Приоритет здоровьесберегающих технологий в обучении дошкольников
методическая разработка по математике по теме

Теплинская Елена Николаевна

Затронутые в работе вопросы, раскрывают приоритет здоровьесбережения, влияние психолого-педагогических исследований на выбор необходимых технологий  обучения  дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka.docx203.87 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Приоритет здоровьесберегающих технологий в обучении дошкольников».

                                                                            Автор-составитель – педагог

                                                                            дополнительного образования

                                                                     Теплинская Елена   Николаевна

г. Армавир

2017г.

Аннотация

   В данной методической разработке рассматривается проблема целесообразного и творческого подхода педагога к использованию современных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста в системе дополнительного образования. Затронутые в работе вопросы, раскрывают приоритет здоровьесбережения, влияние психолого-педагогических исследований на выбор необходимых технологий обучения и воспитания. Педагог в своей работе использует разные технологии, но все они должны применяться в русле самой важной педагогической технологии-здоровьесберегающей, так как одной из значительных и глобальных проблем современности является сохранение здоровья детей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………с.1

Психолого-педагогические технологии……………………………………. с.2

Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности…...с.9

Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности дошкольников……………………………………………………с.11

Технологии, направленные на создание гигиенических условий…………с.14

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни…………………...с.14

Литература……………………………………………………………………..с.15

Приложения……………………………………………………………………с.16

Введение

    В законе РФ «Об образовании»  здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

   Среди сотни  образовательных технологий современному педагогу надо выбрать самые  целесообразные, интересные и эффективные способы развития детей дошкольного возраста, а самое главное сохраняющие и укрепляющие здоровье детей. 

   Значение здоровьесберегающих технологий для дошкольников трудно переоценить, так как именно в этом возрасте закладываются основы здоровья человека.

   Ценность педагогических здоровьесберегающих технологий заключается в  том, что они помогают снизить нагрузку на растущий организм ребенка, его психику, но при этом повысить эффективность усвоения знаний.

  Только рационально организованное  занятие, правильное использование педагогом необходимых технологий, в том числе  соблюдение гигиенических условий может сохранить здоровье дошкольников, дает возможность поддерживать умственную работоспособность на хорошем  уровне, отодвинуть время наступления утомления. 

  Большинство педагогических технологий являются взаимопроникающими и дополняющими друг друга, поэтому существуют разные виды классификации педагогических технологий.  

   Технологии здоровьесбережения, которые используются в учебно-воспитательном процессе, условно можно разделить на несколько групп:

1) разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на занятиях;

2) образовательные технологии здоровьесберегающей направленности;

3) технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности дошкольников;

4) технологии, направленные на создание гигиенически оптимальных условий  образовательного процесса.

    В словаре «Дошкольное образование. Словарь терминов» дается такое определение понятия «технология»:  «Технология педагогическая – научно обоснованная система и апробированная на практике упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих прогнозируемый и диагностируемый результат в изменяющихся условиях образовательного процесса [4, с.326].

Психолого-педагогические технологии

   В русле здоровьесберегающих технологий находятся технологии личностно-ориентированного обучения, разнообразные игровые технологии, так как они учитывают особенности каждого ребенка, направлены на раскрытие внутреннего потенциала обучающегося, способствуют созданию психологического комфорта дошкольников во время занятия. С одной стороны решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на занятии, внимание к каждому ребенку, позитивная реакция педагога на желание ребенка выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор помогают педагогу раскрыть способности каждого ребенка. Следует отметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность детей заметно повышается, что в конечном итоге приводит  к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Личностно-ориентированное обучение

 Личностно-ориентированное обучение дает возможность детям высказать свое мнение, выполнять задания, не боясь ошибиться, используя различные способы, создает обстановку для самовыражения учащегося, когда каждый ребенок может проявить самостоятельность, инициативу. Личностно-ориентированный подход строится на учете индивидуальных возможностей  детей, поэтому педагогу необходимо изучить качества личности каждого ребенка, его физические и психические особенности.

   При реализации  личностно-ориентированного подхода выделяются  3 группы технологий:

  1. гуманно-личностные технологии, основанные на уважении и любви к ребенку, вере в его творческие силы (Ш. Амонашвили);
  2. технология сотрудничества, строящаяся на реализации принципа партнерства, сотрудничества, сотворчества;
  3. технология свободного воспитания, предоставляющая ребенку свободу выбора и самостоятельности.

