Картотека подвижных дидактических игр
картотека по математике (подготовительная группа) на тему

Альховикова Ирина Анатольевна

подвижные дидактические игры познавательного характера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_didakticheskie_igry.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека подвижных дидактических игр

Тема «Число и числовая прямая»

 « Математическая разминка – считай, меняй»

Возраст 6+

Количество 10+

Цель: развитие быстроты реакции, внимание, мышление, умение работать вместе, согласованно; совершенствование навыков количественного и порядкового счёта, перестроения в колонну по одному, в пары, тройки.

Материал: карточки с числами от 1 до 20.

Содержание.

Педагог предлагает детям  выполнить математическую разминку и показать, как они знают цифры и умеют считать. У игроков в руках карточки с числами от 1 до 20.

Задание.

- Постройтесь по порядку от 1 до 20 (от 1 до 10). Посчитайтесь.

- Постройтесь по порядку от 20 до 1 (от 10 до 1). Посчитайтесь.

- Постройтесь так, чтобы числа, которые больше 10 (5), находились справа от этого числа, а числа, которые меньше 10 (5) – слева (ребёнок с числом 10 (5) выводится в середину).

- Постройтесь тройками. Назовите последующие и предыдущие числа. (Выводятся любые числа из ряда и ставятся в любом порядке на ковре. На сигнал дети ищут своё место в тройке, относительно заданного числа.)

- Постройтесь парами. Найдите свою пару так, чтобы одно число в паре было больше другого на 2.

Педагог называет числа, которые должны остаться, остальные выходят за черту. На сигнал игрок с названным числом ищет партнёра (пару) так, чтобы его число было на два больше.

Правила.

Следует выполнять построение в колонну по одному со сменой направления (слева направо, справа налево), в тройки, пары; внимательно слушать задание, выполнять в быстром темпе, стараться не ошибаться, объяснять свой выбор, правильно составляя математическое выражение (например: число 9 меньше 10, но больше 8).

«Минутка для отдыха»

Возраст 6+

Количество 3+

Цель: развитие внимание, быстроту реакции, мышление; закрепление умения решать задачи на нахождение суммы в пределах 9, правильно выбирать арифметическое действие при решении задач; совершенствование навыков выполнения общеразвивающих упражнений согласно математическому заданию.

Содержание.

Педагог объявляет, что пришло время отдохнуть и сделать необычную зарядку. Детям предлагается встать в круг. Педагог даёт задание: «Ну-ка Маша, выходи, 2+3 нам покажи, ребёнок должен показать два разных движения столько раз, сколько указано в выражении (пример: 3 прыжка, 2 приседания). Каждому ребёнку даётся новое задание.

Правила.

Следует выполнять только общеразвивающие упражнения в быстром темпе; дети, которые стоят в кругу, должны вести счёт, делать вывод о правильности выполненного задания, давая оценку.

Тема «Счет. Сравнение по количеству»

«Сборщики»

Возраст 6+

Количество 5+

Цель: развитие согласованности движений, ловкости, умение работать вместе. Совершенствование представлений об именованных величинах и правилах действия с ними, умения обобщать группы с единым названием, решать нестандартные задачи, делать простые умозаключения. Развитие воображения, логики. Совершенствование навыков ходьбы в тройках, держась за руки, согласно математическому заданию, стараясь удерживать игрушки разными способами.

Материал: игрушки.

Содержание.

Участники игры разбиваются на группы по 2-3 человека и берутся за руки. По сигналу ведущего каждая тройка двумя свободными руками должна собрать как можно больше игрушек, которые разбросаны по полу группы. Предметы, собранные каждой группой, подсчитываются.

Правила.

Во время движения в тройках дети должны держаться за руки, не расцепляясь, собирать игрушки можно только свободными руками. Необходимо поднять как можно больше игрушек и удерживать разными способами (зажав руками, ногами, подбородком и  т. д.).

 

Тема «Геометрические представления»

«Семья четырёхугольников»

Возраст 6+

Количество 6+

Цели: расширение представлений у детей о понятии «четырёхугольники», обобщая их знания о геометрических формах: квадрат, ромб, прямоугольник, трапеция, параллелограмм; развитие умения анализировать разные качества структурных элементов этих фигур, называть их свойства по определенным признакам; совершенствование техники выполнения приставного шага; развитие логического мышление, внимание, сосредоточенность.

Материал: цветные четырёхугольники (квадрат, ромб, прямоугольник, трапеция, параллелограмм).

Содержание.

На полу растягивается верёвка – это орбита планеты. В руках у педагога цветные четырёхугольники. Педагог рассказывает, что цветные четырёхугольные пластины двигаются по орбите этой планеты. Чтобы разместить их на макете орбиты, необходимо сначала найти их одинаковые свойства и проверить, нет ли ошибки. Игрокам предлагается встать парами по обе стороны верёвки (орбиты) лицом друг к другу и взять в руки по одному любому четырёхугольнику. По сигналу педагога, стоящие друг напротив друга, делают по четыре шага в разных направлениях: одни вправо, другие влево. Таким образом, пары меняются. Остановившись друг напротив друга, дети говорят: « Мы с тобой «родственники», так как у нас…» и называют схожие свойства, например, одинаковые стороны, углы, параллельные стороны равны и т.д.

