Перспективный план по формированию элементарных математических представлений
учебно-методический материал по математике (старшая группа) на тему

Сапожникова Надежда Ильинична

план

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_po_matematike.docx31.87 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Утверждено:

                                                                                           Приказ от ____________ №___

Заведующий СП _______________ Г.Н.Дрыгина

Перспективный план

 по формированию элементарных математических представлений

воспитательно- образовательной деятельности в старшей группе

СП- Детский сад «Колокольчик» ГБОУ СОШ пос. Восточный

На 2016=2017 учебный год

Принято:

На педагогическом совете

От_____________ №____

Председатель___________

Перспективный план составлен на основе учебно- методического пособия автора Помараевой И.А. «Формирование элементарных математических представлений  детей старшей группы.

Задачи:

Создать предпосылки для формирования правильного миропонимания, обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.

Использовать  игровые ситуации с элементами соревнований для мотивации их деятельности и направленности мыслительной активности на поиск способов решения поставленных задач.

Месяцы учебного года

Недели

Используемая литература

I КВАРТАЛ

Сентябрь

Занятие 1

  • Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4и 5.
  • Совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры(круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, цилиндр).
  • Уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.  

Занятие 2

  • Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух).
  • Закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины(длина и ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями (например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой ленточки, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки»). 
  • Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево.

Занятие 3

  • Совершенствовать навыки счета в пределах 5, учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предметов (цвета, формы, и величины).
  • Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче…. самый короткий и наоборот.
  • Уточнить понимание значения слов вчера, сегодня, завтра.

И.А.Помараева «Формирование элементарных математических представлений»

Стр. 12,13

И.А.Помараева «Формирование элементарных математических представлений»

Стр. 14,15

И.А.Помараева «Формирование элементарных математических представлений»

Стр. 16

Октябрь

Занятие 1

  • Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым и его частями.
  • Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина).
  • Совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, вверху, внизу.

Занятие 2

  • Учить считать в пределах 6, показать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5и 6 .
  • Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый длинный, короче ,еще короче…самый короткий и наоборот.
  • Закреплять представления о знакомых объемных геометрических фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (форма, величина).

Занятие 3

  • Учить считать в пределах 7 , показать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 6и 7
  • Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по ширине и раскладывать их убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый широкий, уже, еще уже…самый узкий и наоборот.
  • Продолжать учить определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа.

Занятие 4

  • Продолжать учить считать в пределах 6 и знакомить с порядковым значением числа 6, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».
  • Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже…самый низкий и наоборот.
  • Расширять представления о деятельности взрослых и детей в разное время суток, о последовательности частей суток.

И.А.Помараева «Формирование элементарных математических представлений»

Стр. 17,18

И.А.Помараева «Формирование элементарных математических представлений»

Стр. 18,19,20

И.А.Помараева «Формирование элементарных математических представлений»

Стр. 20,21

И.А.Помараева «Формирование элементарных математических представлений»

Стр. 21, 22

Ноябрь

Занятие 1

  • Учить считать в пределах 8, показать образование числа 8  на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 7 и 8.
  • Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 7 по образцу и на слух.
  • Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево.

Занятие 2

  • Учить считать в пределах 9; показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9.
  • Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур.
  • Продолжать учить определять свое местоположение среди окружающих людей и предметов, обозначать его словами: впереди, сзади, рядом, между.

Занятие 3

  • Познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».
  • Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (до 7 предметов), раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше…самый маленький и наоборот.
  • Упражнять в умении находить отличия в изображениях предметов.

Занятие 4

  • Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9и 10, учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?».
  • Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер ,ночь) и их последовательности.
  • Совершенствовать представления о треугольнике, его свойствах и видах.

И.А.Помараева «Формирование элементарных математических представлений»

Стр. 23, 24

И.А.Помараева «Формирование элементарных математических представлений»

Стр. 24, 25

И.А.Помараева «Формирование элементарных математических представлений»

Стр. 26,27

И.А.Помараева «Формирование элементарных математических представлений»

Стр. 27,28

II КВАРТАЛ

Декабрь

Занятие 1 (итоговое)

  • Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах10.
  • Закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий и наоборот.
  • Упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур.
  • Упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обозначать его соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо.

Занятие 2

  • Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от величины предметов и расстояния между ними (счет в пределах10)
  • Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника.
  • Закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади.

Занятие 3

  • Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках, их свойствах и видах.
  • Совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью различных анализаторов (на ощупь, счет и воспроизведение определенного количества движений).
  • Познакомить с названиями дней недели (понедельник и т.д.)

Занятие 4

  • Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа…?», «На сколько число…меньше числа…?».
  • Продолжать учить определять направление движения, используя знаки- указатели направления движения.
  • Закреплять умение последовательно называть дни недели.