    В своей работе, на занятиях, я стараюсь предоставить детям возможность самостоятельного выбора материала, способа решения той или иной задачи. Делая выбор, ребенок получает необходимый результат не от внешнего воздействия, а от своего внутреннего побуждения.

Игровые технологии

   Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

   Понимание детства как времени игры, а игры как средства подготовки к будущей жизни, способствует тому, что педагоги, психологи, литературоведы, родители  исследуют это великое таинство. А Организация Объединенных Наций провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка.

   Использование педагогом игровых технологий в дошкольном образовании – залог успешного решения проблемы развития личности ребенка.

    Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения,стимулирования детей к учебной деятельности (знания усваиваются не про запас, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них поцессе).

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятияхпроходит по основным  направлениям:

-дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

-учебная деятельность подчиняется правилам игры ;

- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

-успешное выполнение дидактической задачи связывается с игровым результатом.

     Деятельность дошкольников должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно - воспитательном процессе,наибольшим образом удовлетворяющей возрастные потребности данной категории учащихся.

     При использовании игровых технологий на занятиях необходимо соблюдение следующих условий:

-соответствие игры учебно - воспитательным целям;

-доступность для учащихся данного возраста;

-умеренность в использовании игр на затятиях.

    Игровые технологии не только способствуют развитию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся ,но и выполнениют ряд других  функций:

-правильно организованная с учетом специфики материала игра тренирует память ,помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

-игра стимулирует умственную деятельность учащихся,   развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

-игра один из приемов приодоления пассивности учащихся.

    Здесь же надо отметить и прием использования  литературных произведений  (сказок, историй, стихотворений, пословиц, поговорок), иллюстрирующих то или иное явление, и т. п.  Это своего рода интеграция художественного слова и математического содержания.

   Игра тесно связана со сказкой и другими фольклорными произведениями. Инструкции к играм часто брались из народных сказок и преданий. Человек первые знания о явлениях и  законах жизни получает из сказок. Иносказательная форма повествования «созвучна» возрастным возможностям дошкольников; она побуждает слушателя к размышлениям, способствует развитию личности, помогает воспринимать наставления и приобретать знания.

  Дидактические сказки раскрывают смысл  и важность определенных знаний, а также «подают учебные задания». Абстрактные для детей понятия (цифры, числа,  арифметические действия,…) одушевляются и живут в  сказочном мире. Задание в сказочной форме создает условия более глубокого понимания. Это важный инструмент подачи знаний.

   Определяется следующий план дидактической сказки или сказки-задания:

 1) введение в сказочную страну, в которой живет одушевленный символ  (рассказ о жизни, нравах в этой стране);

 2) нарушение благополучия  (нарушители благополучия – злые  или беспечные сказочные персонажи, стихийные бедствия (дождь, ураган),  нехорошее эмоциональное состояние  (отсутствие друзей, скука, обида);

3) побуждение ребенка к выполнению определенного задания, чтобы восстановить справедливость.

   Для занятия  лучше брать небольшую сказку. Особенно полезно рассказывание сказок на занятиях для гиперактивных детей. Благодаря такой форме обучения, таким детям легче удерживать внимание. Занятия перестают быть скучными, появляется смысл выполнения заданий. Нам важно, чтобы ребенок «проникся» учебным материалом. Поэтому мы и  сочиняем сказки.

  Сказка настолько вовлекает ребенка в игровой процесс, что он ждет продолжения этой игры, сказочного путешествия.

   С помощью сказки дети не только развивают математические способности, но выявляется у них интерес к этой замечательной науке, воспитываются такие качества как сопереживание, желание прийти на помощь, преодолеть трудности. Если сказка понравилась, ребенок хочет слушать ее снова и снова.

     Особая роль сказки состоит в том, что она делает процесс обучения эмоциональным и действенным. Сказка представляет собой сложное педагогическое явление – это и метод.

  Математическая сказка — это повествование сказочного содержания, раскрывающее для ребёнка мир понятий, а также развивающее логическое мышление и познавательную функцию через осмысление сюжета истории. Героями таких историй могут быть цифры; геометрические фигуры; обычные сказочные персонажи, действующие в рамках определённых  представлений. В процессе работы малыши включаются в решение математических задач; учатся рассуждать; определяют причинно-следственные связи; мыслят логически; аргументировано доказывают свою точку зрения. Это достигается за счёт того, что ребёнок входит в образ для решения той или иной задачи; ищет пути решения поставленных познавательных задач, а для этого активизирует такие мыслительные операции, как синтез, анализ, сравнение, обобщение и т.д.

