Развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы с логическими блоками Дьенеша
презентация к уроку по математике (старшая группа)

Андреева Светлана Александровна

Выявление психолого-педагогических условий развития мыслительных операций у старших дошкольников в процессе работы с логическими блоками Дьенеша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_andreevoy_s._a._1.ppt2.97 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Чуваштимяшский детский сад «Колосок» Развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы с логическими блоками Дьенеша Выполнила: воспитатель первой квалификационной категории Андреева Светлана Александровна

Слайд 2

Изучением формирования мыслительных операций занимались: Зарубежные исследователи: Отечественные исследователи : Дж. Брунер, Л. Беркович, Л.А. Венгер, Л.В. Выготский. Г. Клаус Ж.Пиаже и др. П.Я.Гальперин, Н.Н. Поддьяков, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин В детской психологии исследования в этой области проводили такие ученые, как: О. Н. Истратова, В. С. Мухина, А. А. Люблинская, Л. Ф.Обухова, Е. О. Смирнова, Г. А. Урунтаева и др.

Слайд 3

Цель: выявление психолого-педагогических условий развития мыслительных операций у старших дошкольников в процессе работы с логическими блоками Дьенеша. Объект : развитие мыслительных операций старших дошкольников. Предмет : процесс развития мыслительных операции детей 5-6 лет в ходе работы с логическими блоками Дьенеша.

Слайд 4

Гипотеза : процесс развития мыслительных операций у детей 5-6 лет в ходе работы с логическими блоками Дьенеша будет эффективен при реализации следующих психолого-педагогических условий: Проведение поэтапной работы по формированию мыслительных операций; Целенаправленная и систематическая организация комплекса игр с логическими блоками Дьенеша; создание предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей с логическими блоками Дьенеша.

Слайд 5

Задачи : изучить теоретические основы проблемы развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста; выявить экспериментальным путем психолого-педагогические условия развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы с логическими блоками Дьенеша

Слайд 6

Констатирующий этап эксперимента Цель Изучение особенностей развития мыслительных операций у детей 5-6 лет. Задачи подобрать диагностические методики по проблеме исследования. выявить уровень и качественные особенности мыслительных операций у детей 5-6 лет.

Слайд 7

Методики: 1. Методика «Самое непохожее» (Л. А. Венгер) Цель: выявление уровня овладения мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение и обобщение признаков. Методика «Классификация объектов по двум признакам» (лото В. М. Когона) Цель: изучение умения классифицировать объекты по двум признакам (цвет, форма).

Слайд 8

Методика «Самое непохожее» (Л. А. Венгер)

Слайд 9

Методика «Классификация объектов по двум признакам» (лото В. М. Когана)

Слайд 10

Рисунок 1 – Распределение испытуемых по уровням развития мыслительных операций у детей ЭГ и КГ по методике Л.А. Венгера «Самое непохожее» на констатирующем этапе

Слайд 11

Рисунок 2 – Распределение испытуемых ЭГ и КГ по уровням развития мыслительных операций по методике «Классификация объектов по двум признакам» (лото В. М. Когона) на констатирующем этапе

Слайд 12

Л. В. Занков, П. Г. Гальперин (теория развития мышления) П. Я. Гальперин, Ж. Пиаже ( теория поэтапного формирования умственных действий) Н. О. Лелявина, Б. Б. Финкельштейн (о использовании дидактических игр с логическими блоками Дьенеша и логическими фигурами); З. А. Михайлова, Е. А. Носова (логико-математическое развитие дошкольников) В программе использовались игры, предложенные А.В Белошистовой, О. Н. Земцовой, Н. О. Лелявиной, Л. В. Малышевой, Е. А. Носовой, Р. Л. Непомнящей, А. А. Столяр, Б. Б. Финкельштейн и др. Основные положения построения программы развития мыслительных операций:

Слайд 13

1 Этап Цель: развитие умения оперировать одним свойством (выявлять и абстрагировать одно свойство от других, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы на его основе) направления Знакомство с логическими блоками Дьенеша Знакомство с карточками символами и научить «читать» знаки -символы Освоение умений выявлять и абстрагировать свойства предметов Знакомство с карточками символами и научить «читать» знаки -символы Знакомство с карточками символами и научить «читать» знаки -символы Знакомство с карточками символами и научить «читать» знаки -символы

