«Развитие лексики и пространственных представлений у детей 4-5 лет с ОНР II уровня»
статья по логопедии по теме

Асадова Светлана Александровна

В статье рассказывается о проблемах развития лексики и пространственных отношений у детей среднего дошкольного возраста с ОНР II уровня

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие лексики и пространственных представлений у детей 4-5 лет с ОНР II уровня»

Асадова С. А.

Как отмечал Л.С. Выготский, «В момент, когда ребёнок усвоил новое для себя слово, развитие этого слова не закончилось. Напротив, только началось. Слово постепенно проходит путь от элементарного обобщения к тем высшим типам обобщения, что образуют подлинные и настоящие понятия». И действительно, в норме всё так и происходит. Ребёнок дошкольного возраста, постепенно овладевая анализом, синтезом и обобщением, начинает относить новое слово не только к конкретному предмету, но и к широкому понятию. У детей же с ОНР II уровня в 4-5-летнем возрасте эти процессы затруднены. В тесной связке с проблемой недостаточного развития речи состоит и ещё одна – затруднённое формирование пространственных представлений. Чтобы эффективно организовать логопедическую работу с дошкольниками, имеющими ОНР II уровня, крайне важно знать, какие именно трудности испытывает ребёнок с развитием речи и пространственных представлений. Эти трудности мы и рассмотрим.

Развитие речи 4-5-летних детей с ОНР II уровня достигает начатков общеупотребительной речи. Помимо жестов и лепета ребёнок начинает постоянно использовать и общеупотребительные слова. Лексика детей с ОНР II уровня обогащается, активный словарь расширяется. Хотя ребёнок всё ещё отдаёт предпочтение обозначению предметов, он всё же может определить некоторые их свойства и качества («хороший», «умный»). Однако произносимые слова и фразы зачастую искажены («холосий», «умый»). Высказывания 4-5-летнего ребёнка с ОНР в большинстве своём достаточно бедны, в них отсутствует образность.

Лексика ребёнка обогащается личными местоимениями, отдельными предлогами и союзами. Хотя трудности в развитии речи налицо – ребёнок не знает многих слов, неверно произносит звуки, использует аграмматизмы – он всё же может рассказать о себе и о своей семье. Удаётся ему и поведать о впечатлившем его событии – например, походе в зоопарк. Причём общий смысл рассказанного вполне улавливается окружающими.

В лексике ребёнка 4-5 лет с ОНР II уровня появляются и словоизменения. Однако, в отличие от словоизменений в норме («мыльница – чайница»), они носят алогичный, случайный характер («самали» вместо «сандалии», «сарика» вместо «шарик»). Сами же слова зачастую используются в самых узких значениях, а уровень обобщений, которые в состоянии сделать ребёнок, крайне низок. Вместо верного названия предмета («куст») употребляется название похожего («дерево»). Одним и тем же словом ребёнок может назвать массу предметов, сколько-нибудь схожих друг с другом. Скажем, увидев на картинке воробья, ласточку или дрозда, дошкольник с ОНР II уровня обозначает всех птиц одним знакомым ему словом «голубь». Ещё один приём – вместо незнакомого слова употреблять знакомое, прибавляя к нему отрицание. Например, ребёнок может указать на ведро и определить этот предмет как «не лопатка», а грушу назвать «не яблоком».

Трудности развития речи проявляются и в незнании названий отдельных частей одного предмета. Скажем, ребёнку известно слово «дерево», но неизвестны слова «корень», «ветка», «лист». Ещё один характерный пример – незнание названий различного транспорта («автобус», «корабль», «самолёт»).

Развитие пространственных представлений при ОНР II уровня также затруднено. Ребёнку сложно определить форму, величину и местоположение предметов. А если эти предметы перемещаются относительно друг друга – он затрудняется описать это перемещение. И всё же некоторые пространственные представления развиваются относительно успешно. Так, ребёнок способен назвать пространственные характеристики частей собственного тела и находящихся близко предметов, а иногда он может верно указать не только свойство приближенной к телу вещи, но и её местонахождение («на ноге», «в руке»). Однако ребёнку сложно определить пространственные отношения тех предметов, которые находятся не перед глазами, а, скажем, позади него («за спиной», «за головой»). Из-за затруднённых пространственных представлений дети с ОНР II уровня чаще всего просто опускают предлоги «под», «за», «с» и т.д., не используя их вовсе. Например, говорят «Я был двор» вместо «Я был во дворе» или «Мама вернулась работа» вместо «Мама вернулась с работы».

