«Формирование и развитие временных и пространственных представлений у детей с НОДА»
проект по коррекционной педагогике

Наумова Надежда Анатольевна

 

 

 

 

 

Технология развивающего обучения:

«Формирование и развитие временных и пространственных представлений у детей с НОДА»

 

                                                      Учитель-дефектолог:

                                                                                  Наумова Н. А.

Наименование:

Технология развивающего обучения: «Формирование и развитие временных и пространственных представлений у детей с НОДА»

Срок реализации: 1 год 

Участники: дети, группы №2 (разновозрастная) учитель -  дефектолог,  воспитатели, родители.

Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Речевое развитие», «Физическая культура»  «Художественно-эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Проблема:

Дети, имеющие отклонения в  развитии, лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками, так как от уровня сформированности пространственных  и временных представлений во многом зависит  в дальнейшем успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.

Несформированность пространственных и временных представлений проявляется:

  • при обучении математике – в ошибочном расположении цифр (справа – налево), в трудностях усвоения числового ряда и взаимоотношений чисел в ряду, глазомерных ошибках при измерении (длинный – короткий, широкий – узкий), трудности в ориентации в схеме собственного тела и на листе бумаги, неумении расположить симметрично рисунки графических диктантов  в тетради;
  • при обучении письму – в зеркальном письме букв, смешении верхних и нижних элементов букв, в трудностях построении фразы, подборе слов при высказывании;
  • при обучении чтению – в сужении объёма различимого пространства строчек, что является одной из причин замедленного перехода к беглому чтению, в ошибках при различении сходных по форме букв, трудностях понимания логико-грамматических конструкций;
  • при обучении рисованию – в неумении расположить рисунок в пространстве листа, трудностях овладения пропорциями в рисунке;
  • при выполнении двигательных упражнений – в трудностях выбора направления движения при перестроении под команду (правая – левая ориентировка, верх-низ), трудностях переключения с одного направления движения на другое.

Актуальность технологии заключается в возможности оказания педагогической помощи детям  с ограниченными возможностями здоровья  в формировании и развитии высших психических функций, актуального интеллектуального развития и является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе.

Цель данной технологии – развитие временных и  пространственных представлений как важной базовой составляющей психической деятельности.

 

 

Задачи:

  • Развивать временные представления (последовательность времен года, месяцев, дней недели, частей суток, ориентироваться во времени (час, минута, секунда)).
  • Развивать пространственные представления о собственном теле в вертикальной и горизонтальной плоскостях;
  • Формировать целостную картину мира в восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собственным телом;
  • Формировать представления о взаимоотношениях внешних объектов между собой;
  • Формировать навык представления пространственных представлений на вербальном уровне (речевая деятельность как  одна из основных составляющих стиля мышления и собственно когнитивного развития ребенка);
  • Развивать квазипространственные представления;
  • Активизировать познавательную деятельность детей.

 

Технология  может реализоваться в групповой и/или индивидуальной формах. В рамках групповой работы  с младшими детьми (3-5 лет) формируется малая подгруппа (2-3 чел.) С детьми старшего возраста (5-7 лет) численность группы -  3-6 чел. Желательна однородность состава детей по уровню развития познавательных процессов, специфи­ке нарушений, возрасту. При индивидуальной работе занятия строятся с  учетом уровня актуального развития ребенка.

Методы, используемые при реализации программы:

