проект "Занимательная математика на песке"
учебно-методический материал по математике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Ахметзянова Надежда Александровна

представлени материал по использованию технологии "Игры с песком" для формирования элементарных математических представлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Занимательная математика на песке»

Разработала: воспитатель Ахметзянова Н.А.

Пояснительная записка

Современная психолого-педагогическая наука неоспоримо доказала, что усвоение системы математических знаний оказывает существенное влияние на умственное и психическое развитие дошкольника; определила, что для детей дошкольного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное значение, а также является одним из условий  готовности ребёнка к школьному обучению (А. М. Леушина, Т. В. Тарунтаева и др.).

В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ и технологий, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста. Кроме этого федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования требуют “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей”, о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму.

  Во время игр с песком и водой происходит реальное «проживание», проигрывание, проговаривание, пересказ всевозможных ситуаций, а это упрощает процесс понимания, усвоения, запоминания. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. А ещё игры с песком  насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью... Я считаю, что  всё это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения познавательного интереса  ребенка; т.е. использовать технологию «Игры с песком » для ФЭМП.  Кроме этого, игры с песком и водой помогают дошкольникам не бояться совершения ошибок, от которых, как известно, не застрахован никто. Как часто мы наблюдаем нервное беспокойство ребенка, если он что — то нарисовал или написал на листе неправильно!

Ему хочется сразу перевернуть листок, стереть ошибку резинкой или зачеркнуть «неправильное» так сильно, чтобы его не стало видно. В работе с песком все проще: если ты сделал что — то не так, проведи ладошкой по песку и начни сначала. Это свойство песка особенно полезно ведь дети не будут нервничать, бояться сделать ошибку, а будут с интересом и удовольствием участвовать в образовательной деятельности.

Кроме этого:

-Через игры с песком  существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать;

- Мощно развивается «тактильная» чувствительность;

-Формируются  игровые и коммуникативные навыки ребенка;

-В играх с песком  интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика;

- Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, помогает снять напряжение.

Доказано, что дети, которые активно   играли в детстве   в песке, чаще                                      вырастают уверенными  и успешными взрослыми.

 Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов .

  Актуальность исследования обусловлена рядом факторов:

-  социальным заказом по развитию элементарных математических представлений у ребенка – дошкольника с момента дошкольного детства;

-  возможностью совершенствования качества развития элементарных математических представлений у детей  дошкольного возраста путем использования технологии «Игры с песком»   на занятиях по математике, в самостоятельной и совместной деятельности с детьми.

Цель проекта: Развитие познавательной активности, исследовательской деятельности, интеллектуальных способностей детей посредством использования технологии  «Игры с песком» при ФЭМП у детей дошкольного возраста.

Для достижения поставленной  цели были выдвинуты следующие задачи:

  1. Формирование у детей математических представлений (конкретные величины, числа, геометрические фигуры) и способов познания действительности ( счёт, измерение, простейшие вычисления);
  2. Развитие сенсорных (предметно-действенных), логических способов познание математических свойств и отношений, а также освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания

математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование);

  1. Развитие интеллектуально-творческих и речевых проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
  2. Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения и уважения к другим детям, стремления к активной деятельности;

 Научная новизна и отличительная особенность:

Новизной и отличительной особенность данного проекта  является использование технологии «Игры с песком »  не просто для стимуляции эмоционального состояния ребёнка, но и для развитие познавательной активности, исследовательской деятельности детей, формирования системы знаний, направленных на всестороннее развитие ребенка, его интеллектуальных способностей и позитивных качеств.

Практическая значимость проекта состоит в том, что методические рекомендации по использованию технологии «Игры с песком» в самостоятельной НОД по ФЭМП внесут существенный вклад в совершенствование процесса  формирования математических понятий детей, повысят уровень умственной, математической и социальной подготовленности детей к обучению в школе и активизации их психического развития в целом.

Принципы реализации проекта основываются на основных принципах ФГОС.

