Учебно-тематическое планирование коррекционных занятий по развитию сенсомоторики и пространственных представлений у детей с нарушением интеллекта.
календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему

Кецбая Джульетта Джумберовна

Развитие сенсомоторики и пространственных представлений у детей с нарушением интеллекта.

Задачи программы

1.Способствовать развитию разных видов восприятия, внимания, памяти.

2.Осуществлять сенсорное развитие ребёнка через

  • совершенствование перцептивных действий, сенсорных представлений;
  • формирование аналитического восприятия.

3.Развивать моторику посредством выполнения специальных упражнений на совершенствование двигательных качеств ребёнка и координацию тонких движений кисти и пальцев рук.

4.Сопровождать процесс развития у ребёнка пространственных представлений посредством формирования

- пространственной дифференциации самого себя;

  • представления о схеме тела;
  • умения ориентироваться в пространстве и времени;
  • умения сравнивать предметы, по- разному расположенные в пространстве;
  • умения работать с разрезными картинками, кубиками, пазлами и т. п.;
  • умения работать с графическими схемами (двигательный, графический диктант).

5. Оказывать ребёнку помощь в овладении умением оречевлять свои действия с предметным материалом, рассуждать, строить речевое высказывание.

6. Способствовать повышению или стабилизации функционального уровня систем организма посредством выполнения

  • дыхательно-координационных упражнений;
  • стимулирующих упражнений, повышающих энергетический потенциал ребёнка (хлопки, массаж, самомассаж и т. п.);
  • упражнений с локальными мышечными движениями;
  • упражнений на повышение устойчивости и равновесия;
  • глазодвигательных упражнений.

В процессе реализации стратегической цели программы и сопутствующих ей задач учитель-дефектолог взаимодействует с воспитателями, родителями в едином коррекционном пространстве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-тематическое планирование коррекционных занятий по развитию сенсомоторики и пространственных представлений у детей с нарушением интеллекта.

№ занятия

Тема

Кол-во занятий

Цель

I .Развитие зрительного восприятия, основных видов чувствительности, внимания и памяти.

1 – 3

Определение формы предметов.

3

Развивать

  1. умение определять форму предметов (по образцу и самостоятельно);
  2. зрительно – слуховую память;
  3. произвольное внимание.

4.

Распознавание предметов с помощью осязания

1

Развивать

  1. умение распознавать предметы с помощью осязания;
  2. тактильную память.

5 - 8

Выделение признаков предметов.

4

Развивать

  1. умение выделять признаки предметов (цвет, форма, величина, назначение) – с помощью и самостоятельно;
  2. произвольное внимание.

9 – 12

Сравнение предметов по различным признакам.

4

Развивать

  1. умение сравнивать предметы по различным признакам (с помощью и самостоятельно);
  2. механическую зрительную память;
  3. произвольное внимание.

13 –

15

Классификация предметов.

3

Развивать

  1. умение выделять признаки предмета;
  2. классифицировать предметы по существенным и несущественным признакам (с помощью);
  3. произвольное внимание;
  4. зрительную память.

16 –

18

Формирование целостного образа предмета.

2

Развивать

-умение выделять контур, части, из которых состоит предмет, узнавать предмет, изображённый в необычном ракурсе, в изменённой форме.

-зрительную память, произвольное внимание.

19 –20

Восприятие цвета

2

Развивать

-умение подбирать оттенок цвета по образцу,

-умение выполнять задание по инструкции (устной или письменной),

-произвольное внимание.

Расширять словарный запас.

II. Развитие общей и мелкой моторики. Повышение функционального уровня систем организма, энергетического потенциала.

21 –

28

Развитие координации движений и функции равновесия.

8

Способствовать развитию

-координации движений;

  1. устойчивости;
  2. равновесия;
  3. зрительной, двигательной памяти
  4. произвольного внимания.

Умение делать самомассаж, дыхательные и глазодвигательные упражнения.

29 –38

Развитие координации тонких движений пальцев и кисти рук.