  • метод подвижных игр. Упражнения, требующие дифференцировки основных пространственных направлений через  процесс активного передвижения. Различные варианты таких игр-упражнений предусматривают постепенное усложнение ориен­тировок: увеличение количества предметов, которые надо отыскать, выбор одного направления из нескольких, подсчет шагов, сложный маршрут движения к цели, состоящий из ряда направлений и ориен­тиров, и т.д. Выполнения движений по речевой инструкции обращены к сознанию детей, помогают осмысливанию представленной перед ними задачи и сознательному выполнению двигательных упражнений, играют большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях;
  • метод предметных действий направлен на формирования навыка понимания взаимодействия предметов в пространстве. Через манипуляцию с различными предметами дети имеют возможность анализировать взаиморасположения объектов во внешнем пространстве, осознается относительность пространственных отношений;
  • конструктивно-рисуночный метод формирует устойчивые координаты ("лево-право", "верх-низ"), зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторные координации за счет использование материалов для конструирования и рисования;
  • кинезиологические упражнения используются для организации деятельности мозга и тела, обеспечивающие скорость и интенсивность протекания нервных процессов; движения, пересекающие среднюю линию тела, способствующие интеграции связей между левым и правым полушариями головного мозга, полноценному восприятию материала, что важно для полноценного функционирования теменно-височно-затылочных зон мозга, отвечающих за осуществление зрительно-пространственного гнозиса. Их наиболее целесообразно проводить в начале занятия.

Этапы работы.

Наименование

Форма контроля

 
 

1

Этап 1. Овладение пространством собственного тела; расположения объектов во внешнем пространстве по вертикальной оси.

Наблюдение, выполнение заданий по инструкции.

Диагностическое обследование.

 

1.1

Схема тела

наблюдение

 

1.2

Части лица. Части туловища

Наблюдение.

 

1.3

Расположение объектов по отношению к собственному телу: предлоги «над», «под», «между»

Наблюдение, выполнение инструкций

 

1.4

Итоговое занятие по I этапу

Выполнение заданий текущего контроля

 

2

Этап 2. Представления о собственном теле  и объектах, расположенных по отношению к телу с точки зрения «горизонтальной организации» и взаимоотношении объектов пространства по горизонтальной оси.

Наблюдение, выполнение заданий по инструкции

 

2.1

Восприятие цвета, величины, размера, формы

Наблюдение, выполнение инструкций

 

2.2

Работа над понятиями «ближе к …», «дальше от…», «ближе, чем…», «дальше, чем…»

Наблюдение, выполнение инструкций

 

2.3

Расположение объектов по отношению к собственному телу:

Предлоги «перед», «за».

Наблюдение, выполнение инструкций

 

2.4

Итоговое занятие по II этапу

Выполнение заданий текущего контроля

 

3

Этап 3. Расположения объектов вокруг собственного тела  ребенка  по средством пространственной ориентировки в горизонтальной плоскости (право-лево).

Наблюдение, выполнение заданий по инструкции

 

3.1

Работа над представлениями «право-лево», ориентируясь на собственное тело.

Наблюдение, выполнение инструкций

 

3.2

Работа над представлениями «право-лево», ориентация на листе

Наблюдение, выполнение инструкций

 

3.3

Отработка понятий «правее», «левее» относительно собственного тела

Наблюдение, выполнение инструкций

 

3.4

Работа над представлениями: «слева от…», «справа от…», «левее, чем…», «правее, чем…»

Наблюдение, выполнение инструкций

 

3.5

Работа над представлениями: «слева от…», «справа от…», «левее, чем…», «правее, чем…»

Наблюдение, выполнение инструкций

 

3.6

Работа над представлением  «Сзади»

Наблюдение, выполнение инструкций

 

3.7

Определение сторонности объектов, находящихся напротив

Наблюдение, выполнение инструкций

 

3.8

Итоговое занятие по III этапу

Выполнение заданий текущего контроля

 

4

Этап 4. Квазипространственные (пространственно-временных) представления.

Наблюдение, анализ речевых конструкций, содержащих определенную последовательность событий, «событийный» анализ серии последовательных сюжетных картин

 

4.1

Работа с линейной последовательностью предметного ряда

наблюдение

 

4.2

Работа с числовым рядом

Выполнение заданий

 

4.3

Работа с числовым рядом

Выполнение заданий

 

4.4

Профилактика трудностей решения математических задач

Выполнение заданий

 

4.5

Формирование временных представлений

Схема распорядок дня

 

4.6

Формирование временных представлений

Круговая диаграмма дней недели, расписание дел на неделю

 

4.6

Формирование временных представлений

Круговая диаграмма времен года

 

4.7

Формирование временных представлений

Круговая диаграмма месяца года

 

