    3. Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под ред. Б.б.Финкельштейн. СанктПетербург. ООО «Корвет» 2001 год).

    На золотом крыльце … Конспект игр и упражнений с цветными счётными

    палочками Кюизенера.- ООО «Корвет»: СПб, 2003.

    4. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. «Предматематические

    игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое

    пособие. 2011 г. Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в

    возрасте от 3 до 7лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург.

    5. «Давайте поиграем» Просвещение 1991г.

    «Игралочка» Москва « Баланс» «2003г.

    6. « Раз-ступенька, два-ступенька…» 2003г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игра , как средство развития логического мышления детей младшего дошкольного возраста

    Возраст 3-х – 4-х лет – это возраст познания, когда у ребенка вырабатывается своеобразное собственное логическое мышление, которое необходимо поддерживать и  развивать. Поэтому  ...

    Обучение игре в шахматы как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста

    Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта....

    Самообразование по теме: "Шахматы как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста"

    quot;Шахматы - это по форме игра, по содержанию - искусство, а по трудности овладения игрой - это наука" Т.В. Петросян...

    МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: Логические блоки Дьенеша как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста

    МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВТема: Логические блоки Дьенеша как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста...

    Опыт работы подготовила: воспитатель первой категории Бондарчук Ю.В «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей дошкольного возраста»

    В наше время, резкое обновление знаний во всех областях, рост потока информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать, ставят перед педагогической наукой ...

    Мастер - класс "Логические блоки Дьенеша как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

    Задача дошкольного образования заключается в том, что бы научить детей мыслить, пробудить тягу к новым знаниям, пробудить в детях познавательный интерес....

    Мастер-класс «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей дошкольного возраста»

    В данном материале представлена система работы с дошкольниками по использованию блоков Дьенеша....