10

Способствовать развитию

-координации тонких движений пальцев и кисти рук,

-графических навыков,

-внимания и двигательной памяти.

Умение делать самомассаж, дыхательные и глазодвигательные упражнения.

III. Развитие пространственных представлений

39 –

42

Формирование пространственной дифференциации самого себя, представлений о схеме тела.

4

Способствовать развитию

  1. представлений ученика о схеме тела;
  2. умения работать с графическими схемами;
  3. понимания себя и других людей в пространстве;
  4. зрительно – слуховой, двигательной памяти;

- произвольного внимания.

43- 48

Ориентировка на плоскости и в пространстве.

6

Развивать умения

  1. ориентироваться на плоскости, в пространстве с опорой на словесную инструкцию и самостоятельно
  2. понимать положение предметов в пространстве и называть их.

49 – 52

Определение сходства и различия предметов, по – разному расположенных в пространстве.

4

Развивать умения

-определять сходства и различия предметов, по – разному расположенных в пространстве.

Развивать зрительную память, произвольное внимание.

53 –56

Комбинирование на плоскости и в пространстве

4

Развивать умение

-составлять из частей целое изображение на плоскости и в пространстве (по образцу и самостоятельно).

Развивать зрительную память и произвольное внимание.

Закрепить умения выполнять самомассаж, дыхательные, глазодвигательные упражнения.

 

 

 

Приложение к тематическому планированию

№ занятия

Игры и упражнения

Словарь, фразы на слух

1-3

1. “На что похоже?” (на примере овощей и фруктов);

  1. “Найди свой стул”;
  2. Геометрическое лото;
  3. “Найди форму в предмете”;
  4. “Узнай и запомни”;
  5. “Кто быстрее найдёт предмет указанной формы”.

Круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник;

Похож на…

Какие овощи похожи на… Найди… Что в классе похоже на квадрат?

Запомни…

4.

  1. “Волшебный мешочек”;
  2. “Дорисуй предмет”

Я достал круг, квадрат…

Мне трудно…Мне легко…

5 – 8

  1. “Волшебный мешочек”;
  2. “Длинный и короткий”
  3. “Толстый и тонкий”.
  4. “Большой – маленький”.

5. “Что не дорисовал художник”.

Длинный , короткий, толстый, тонкий, большой, маленький.

  1. Это большой мяч.
  2. Это маленький мяч.

9 –12

1.Выделение замаскированных деталей и изображений.

2.“Помоги Незнайке”.

  1. “Сравни предметы … картинки”
  2. Запомни геометрические фигуры.

Исправь ошибку.

Чем похожи, чем различаются.

Запомни и нарисуй.

Я нарисовал треугольник…

13 –15

  1. “Что лишнее?”.
  2. “Дорисуй ряд”.
  3. “Найди фрукты…”
  4. “Назови и запомни”.

Убери лишнюю картинку.

Я убрал… Это фрукты, это овощи…

Повтори…

Дорисуй ряд…

16 –18

  1. “Что нарисовано” (узнавание объекта по контуру)
  2. “Из каких частей состоит предмет?”.
  3. “Угадай, что спрятано?”
  4. “Нарисуй по памяти”

Контур, части предмета

Нарисуй по памяти.

У меня не получается. Помогите мне, пожалуйста.

Я нарисовал…

19- 20

  1. “Какого цвета нет”.
  2. “Что бывает такого цвета”
  3. “Светофор”
  4. “Запомни и найди”.

Название основных семи цветов.

Оттенки цвета (тёмно – синий и т.д.)

Я раскрасил так же…

У меня такой же цвет.

21 –28

1.Пантомимика (подражание предметам живой и неживой природы).

2.Выполнение асимметричных движений по подражанию.

  1. “Срежь предмет с закрытыми глазами”.
  2. “Нарисуй и вылепи с закрытыми глазами”.
  3. “Попади в цель”.
  4. “Повтори движения”.
  5. “Завяжи бант с закрытыми глазами”.
  6. Коснуться правой рукой левого уха и наоборот.
  7. Хлопки ладонями, кулаками. Самомассаж.
  8. Работа с локальными мышечными движениями.