4.8

Формирование пространственно - временных представлений

Анализ серии последовательных сюжетных картинок

 

4.9

Формирование навыков ориентировки на циферблате стрелочных часов

Ориентация на циферблате стрелочных часов

 

4.10

Формирование навыков ориентировки на циферблате стрелочных часов

Ориентация на циферблате стрелочных часов

 

4.11

Формирование пространственно - временных представлений посредством ориентировки на циферблате стрелочных часов

Анализ серии последовательных сюжетных картинок

 

4.12

Итоговое занятие по IV этапу

Выполнение заданий текущего контроля

 

5

Этап системно - деятельностного подхода.

В течение всех этапов.

 

 

 

  5.1

Работа с родителями: беседы, консультации, выставки, коллажи. Изготовление фотоальбомов: « Мой ребенок в разные части суток», «Наша жизнь», Мой ребенок в разное время года», «Я расту», лента времени «История семьи»

 

 

В течение всех этапов.

 

 

 

  5.2

Художественно-конструктивная деятельность с детьми Моделирование : «Часы времени», «Как растет дерево», «Цветик семицветик (дни недели), части суток», «Ориентировка на листе бумаги»  ( сказочные  герой).  Рисование по тема «День и ночь, «Времена года» и.т.д. Аппликация: « Цветик семицветик», Части суток» и.др. Лепка: «Что сначала, что потом», «Часы» и.т.д.

 

 

В течение всех этапов.

 

 

  5.3

Физическое развитие.

Физкультурные минутки, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные состязания, пальчиковые игры и.т.д.(картотека)

 

В течение всех этапов.

 

 

5.4

Игровая деятельность.

Дидактические игры: «Что сначала, что потом, «История в картинках», «Все о времени», «Ходилки - бродилки, «Игры с предлогами», «Времена года», «Большой и маленький», «Как растет живое», «Время и временные явления», «Я и моя семья», «Мой день: ориентируемся во времени», «Времена года», «Дни недели», разрезные обучающие карточки и пазлы по временам года. Шнуровки, пуговки, камни, пазлы, прищепки, палочки Кюизенера .

Сюжетно ролевые игры: «Мой день», «Семья».

В течение всех этапов.

 

 

 

 

В течение всех этапов.

 

 

 

 

 

 

    5.5

Чтение художественной литературы.

Загадки, считалки, поговорки, пословицы. Рассматривание  иллюстраций, альбомов. Стихи по временам года.  Стихи : А Кадрашова «За ужином», В.Орлов «Кто в чем», «Вечерняя песенка», В Донникова «Утро», Н.Локтин «Тихий час», К Чуковский «Телефон», В Лунин «»Когда я взрослым стану», Е Серова «Солнце в доме», Я Аким «Неумейка», А Усачев «Матушка природа», И Суриков «четыре цвета года», М Яснов «Я взрослею».   Русские народные сказки: «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Три поросенка», «Царевна лягушка», «Хаврошечка», «Сивка бурка», «Мальчик с пальчик», «Семь Семенов – семь работников», «Двенадцать месяцев».

Произведения: Г. Скребицкий «Всяк по своему», К. Ушинский «Петушок и семья», Б. Заходер «Серая звездочка»,  В.Катаев «Цветик-семицветик», В.Далько «Перепутанница»,  В. Драгунский «Друг детства», «Он живой и светится», В.Даль «Старик-годовик», В Бианки «Как муравей домой спешил», К Чуковский «Тараканище»,  «Распорядок дня».

(Библиотека детского сада «Хрестоматии».)

 

 

 

 

 В течение всех этапов.

Чтение, прослушивание, пересказ, отгадывание загадок.

 

6

Итоговые занятия

Диагностическое обследование

 

Итого

 

 

 

*На этапы выделяется разное количество времени, в зависимости от усвоения материала детьми (т. е. время варьируется). Для детей младшего возраста 4 этап не даётся или адаптируется под их возраст и возможности, а сроки предыдущих этапов удлиняются.