Ожидаемые результаты:

  1.  У детей сформированы математических представлений (конкретные величины, числа, геометрические фигуры) и способов познания действительности ( счёт, измерение, простейшие вычисления);
  2. Развиты сенсорные и логические способов познание математических свойств и отношений, а также экспериментально-исследовательские способы познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование);
  3. Развиты интеллектуально-творческие и речевых проявлений детей.
  4. Дети самостоятельны и инициативны с развитым чувством собственного достоинства, самоуважения и уважения к другим детям, стремятся к активной деятельности.

Смысл использования технологии «Игры с песком» в самостоятельной и НОД по ФЭМП заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача взрослого - помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу!

Вид проекта:

1. По количеству участников: групповой.

2. По доминирующей в проекте деятельности: игровой, исследовательский;

3. По содержанию: естественно - научный, социально-педагогический;

4. По контингенту участников: дети дошкольного возраста (средняя, старшая, подготовительная группа).

5. По характеру контактов: в рамках группы.

6. По продолжительности: долгосрочный (сроки реализации проекта- 3года).

База исследования МБДОУ № 77 «Бусинка», гр. № 2 «Золотая рыбка» г. Сургут, Тюменской обл.

Перспективы дальнейшего развития проекта: дальнейшее применение на практике технологии «Игры с песком» в самостоятельной и НОД по ФЭМП  существенно поможет в качественном обучении детей дошкольного возраста.

Этапы работы над проектом.

1 этап – аналитико - прогнозтический (подготовительный)- 2014 г.

2 этап – рабочий (внедренческий)- 2015-2018г.

3 этап – коррекционный- конец года 2015-2018г.

        4 этап – обобщающий- конец года 2015-2018г.

План реализации образовательного проекта

Система мероприятий

Задачи

Сроки

I этап – аналитико-прогнозтический (подготовительный):

1.Изучение теоретической части развития вопроса.

2. Повышение квалификации педагога.

3.Разработка перспективного плана работы.

4.Проведение диагностики математического развития детей

5.Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

Создать необходимые условия для реализации проекта.

Разработать перспективный план работы над проектом.

Выявление уровня математического развития детей.

Создать соответствующую для реализации проекта предметно-развивающую среду.

2014 год

2014 год

Начало года

2015-2018г.

2014-2015 г.

        

        II этап – рабочий (внедренческий):

1 блок –работа с детьми (средний возраст)

Система мероприятий

Задачи

Способы реализации

Сроки

Совместная и самостоятельная

 деятельность;

 Игры со «песочным световым планшетом»;

Д/и с песком на ФЭМП.

Развитие сенсорных (предметно-действенных), логических способов познание математических свойств и отношений, а также освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование);

Развитие детской самостоятельности и инициативы.

Беседы, объяснение, показ,

д/и.

2014-2015год

НОД № 1

Познавательное развитие:

Познакомить детей со свойствами песка.

Социально-коммуникативное:

Познакомить детей с правилами безопасной работы с песком.

Д/и «Безопасный песок»

1 неделя сентября

НОД № 2

Тема: «Путешествие в осенний лес»

Познавательное развитие: Упражнять в определении пространственных направлений от себя

Д/и «Что где находится»

2 неделя сентября

НОД № 3

Тема: «В гостях у кролика»

Совместная деятельность и самостоятельная:

Игры со «песочным световым планшетом»;

Д/и с песком на ФЭМП.

Познавательное развитие:

Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме.

Речевое развитие:

Понимать и использовать в речи слова:

 больше, меньше, поровну, столько – сколько.

Социально-коммуникативное развитие:

Способствовать игровому общению.

Д/и «Разноцветные бусинки»

3 неделя сентября

НОД № 4

Тема: «Гости из леса»

Познавательное развитие:

Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счёта предметов в пределах 3.

Речевое развитие:

Упражнять в умении отвечать на вопрос «Сколько».

Социально-коммуникативное развитие:

Воспитывать  культуру поведения на занятии, стремление активно участвовать в игровых  заданиях

Д/и «Сколько камушек ты достал из песка?»

 4 неделя сентября

НОД № 5

Тема: «К нам приехал цирк»

Познавательное развитие:

Упражнять в различении геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.

 Речевое развитие:

 Упражнять в назывании геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник и названии цветов: красный, синий, зелёный и др.

