Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    Скипина Светлана Александровна

    Материал представляет собой конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических представлений у детей с ОНР. Поставлена цель, описаны дидактические игры, игровые приёмы, с помощью которых проводится коррекция лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста. Материал полезен логопедам и воспитателям ДОУ

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР  III уровня

    Тема: «Имена существительные во множественном числе творительного падежа с предлогами»

    Цель: учить правильно образовывать имена  существительные во множественном числе творительного падежа с предлогами «с», «за», «под», «между» и без предлогов, согласовывать имена существительные с именами  числительными в творительном падеже. Закрепить  знания по лексическим темам «Дикие животные», «Насекомые».

    Занятие проводится подгруппами                  

    Материал и оборудование: картинки с изображением диких животных и их детёнышей. Игра «Путешествие зверей». Игрушечный фотоаппарат. Кукла  медвежонок. Билеты – карточки с цифрами и точками. Простые карандаши. Наборное полотно. Силуэтные изображения животных, деревьев, кустов и их чёрно-белые или цветные ксерокопии. Игра «Корзинки».

    По предложению логопеда дети поочерёдно называют диких животных и садятся на свои места. Логопед берёт куклу  медвежонка и говорит за него.

    Медвежонок:

    -Я Мишутка. Приглашаю вас в увлекательное путешествие по лесу. Я принёс билеты. Но вы сможете ими воспользоваться, если выполните задание: соедините точки с цифрами по порядку, чтобы получились изображения животных.

    Логопед раздаёт билеты. Дети выполняют задание и называют животных. Медвежонок проверяет билеты, хвалит детей.

    Логопед:

    -С чем мы отправимся в путешествие? (с сумками, с чемоданами, с рюкзаками, с пакетами).

    Проводится игра «Путешествие зверей».

    На листе картона (25х33 см) изображены поезд и сидящие в вагонах животные. Дети отвечают на вопросы: «Кто едет в вагонах? Кто едет за птицами? Кто едет за оленями? С кем в вагоне едет медведь?»

    Логопед следит за правильным образованием и употреблением имён существительных во множественном числе творительного падежа с предлогами.

    Логопед:

    -Вот мы и в лесу. (Выставляет на наборное полотно картинки с изображением диких животных с детёнышами). Кого мы здесь видим? (Ответы детей).

    Вот зайчиха. За кем она ухаживает? (За зайчатами). Вот волчица. За кем она ухаживает? (За волчатами). И т.д.

    Молодцы! Мишутка знает много лесных секретов.

    Мишутка:

    -Например, я знаю, что не все животные дружат между собой. Как вы думаете, кто с кем не дружит? (Белки не дружат с волками, зайцы с лисами и другие ответы). Кто за кем охотится? (Волки охотятся за зайцами, оленями, лисы охотятся за мышами, зайцами).

    Проводится динамическая пауза «Купание Мишутки». Дети имитируют движения животных.

    Логопед:

    Утром звери просыпались,

    Чисто звери умывались.

    Лишь медведь не умывался,

    Неумытым он остался.

    Тут все звери закричали,

    Мишку в речку затолкали.

    Стали мыть его, купать,

    С головою окунать.

    Логопед:

    - Мишутка любит сказки, особенно о своих родственниках. Вспомним сказку «Три медведя». Назовите её героев. Сколько мисок было у медведей? Что было в этих мисках? (Ответы детей). Если в мисках котлеты, то с чем миски? (Миски с котлетами). Если в мисках макароны, то с чем миски? (Миски с макаронами).

    - Мишутка доволен вашими ответами. Он предлагает в память о путешествии собрать дары леса.

    Проводится игра «Корзиночки». Логопед раздаёт карточки с изображениями корзинок, грибов, орехов, шишек, ягод. Каждый ребёнок собирает в свою корзинку дары леса.

    Логопед: Что у тебя в корзинке?

    Ребёнок: У меня в корзинке грибы.

    Логопед: Сколько у тебя грибов?

    Ребёнок: У меня пять грибов.

    Логопед: Значит, с чем твоя корзинка?

    Ребёнок: Моя корзина с пятью грибами.

    Аналогичные вопросы логопед задаёт каждому ребёнку, добивается правильного согласования имён существительных с именами числительными.

    Логопед:

    - За какими дарами люди ходят в лес? (За грибами, за ягодами и другие ответы детей). С чем люди возвращаются из леса? (С грибами, с ягодами. Ответы детей).

    - Сделаем на память фотографию лесных обитателей.

    Логопед выставляет на наборное полотно силуэтные изображения животных, кустов, деревьев в разных сочетаниях (Волк между соснами, белка за кустами, ёжик между белками и т.п.), «фотографирует» их и выставляет на наборное полотно цветные картинки.

    Логопед:

    - Какие интересные фотографии у вас получились! Скажите, где находятся животные? Дети поочерёдно отвечают, следя за правильным употреблением предлогов и окончаний имён существительных в творительном падеже.

    -  Давайте соберём все фотографии в альбом и подарим его малышам. Малыши будут очень рады! Дети помещают изображения в фотоальбом, прощаются с Мишуткой. После занятия дарят альбом с «фотографиями» детям младшей группы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Необыкновенное приключение." Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет)

    Упражнение в прямом и обратном счете в пределах 10; совершенствование восприятия цвета, формы и величины;формирование умения ориентироваться на листе бумаги (справа, слева, вверху, внизу, посередине)...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста «Страна игрушек»

    «Страна игрушек» Цель:Упражнять детей в использовании математических знаний в игровой ситуации.Задачи:Количество.- Развивать умение видеть общий признак предметов группы.- Формировать умение сост...

    Конспект непосредственно обарзовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста "Незнайка в Космосе"

    Задачи: Закрепить прямой и обратный счет в пределах 10, умение соотносить цифры 1-10 с количеством. Закрепить представление о порядковом счете. Закрепит умение ориентироваться на листе бумаги в к...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста. Тема: «В поисках принцессы Марьюшки»

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста, на основе развивающих игр....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию фонетико- фонематической стороны речи детей старшего дошкольного возраста Тема: «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ»

    Цели:Образовательные:закреплять умение четко артикулировать гласные звуки;закрепление умений выделять гласные звуки  в начале, в середине, в конце слов.упражнять в анализе и синтезе звукокомплекс...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста.Тема: «Порядковый счет»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возрастаТема: «Порядковый счет»...