Ожидаемые результаты: по итогам реализации  технологии предполагается  положительная динамика формирования пространственных и временных представлений с учетом актуального развития ребенка и зоны ближайшего развития. Дети смогут:

  1. без затруднений выполнять определенные движения в соответствии с инструкцией взрослого;
  2. определять местонахождение предмета в пространстве;
  3. уметь обозначать на вербальном уровне расположение своего тела и предметов в пространстве;
  4. понимать и использовать сложные речевые конструкции;
  5. ориентироваться в пространстве листа, выполняя задания;
  6. определять времена года и части суток по картинке, и по описанию;
  7. знать и называть дни недели (последовательно и вразброс).
  8. ориентироваться в циферблате стрелочных часов.

 

Критерии оценки достижения планируемых результатов (качественные и количественные):

- По результатам усвоения I этапа ребенок должен уметь показать и назвать части тела, лица; употреблять предлоги «выше – ниже», «над – под», «между» в речи относительно частей своего тела.

 

- По результатам усвоения II этапа ребенок должен уметь показать и назвать местонахождения объектов по отношению к себе, своему телу и взаимоотношений объектов пространстве по горизонтальной оси; употреблять понятия «выше – ниже», «над – под», «между»,  «ближе – дальше», «перед», «за» в речи относительно частей своего тела и объектов.

 

- По результатам усвоения III этапа ребенок должен уметь показать и назвать местонахождения объектов по отношению к себе, своему телу и взаимоотношений объектов пространстве по горизонтальной оси; употреблять понятия «лево – право», «слева – справа», «сзади»,  в речи относительно частей своего тела и объектов.

 

- По результатам усвоения IV этапа ребенок должен уметь ориентироваться в последовательностях (предметная, числовая), понимать и использовать понятия «больше – меньше», «до – после», понимать и владеть временными понятиями, связанными с последовательностью событий, смены дней недели, месяцев, времен года («раньше - позже», «перед – после», «позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра»), иметь представление по ориентировки на циферблате стрелочных часов.

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1.  Р. Чудинова наглядные модели : «Части суток», «Дни недели», «Времена года».

2. О. И. Кукушкина: «Лента времени».

3. Е. И. Щербакова: «Временная спираль».

4. К. К. Ильясова:  « Использование  наглядного моделирования при формировании у дошкольников временных представлений».

5. Е. Н. Лебеденко: «Формирование представлений о времени  у дошкольников».

6. Р. А. Непомнящая: « Развитие представлений о времени».

7. Т. И. Тарабарина,  Е.И. Соколова :  «Популярное пособие для родителей и педагогов».

8. М. Р. Хайдарпашин:  изучение представлений о времени года при помощи программы «Лента времени».

9. Воронина Т.П. Вверх, вниз, вправо, влево!: формируем пространственное представление. – Ростов н/Д: Феникс, 2015.

10. Земцова О.Н. Вправо-влево, вверх-вниз. Ориентируемся в пространстве. ООО «Издательская группа «Азука-Аттикус»», 2014.

11. Земцова О.Н. Веселые часы. Называем дни недели и месяцы. ООО «Издательская группа «Азука-Аттикус»», 2014.

12. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста – СПб«Детство-Пресс» 2005 г.

13. Павлова Т.А. Альбом по развитию пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. М., 2004.

14. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста - Москва «Просвещение».

15.Т. Д. Рихтерман:  «Условные обозначения».

16. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста – Москва «Айрис Пресс» 2007 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_razvivayushchego_obucheniya.docx40.79 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №106 комбинированного вида»

Технология развивающего обучения:

«Формирование и развитие временных и пространственных представлений у детей с НОДА»

                                                      Учитель-дефектолог:

                                                                                        Липина М. А.

1 кв. категория

                                                                                            Воспитатели:  

Ершова О. П.

1 кв. категория

Наумова Н. А.

1 кв. категория

г. Каменск – Уральский

2017 – 2018 г.

Наименование:

Технология развивающего обучения: «Формирование и развитие временных и пространственных представлений у детей с НОДА»

Срок реализации: 1 год (с сентября по май 2017-2018 уч. года.).

