Конспект НОД в области «Познавательное развитие» (ФЭМП) в средней группе. Тема: Круг.
методическая разработка по математике (средняя группа) на тему

Заварова Ольга Николаевна

Цель: Сформировать представление о круге как общей форме некоторых предметов, умение распознавать круг в предметах окружающей обста­новки.  Закрепить счет до двух, умение сравнивать предметы по свой­ствам. Тренировать мыслительные операции:  анализ, сравнение и обоб­щение, развивать внимание, речь, воображение, двигательную и так­тильную память, логическое мышление, творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zayats_kosyan_sr._gr.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в области «Познавательное развитие» (ФЭМП)

 в средней группе

Тема: Круг

Цель: Сформировать представление о круге как общей форме некоторых предметов, умение распознавать круг в предметах окружающей обстановки.  Закрепить счет до двух, умение сравнивать предметы по свойствам. Тренировать мыслительные операции:  анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, воображение, двигательную и тактильную память, логическое мышление, творческие способности.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: фигурки зайцев, колесо, большой лист бумаги с нарисованными на нем кругами разного размера, изображение тележки с треугольными колесами, муфта, геометрические фигуры, предметные картинки с изображением треугольных и квадратных предметов.

Раздаточный: предметные картинки с изображением предметов круглой формы, таблицы, игрушечные пластмассовые тарелки, большие по размеру монеты, пуговицы.

Интеграция по ОО: коммуникация, познание (развитие сенсорной культуры), физкультура, здоровье, чтение художественной литературы.

Ход занятия:

  1. Введение в игровую ситуацию.

Собираю детей в кружок.

- Ребята, а вы любите сказки? (Даа-а)

- А какие сказки вы знаете? (дети перечисляют известные им сказки).

- Вы знаете, у меня тоже есть любимая сказка. А вот кто же главный герой в моей сказке, вы угадайте.

Загадываю загадку:

Длинное ухо,

Комочек пуха,

Прыгает ловко,

Грызет морковку.    (Заяц)

- Хотите послушать сказку  про моего зайца? Тогда присаживайтесь на стульчики и слушайте.

В сказке может все случится 
Наша сказка впереди 
Сказка в двери к нам стучится 
Скажем сказке “ Заходи!”

2. Игра «Колесо» (начало).

Рассказываю  детям сказку про зайца.

— Жил-был заяц по имени Касьян. Пошел он как-то за грибами и видит, что на земле колесо лежит. Хочется зайцу колесо домой взять, да не знает можно ли, ведь это не его колесо. Мимо пролетала сорока, которая в лесу все про всех знала.

«Это колесо ничье, оно давно здесь лежит, — говорит зайцу сорока. - Забирай его!»

Попробовал заяц поднять колесо, да не может, тяжелое очень. Как вы думаете, как надо поступить зайцу, чтобы доставить колесо домой? (Колесо нужно докатить до дома.)    (качу колесо по столу).

3  Игра «Колесо» (продолжение).

-  Пришел заяц домой, а там его семья дожидается. Выставляю  на фланелеграф изображение зайчихи и зайчат.

— Кто в семье зайца Касьяна? (Мама - зайчиха и дети - зайчата). (Кладу  на стол рядом с колесом пуговицы и монетки по количеству детей).

-  Ты зачем такую большую пуговицу прикатил? - спрашивает зайчиха.

-  Какая большая монетка! - радуются зайчата.

-  Это не пуговица, не монетка, а колесо -  отвечает заяц.

-  Нет, монетка!

-  Нет, колесо!

-  Смогли договориться между собой члены заячьей семьи? (Нет.)

-  Они не договорились, потому что не смогли найти, что общего у монеты, пуговицы и колеса от телеги.

4.  Игра «Колесо» (окончание).

-  Что общего есть у всех этих предметов?

Раздаю  каждому ребенку по одной пуговице или монетке (они разные по размеру, но достаточно крупные). Дети рассматривают их, манипулируют с ними, затем высказывают свои версии. Приходим к выводу, что и колесо, и пуговица, и монетка катятся.

Поддерживаю  детей в высказывании версий, выслушиваю нескольких человек, даже если их версии совпадают, хвалю их. Затем вместе с детьми делаем вывод:

-  И колесо, и пуговица, и монетка катятся. У них одинаковая форма.

Предлагаю детям показать всем зайцам, что форма у колеса, монетки, тарелки действительно одинаковая. Дети обводят пальцем предмет, находящийся у них в руках, рисуют круг пальчиком по воздуху.

5. Игра «Тележка для медведя» (начало)

- В это время прилетела сорока - принесла письмо от медведя (из конверта вынимается письмо, зачитывается, после вынимается рисунок тележки с треугольными колесами).

