Картотека подвижно-дидактических математических игр на тему временные, геометрические, пространственные представления.
картотека по математике (старшая, подготовительная группа)

Кабанова Марина Владимировна

В помощь для закрепления материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Игра «Неделька, соберись!»

Цели: упражнять детей в обратном порядковом счете в пределах 7, умениях составлять число 7 из двух меньших чисел, правильно решать арифметические выражения; закреплять знание названий дней недели и их последовательности; совершенствовать навык нахождения своего места в шеренге согласно последовательности чисел в числовом ряду; развивать быстроту, внимание, сообразительность, стремление оказывать взаимопомощь, умение оценивать.

Содержание: воспитатель рассказывает: «Снежная королева перепутала  дни  недели,  поэтому  необходимо  снова  поставить  их  по  порядку».

Задания:

– Вспомните, сколько в неделе дней.

– Посчитайте от 1 до 7 и от 7 до 1.

Педагог выбирает одного из участников игры и дает ему карточку с цифрой 3. Затем объявляет, что это середина недели, и спрашивает: какой это день? (Среда.) Остальным игрокам раздаются карточки с примерами, решив которые, каждый определяет, под каким номером стоит его день в неделе. Играющие называют свой день недели и занимают место либо слева от ребенка с числом 3, либо справа, уточняя, где находится его день недели: до или после среды.

Вопрос: Между какими днями недели стоит твой день?

Примеры: 3 – 1; 3 + 2; 3 – 2; 3 + 4; 3 + 3; 3 + 1.

Правила: дети выполняют построение в шеренгу, правильно находя свое место согласно заданию. Следует быстро ориентироваться, находить свое местоположение в ряду. Дети в шеренге должны немного раздвинуться, чтобы следующий игрок мог встать между ними.

Игра «Падающее перо»

Цели: учить детей определять время по песочным часам, делать вывод; развивать внимание, быстроту реакции и ловкость движений, умения устанавливать контакт друг с другом, подстраиваться к темпу движения всей группы.

Содержание: дети становятся в круг, держась за руки. Педагог предлагает детям сделать приседания в таком темпе, в каком падает легкое  перо  и  прыгает  резиновый  мяч.  Выполнив  упражнение,  дети определяют, когда они быстро приседали, а когда медленно, сколько раз. (Счет.) Педагог предлагает подумать, что по времени дольше падало: перо или мяч, объяснить, как определили.

Правила: выполняются медленные приседания, пока падает перо, и быстрые приседания, пока прыгает мяч. Следует побуждать детей быть внимательными в ходе игры: выполнять приседания в нужном темпе. В конце игры необходимо сделать выводы.

Игра «Вчера, сегодня, завтра»

Цели: познакомить детей с временными понятиями: «вчера», «сегодня», «завтра»; учить понимать временной интервал между днями, обозначенными  этими  словами,  и  определять  события  во  времени;  совершенствовать навык передачи мяча по кругу разными способами в быстром темпе; развивать внимание, сосредоточенность, быстроту и ловкость движений.

Содержание: педагог предлагает детям встать в круг, придумать событие, которое произойдет в будущем, уже произошло или происходит сейчас, затем произносит слово «вчера». Это является сигналом для начала игры. Дети в быстром темпе передают мяч по кругу поднятыми вверх руками, наклоняясь в сторону игрока, которому передается мяч. Тот, кто не удержал мяч, называет, что произошло «вчера». При повторении игры педагог начинает передавать мяч, перекладывая его стоящему рядом игроку на плечо, и говорит слово «сегодня». Далее педагог передает мяч между ног под коленом и произносит слово «завтра».

Вопросы:

– Что более удалено во времени: вчера или позавчера, завтра или послезавтра?

– Какой  временной  интервал  соответствует  слову  «день»  («сутки»)? (В сутках 24 часа.)

Педагог поясняет детям, что за день надо успеть сделать все запланированные дела, а герои «Сказки о потерянном времени» не успевали, теряли время.

Правила: дети в быстром темпе осуществляют передачу мяча двумя руками по кругу в быстром темпе: с наклоном в сторону, перекладыванием мяча на плечо, под коленом. Напомнить детям, что необходимо запоминать слово, сказанное воспитателем, чтобы при потере мяча быстро дать ответ.