Участники: дети, группы №2 (разновозрастная) учитель -  дефектолог,  воспитатели, родители.

Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Речевое развитие», «Физическая культура»  «Художественно-эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Проблема:

Дети, имеющие отклонения в  развитии, лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками, так как от уровня сформированности пространственных  и временных представлений во многом зависит  в дальнейшем успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.

Несформированность пространственных и временных представлений проявляется:

  • при обучении математике – в ошибочном расположении цифр (справа – налево), в трудностях усвоения числового ряда и взаимоотношений чисел в ряду, глазомерных ошибках при измерении (длинный – короткий, широкий – узкий), трудности в ориентации в схеме собственного тела и на листе бумаги, неумении расположить симметрично рисунки графических диктантов  в тетради;
  • при обучении письму – в зеркальном письме букв, смешении верхних и нижних элементов букв, в трудностях построении фразы, подборе слов при высказывании;
  • при обучении чтению – в сужении объёма различимого пространства строчек, что является одной из причин замедленного перехода к беглому чтению, в ошибках при различении сходных по форме букв, трудностях понимания логико-грамматических конструкций;
  • при обучении рисованию – в неумении расположить рисунок в пространстве листа, трудностях овладения пропорциями в рисунке;
  • при выполнении двигательных упражнений – в трудностях выбора направления движения при перестроении под команду (правая – левая ориентировка, верх-низ), трудностях переключения с одного направления движения на другое.

Актуальность технологии заключается в возможности оказания педагогической помощи детям  с ограниченными возможностями здоровья  в формировании и развитии высших психических функций, актуального интеллектуального развития и является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе.

Цель данной технологии – развитие временных и  пространственных представлений как важной базовой составляющей психической деятельности.

Задачи:

  • Развивать временные представления (последовательность времен года, месяцев, дней недели, частей суток, ориентироваться во времени (час, минута, секунда)).
  • Развивать пространственные представления о собственном теле в вертикальной и горизонтальной плоскостях;
  • Формировать целостную картину мира в восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собственным телом;
  • Формировать представления о взаимоотношениях внешних объектов между собой;
  • Формировать навык представления пространственных представлений на вербальном уровне (речевая деятельность как  одна из основных составляющих стиля мышления и собственно когнитивного развития ребенка);
  • Развивать квазипространственные представления;
  • Активизировать познавательную деятельность детей.

Технология  может реализоваться в групповой и/или индивидуальной формах. В рамках групповой работы  с младшими детьми (3-5 лет) формируется малая подгруппа (2-3 чел.) С детьми старшего возраста (5-7 лет) численность группы -  3-6 чел. Желательна однородность состава детей по уровню развития познавательных процессов, специфике нарушений, возрасту. При индивидуальной работе занятия строятся с  учетом уровня актуального развития ребенка.

Методы, используемые при реализации программы:

  • метод подвижных игр. Упражнения, требующие дифференцировки основных пространственных направлений через  процесс активного передвижения. Различные варианты таких игр-упражнений предусматривают постепенное усложнение ориентировок: увеличение количества предметов, которые надо отыскать, выбор одного направления из нескольких, подсчет шагов, сложный маршрут движения к цели, состоящий из ряда направлений и ориентиров, и т.д. Выполнения движений по речевой инструкции обращены к сознанию детей, помогают осмысливанию представленной перед ними задачи и сознательному выполнению двигательных упражнений, играют большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях;
  • метод предметных действий направлен на формирования навыка понимания взаимодействия предметов в пространстве. Через манипуляцию с различными предметами дети имеют возможность анализировать взаиморасположения объектов во внешнем пространстве, осознается относительность пространственных отношений;
  • конструктивно-рисуночный метод формирует устойчивые координаты ("лево-право", "верх-низ"), зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторные координации за счет использование материалов для конструирования и рисования;
  • кинезиологические упражнения используются для организации деятельности мозга и тела, обеспечивающие скорость и интенсивность протекания нервных процессов; движения, пересекающие среднюю линию тела, способствующие интеграции связей между левым и правым полушариями головного мозга, полноценному восприятию материала, что важно для полноценного функционирования теменно-височно-затылочных зон мозга, отвечающих за осуществление зрительно-пространственного гнозиса. Их наиболее целесообразно проводить в начале занятия.