11.Глазодвигательные упражнения.

12.Дыхательные упражнения.

Сделай так же…

Закрой глаза, открой глаза.

Нарисуй – нарисовал.

Попал – не попал.

Потянись.

Повернись направо - налево…

Подними руки вверх.

Повтори движения

Коснись правой рукой левого уха.

Дует ветер.

Идёт волк.

Прыгает заяц.

Летит бабочка.

29 –38

1.Рисование в тетради обеими руками одновременно.

2.Оригами.

3.Лабиринты.

4.Пальчиковая гимнастика.

5.Графический диктант.

6.Самомассаж. Хлопки ладонями, кулаками.

7.Работа с локальными мышечными движениями.

8.Глазодвигательные упражнения.

9.Дыхательные упражнения.

Нарисуй двумя руками сразу.

Сложи как я.

Найди путь к домику…

Повторяй за мной…

Слушай, смотри и считай.

Хлопай в ладоши.

Вдох – выдох.

Закрой глаза – открой глаза.

 

 

 

 

 

39 – 42

1. Работа с наглядным материалом по теме “Человек”.

2.Упражнения на ориентировку в пространстве (по подражанию).

3. “Узнай, кто это?” (узнать товарища)..

  1. “Запомни и повтори”.

6.Двигательный диктант.

Правая рука, нога….

Левая рука, нога…

Вверх – вниз, вперёд – назад, влево – вправо.

Запомни и повтори.

Я запомнил

Я узнал…

43 – 48

1.Составление разрезных картинок, пазлов, мозаик.

2. “Что стоит внизу, наверху, рядом” (Кто стоит?)

3. Ориентировка в помещении по плану.

4.“Спрячем и найдём”.

5. “Измени фигуру”.

Слева, справа, сзади, посередине,

Внизу, вверху, около, над, в, под.

Найди…

С помощью ножниц измени фигуру.

Из квадрата сделай треугольник.

Я вырезал….

У меня получился (получилось).

49 – 52

1.Сравни картинки.

2 “Чего не хватает?”

3. “Поставь правильно”.

4.“Что наверху, что внизу, что справа, что слева”.

5.Самомассаж.

Найди, чем похожи и чем различаются предметы.

Поставь правильно.

Какой предмет находится наверху…

Я нашёл…

Он находится …

53 – 56

1.Мозаики, пазлы, разрезные геометрические фигуры, фигуры животных.

2.Танграммы.

3.Самомассаж, дыхательные и глазодвигательные упражнения, пальчиковая гимнастика.

Собери из частей…

У меня получилось…

Собери мозаику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушениями интеллекта на тему "Заколдованные звери"

С детьми, имеющими нарушения интеллекта, при формировании элементарных математических представлений важно организовывать практические действия с различными предметами и непрерывными множествами; форми...

Развитие временных и пространственных представлений у детей с нарушениями речи, как профилактика дисграфии и дислексии.

žžПрофилактическая работа по предупреждению нарушений письменной речи необходима в дошкольном возрасте. Речевые нарушения у детей дошкольного возраста часто сочетаются с несформированностью пространст...

конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушением интеллекта (4г. о.) "Путешествие в Город Математических Загадок"

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Содержит материал для закрепления умений соотносить множества предметов, воспринимаемых разными анализаторами (зрительным, с...

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста...

Система коррекционной работы по развитию речи и пространственных представлений у детей с трудностями в обучении

Предлагается система работы по развитию речи и пространственных представлений сперспективным планом игр и игровых заданий на развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возрас...

Консультация для педагогов на тему: Содержание и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта.

Консультация для педагогов на тему: Содержание   и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта....

Консультация для педагогов : «Содержание и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушениями интеллекта»

laquo;Содержание и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушениями интеллекта»...