Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста «Страна игрушек»
план-конспект занятия по математике (младшая группа) на тему

«Страна игрушек»

 

Цель:

Упражнять детей в использовании математических знаний в игровой ситуации.

Задачи:

Количество.

- Развивать умение видеть общий признак предметов группы.

- Формировать умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия много, один; понимать вопрос "Сколько?"

- Закреплять умение пользоваться приёмами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; понимать вопросы «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Кукол больше, а ленточек меньше» или «Кукол столько же, сколько ленточек».

Величина.

- Закреплять умение сравнивать предметы контрастных размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины, пользуясь приёмами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами: длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, большой – маленький.

Форма.

- Закрепить знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник;

- Продолжать учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.

Ориентировка в пространстве.

- Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху – внизу, впереди – сзади, справа – слева.

- Продолжать учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги за, перед, на.

- Различать правую и левую руки.

Ориентировка во времени.

Формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток: день – ночь, утро – вечер.

- Активизировать словарь детей.

- Воспитывать интерес к занятию, трудолюбие, аккуратность, доброжелательное отношение к своим товарищам, взаимопомощь.

 

 

 

 

 

Оборудование:

Демонстрационный материал: стульчики с геометрическими фигурами, стулья по количеству детей, магнитофон, мяч, три куклы разной высоты, три стульчика для кукол, маленький стол, шкатулка, три ленты разной длины и разного цвета, платок, мольберт, магниты, лисёнок, зайчонок, блоки Дьенеша, обручи – красный и синий, волшебная палочка, сундучок с подарками.

Раздаточный материал: билеты с геометрическими фигурами – круг, квадрат, треугольник разного цвета.

 

Ход занятия:

 

Воспитатель: - К нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся.

- Давайте все возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.

А теперь пойдем налево, раз, два, три.

В центре круга соберемся, раз, два, три.

И на место все вернемся, раз, два, три.

Улыбнемся, подмигнем,

Заниматься мы начнем.

- Ребята, давайте вспомним, просыпаемся мы когда, … (утром), а ужинаем… (вечером), спим мы…  (ночью), а солнце ярко светит… (днём).

- Сейчас утро, день только начинается и можно многое успеть.

- Ребята, я приглашаю Вас в «Страну игрушек». Вас ждут необыкновенные приключения и разные игры в ваши любимые игрушки.

- Какие у вас  любимые игрушки  (машинки, куклы, кубики и другие).

- А вы знаете, что игрушки могут огорчаться, радоваться или грустить? Когда дети бросают игрушки, ломают их, то они огорчаются и плачут, а если их берегут, после игры убирают на место – они радуются и улыбаются.
- Как вы думаете, «Страна игрушек»  далеко или близко? (далеко)

- Если эта страна далеко, на чём же можно туда поехать? (ответы детей)

- Дети, на чём мы поедем мы узнаем, когда отгадаете загадку:

 

«Железные избушки

Прицеплены друг к дружке.

Одна из них с трубой,

Ведёт всех за собой». (Поезд)

- Да, мы поедем на поезде, он нас уже ждёт, берите билеты, по этим билетам  мы можем найти своё место (Детям раздаются билеты с геометрическими фигурами разного цвета – треугольник, круг, квадрат).

- Саша, у тебя какая фигура изображена на билете? (красный круг)

- Значит твоё место, где изображён красный круг.

- Федя, а у тебя? (синий треугольник)

- Иди, садись на своё место.

(Дети проверяют и сравнивают билет с местом, рассаживаются).

- Андрей, а почему ты сел на это место? (потому что на моём билете изображён зелёный квадрат)

- Я буду машинистом. Итак, отправляемся (Звучит музыка).

«Вот поезд наш едет, колёса стучат, а в поезде этом ребята сидят. Ту-ту-ту, гудит паровоз, далеко, далеко, ребят он повёз».

- Наш поезд приехал в «Страну игрушек». Выходите, а билеты оставьте на стульчиках.

- Ребята, посмотрите, как много игрушек. Здесь и куклы, и мяч. А ещё кто  здесь живёт? (ответы детей)

- Вот весёлый звонкий мяч, ты, куда пустился вскачь. Ребята, мяч хочет с нами поиграть. Я буду вам бросать, а вы мне отвечать.
1) Игра «Сравни и назови».

- Слон большой, а мышка… ? (маленькая),
- Стол высокий, а стул… ? (низкий),

- Река широкая, а ручеёк… ? (узкий),

- У зайца уши  длинные, а у кошки? (короткие),

- Я скажу  громко, а ты ответишь … ? (тихо),

- Зимой холодно, а летом …? (тепло),

- Я скажу далеко, а ты ответишь …? (близко),

- Небо вверху, а земля …? (внизу),

- Живот впереди, а спина… ? (сзади),
- Звёзд на небе много, а солнце… ? (одно),

- Я сажу ночь, ты …? (утро).
Молодцы. Мячику понравилось с вами играть.

- А теперь садитесь на стулья (стулья стоят полукругом на ковре).
2) Игра с куклами.

Этих кукол кто не знает?
Лучше кукол не найдешь.
Сразу глазки открывают,
Только на руки берешь.

- А сейчас куклы хотят с нами поиграть. Давайте посмотрим на кукол.

 (показываю  трех кукол разного размера  -  большая стоит за стулом, средняя – перед стулом, а маленькая – сидит на стуле).

- Сколько их? Давайте посчитаем (Один, два, три, всего три куклы). 