Этапы работы.

Наименование

Форма контроля

1

Этап 1. Овладение пространством собственного тела; расположения объектов во внешнем пространстве по вертикальной оси.

Наблюдение, выполнение заданий по инструкции.

Диагностическое обследование.

1.1

Схема тела

наблюдение

1.2

Части лица. Части туловища

Наблюдение.

1.3

Расположение объектов по отношению к собственному телу: предлоги «над», «под», «между»

Наблюдение, выполнение инструкций

1.4

Итоговое занятие по I этапу

Выполнение заданий текущего контроля

2

Этап 2. Представления о собственном теле  и объектах, расположенных по отношению к телу с точки зрения «горизонтальной организации» и взаимоотношении объектов пространства по горизонтальной оси.

Наблюдение, выполнение заданий по инструкции

2.1

Восприятие цвета, величины, размера, формы

Наблюдение, выполнение инструкций

2.2

Работа над понятиями «ближе к …», «дальше от…», «ближе, чем…», «дальше, чем…»

Наблюдение, выполнение инструкций

2.3

Расположение объектов по отношению к собственному телу:

Предлоги «перед», «за».

Наблюдение, выполнение инструкций

2.4

Итоговое занятие по II этапу

Выполнение заданий текущего контроля

3

Этап 3. Расположения объектов вокруг собственного тела  ребенка  по средством пространственной ориентировки в горизонтальной плоскости (право-лево).

Наблюдение, выполнение заданий по инструкции

3.1

Работа над представлениями «право-лево», ориентируясь на собственное тело.

Наблюдение, выполнение инструкций

3.2

Работа над представлениями «право-лево», ориентация на листе

Наблюдение, выполнение инструкций

3.3

Отработка понятий «правее», «левее» относительно собственного тела

Наблюдение, выполнение инструкций

3.4

Работа над представлениями: «слева от…», «справа от…», «левее, чем…», «правее, чем…»

Наблюдение, выполнение инструкций

3.5

Работа над представлениями: «слева от…», «справа от…», «левее, чем…», «правее, чем…»

Наблюдение, выполнение инструкций

3.6

Работа над представлением  «Сзади»

Наблюдение, выполнение инструкций

3.7

Определение сторонности объектов, находящихся напротив

Наблюдение, выполнение инструкций

3.8

Итоговое занятие по III этапу

Выполнение заданий текущего контроля

4

Этап 4. Квазипространственные (пространственно-временных) представления.

Наблюдение, анализ речевых конструкций, содержащих определенную последовательность событий, «событийный» анализ серии последовательных сюжетных картин

4.1

Работа с линейной последовательностью предметного ряда

наблюдение

4.2

Работа с числовым рядом

Выполнение заданий

4.3

Работа с числовым рядом

Выполнение заданий

4.4

Профилактика трудностей решения математических задач

Выполнение заданий

4.5

Формирование временных представлений

Схема распорядок дня

4.6

Формирование временных представлений

Круговая диаграмма дней недели, расписание дел на неделю

4.6

Формирование временных представлений

Круговая диаграмма времен года

4.7

Формирование временных представлений

Круговая диаграмма месяца года

4.8

Формирование пространственно - временных представлений

Анализ серии последовательных сюжетных картинок

4.9

Формирование навыков ориентировки на циферблате стрелочных часов

Ориентация на циферблате стрелочных часов

4.10

Формирование навыков ориентировки на циферблате стрелочных часов

Ориентация на циферблате стрелочных часов

4.11

Формирование пространственно - временных представлений посредством ориентировки на циферблате стрелочных часов

Анализ серии последовательных сюжетных картинок

4.12

Итоговое занятие по IV этапу

Выполнение заданий текущего контроля

5

Этап системно - деятельностного подхода.