Явно недостаточное развитие пространственных представлений демонстрируют дети с ОНР II уровня, когда дело касается отдалённых предметов. Во-первых, ребёнку трудно назвать признаки, означающие цвет, форму или размер вещи, находящейся на некотором расстоянии от него. Если в норме 4-5-летний ребёнок может описать тарелку, находящуюся в нескольких метрах от него, как «большую, белую и круглую», то его сверстник с ОНР II уровня в лучшем случае ограничится определением «белая».

Во-вторых, ограниченная лексика и недостаточное развитие пространственных представлений мешает ребёнку с ОНР описать перемещение предметов в отношении друг друга. Он никак не может правильно сформулировать фразу «мячик выкатился из-под стола» или «лампа висит над креслом». Чтобы выразить пространственные отношения, ребёнок зачастую прибегает к жестам. Жестами же компенсируется и незнание слов, обозначающих те или иные действия. Например, ребёнок произносит слово «торт» и слово «нож», а затем совершает режущее движение рукой (что означает просьбу отрезать кусок торта).

И всё же, многие глаголы в лексике детей 4-5 лет с ОНР II уровня уже присутствуют. Употребляются они зачастую в инфинитиве («я гулять», «ты кушать»). Ещё одна распространённая ошибка при ОНР данного уровня – использование глаголов исключительно в настоящем времени. Так, на вопрос взрослого, что ребёнок собирается делать завтра утром, он может ответить «Я иду гуляю». А если учесть, что глаголы чаще всего не согласуются с существительными и местоимениями по роду, этот ответ вполне может звучать как «Я идёт гуляет».

Ещё одна характерная особенность развития речи 4-5-летних детей с ОНР II уровня – это путание глаголов настоящего и прошедшего времени. Так, рассказывая о вчерашних событиях, ребёнок может сказать «Мальчик рисует» вместо «Мальчик рисовал». И наоборот – неожиданно определить событие настоящего времени как уже прошедшее. Например, на вопрос взрослого, что сейчас делает девочка, ответить «Спала». К тому же, ребёнок может неверно употребить и род существительного. В итоге получится «Мальчик рисовала» или «Девочка спал».

Изменение числа существительных у детей с ОНР этого уровня также зачастую аграмматично («три дерево», «пять дети»). Прилагательные же из-за недостаточного развития пространственных представлений употребляются крайне редко и тоже не согласуются с существительными, а к тому же, звучат фонетически неверно («касни рыбки» вместо «красная рыбка», «маки кота» вместо «маленький кот»).

Время от времени ребёнок предпринимает попытки найти нужную грамматическую форму слова. Однако чаще всего эти попытки не приводят к верному результату: «Мы пошла... мы пошёл... мы пошла гулять». Наиболее верное построение слов и предложений ребёнок демонстрирует лишь в хорошо знакомых ему ситуациях и в окружении людей, которым он доверяет.

Как видим, трудности в развитии речи дошкольников с ОНР II уровня и проблемы их пространственных представлений тесно взаимосвязаны.

Точно знать характер этих трудностей, уметь подобрать кратчайшие пути к их преодолению – важнейшие профессиональные задачи логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематическое планирование коррекционных занятий по развитию сенсомоторики и пространственных представлений у детей с нарушением интеллекта.

Развитие сенсомоторики и пространственных представлений у детей с нарушением интеллекта.Задачи программы1.Способствовать развитию разных видов восприятия, внимания, памяти.2.Осуществлять сенсорное раз...

Развитие временных и пространственных представлений у детей с нарушениями речи, как профилактика дисграфии и дислексии.

žžПрофилактическая работа по предупреждению нарушений письменной речи необходима в дошкольном возрасте. Речевые нарушения у детей дошкольного возраста часто сочетаются с несформированностью пространст...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Материал представляет собой конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических представлений у детей с ОНР. Поставлена цель, описаны дидактические игры, игров...

Система коррекционной работы по развитию речи и пространственных представлений у детей с трудностями в обучении

Предлагается система работы по развитию речи и пространственных представлений сперспективным планом игр и игровых заданий на развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возрас...

Формирование пространственных представлений у детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР 1-3 уровня).

Статья о формировании пространственных представлений и отображении их в речи у детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях речевого детского сада....

«Формирование и развитие временных и пространственных представлений у детей с НОДА»

Технология развивающего обучения:«Формирование и развитие временных и пространственных представлений у детей с НОДА»...