- Эту куклу зовут Таня, Вика, она  какая? (большая).

- Алиса, а где она стоит? (за стулом), садись Таня.

- А эта  кукла Оля, Костя, какая она? (поменьше).

- Аня, где стоит эта кукла? (перед стулом), садись Оля.

- Эту куклу зовут Катя, Савва, она какая? (маленькая).

- Карина, где сидит кукла? (на стуле)

- Посмотрите, я привезла с собой  шкатулку (она стоит на маленьком столе, накрыта).

- Давайте посмотрим, что в ней. (2 ленты). Скажите ленты разные или одинаковые? (разные, одна синяя, другая – красная). А по длине они разные или одинаковые? Как проверить? (надо приложить или наложить одну ленту на другую). 

- Серёжа, возьми ленты и на мольберте наложи одну ленту на другую, подравнивая с одной стороны края.

- Ребята, что мы видим? (синяя лента длиннее красной, а красная лента короче синей).

- А Ваня проверит другим способом, иди и приложи ленты друг к другу.

- И мы снова видим, что красная лента короче синей, а синяя лента длиннее красной.

- Давайте подарим ленты куклам.

- Ева, какую ленту надо подарить кукле Тане? (синюю длинную ленту).

- А красную,  короткую, кому подарим? (кукле Оле).

- Костя, чего больше, кукол или лент? (кукол больше, чем лент).

- А как сделать, чтобы и кукол и лент стало одинаково? (надо добавить одну ленту или убрать одну куклу).

- Ну конечно мы не будем убирать одну куклу, давайте добавим одну ленту.

- Вика, иди и возьми её в шкатулке и подари кукле Кате.

- Давайте посчитаем ленты (один, два, три, всего три ленты)

-А как мы получили три ленты? (мы добавили одну ленту)

- Что же стало?  (кукол и лент стало поровну или одинаково; сколько кукол, столько и лент).

- Молодцы, все куклы очень рады, что вы с ними поиграли, говорят вам спасибо за подарки.

- А теперь пора отдохнуть, выходите на коврик. Мы с вами в «Стране игрушек» и сейчас мы тоже будем игрушками.

Физкультминутка «Игрушки».

Скачет конь наш, цок-цок-цок. (скачут как лошадки)

Слышен топот быстрых ног.

Кукла, кукла, попляши, (приседают с пружинкой)

Своей ручкой помаши.

Вот как кружится волчок – (кружатся)

Прожужжал и на пол лёг.

Самолёт летит, летит (руки в стороны)

Лётчик смелый в нём сидит.

А теперь мы все - матрёшки, (хлопают в ладоши)

Громко хлопаем в ладошки.

 

Отдохнули, тогда продолжаем играть.

3) Игра с блоками Дьенеша.

- Посмотрите, здесь зайчонок и лисёнок. Они почему – то грустные. А я знаю почему, они разбросали свои игрушки и не могут их разложить по местам. Давайте им поможем. Садитесь на стулья.

- В красный круг мы положим  игрушки Зайчонка - все круглые фигуры, а в синий круг – игрушки Лисёнка - все синии фигуры.

- Илья, что мы положим в красный круг? (все круглые фигуры)

- Алёша, все синии   фигуры куда мы положим? (в синий круг)

(дети по очереди берут по одной фигуре и определяют, куда её надо положить). Например, «У меня в руке красный большой круг, я положил его в красный круг, потому что здесь все круглые фигуры» и  т. д.  Или, «У меня в руках синий треугольник, положу его в синий круг, потому что здесь все синии фигуры»).

-  Молодцы, все игрушки разложили, Зайчонок и Лисёнок теперь улыбаются и говорят вам спасибо за помощь.

- Нам пора возвращаться в детский сад. А обратно мы вернёмся при помощи волшебной палочки, выходите ко мне (звучит музыка).

«Дружно палочкой взмахнём,

И в детский сад мы попадём!!!»

- Вот мы оказались в нашем детском саду, в нашей группе. А как называется наш детский сад? (Мишутка)

- Давайте вспомним, где мы были? (в «Стране игрушек»)

- А что мы там делали? (играли)

- С какими игрушками играли?  (с мячом, с куклами, с Зайчонком и Лисёнком).

- А что вам понравилось больше всего в этой стране? (ответы детей)

- Молодцы. А жители «Страны игрушек»  прислали вам подарки в этом сундучке. Давайте посмотрим.

Раздача подарков, занятие закончено.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений детей младшего возраста через игровые упражнения и задания.

Моя непосредственно образовательная деятельность (НОД) по формированию элементарных математических представлений (ФЭМ) во 2 младшей группе детского сада имеет эстетическое направление.Технологическая ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Цель конспекта: формирование у детей интереса к образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.В конспекте решаются образовательные, развивающие, воспитате...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений детей второй младшей группы

Дата05.10.2016г.Тема«Маша и медведь»Программа«Тропинки»ВозрастВторая младшая группаОсновная образоват.область«Познавательное развитие»Интеграция с др.областями«Физическое развитие», «Социально-коммуни...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в младшей группе «Город цветных человечков. Красный цвет»

познакомить детей с красным цветом;учить находить красные предметы в окружающей обстановке;познакомить с понятием один и много;познакомить со способами закрашивания цветным карандашом....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в младшей группе "Чаепитие с Фиксиками".

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в младшей группе "Чаепитие с фиксиками". Занятие составлено в рамках тематичес...