И.А.Помараева «Формирование элементарных математических представлений»

Стр. 28,29,30

И.А.Помараева «Формирование элементарных математических представлений»

Стр. 30,31

И.А.Помараева «Формирование элементарных математических представлений»

Стр. 31,32,33

И.А.Помараева «Формирование элементарных математических представлений»

Стр. 33,34,35

Январь

Занятие 1

  • Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число…больше числа…?», «На сколько число… меньше числа…?».
  • Развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины, равные образцу.
  • Совершенствовать умение различать и называть знакомые объемные и плоские геометрические фигуры.
  • Развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей.

Занятие 2

  • Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами 9 и 10.
  • Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной образцу.
  • Закреплять пространственные представления и умение использовать слова: слева, справа внизу, впереди(перед),сзади (за), между, рядом.
  • Упражнять в последовательном назывании дней недели.

Занятие 3

  • Продолжать формировать представления о равенстве групп предметов, учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть общее количество предметов и называть его одним словом.
  • Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты, равные образцу.
  • Учить ориентироваться на листе бумаги.

Занятие 4

  • Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц.
  • Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: прямоугольника, квадрата, круга, треугольника.
  • Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.

И.А.Помараева «Формирование элементарных математических представлений»

Стр. 35, 36, 37, 38.

И.А.Помараева «Формирование элементарных математических представлений»

Стр. 38, 39, 40.

И.А.Помараева «Формирование элементарных математических представлений»

Стр. 40, 41, 42.

И.А.Помараева «Формирование элементарных математических представлений»

Стр. 42, 43.

Февраль

Занятие 1

  • Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц.
  • Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.
  • Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Занятие 2

  • Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц.
  • Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.
  • Развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа).

Занятие 3

  • Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц.
  • Формировать представления о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть.
  • Совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине и высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.

Занятие 4

  • Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.
  • Продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
  • Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).
  • Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета (условной меры), равному одному из сравниваемых предметов.

И.А.Помараева «Формирование элементарных математических представлений»

Стр. 43, 44, 45.

И.А.Помараева «Формирование элементарных математических представлений»

Стр.45, 46, 47.

И.А.Помараева «Формирование элементарных математических представлений»

Стр.47, 48.

И.А.Помараева «Формирование элементарных математических представлений»

Стр. 49, 50.

III КВАРТАЛ

Март

Занятие 1

  • Закреплять представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе числа из единиц в пределах 5.
  • Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева, впереди, сзади) и другого лица.
  • Совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине, располагать их в возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.

Занятие 2

  • Продолжать учить делить круг на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть.
  • Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.
  • Закреплять умение последовательно называть дни недели.

Занятие 3

  • Учить делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть.
  • Совершенствовать навыки счета в пределах 10.
  • Развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления.
  • Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении меняя его по сигналу (вперед- назад, направо- налево).

Занятие 4

  • Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
  • Развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов.
  • Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.

И.А.Помараева «Формирование элементарных математических представлений»

Стр. 51,52.

И.А.Помараева «Формирование элементарных математических представлений»

Стр. 52,53,54.

И.А.Помараева «Формирование элементарных математических представлений»

Стр. 54, 55.

И.А.Помараева «Формирование элементарных математических представлений»

Стр. 55,56,57.

Апрель

Занятие 1

  • Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
  • Продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.
  • Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.

Занятие 2

  • Совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать отношения рядом стоящих чисел: 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10.
  • Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.
  • Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).

Занятие 3

  • Продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел в пределах 10.
  • Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению.
  • Закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

Занятие 4

  • Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц.
  • Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.
  • Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

И.А.Помараева «Формирование элементарных математических представлений»

Стр. 57, 58, 59.

И.А.Помараева «Формирование элементарных математических представлений»

Стр. 59, 60.

И.А.Помараева «Формирование элементарных математических представлений»

Стр. 61,62.

И.А.Помараева «Формирование элементарных математических представлений»

Стр. 62, 63.

Май

Работа по закреплению пройденного материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы в образовательной области"Познание(формирование элементарных математических представлений)"Тема"Развиние элементарных математических представлений и логического мышления у детей среднего возраста".

В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы с детьми среднего возраста при развитии элементарных математических представлений и логического мышления....

Годовое перспективное планирование. Формирование элементарных математических представлений. Старший возраст. 5-6 лет

Годовое перспективное планирование. Формирование элементарных математических представлений. Старший возраст. 5-6 лет...

Перспективное планирование «Формирование Элементарных математических представлений»

Перспективное планирование «Формирование Элементарных математических представлений»...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А.  "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...

Перспективное планирование «Формирование элементарных математических представлений», вторая младшая группа

Перспективное планирование ОО «Познавательное развитие» Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений», вторая младшая группа...