Художественно-эстетическое:

Упражнять детей в различении цветов

Д/и «Выложи песком такую же фигуру»

1 неделя октября

НОД № 6

Тема «Необыкновенный зоопарк»

Совместная деятельность:

Игры со «песочным световым планшетом»

Познавательное развитие:

Закреплять умение различать  плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Речевое развитие:

Закреплять умение называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Социально-коммуникативное развитие:

Формировать умение слушать ответы друг друга.

Д/и «Фигуры на песке»

2 неделя октября

НОД № 7

Тема: «Три поросёнка»

Познавательное развитие:

Упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, ширине, высоте).

Речевое развитие:

Обозначать результаты сравнения соответствующими словами: длинный – короткий, длиннее – короче, широкий – узкий и тд.

Социально-коммуникативное развитие:

Воспитывать дружелюбие, активное участие в решении проблем.

Д/и «Дорожки из песка»

3 неделя октября

НОД № 8

Тема «Угостим зайчиков морковкой»

Познавательное развитие:

Развивать умение определять пространственное направление от себя.

Речевое развитие:

Развивать умение обозначать словами пространственное направление от себя: вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади.

Социально-коммуникативное развитие:

Продолжать знакомить детей с правилами безопасной работы с песком.

Д/и «Посади морковку»

4 неделя октября

НОД № 9

Тема: «В гостях у Буратино»

Совместная деятельность:

Игры со «песочным световым планшетом»

Познавательное развитие:

Совершенствовать умение различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник независимо от размера.

Речевое развитие:

Продолжать учить называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Социально-коммуникативное развитие:

Формировать навыки безопасного поведения во время игр с песком.

Д/и «Составь узор»

1 неделя ноября

НОД № 10

Тема: «Мальвина учит считать Буратино»

НОД № 11

Тема «Давайте поиграем»

Познавательное развитие:

Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов.

Учить считать  в пределах 4.

Социально-коммуникативное развитие:

Воспитывать желание помогать, быть полезным

Познавательное развитие:

Закреплять умение считать в пределах 4, познакомить с порядковым значением числа.

Речевое развитие:

Учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».

Социально-коммуникативное развитие:

Воспитывать умение сосредотачиваться на задании.. Приучать к выполнению действий по сигналу.

Д/и «Что изменилось»

Д/и «Угадай сколько»

2 неделя ноября

3 неделя ноября

НОД № 12

Тема: «Не ошибись»

Познавательное развитие:

Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5.

Социально-коммуникативное развитие:

Учить соблюдать правила поведения за столом во время занятия.

Продолжать знакомить детей с правилами безопасной работы с песком.

Д/и «Достань столько же»

4 неделя ноября

НОД № 13

Тема: «Спрячь игрушки»

Познавательное развитие:

Совершенствовать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

Речевое развитие:

Продолжать учить детей отвечать на вопросы полными ответами; активизировать в речи слова вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

Д/и «Спрячь игрушку»

1 неделя декабря

НОД № 14

Тема: «Умники и умницы»

Познавательное развитие:

формировать представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета

Социально-коммуникативное развитие:

Учить соблюдать правила игры и планировать последовательность действий для достижения результатов. Учить играть в команде.

Продолжать знакомить детей с правилами безопасной работы с песком.

Д/и «Чего больше»

2 неделя декабря

НОД № 15

Тема: «Чудесный мешочек»

Познавательное развитие:

Познакомить с цилиндром. Учить различать шар и цилиндр.

Социально-коммуникативное развитие:

Учить внимательно слушать педагога, не перебивать педагога и сверстников, когда они  ведут обсуждение, дожидаться своей очереди. Учить отвечать на вопросы, предварительно подняв руку и дождавшись разрешения ответить.

Д/и «Чудесный мешочек с песком»

3 неделя декабря

НОД № 16

Тема: «Новогодние игрушки»

Познавательное развитие:

Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу.

Речевое развитие:

Учить составлять рассказ-описание по образцу, употребляя в речи прилагательные: красивая, яркая, зелёная, красная, новогодняя и др.

Д/и «Найди в песке столько же»

4 неделя декабря

Совместная деятельность

Игры со «песочным световым планшетом»

Познавательное развитие:

Учить сравнивать три предмета по величине, рисовать их в убывающей и возрастающей последовательности.