- Медведь написал нам, что прислал фотографию тележки, которую сам сделал. Тележка почему-то не едет. Медведь интересуется, почему же не едет тележка.

- Как вы думаете?  (у тележки неправильные колеса)

- Но медведь не понимает, какой формы они должны быть.

-  Как назвать медведю форму колес? Возникает затруднение.

Если кто-нибудь из детей правильно называет форму круга, то создаю  «коллизию», задав вопрос:

-  А зайцы говорят, что это квадрат! Кто же прав?

6.  Игра «Тележка для медведя» (продолжение).

-  Как называется форма колеса, монетки, пуговицы?

Рассказываю  детям о том, что общая форма, которую имеют колесо, монетка и пуговица, называется кругом.

- Поэтому нам обязательно нужно сообщить медведю, что колеса у тележки должны быть круглыми.

7. Физминутка Игра «Встанем в круг».

Предлагаю детям вместе с зайчатами поиграть.

- Возьмитесь за руки и сделайте большой-большой круг.

-  Как сделать маленький кружок?

Дети должны либо растянуть руки, либо приблизиться друг к другу. Игра повторяется 2-3 раза.

8. Игра «Открой дверь».

- Ребята,  пока заячья семья разбиралась с колесом, в их домике захлопнулась дверь. Зайцы просят помочь открыть замок.

Показываю  детям рисунок, сделанный на большом листе.   количество кругов равно количеству детей).

-  Это замок. Открыть его можно, подобрав детали замка.

- Какую форму имеют детали замка? (Круглую.)

(Показываю  детям муфту, сшитую по принципу рукава для зарядки фотоаппарата, в котором лежат круги по количеству детей, а также квадраты и треугольники. Размеры кругов в муфте соответствуют размерам кругов в замке и имеют разный цвет).

- Что вы будете искать в муфте? (Круги.)

Каждый ребенок двумя руками нащупывает в муфте круг, вынимает его, идет к рисунку и ищет в замке круг такого же размера. Найденный круг накладывается на нарисованный.

После того как все дети положили свои круги, задаю вопросы:

-  Из каких фигур сделан замок? (Из кругов.)

- Из одинаковых или разных кругов сделан замок? (Из разных.)

- Что у кругов разное?  (этот круг красный, а этот зеленый (большой, поменьше, маленький) и т. д).

- Совершенно верно, круги отличаются по цвету и размеру. Зайцы благодарят вас за то, что помогли им открыть дверь.

8  Игра «Подбери картинку».

Приглашаю детей сесть за один стол,  на котором лежат таблицы по количеству детей и предметные картинки. Для удобства  проверки  предметы круглой формы на карточках у всех детей одинаковые. Предметы других форм должны быть разными.

 - Ребята, зайчата просят вас помочь навести порядок в их домике и положить в пустые клеточки-ящички картинки, которые по форме напоминают круг (показываю  на круг, нарисованный в таблице).

- Обведите круг в шкафчике  пальчиком,  нарисуйте  круг пальчиком по воздуху.

-  Какие предметы вам нужно найти? (Круглые.)

Дети  самостоятельно помещают картинки в таблицу. Например: круглый стол, круглое блюдце, круглая тарелка и т. д.

- Зайчата просят рассказать, какие картинки вы положили в пустые окошечки. Следующую картинку называет другой ребенок, все дети находят ее у себя и хором называют. И т. д.

— Почему вы не выбрали, например, флажок? (Потому что он не круглый.)

9. Итог занятия.

Собираю детей около себя.

— У кого в гостях вы сегодня побывали?

— Чем вы помогли семье зайцев?

Хвалю детей и говорю о том, что помочь они зайцам  смогли потому, что знают круг и умеют его находить среди других фигур. Вручаю медальки, на память о занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ООД по познавательному развитию (ФЭМП) в средней группе Тема Знакомство с цифрой 5

Конспект по ООД по познавательному развитию (ФЭМП) в средней группе Тема Знакомство с цифрой 5. Слева, посередине, справа....

Конспект ОД по ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП) в средней группе. Тема: «Сравнение предметов по величине, ширине»

Цель: формировать умения у детей сравнивать предметы по величине.Программные задачи:Образовательные:- формировать умения у детей сравнивать предметы по величине – большой, средний, маленький; по...

Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП) в средней группе на тему: «Путешествие в зимний лес»

Конспект ООД в средней группе на тему «Путешествие в зимний лес»Образовательная область: «Познавательное развитие»ООД: «ФЭМП»Тема: «Путешествие в зимний лес&r...

КОНСПЕКТ по теме: «Сравнение по высоте» образовательная область «Познавательное развитие (ФЭМП)» для средней группы

Данный конспект предназначен для воспитателей средней группы и содержит методические рекомендации по организации и проведению непрерывно-образовательной деятельности на тему "Сравнение по высоте...