Главные вкладки

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста «Страна игрушек»
    план-конспект занятия по математике (младшая группа) на тему

    «Страна игрушек»

     

    Цель:

    Упражнять детей в использовании математических знаний в игровой ситуации.

    Задачи:

    Количество.

    - Развивать умение видеть общий признак предметов группы.

    - Формировать умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия много, один; понимать вопрос "Сколько?"

    - Закреплять умение пользоваться приёмами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; понимать вопросы «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Кукол больше, а ленточек меньше» или «Кукол столько же, сколько ленточек».

    Величина.

    - Закреплять умение сравнивать предметы контрастных размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины, пользуясь приёмами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами: длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, большой – маленький.

    Форма.

    - Закрепить знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник;

    - Продолжать учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.

    Ориентировка в пространстве.

    - Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху – внизу, впереди – сзади, справа – слева.

    - Продолжать учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги за, перед, на.

    - Различать правую и левую руки.

    Ориентировка во времени.

    Формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток: день – ночь, утро – вечер.

    - Активизировать словарь детей.

    - Воспитывать интерес к занятию, трудолюбие, аккуратность, доброжелательное отношение к своим товарищам, взаимопомощь.

     

     

     

     

     

    Оборудование:

    Демонстрационный материал: стульчики с геометрическими фигурами, стулья по количеству детей, магнитофон, мяч, три куклы разной высоты, три стульчика для кукол, маленький стол, шкатулка, три ленты разной длины и разного цвета, платок, мольберт, магниты, лисёнок, зайчонок, блоки Дьенеша, обручи – красный и синий, волшебная палочка, сундучок с подарками.

    Раздаточный материал: билеты с геометрическими фигурами – круг, квадрат, треугольник разного цвета.

     

    Ход занятия:

     

    Воспитатель: - К нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся.

    - Давайте все возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.

    В круг широкий, вижу я,

    Встали все мои друзья.

    Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.

    А теперь пойдем налево, раз, два, три.

    В центре круга соберемся, раз, два, три.

    И на место все вернемся, раз, два, три.

    Улыбнемся, подмигнем,

    Заниматься мы начнем.

    - Ребята, давайте вспомним, просыпаемся мы когда, … (утром), а ужинаем… (вечером), спим мы…  (ночью), а солнце ярко светит… (днём).

    - Сейчас утро, день только начинается и можно многое успеть.

    - Ребята, я приглашаю Вас в «Страну игрушек». Вас ждут необыкновенные приключения и разные игры в ваши любимые игрушки.

    - Какие у вас  любимые игрушки  (машинки, куклы, кубики и другие).

    - А вы знаете, что игрушки могут огорчаться, радоваться или грустить? Когда дети бросают игрушки, ломают их, то они огорчаются и плачут, а если их берегут, после игры убирают на место – они радуются и улыбаются.
    - Как вы думаете, «Страна игрушек»  далеко или близко? (далеко)

    - Если эта страна далеко, на чём же можно туда поехать? (ответы детей)

    - Дети, на чём мы поедем мы узнаем, когда отгадаете загадку:

     

    «Железные избушки

    Прицеплены друг к дружке.

    Одна из них с трубой,

    Ведёт всех за собой». (Поезд)

    - Да, мы поедем на поезде, он нас уже ждёт, берите билеты, по этим билетам  мы можем найти своё место (Детям раздаются билеты с геометрическими фигурами разного цвета – треугольник, круг, квадрат).

    - Саша, у тебя какая фигура изображена на билете? (красный круг)

    - Значит твоё место, где изображён красный круг.

    - Федя, а у тебя? (синий треугольник)

    - Иди, садись на своё место.

    (Дети проверяют и сравнивают билет с местом, рассаживаются).

    - Андрей, а почему ты сел на это место? (потому что на моём билете изображён зелёный квадрат)

    - Я буду машинистом. Итак, отправляемся (Звучит музыка).

    «Вот поезд наш едет, колёса стучат, а в поезде этом ребята сидят. Ту-ту-ту, гудит паровоз, далеко, далеко, ребят он повёз».

    - Наш поезд приехал в «Страну игрушек». Выходите, а билеты оставьте на стульчиках.

    - Ребята, посмотрите, как много игрушек. Здесь и куклы, и мяч. А ещё кто  здесь живёт? (ответы детей)

    - Вот весёлый звонкий мяч, ты, куда пустился вскачь. Ребята, мяч хочет с нами поиграть. Я буду вам бросать, а вы мне отвечать.
    1) Игра «Сравни и назови».

    - Слон большой, а мышка… ? (маленькая),
    - Стол высокий, а стул… ? (низкий),

    - Река широкая, а ручеёк… ? (узкий),

    - У зайца уши  длинные, а у кошки? (короткие),

    - Я скажу  громко, а ты ответишь … ? (тихо),

    - Зимой холодно, а летом …? (тепло),

    - Я скажу далеко, а ты ответишь …? (близко),

    - Небо вверху, а земля …? (внизу),

    - Живот впереди, а спина… ? (сзади),
    - Звёзд на небе много, а солнце… ? (одно),

    - Я сажу ночь, ты …? (утро).
    Молодцы. Мячику понравилось с вами играть.

    - А теперь садитесь на стулья (стулья стоят полукругом на ковре).
    2) Игра с куклами.

    Этих кукол кто не знает?
    Лучше кукол не найдешь.
    Сразу глазки открывают,
    Только на руки берешь.

    - А сейчас куклы хотят с нами поиграть. Давайте посмотрим на кукол.

     (показываю  трех кукол разного размера  -  большая стоит за стулом, средняя – перед стулом, а маленькая – сидит на стуле).