Игра «Построй неделю»

Цели: закрепить знание порядка следования частей суток, дней недели, месяцев, времен года; совершенствовать навык ходьбы в быстром темпе разными способами; развивать внимание, кинестетические ощущения, коммуникативные качества.

Содержание: педагог обращает внимание детей на то, что из дней складывается неделя, и спрашивает, сколько в неделе дней. (Ответ детей.) Игрокам раздаются цифры от 1 до 7 (2 комплекта), и предлагается быстро встать в два ряда напротив друг друга, найдя свое место согласно цифре (расстояние между рядами 3 м).

Задание:

1-й вариант: по сигналу «Марш!» детям предлагается пройти на другую сторону, пытаясь никого не задеть; подровнять ряды и проверить правильность своего местоположения (назвать свой день недели по порядку).

2-й вариант: идти спиной вперед, меняясь рядами; проверить правильность местоположения (назвать свой день недели по порядку).

3-й вариант: выполнять круговые движения вокруг себя (как волчки), держа руки на поясе; проверить правильность местоположения (назвать свой день недели по порядку).

Если некоторые дети столкнулись, то они должны оставаться на месте. Педагог может «разбудить» их, дотронувшись до плеча каждого игрока, но только после того как все ряды построятся; столкнувшиеся дети должны назвать свой номер и день недели, соответствующий этому номеру, и найти свое место в ряду.

Вопросы: Какой день недели потерялся? (Ответ детей.) Назови своих «соседей» по неделе. Встань таким же способом на свое место. Что длиннее по времени: день или неделя? Почему? Каким способом легче было «сохранять» или «выстраивать» неделю? Почему?

Правила: ходьбу нужно осуществлять в быстром темпе лицом вперед, меняясь местами с партнером напротив; спиной вперед; выполняя медленное кружение («волчок»). Следует напомнить детям, что меняться рядами надо, сохраняя свое местоположение в ряду, в быстром или медленном темпе, старясь не столкнуться с партнером; необходимо быстро вспомнить свой номер и день недели, соответствующий ему, называя «соседей».

Игра «Волшебные часы»

Цели: закреплять умение правильно определять время по макету часов; развивать внимание, моторику пальцев стопы; согласованность, координацию движений; тактильные ощущения.

Содержание: педагог объясняет детям, что попасть в Город математических загадок не так уж и просто. Войти в него можно только через волшебные ворота (обруч), которые открываются тогда, когда все часы показывают одно и то же время – 10.30.

Детям необходимо выбрать любую модель часов, расположить ее на полу, сесть и пальцами правой ноги (сняв обувь) попытаться поставить часовую и минутную стрелки в нужное положение. Педагог дает сигнал о начале испытания, которое необходимо пройти за 1 минуту. «Волшебные ворота» открываются и пропускают тех, кто справился с заданием: дети пролезают – «проходят» в обруч – «ворота» боком. Затрудняющимся помогают педагог и остальные игроки.

Правила: осуществлять вращение стрелки нужно пальцами правой ноги; пролезать в ворота (обруч) боком. Педагогу необходимо нацелить детей на быстроту и ловкость при выполнении упражнения: не помогать себе руками, придерживать модель левой ногой, осуществлять вращение по часовой стрелке, касаясь правой ногой только стрелки.



Предварительный просмотр:

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Игра «Колумбово яйцо»

Цели: учить составлять целое из частей; совершенствовать навыки работы с гимнастической палкой, учить с помощью нее заполнять геометрическую фигуру разрезными формами; развивать логическое мышление, внимание, осторожность, координацию, взаимопомощь.

Содержание: детям предлагается встать по 7 человек в круг, в середине обозначается мелом овал. По размеру нарисованного овала делается овал из картона и разрезается на семь частей-«льдинок», которые раскрашиваются в разные цвета. Дети берут в руки гимнастические палки и начинают медленно составлять из «льдинок» овал по нарисованному контуру.

Вопросы: Из скольких частей состоит овал? Из «льдинок» каких цветов вы его составили? Сколько «льдинок» розового цвета? Сколько синего? Как вы составили число 7?