Социально-коммуникативное развитие:

Формировать навык самостоятельного обследования предметов (сенсо-моторные действия). Продолжать учить проявлять инициативу в организации игр со сверстниками.

Д/и «Разные фигуры», «Нарисуй как я», «Какая фигура больше»

1 неделя января

НОД № 17

Тема: «Слушай и выполняй»

Познавательное развитие:

Упражнять в счёте звуков в пределах 5.

Художественно-эстетической:

Развивать умение на слух считать количество звуков.

Социально-коммуникативное развитие:

Продолжать знакомить детей с правилами безопасной работы с песком.

Д/и «Достань из песка столько предметов, сколько звуков ты услышишь»

2 неделя января

НОД № 18

Тема: «Чудесный песочек»

Познавательное развитие:

Упражнять в умении различать знакомые геометрические фигуры.

Речевое развитие:

Упражнять в умении называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Д/и «Чудесный песочек»

3 неделя января

НОД № 19

Тема: «Отгадай сколько»

Познавательное развитие:

Упражнять в счёте предметов на ощупь  в пределах 5

Социально-коммуникативное развитие:

Формировать умение активно участвовать в играх. Воспитывать добрые отношения к сверстникам.

Д/и «Отгадай сколько»

4 неделя января

НОД № 20

Тема: «Разноцветные полоски»

Познавательное развитие:

Учить сравнивать три предмета по ширине, раскладывать (насыпать) их в убывающей  и возрастающей последовательности

Речевое развитие:

Учить обозначать результаты сравнения словами: широкий, узкий, уже, шире, самый широкий.

Д/и «Разноцветные полоски из песка»

1 неделя февраля

НОД № 21

Тема: «Вырастаем большими»

Познавательное развитие:

Учить сравнивать 4-5 предметов по ширине, раскладывать их в убывающей  и возрастающей последовательности .

Речевое развитие:

Учить обозначать результаты сравнения словами: широкий, уже, самый узкий. Шире, самый широкий.

Художественно –эстетическое:

Продолжать учить различать цвета и оттенки песка на слух.

Д/и «Разноцветные полоски из песка»

2 неделя февраля

НОД № 22

Тема «Письмо из Простоквашино»

Познавательное развитие:

Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь.

Речевое развитие:

Упражнять в умении называть части суток.

Социально-коммуникативное развитие:

Учить правильно отвечать на вопросы, принимать активное участие в играх

Д/и «День – ночь»

3 неделя февраля

НОД № 23

Тема «Степашка убирает игрушки»

Познавательное развитие:

Учить двигаться в заданном направлении (вперед, назад, налево, направо).

Речевое развитие:

Активизировать в речи слова: вперед, налево, направо.

Д/и «Идём в гости»

4 неделя февраля

НОД № 24

Тема «Правильно пойдешь, секрет найдешь»

Познавательное развитие:

Закреплять умение двигаться в заданном направлении.

Социально-коммуникативное развитие:

Учить  в игре и на занятиях действовать слаженно, в команде, не перебивать  сверстников.

Д/и «Правильно пойдешь, секрет найдешь»

1 неделя марта

НОД № 25

Тема: «Шарики –кружочки»

Познавательное развитие:

Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов.

Социально-коммуникативное развитие:

Продолжать знакомить детей с правилами безопасной работы с песком.

Д/и «Сравни количество. Чего больше, а чего меньше»

2 неделя марта

НОД № 26

Тема: «Посадим цветочки вдоль дорожки»

Познавательное развитие:

Показать независимость результата счета от расстояния между предметами (в пределах 5).

Социально-коммуникативное развитие:

Учить  в игре и на занятиях действовать слаженно, в команде, не перебивать  сверстников.

Д/и «Цветочки вдоль дорожки»

3 неделя марта

НОД № 27

Тема: «Бабочки летают»

Познавательное развитие:

Закреплять представление о том, что результат счета не зависит тот расстояния между предметами (в пределах 5).

Социально-коммуникативное развитие:

Продолжать знакомить детей с правилами безопасной работы с песком.