    - Сколько их? Давайте посчитаем (Один, два, три, всего три куклы). 

    - Эту куклу зовут Таня, Вика, она  какая? (большая).

    - Алиса, а где она стоит? (за стулом), садись Таня.

    - А эта  кукла Оля, Костя, какая она? (поменьше).

    - Аня, где стоит эта кукла? (перед стулом), садись Оля.

    - Эту куклу зовут Катя, Савва, она какая? (маленькая).

    - Карина, где сидит кукла? (на стуле)

    - Посмотрите, я привезла с собой  шкатулку (она стоит на маленьком столе, накрыта).

    - Давайте посмотрим, что в ней. (2 ленты). Скажите ленты разные или одинаковые? (разные, одна синяя, другая – красная). А по длине они разные или одинаковые? Как проверить? (надо приложить или наложить одну ленту на другую). 

    - Серёжа, возьми ленты и на мольберте наложи одну ленту на другую, подравнивая с одной стороны края.

    - Ребята, что мы видим? (синяя лента длиннее красной, а красная лента короче синей).

    - А Ваня проверит другим способом, иди и приложи ленты друг к другу.

    - И мы снова видим, что красная лента короче синей, а синяя лента длиннее красной.

    - Давайте подарим ленты куклам.

    - Ева, какую ленту надо подарить кукле Тане? (синюю длинную ленту).

    - А красную,  короткую, кому подарим? (кукле Оле).

    - Костя, чего больше, кукол или лент? (кукол больше, чем лент).

    - А как сделать, чтобы и кукол и лент стало одинаково? (надо добавить одну ленту или убрать одну куклу).

    - Ну конечно мы не будем убирать одну куклу, давайте добавим одну ленту.

    - Вика, иди и возьми её в шкатулке и подари кукле Кате.

    - Давайте посчитаем ленты (один, два, три, всего три ленты)

    -А как мы получили три ленты? (мы добавили одну ленту)

    - Что же стало?  (кукол и лент стало поровну или одинаково; сколько кукол, столько и лент).

    - Молодцы, все куклы очень рады, что вы с ними поиграли, говорят вам спасибо за подарки.

    - А теперь пора отдохнуть, выходите на коврик. Мы с вами в «Стране игрушек» и сейчас мы тоже будем игрушками.

    Физкультминутка «Игрушки».

    Скачет конь наш, цок-цок-цок. (скачут как лошадки)

    Слышен топот быстрых ног.

    Кукла, кукла, попляши, (приседают с пружинкой)

    Своей ручкой помаши.

    Вот как кружится волчок – (кружатся)

    Прожужжал и на пол лёг.

    Самолёт летит, летит (руки в стороны)

    Лётчик смелый в нём сидит.

    А теперь мы все - матрёшки, (хлопают в ладоши)

    Громко хлопаем в ладошки.

     

    Отдохнули, тогда продолжаем играть.

    3) Игра с блоками Дьенеша.

    - Посмотрите, здесь зайчонок и лисёнок. Они почему – то грустные. А я знаю почему, они разбросали свои игрушки и не могут их разложить по местам. Давайте им поможем. Садитесь на стулья.

    - В красный круг мы положим  игрушки Зайчонка - все круглые фигуры, а в синий круг – игрушки Лисёнка - все синии фигуры.

    - Илья, что мы положим в красный круг? (все круглые фигуры)

    - Алёша, все синии   фигуры куда мы положим? (в синий круг)

    (дети по очереди берут по одной фигуре и определяют, куда её надо положить). Например, «У меня в руке красный большой круг, я положил его в красный круг, потому что здесь все круглые фигуры» и  т. д.  Или, «У меня в руках синий треугольник, положу его в синий круг, потому что здесь все синии фигуры»).

    -  Молодцы, все игрушки разложили, Зайчонок и Лисёнок теперь улыбаются и говорят вам спасибо за помощь.

    - Нам пора возвращаться в детский сад. А обратно мы вернёмся при помощи волшебной палочки, выходите ко мне (звучит музыка).

    «Дружно палочкой взмахнём,

    И в детский сад мы попадём!!!»

    - Вот мы оказались в нашем детском саду, в нашей группе. А как называется наш детский сад? (Мишутка)

    - Давайте вспомним, где мы были? (в «Стране игрушек»)

    - А что мы там делали? (играли)

    - С какими игрушками играли?  (с мячом, с куклами, с Зайчонком и Лисёнком).

    - А что вам понравилось больше всего в этой стране? (ответы детей)

    - Молодцы. А жители «Страны игрушек»  прислали вам подарки в этом сундучке. Давайте посмотрим.

    Раздача подарков, занятие закончено.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений детей младшего возраста через игровые упражнения и задания.

    Моя непосредственно образовательная деятельность (НОД) по формированию элементарных математических представлений (ФЭМ) во 2 младшей группе детского сада имеет эстетическое направление.Технологическая ...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

    Цель конспекта: формирование у детей интереса к образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.В конспекте решаются образовательные, развивающие, воспитате...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений детей второй младшей группы

    Дата05.10.2016г.Тема«Маша и медведь»Программа«Тропинки»ВозрастВторая младшая группаОсновная образоват.область«Познавательное развитие»Интеграция с др.областями«Физическое развитие», «Социально-коммуни...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в младшей группе «Город цветных человечков. Красный цвет»

    познакомить детей с красным цветом;учить находить красные предметы в окружающей обстановке;познакомить с понятием один и много;познакомить со способами закрашивания цветным карандашом....

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в младшей группе "Чаепитие с Фиксиками".

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в младшей группе "Чаепитие с фиксиками". Занятие составлено в рамках тематичес...