Правила: продвижение бумажных деталей нужно осуществлять осторожно, медленно. Уста-навливать их в контур можно только палкой (руками не трогать). Выравнивая изображение, следует не толкаться, работать сообща, меняться местами при необходимости.

Игра «Семья четырехугольников»

Цели: ознакомить детей с понятием «четырехугольники», обобщая их знания о геометрических формах: квадрат, ромб, прямоугольник, трапеция, параллелограмм; учить анализировать разные качества структурных элементов этих фигур, называть их свойства по определенным признакам; совершенствовать технику выполнения приставного шага; развивать логическое мышление, внимание, сосредоточенность.

Содержание: на полу растягивается веревка – это орбита планеты. В руках у педагога цветные четырехугольники. Педагог рассказывает детям, что цветные четырехугольные пластины двигаются по орбите этой планеты. Чтобы разместить их на макете орбиты, необходимо сначала найти их одинаковые свойства и проверить, нет ли ошибки. Игрокам предлагается встать парами по обе стороны веревки (орбиты) лицом друг к другу и взять в руки по одному любому четырехугольнику. По сигналу педагога дети, стоящие друг напротив друга, делают по четыре шага в разных направлениях: одни вправо, другие влево. Таким образом пары меняются. Остановившись друг напротив друга, дети говорят: «Мы с тобой «родственники», так как у нас…» и называют схожие свойства, например, одинаковые стороны, углы, параллельные стороны равны и т. д.

Вопросы: Какую «фамилию» носят все эти фигуры? (Четырехугольники.) Являются ли они «родственниками»?

Правила: напомнить детям, что двигаться необходимо приставными шагами на каждый счет (1, 2, 3, 4). Образовав пару, необходимо сравнить фигуры и найти их общие свойства, относящиеся к четырехугольникам.

Игра «Мяч в подарок»

Цели: ознакомить детей с объемными геометрическими формами: призма, пирамида; закрепить знания об изученных объемных фигурах: куб, шар, конус, цилиндр, параллелепипед; развивать тактильные ощущения, память, согласованность действий при передаче предмета в колонне над головой.

Содержание: детям предлагается разделиться на 2–3 команды и встать в колонны. Водящий становится лицом к своей колонне и закрывает глаза. У каждой команды корзина с объемными геометрическими фигурами (шар, куб, параллелепипед, цилиндр, конус). Дается задание «подарить» водящему определенную фигуру, например, шар. Последний игрок в каждой команде берет из корзины любую фигуру и начинает передавать ее поднятыми над головой руками в начало колонны. Водящий, получив фигуру, ощупывает ее и, узнав, называет: «Я получил в подарок шар, спасибо», затем быстро перебегает в конец колонны и кладет шар в корзину, а водящим становится игрок, стоящий первым в колонне. Если водящий получил в подарок фигуру не по заданию, он возвращает ее в колонну, фигуру передают назад и кладут в корзину. Игра продолжается с новым заданием, например: подарок – цилиндр.

Правила: дети, встав в колонну, должны передавать предметы над головой в быстром темпе. Педагогу следует побуждать детей быть внимательными в игре: согласовывать свои действия в колонне при передаче формы; ощупывая предмет, не открывать глаза. Водящему нужно быстро ориентироваться в ситуации: совершить определенное действие, сказать фразу или отдать предмет обратно в колонну; остальным детям – сохранять молчание, не подсказывать.

Игра «Математический коврик»

Цели: развивать проективное видение, мышление, умения сравнивать и обобщать, читать эскиз, чертеж; формировать конструктивные умения; развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, а также умение строить обоснованные логические рассуждения; совершенствовать навык выполнения прыжков в высоту через предметы.

Содержание: педагог с детьми вспоминает, в чем сходство и в чем отличие объемных и плоскостных форм: квадрат – куб, параллелепипед – прямоугольник, круг – шар. Обследуют цилиндр, конус.

Вопросы: Что общего у цилиндра и круга? (Основания.) Что общего у конуса и круга?

Педагог знакомит детей с новыми объемными фигурами, в которых сочетаются несколько геометрических форм: пирамида: стороны – 4 треугольника, основание – квадрат или прямоугольник; призма: стороны – 3 прямоугольника, основания – 2 треугольника.