В течение всех этапов.

  5.1

Работа с родителями: беседы, консультации, выставки, коллажи. Изготовление фотоальбомов: « Мой ребенок в разные части суток», «Наша жизнь», Мой ребенок в разное время года», «Я расту», лента времени «История семьи»

В течение всех этапов.

  5.2

Художественно-конструктивная деятельность с детьми Моделирование : «Часы времени», «Как растет дерево», «Цветик семицветик (дни недели), части суток», «Ориентировка на листе бумаги»  ( сказочные  герой).  Рисование по тема «День и ночь, «Времена года» и.т.д. Аппликация: « Цветик семицветик», Части суток» и.др. Лепка: «Что сначала, что потом», «Часы» и.т.д.

В течение всех этапов.

  5.3

Физическое развитие.

Физкультурные минутки, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные состязания, пальчиковые игры и.т.д.(картотека)

 

В течение всех этапов.

5.4

Игровая деятельность.

Дидактические игры: «Что сначала, что потом, «История в картинках», «Все о времени», «Ходилки - бродилки, «Игры с предлогами», «Времена года», «Большой и маленький», «Как растет живое», «Время и временные явления», «Я и моя семья», «Мой день: ориентируемся во времени», «Времена года», «Дни недели», разрезные обучающие карточки и пазлы по временам года. Шнуровки, пуговки, камни, пазлы, прищепки, палочки Кюизенера .

Сюжетно ролевые игры: «Мой день», «Семья».

В течение всех этапов.

В течение всех этапов.

    5.5

Чтение художественной литературы.

Загадки, считалки, поговорки, пословицы. Рассматривание  иллюстраций, альбомов. Стихи по временам года.  Стихи : А Кадрашова «За ужином», В.Орлов «Кто в чем», «Вечерняя песенка», В Донникова «Утро», Н.Локтин «Тихий час», К Чуковский «Телефон», В Лунин «»Когда я взрослым стану», Е Серова «Солнце в доме», Я Аким «Неумейка», А Усачев «Матушка природа», И Суриков «четыре цвета года», М Яснов «Я взрослею».   Русские народные сказки: «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Три поросенка», «Царевна лягушка», «Хаврошечка», «Сивка бурка», «Мальчик с пальчик», «Семь Семенов – семь работников», «Двенадцать месяцев».

Произведения: Г. Скребицкий «Всяк по своему», К. Ушинский «Петушок и семья», Б. Заходер «Серая звездочка»,  В.Катаев «Цветик-семицветик», В.Далько «Перепутанница»,  В. Драгунский «Друг детства», «Он живой и светится», В.Даль «Старик-годовик», В Бианки «Как муравей домой спешил», К Чуковский «Тараканище»,  «Распорядок дня».

(Библиотека детского сада «Хрестоматии».)

 В течение всех этапов.

Чтение, прослушивание, пересказ, отгадывание загадок.

6

Итоговые занятия

Диагностическое обследование

Итого

*На этапы выделяется разное количество времени, в зависимости от усвоения материала детьми (т. е. время варьируется). Для детей младшего возраста 4 этап не даётся или адаптируется под их возраст и возможности, а сроки предыдущих этапов удлиняются.

Ожидаемые результаты: по итогам реализации  технологии предполагается  положительная динамика формирования пространственных и временных представлений с учетом актуального развития ребенка и зоны ближайшего развития. Дети смогут:

  1. без затруднений выполнять определенные движения в соответствии с инструкцией взрослого;
  2. определять местонахождение предмета в пространстве;
  3. уметь обозначать на вербальном уровне расположение своего тела и предметов в пространстве;
  4. понимать и использовать сложные речевые конструкции;
  5. ориентироваться в пространстве листа, выполняя задания;
  6. определять времена года и части суток по картинке, и по описанию;
  7. знать и называть дни недели (последовательно и вразброс).
  8. ориентироваться в циферблате стрелочных часов.