Слайд 14

«Раздели фигуры»

Слайд 15

2 этап Цель : развитие умения оперировать двумя свойствами Направление - развитие умения оперировать двумя свойствами - умение выявлять, абстрагировать два свойства; - развитие умения сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по двум свойствам

Слайд 16

«Украсим елку бусами»

Слайд 17

3 этап Цель : развитие умения оперировать тремя, четырьмя свойствами Направления оперировать тремя, четырьмя свойствами умения Выявлять, абстрагировать три, четыре свойства; сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по трем, четырем свойствам)

Слайд 18

«Мозаика цифр»

Слайд 19

Контрольный этап эксперимента Цель Выявление изменений, произошедших в развитии мыслительных операций у детей 5-6 лет под влиянием проведенной формирующей работы, ее эффективности. Задачи Выявить динамику развития мыслительных операций испытуемых после завершения формирующего этапа исследования; определить степень эффективности проведенной формирующей работы.

Слайд 20

Рисунок 3 – Динамика развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста ЭГ и КГ по методике «Самое непохожее» Л. А. Венгера по результатам контрольного этапа эксперимента ЭГ КГ

Слайд 21

Рисунок 4 – Динамика развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста ЭГ и КГ по методике «Классификация объектов по двум признакам» (лото В. М. Когана) по результатам контрольного этапа эксперимента ЭГ КГ

Слайд 22

Таблица 1 – Расчет количества положительных, отрицательных и нулевых сдвигов по каждой методике в экспериментальной группе Gэмп=0 Количество сдвигов Методика «Самое непохоже» Л. А. Венгера Методика «Классификация объектов по двум признакам» (лото В. М. Когана) Всего Положительных 11 6 17 Отрицательных 0 0 0 Нулевых 9 14 23 n 11 6 17 Количество сдвигов Методика «Самое непохоже» Л. А. Венгера Методика «Классификация объектов по двум признакам» (лото В. М. Когана) Всего Положительных 11 6 17 Отрицательных 0 0 0 Нулевых 9 14 23 n 11 6 17

Слайд 23

Таблица 2 – Расчет количества положительных, отрицательных и нулевых сдвигов по каждой методике в контрольной группе Количество сдвигов Методика «Самое непохоже» Л. А. Венгера Методика «Классификация объектов по двум признакам» (лото В. М. Когана) Всего Положительных 6 6 12 Отрицательных 0 0 0 Нулевых 14 14 28 n 6 6 12 Gэмп=0

Слайд 24

Заключение Возросло число испытуемых: третья часть детей продемонстрировала новый качественный уровень развития мыслительных операций (высокий уровень); Анализ данных с использованием G -критерия показал, что полученные изменения статистически достоверны Гипотеза исследования подтвердилась Разработанная система формирующих мероприятий благоприятно повлияла на развитие изучаемых операций мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»".

Краткое описание работы:·        Основные противоречия, решаемые в опыте: Обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень интеллектуального развити...

Консультация для родителей «Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста (палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша)

Из консультации родители узнают, как интересно, в игровой форме можно развивать математические способности у детей дошкольного возраста....

Сообщение для родителей на тему: «Логические Блоки Дьенеша как средство формирования мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста».

Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать - значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос...

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ ДЬЕНЕША

В данном исследовании, в качестве гипотезы, было выдвинуто научное предположение о том, что процесс развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в ходе работы с логическими бло...

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического материала «Логические блоки Дьенеша».

Дошкольное детство - обладающий своеобразной логикой и спецификой развития феноменальный возрастной период;  это особенный культурный мир со своими границами, образом мышления, чувствами, действи...

Сообщение на ГМО: "Методы и приёмы знакомства детей младшего дошкольного возраста с дидактическим материалом "Логические блоки Дьенеша"

Логические блоки Золтана Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур, которые различаются четырьмя свойствами: формой, цветом, размером, толщиной.В наборе нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам...

Формирование у детей математических представлений в процессе работы с логическими блоками Дьенеша

Педагогический опыт работы по формированию математических представлений дошкольников....