"Блоки Дьенеша как средство развития логико-математических способностей старших дошкольников"
консультация по математике (старшая, подготовительная группа)

Касторская Ольга Васильевна

Блоки Дьенеша - универсальная развивающая игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bl.denesha_kak_sr-vo_razv._logiko-mat.spos_.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Блоки Дьенеша как средство развития логико-математических способностей старших дошкольников»

     Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. Важно познакомить ребенка с основами логического мышления, основными приемами: сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другими, которые используются во всех видах деятельности и являются основой развития математических способностей.

     Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа является реализация идей развивающего образования. Развивающее образование направлено, прежде всего на развитие личности ребенка и осуществляется через решение задач, основанных на преобразовании информации, что позволяет ребенку проявлять максимальную самостоятельность и активность; предполагает перспективу саморазвития ребенка на основе познавательно-творческой деятельности.

     В старшем дошкольном возрасте важно развивать любые проявления самостоятельности, самоорганизации, самооценки, самоконтроля, самопознания, самовыражения. Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки личного опыта. Это находит отражение в среде группы, в которую вносится содержание, расширяющее личный опыт ребенка.

    В группе определено специальное место, так называемый «Уголок математики», где детям доступны развивающие игры и оборудование, как для совместной, так и для индивидуальной деятельности. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнавание по описанию, воссоздание и др.

     В своей работе по развитию у детей логико-математических способностей, мы используем логические блоки Дьенеша, которые придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками Дьенеша доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями.

     Купить блоки Дьенеша стоит тем родителям, которые хотят развить у своих детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму). В игры с блоками Дьенеша можно играть с детьми от трех лет. Во многих странах мира успешно используется этот дидактический материал. Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов и родителей нашей страны.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
б) четырех цветов (красный, синий, желтый, зелёный);
в) двух размеров (большой, маленький);
г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра. Они представляют собой дидактическое пособие, позволяющее решать следующие задачи:

  1. Развитие логического мышления. Развивать представление о множестве, операции над ними (сравнение, разбиение, классификация). Формировать представления о математических понятиях: алгоритм, кодирование, декодирование информации, кодирование со знаком отрицания.
  2. Развивать умения выявлять свойства предметов, называть их, обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения, что параллельно решает задачи развития речи.
  3. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

     Исходя из этого, мы имеем возможность использовать блоки в совместной и самостоятельной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, организуя дидактические, подвижные или сюжетно-ролевые игры. Включая данное пособие в содержание образовательной деятельности (конструирование, развитие математических представлений) блоки обеспечивают наглядность, системность и доступность. А также блоки позволяют сделать игры детей разнообразней и интересней. Логические блоки можно использовать:

  • в подвижных играх как предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов;
  • как настольно-печатные: изготовить карты к играм “Рассели жильцов”, “Какой фигуры не хватает”, “Найди место фигуре”, “Головоломки”
  • в сюжетно-ролевых играх: “Магазин” – деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками. “Почта” – адрес на посылке, письме, открытке обозначаются блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками. “Поезд” – билеты, места.

     Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использования их практически в любой режимный момент. А также позволяют реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий.

Игры и упражнения с блоками

Ребенку надо подбирать блоки по карточкам, где изображены их свойства. Затем задания с карточками постепенно усложняются. Например,

  1. Выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, потом одна исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
  2. Все фигуры складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).
  3. Все фигуры снова складываются в мешок. Ребенок достает одну из них из мешка и характеризует по одному или нескольким признакам либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
  4. Надо найти все фигуры, не такие, как эта по цвету (размеру, форме, толщине).
  5. Следует продолжить цепочку, чередуя детали по цвету: красная, желтая, красная, желтая (по форме, размеру и толщине).
  6. С одной стороны, выкладывается три фигуры, с другой четыре. Где блоков больше и как их уравнять?
  7. Предлагается таблица из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.
  8. Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня и т.д.

Рекомендации по использованию блоков Дьенеша в домашних условиях:

     Для начала познакомьте ребенка с блоками. Выложите перед ним набор и дайте вволю наиграться с фигурами: потрогать, перебрать, подержать их. Чуть позже предложите следующие задания:

* Найди все фигуры такого же цвета, все фигуры треугольной формы, все большие фигуры и т.д.

* Дай белочке все синие фигуры, зайцу – желтые, а лисичке – красные; или тем же зверушкам все круги, все большие фигуры и т.д.

* Какая эта фигура по цвету (форме, размеру, толщине)?

     Игры с блоками Дьенеша дают возможность совершать мыслительные операции, учат детей самостоятельно подходить к правильному решению. Ребенок идет по логической цепочке, учится делать умозаключения, выводы. Главное помнить: золоток правило дидактики – от простого к сложному. Время, проведенное в совместной игре с ребенком, вернется вам в качестве вознаграждения – привязанностью, доверием ребенка.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование блоков Дьенеша с целью развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста

Галимова Алсу Авхадеевна представила свой обобщенный опыт работы по данной теме...

Использование блоков Дьенеша с целью развития логико-математических представлений у детей

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умен...

"Использование логических блоков Дьенеша с целью развития логико - математических представлений у детей"

Одной из важнейших задач воспитания маленького ребенка является развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этой задачи должны б...

Использование блоков Дьенеша с целью развития логико – математических представлений у детей дошкольного возраста

В данной презентации представлен материал по использованию блоков Дьенеша с целью развития логико – математических представленийу детей дошкольного возраста...

Мастер - класс "Логические блоки Дьенеша как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Задача дошкольного образования заключается в том, что бы научить детей мыслить, пробудить тягу к новым знаниям, пробудить в детях познавательный интерес....

Блоки Дьенеша как средство развития логико-математических способностей у детей дошкольного возраста

Блоки Дьенеша как средство развития логико-математических способностей у детей дошкольного возраста...


 

Комментарии

Сидорович Виктория Викторовна

спасибо большое, очень полезная информация