Вопросы.

Какую «фамилию» носят все эти фигуры (Четырёхугольники.) Являются ли они «родственниками»?

Правила.

Напомнить детям, что двигаться необходимо приставными шагами на каждый счёт(1,2,3,4). Образовав пару, необходимо сравнить фигуры и найти их общие свойства, относящие к четырёхугольникам.

«Математические линии в космическом пространстве»

Возраст 6+

Количество 3+

Цели: ознакомить детей с ломаной линией, дать представление о том, что она состоит из отрезков; развивать фантазию, воображение, согласованность, лёгкость движений, умение совместно достигать результата.

Содержание.

Детям предлагается разделиться на группы по 3 – 4 человека и под музыку подвигаться в «космическом пространстве», держась за руки группами, изображая разные линии по заданию:

- падение метеорита (кривая);

- полёт ракеты (прямая);

- космические молнии, вспышки (ломанная);

- падение звезды (кривая, прямая);

- движение луны, планет (замкнутая кривая);

Вопросы.

Что вы изобразили? С помощью каких линий? Вспомните, какие линии вы ещё знаете? Что такое ломаная линия?

Правила.

Импровизированные движения выполняются согласно заданию в группах по 3 -4 человека. Изображая линии разных видов, следует согласовывать движения рук и ног (в беге, упражнениях лёжа и т. д.). Каждая группа должна договориться, что она показывает, а затем изображать линии разными способами: в беге, в движении лёжа, сидя, соединяя руки и ноги.

Необходимо сделать вывод: как двигается космическое тело и на какую линию похожа его траектория.

Тема «Пространственные представления»

«Далеко – близко»

Возраст 6+

Количество 4+

Цели: учить детей ориентироваться в пространстве разными способами, определяя своё место по заданному условию; закреплять знание парных противоположных пространственных понятий: «далеко – близко», «вверху – внизу», «спереди – сзади», «справа – слева»; развивать слуховые и тактильные ощущения.

Содержание.

Педагог предлагает детям представить себя сыщиками. Участники игры встают в круг. Водящий находится в центре круга с закрытыми глазами.

Дети по очереди очень тихо подходят к водящему, поднимая руки, и отходят, отпуская руки, и отходят, опуская руки. Водящий определяет местоположение подошедшего ребёнка (близко, далеко), используя свои ощущения (движение воздуха), слух. Педагог, поощряя детей, напоминает: « Чтобы стать сыщиками, надо уметь чувствовать, слышать даже с закрытыми глазами».

Правила.

Побуждать детей двигаться вперёд и назад медленно, тихо. Водящему, стоящему в центре круга, необходимо быть предельно внимательным, сосредоточенным, прислушиваться к своим ощущениям.

Тема «Временные представления»

«Падающее перо»

Возраст 6+

Количество 4+

Цели: учить детей определять время по песочным часам, делать вывод; развивать внимание, быстроту реакции и ловкость движений, умения устанавливать контакт друг с другом, подстраиваться к темпу движения всей группы.

Материал: перо, резиновый мяч.

Содержание.

Дети становятся в круг, держась за руки. Педагог предлагает детям сделать приседания в таком темпе, в каком падает лёгкое перо и прыгает резиновый мяч. Выполнив упражнение, дети определяют, когда они быстро приседали, а когда медленно, сколько раз. (Счёт.) Педагог предлагает подумать, что по времени дольше падало: перо или мяч, объяснить, как определили.

Правила.

Выполняются медленные приседания, пока падает перо, и быстрые приседания, пока прыгает мяч. Следует побуждать детей быть внимательными в ходе игры: выполнять приседания в нужном темпе. В конце игры необходимо сделать выводы.

Тема « Измерения различных величин, преобразования»

« Измени ленту»

Возраст 6+

Количество 4+

Цели: формировать общие представления о преобразованиях, изменяющих и сохраняющих количество, длину, форму, качество предметов; упражнять в выявлении разных свойств заданных объектов, их назывании и определении того, какие характеристики изменились в той или иной ситуации, а какие остались неизменными – сохранились; формировать навык выражения количества через число; закрепить навык количественного счёта до 20; развивать ловкость, координацию движений, внимание, быстроту, мышление.

Материал; канат, ленточки

Содержание.

Дети, маршируя в колонне по одному под весёлую музыку, направляются к «удаву» (канату). Им предлагается пройти по «удаву» приставными шагами, чтобы измерить его длину. Каждый ребёнок объявляет количество пройденных шагов (счёт).

Вопросы.

- Почему количество шагов оказалось разное?

