Логические игры и упражнения как средство математического развития дошкольников
статья по математике на тему

В статье описывается роль логических игр в математическом развитии дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логические игры и упражнения
как средство математического развития дошкольников

Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. В связи с этим, 24 декабря 2013 г.  Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2506-р г. была утверждена Концепция развития математического образования в Российской Федерации, цель которой - вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире.

В соответствии с Закон «Об образовании в РФ» дошкольное образование является первой ступенью общего образования. Поэтому в основных направлениях  реализации  Концепции  развития математического образования в Российской Федерации дошкольному образованию отводится первая ступень. Концепция развития математического образования в Российской Федерации трактует нам, что «система учебных программ математического образования в дошкольном и начальном образовании при участии семьи должна обеспечить:

 - в дошкольном образовании – условия (прежде всего предметно-пространственную и информационную среду, образовательные ситуации, средства педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни…

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития.

Математическое развитие ребенка – это не только умение дошкольника считать, и решать арифметические задачи, но и способность мыслить логически. Некоторые склонны считать свое мышление естественным процессом, таким как, ходьба или дыхание,  поэтому они  считают, что и у ребенка логическое мышление разовьется самостоятельно. Но это ошибочное мнение. Для  того чтобы ребенок научился мыслить логически, по всем законам логики, необходимо сформировать у него такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и другие. И здесь на первый план выходят логические игры и упражнения.

Логические игры и упражнения математического содержания не только формируют мыслительные операции, но и пробуждают интерес к математике, приобщают  к игровому взаимодействию, обогащают математические представления, интеллектуально развивают  дошкольника.

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, занимательных вопросов. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Такие задачи активизируют внимание детей, служат своеобразной «разминкой для ума», помогают настроить их на образовательную деятельность. Поэтому, целесообразно давать такие задачки дошкольникам в начале занятия.  

Все логические игры и упражнения направлены на формирование и развитие основных мыслительных операций.

Анализ – мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии. Синтез – обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения. Анализ осуществляется через синтез, а синтез  –  через анализ. Задания на формирование умения выделять элементы того или иного объекта (признаки), а также на соединение их в единое целое можно предлагать с первых же шагов математического развития ребенка.

Сравнение – это логическая операция, при помощи которой  устанавливается сходство или различие предметов. К нему дошкольники прибегаю каждый раз, когда выполняют любое мыслительное действие. В зависимости от развития ребенка, операция сравнение может проводиться, как с опорой на наглядность, так и  по представлению –  на основе слова.

Классификация – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам.

Систематизация - учить выявлять закономерности. Задания на систематизацию можно давать в конце занятий.

Любой дошкольник стремится к обобщению своих представлений и восприятий, но если он не владеет абстрактным мышлением, то не сможет ничего обобщить, а затем и видеть закономерности. Согласно логическим законам формами абстрактного мышления являются понятия, суждения  и умозаключения. Пример, логических упражнений на развитие абстрактного мышления – Катя пошла гулять и по дороге нашла монету в 5 рублей. Сколько монет нашла бы Катя, если бы она пошла гулять с подружкой Таней? 

Математика   обладает   уникальным   развивающим   эффектом.   Она приводит в порядок ум, т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности!

Таким образом, методически правильно подобранные логические игры и упражнения способствуют не только развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, но и интереса к усвоению математических знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логические игры и упражнения как средство интеллектуального развития мальчиков и девочек.

Играя, ребенок познаёт мир людей и  развивается. В современной педагогике существует огромное количество логических игр и упражнений, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуал...

Логические игры и упражнения как средство развития познавательной активности дошкольников.

Использование игры для лучшего понимания математической сущности вопроса, уточнения и формирования математических знаний детей....

Математическая игра, как средство математического развития дошкольников.

                   Математическая игра, как средство             математического...

памятка для воспитателя "Упражнения и игры с мячом как средство всестороннего развития дошкольника"

рекомендации воспитателю по активному использованию мяча в развитии детей дошкольного возраста...

План работы по самообразованию "Дидактические игры и занимательные упражнения как средство математического развития детей дошкольного возраста"

АктуальностьАктуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им ...

Методическая разработка "Музыкально-ритмические игры и упражнения как средство всестороннего развития дошкольника"

Методическая разработка " Музыкально-ритмические игры и упражнения как средство всестороннего развития дошкольника"...

Математическая игра, как средство математического развития дошкольников

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра – обязательный спутник детства. «У каждого ребенка наблюдается потребность в игре, которая объясняется его стремлением...