Игрокам предлагается математический коврик с геометрическими плоскостными формами. Дети должны по сигналу расставить объемные тела на соответствующие им плоские геометрические фигуры. Работа осуществляется в двух командах. Каждый участник команды, передвигаясь прыжками через объемные формы к выбранной плоскостной фигуре, ставит на нее объемную.

Педагог обсуждает с детьми различные варианты расстановки фигур на коврике. Так, на круглую прорезь можно поставить шар, цилиндр, конус; на квадратную – куб, пирамиду; на треугольную – призму (основанием); на прямоугольник – параллелепипед, призму стороной. Звание «Лучшие конструкторы» выигрывает та команда, которая сумеет быстро собрать математический коврик и объяснить свой выбор.

Правила: дети выполняют прыжки вперед вверх через объемные фигуры. Необходимо напомнить игрокам, что надо работать быстро и согласованно, обосновывать свое решение, выделяя существенные признаки фигуры: основание, стороны, грани, вершина.

Игра «Любопытная змея»

Цели: закрепить знания о круге, окружности как замкнутой линии; развивать ориентацию в пространстве, внимание, согласованность; учить строиться в круг, удерживая друг друга руками за ноги, лежа на животе.

Содержание: детям предлагается выбрать себе пару, лечь на живот (один берет за лодыжки своего партнера), ползать по полу, помогая себе руками и ногами, и громко шипеть, как змея. Пары должны, медленно двигаясь, соединиться в общую длинную цепочку – большую «змею».

Педагог предлагает большой «змее» свернуться в кольцо, а потом развернуться в линию.

Вопрос: В какие линии сворачивалась змея? (Ответы.) Замкнутая кривая линия образует круг и окружность – границу круга. Какая линия считается замкнутой? (Линия, концы которой соединены.)

Правила: дети в парах ползают по-пластунски на животе, помогая себе руками и ногами. При выполнении движений (сворачивания и разворачивания) необходимо держать друг друга за ноги. Движения следует выполнять согласованно, в общем ритме.

Игра «Фабрика карандашей»

Цели: формировать у детей представление о прямых линиях, умение изобразить их с помощью движения в парах; развивать внимание, ловкость и согласованность движений, умение контактировать с товарищем (помогая, подстраиваясь).

Содержание: педагог предлагает детям представить, что они находятся на фабрике по изготовлению карандашей. Линия (ориентир) – это машина, выпускающая карандаши. Они катятся по конвейеру и их упаковывают в коробки (за второй линией).

Детям  предлагается  рассмотреть карандаш, дать ему характеристику (ровный, длинный, без бугорков, прямой) и изобразить его движением: лечь парами, головами в разные стороны, касаясь друг друга ступнями ног. «Карандашам» необходимо прокатиться по «конвейеру», держа ноги вместе, не разъединяясь, и собраться за второй линией в плотные, ровные, прямые ряды, прижавшись друг к другу, образуя «коробку карандашей». Педагог хвалит детей за умение приспосабливаться друг к другу, удерживать положение тела при движении. Затем произносит «заклинание», превращая карандаши из обычных в волшебные, которые смогут оживлять нарисованные линии и превращать их в картинки.

Правила: дети в парах, лежа на полу, касаясь друг друга ступнями ног, одновременно осуществляют перекатывания со спины на живот и с живота на спину. Движения необходимо выполнять быстро и согласованно, совершать повороты нужно одновременно, не разъединяя ног.

Игра «Математические линии в космическом пространстве»

Цели: ознакомить детей с ломаной линией, дать представление о том,  что  она  состоит из отрезков; развивать фантазию, воображение, согласованность, легкость движений, умение совместно достигать результата.

Содержание: детям предлагается разделиться на группы по 3–4 человека и под музыку подвигаться в «космическом пространстве», держась за руки группами, изображая разные линии по заданию:

– падение метеорита (кривая);

– полет ракеты (прямая);

– космические молнии, вспышки (ломаная);

– падение звезды (кривая, прямая);

– движение луны, планет (замкнутая кривая).