- можно измерить длину шагами? Что ещё можно измерять? (ответы детей.)

Детям даётся задание измерить длину удава с помощью лент, разматывая их. Стоя  в парах напротив друг друга, возле «головы» и «хвоста» удава, игроки определяют самую длинную, самую короткую ленту и ленту, равную длине удава.

Вопросы.

- Каким способом мы измеряли «удава»?

- Изменится ли длина «удава», если его свернуть? (Педагог сворачивает канат.)

- Что можно сделать с лентой, чтобы изменить её длину? (Свернуть или разрезать.)

Правила.

Выполнять ходьбу по удаву – канату нужно приставными шагами, стараться удерживать равновесие, чтобы не сойти с каната. Следующий игрок может начинать движение по канату только после того, как предыдущий дойдёт до конца и объявит количество пройденных шагов. Разматывать ленты необходимо в парах лицом друг другу, держась за палочки и медленно отходя назад; следует соблюдать ориентир отсчёта измерения – «голова удава», начерченная линия. В конце игры нужно сделать выводы о способах измерения и возможностях изменения длины.

Тема « Арифметические действия»

«Найди каюту»

Возраст 6+

Количество 4+

Цели: совершенствовать умение составлять целое из частей; учить образовывать число 8 из двух меньших чисел; совершенствовать навык бега согласно математическому заданию; развивать быстроту, внимание, сосредоточенность.

Материал: карточки с примерами, карточки с точками (как домино).

Содержание.

Посередине комнаты расположены обручи, в которых лежат карточки с примерами(6+2; 5+3; 7+1; 4+4). Участникам игры раздаются карточки с нарисованными на них точками (как в домино, через черту). Детям необходимо сосчитать количество точек на своей карточке справа и слева и запомнить их количество.

По сигналу педагога «Матросы в каюты!» дети, обегая один круг по краю ковра, бегут посередине между двумя рядами обручей, в которых лежат карточки с примерами, и стараются занять своё место в обруче (каюте), сопоставляя количество и расположение точек на своей карточке и примеры в обручах. В обруче могут оказаться 2 человека. В конце игры дети объясняют, почему заняли  именно эту каюту, производят вычисления и отвечают, какое число получилось у всех членов экипажа.(8.)

Правила.

Бег по кругу и через середину с остановкой выполнять только после сигнала педагога «Матросы в каюты!»; бежать легко, не наталкиваясь друг на друга, держать дистанцию; при беге через центр искать глазами пример; выбрав нужный, занять своё место в обруче.

Тема «Логика, сравнение, анализ, объединение множеств»

«Игровая»

Возраст 6+

Количество 9+

Цели: развивать комбинаторные способности, внимание, память, быстроту движений и мышление, навыки быстрого перестроения в тройки по заданию.

Материал: разноцветные палочки трёх цветов: жёлтый, красный, зеленый.

Содержание.

Детям раздаются разноцветные палочки трёх цветов: жёлтый, красный, зеленый (по одной). Дети делятся на команды по 9 человек. По команде воспитателя каждая команда должна построиться в 3 ряда по 3 человека так, чтобы в каждом ряду цвета не повторялись. Проверяют правильность выполнения задания показыванием палочек в каждом ряду.

Вопросы.

- Сколько палочек красного, жёлтого и зелёного цвета в каждой команде?

- Можно ли выполнить это задание без пересчёта?

Задание.

Определите количество палочек путём перестроения: 1-я тройка – с красными палочками, 2-я тройка – с жёлтыми, 3-я тройка – с зелёными.

Правила.

Перестроение в три шеренги выполнять быстро, быть внимательными при сочетании цветов. Если задание выполнено неверно, быстро исправить ошибку – поменяться местами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижно-дидактических игр, ФЭМП, вторая младшая группа

Представлена картотека подвижно-дидактических игр, предлагаемых при использовании на занятиях по ФЭМП во второй младшей группе....

Картотека подвижно-дидактических игр. направленных на развитие логического мышления

Представлена картотека подвижно-дидактических игр, направленных на развитие логического мышления. Рекомендуется для использования на занятиях по ФЭМП в средней группе....

картотека подвижно-дидактических игр по математике

картотека подвижно-дидактических игр...

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ , ДИДАКТИЧЕСКИХ,ЗАГАДОК, СТИХОВ, ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Одна из сторон общей культуры безопасности - это безопасное поведение с огнём или пожарная безопасность....

Картотека подвижно-дидактических игр ФЭМП в средней группе

Цели:формировать представление о числе 1 ,как существенном признаке явлений окружающего мира,развивать внимание,быстроту и координацию движений.Ребятам надо объяснить, что в природе, есть одно наприме...

Картотека подвижных, дидактических игр, загадок, стихов, пословиц и поговорок о пожарной безопасности

Картотека подвижных, дидактических игр, загадок, стихов, пословиц и поговорок о пожарной безопасности...