Д/и «Бабочки летают»

4 неделя марта

НОД № 28

Тема: «Зайчик на лужайке»

Познавательное развитие:

Совершенствовать представления о значении слов далеко-близко.

 Речевое развитие:

Продолжать учить использовать в речи слова далеко-близко.

Д/и «Зайчик прыгает»

1 неделя апреля

НОД № 29

Тема: «Поездка на праздник сказки»

Познавательное развитие:

Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5.

Социально-коммуникативное развитие:

Учить доброжелательно относиться к сверстникам, играть вместе, благодарить за помощь на занятии и в игровой деятельности.

Д/и «Сколько шаров»

2 неделя апреля

НОД № 30

Тема: «Письмо от волшебника».

Познавательное развитие:

Упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь (в пределах 5).

Художественно-эстетическое:

Учить внимательно слушать фонограмму, угадывать по звучанию вид инструмента.

Д/и «Достань из песка столько предметов, сколько звуков услышишь»

3 неделя апреля

НОД № 31

Тема: «Весна пришла».

Познавательное развитие:

Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности.

Речевое развитие:

Продолжать учить результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше.

Д/и «Разноцветные полоски из песка»

4 неделя апреля

Работа по закреплению программного материала

май

Работа с родителями

Система мероприятий

цель

Способ реализации

срок

  1. Предварительная работа

  1. Повышение педагогической культуры родителей

  1. «Успехи детей»

  1. «Наши игры»

- Выявление запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми.

- Обогащение родительского опыта по использованию технологии «Игры с песком» для ФЭМП.

- Показ достижений детей в области математики.

-Демонстрация дидактического оборудования и материалов

-Анкетирова-

ние;

- беседы

- Консультации  и беседы

- «День открытых дверей»

В начале обуче-ния

В тече-ние всего обуче-

ния

2 раза в год

1 раз в год

работа с педагогами

1. Выступления на педагогическом совете

2.Выступления на РМО

- Повышение общей культуры педагогического коллектива

Обобщение опыта работы

- Доклады;

- презентации

- Доклады;

- «Мастер-класс»

В тече-ние всего обуче-

ния

1 раз в год

III  коррекционный:

1.Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.

В конце каждого учебного года

IV этап – обобщающий:

1. Разработка  методических рекомендаций для всех возрастных групп;

     2. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати.

Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе математических представлений;

- Семинары,

-публикации,

-обмен опытом.

В конце каждого учебного года

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность во 2 младшей группе на тему: «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка.»

Теплые месяцы – лучшее время для игр с песком. На прогулках можно организовать такие занятия в разных возрастных группах, познакомить детей со свойствами песка и его особенностями. Игры с песком – это...

«Рисуем песком на стекле». Обучение технике рисования песком на стекле в совместной деятельности детей и взрослого

Детям очень полезно "общаться" с песком, как и любыми сыпучими материалами. Песочное изотворчество  это не только развлечение для ребенка, это  ещё развитие тактильных ощущений, мелкой мотор...

Конспект занятия-экспериментирования в 1 младшей «Песок. Свойства песка. Изготовления куличиков. Рисование песком »

Цель:   формирование знаний о свойствах сухого и влажного песка.Развивающие задачи:1) развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, и способствовать расширению знаний о...

Песочная игротерапия. Презентация. Мастер класс участника конкурса "Воспитатель года". "Изготовление цветного песка". Поделки из цветного песка с детьми 4-7 лет.

Презентация. Мастер класс участника конкурса "Воспитатель года". "Изготовление цветного песка"ПЕСОЧНАЯ ИГРОТЕРАПИЯИгры с песком, аппликация из цветного песка, насыпание цветного песка в сосуды ("насып...

Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.

“Печем куличики”.Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить” куличики, тщательно ...

"РИСУЕМ ПЕСКОМ И НА ПЕСКЕ"

Песочное изотворчество  это не только развлечение для ребенка, это  ещё развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциал...

«Творчество на песке и с песком» Картотека игр - экспериментирование с песком (3-4 лет)

Песочные художестваЦель: развивать мелкую моторику.* * *Сделайте большой конус из картона, оставив небольшое отверстие в его вершине, и привяжите к его краям веревочки. На этих веревочках он будет сви...