Критерии оценки достижения планируемых результатов (качественные и количественные):

- По результатам усвоения I этапа ребенок должен уметь показать и назвать части тела, лица; употреблять предлоги «выше – ниже», «над – под», «между» в речи относительно частей своего тела.

- По результатам усвоения II этапа ребенок должен уметь показать и назвать местонахождения объектов по отношению к себе, своему телу и взаимоотношений объектов пространстве по горизонтальной оси; употреблять понятия «выше – ниже», «над – под», «между»,  «ближе – дальше», «перед», «за» в речи относительно частей своего тела и объектов.

 

- По результатам усвоения III этапа ребенок должен уметь показать и назвать местонахождения объектов по отношению к себе, своему телу и взаимоотношений объектов пространстве по горизонтальной оси; употреблять понятия «лево – право», «слева – справа», «сзади»,  в речи относительно частей своего тела и объектов.

- По результатам усвоения IV этапа ребенок должен уметь ориентироваться в последовательностях (предметная, числовая), понимать и использовать понятия «больше – меньше», «до – после», понимать и владеть временными понятиями, связанными с последовательностью событий, смены дней недели, месяцев, времен года («раньше - позже», «перед – после», «позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра»), иметь представление по ориентировки на циферблате стрелочных часов.

                                               

Литература.

1.  Р. Чудинова наглядные модели : «Части суток», «Дни недели», «Времена года».

2. О. И. Кукушкина: «Лента времени».

3. Е. И. Щербакова: «Временная спираль».

4. К. К. Ильясова:  « Использование  наглядного моделирования при формировании у дошкольников временных представлений».

5. Е. Н. Лебеденко: «Формирование представлений о времени  у дошкольников».

6. Р. А. Непомнящая: « Развитие представлений о времени».

7. Т. И. Тарабарина,  Е.И. Соколова :  «Популярное пособие для родителей и педагогов».

8. М. Р. Хайдарпашин:  изучение представлений о времени года при помощи программы «Лента времени».

9. Воронина Т.П. Вверх, вниз, вправо, влево!: формируем пространственное представление. – Ростов н/Д: Феникс, 2015.

10. Земцова О.Н. Вправо-влево, вверх-вниз. Ориентируемся в пространстве. ООО «Издательская группа «Азука-Аттикус»», 2014.

11. Земцова О.Н. Веселые часы. Называем дни недели и месяцы. ООО «Издательская группа «Азука-Аттикус»», 2014.

12. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста – СПб«Детство-Пресс» 2005 г.

13. Павлова Т.А. Альбом по развитию пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. М., 2004.

14. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста - Москва «Просвещение».

15.Т. Д. Рихтерман:  «Условные обозначения».

16. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста – Москва «Айрис Пресс» 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематическое планирование коррекционных занятий по развитию сенсомоторики и пространственных представлений у детей с нарушением интеллекта.

Развитие сенсомоторики и пространственных представлений у детей с нарушением интеллекта.Задачи программы1.Способствовать развитию разных видов восприятия, внимания, памяти.2.Осуществлять сенсорное раз...

«Развитие лексики и пространственных представлений у детей 4-5 лет с ОНР II уровня»

В статье рассказывается о проблемах развития лексики и пространственных отношений у детей среднего дошкольного возраста с ОНР II уровня...

Развитие временных и пространственных представлений у детей с нарушениями речи, как профилактика дисграфии и дислексии.

žžПрофилактическая работа по предупреждению нарушений письменной речи необходима в дошкольном возрасте. Речевые нарушения у детей дошкольного возраста часто сочетаются с несформированностью пространст...

Формирование временных и пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Предлагаемы материал содержит практические советы и рекомендации по формированию временных и пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Данная информация будет полезна воспи...

Формирование пространственных представлений у детей с НОДА.

Формирование пространственных представлений у детей с НОДА....

Использование "образовательного геокешинга" в формировании познавательно - исследовательской деятельности и пространственных представлений у детей с нарушением слуха.

В данной статье говорится об эффективности использования современной технологии дошкольного образования  «Образовательньного  геокешинга» в работе с детьми с нарушением слуха....