Вопросы: Что вы изобразили? С помощью каких линий? Вспомните, какие линии вы еще знаете? Что такое ломаная линия?

Правила: импровизированные движения выполняются согласно заданию в группах по 3–4 человека. Изображая линии разных видов, следует согласовывать движения рук и ног (в беге, упражнениях лежа и т. д.) Каждая группа должна договориться, что она показывает, а затем изображать линии разными способами: в беге, в движении лежа, сидя, соединяя руки и ноги. Необходимо сделать вывод: как двигается космическое тело и на какую линию похожа его траектория.



Предварительный просмотр:

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Игра «Преодолеть земное притяжение»

Цели: учить детей ориентироваться в пространственных ситуациях разными способами, опре-деляя свое место по заданному условию; закреплять знание противоположных пространственных понятий: «далеко – близко», «вверху – внизу», «спереди – сзади», «справа – слева»; развивать внимание, координационные способности, логическое мышление.

Содержание: воспитатель говорит: «Сыщики преодолевают любые препятствия, выслеживая преступников, делают неожиданные открытия. Мы с вами тоже попытаемся быть такими же внимательными, как сыщики». Детям предлагается двигаться по канату, удерживая мяч руками и на рулоне бумаги в разных положениях:

– вверху двумя руками;

– на расстоянии вытянутой руки от себя (справа, слева);

– внизу двумя руками;

– между ног, двигаясь боком.

Далее детям предлагается наклонить голову вниз и, стоя на канате, посмотреть вверх, руками держась за лодыжки.

Вопросы: Что вверху? Что внизу? Какое ощущение?

Выводы: Вверху – это всегда направление к небу, внизу – к земле. Понятия «вверх» и «вниз» не зависят от расположения вашего тела.

Правила: передвижения по канату нужно выполнять разными способами, удерживая в руках мяч на опоре в разных положениях. Напомнить детям, что необходимо балансировать руками и телом, чтобы удержать мяч. Побуждать делать выводы о том, в каком положении мяч удержать легче.

Игра «Далеко – близко»

Цели: учить детей ориентироваться в пространстве разными способами, определяя свое место по заданному условию; закреплять знание парных противоположных пространственных понятий: «далеко – близко», «вверху – внизу», «спереди – сзади», «справа – слева»; развивать слуховые и тактильные ощущения.

Содержание: педагог предлагает детям представить себя сыщиками. Участники игры встают в круг. Водящий находится в центре круга с закрытыми глазами. Дети по очереди очень тихо подходят к водящему, поднимая руки, и отходят, опуская руки. Водящий определяет местоположение подошедшего ребенка (близко, далеко), используя свои ощущения (движение воздуха), слух. Педагог, поощряя детей, напоминает: «Чтобы стать сыщиками, надо уметь чувствовать, слышать даже с закрытыми глазами».

Правила: побуждать детей двигаться вперед и назад медленно, тихо. Водящему, стоящему в центре круга, необходимо быть предельно внимательным, сосредоточенным, прислушиваться к своим ощущениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие временных и пространственных представлений у детей с нарушениями речи, как профилактика дисграфии и дислексии.

žžПрофилактическая работа по предупреждению нарушений письменной речи необходима в дошкольном возрасте. Речевые нарушения у детей дошкольного возраста часто сочетаются с несформированностью пространст...

Консультация на тему: ""Развитие зрительно-пространственных представлений у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи."

Медики отмечают, что у 45% первоклассников зрительно – пространственные представления недостаточно сформированы. Все функции, обеспечивающие зрительно-пространственное различение предметов, интенсивно...

Формирование временных и пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Предлагаемы материал содержит практические советы и рекомендации по формированию временных и пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Данная информация будет полезна воспи...

Конспект ООД по формированию временных и пространственных представлений «Осень в гости к нам пришла»

Конспект ООД по формированию временных и пространственных представлений «Осень в гости к нам пришла» ...

«Формирование и развитие временных и пространственных представлений у детей с НОДА»

Технология развивающего обучения:«Формирование и развитие временных и пространственных представлений у детей с НОДА»...

Картотека подвижно-дидактических игр по формированию элементарных математических представлений

Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через подвижные игры с дидактической направленностью....