Информационно-коммуникативные технологии

   Особенно  важно помнить о  здоровьесберегающих правилах при использовании информационно-коммуникативных технологий в современном дошкольном образовании. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс и повысить его эффективность.

   Правильное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению, способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

   ИКТ дает возможность:

- преобразовать предметно-развивающую среду, создать новые средства  для развития детей как статические (иллюстрации), так и динамические (анимации, видеоматериалы);

- показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре;

- в доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.

- привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией в строго дозированной форме;

- способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности;

- поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.

  Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны   психического развития  дошкольников. Развивающие занятия с её использованием становятся намного ярче и динамичнее. Применение компьютерной техники позволяет сделать непосредственную образовательную деятельность привлекательной и по-настоящему современной, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

  При этом необходимо соблюдение требований к дизайну мультимедийных презентаций:

- шрифт без насечек, без наклона, размер от 20 пт;

-количество цветов на слайде не больше трёх;

- цвет шрифта и фона должны быть контрастными, чтобы текст хорошо читался;

- текста не должно быть много, чтобы не вызвать быстрого утомления учащихся.

  Какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, педагогу необходимо помнить, что ничем нельзя заменить живого общения с ребёнком.

   На своих занятиях я всегда использую личностно-ориентированный подход, игровые приемы, сюрпризные моменты, художественное слово, ТСО.

   Дети рады встрече с Зайчиком и другими героями, которые просят детей помочь в трудной ситуации или сами помогают детям справиться с  учебной задачей. А  сказка настолько вовлекает ребенка в игровой процесс, что он ждет продолжения этой игры, сказочного путешествия.

  Главный герой нашей с ребятами сказки Зайчик. Он очень добрый и дружелюбный (см. приложения 1, 2)

Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности

   Педагогику сотрудничества  создает оптимальные условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

    Её цель активизировать  возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это способствует укреплению здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Приоритет воспитания над обучением – важнейшая черта педагогики  сотрудничества,  позволяющая в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья дошкольника.

    Проявления гуманного отношения к детям, любовь к детям, оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.

    Технологии развивающего обучения строятся на идеях Л. С. Выготского, в том числе на его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Классификационные характеристики технологии развивающего обучения , разработанной Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым, в определённой части отвечают принципам здоровье сберегающей педагогики. Ориентация на образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий.

Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов была разработана В. В. Фирсовым как один из вариантов развития технологии уровневой дифференциации. Среди классификационных параметров этой группы технологии потенциальная положительная связь с воздействием на здоровье учащихся видится в таких, как система малых групп среди типов управления познавательной деятельностью, целевая ориентация на обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей. У педагога появляется возможность дифференцированно помогать слабому учащемуся и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.

Технология психологического сопровождения разработана М.Ю. Громовым и Н.К. Смирновым. В её основе активное участие психологов в образовательном процессе, учет их точки зрения, основанной на принципах здоровьесбережения.

К числу здоровье сберегающих технологий следует отнести и «технологию раскрепощённого развития детей», разработанную физиологом В. Ф. Базарным. Отличительными особенностями этой технологии являются:

-занятия в режиме смены динамических поз;

-методика обучения детей в режиме «зрительных горизонтов» дидактический материал размещается на максимально возможном удалении от детей;

- построения многих этапов занятия в режиме подвижных объектов, движение наглядного учебного материала, постоянный поиск и активизация детских заданий (карточки с заданиями располагаются в разных частях кабинета, и которые дети должны найти и использовать в своей работе). 

Для осуществления этих целей хорошо использовать лэпбуки.

  Лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Такое пособие помогает закрепить, систематизировать знания на определенную тему.  Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:

- информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме)

- полифункционален (способствует развитию внимания, памяти, воображения, помогает в сериации, анализе и синтезе определенного материала);

 - обладает дидактическими свойствами, является средством художественно- эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

- вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части).

Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми.

Наполняемость лэпбука может быть разнообразной, это зависит от возраста детей и задач, поставленных программой и педагогом. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активен в выборе содержания своего образования.

Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности дошкольников

  Анализ научно-методической литературы позволяет выделить четыре основных правила построения занятия с позиции здоровьесберегающих технологий.

Правило 1.Правильная организация занятия.

Главная цель педагога – создать условия, чтобы ребенок захотел получить необходимую  информацию, чтобы у него возникла уверенность в том, что он справиться с проблемой   и получит нужный ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Количество и качество задаваемых учащимися вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности.

Организация занятия должна обязательно включать три этапа:

-1-й этап: педагог сообщает информацию, создает мотивацию к изучению (одновременно стимулирует вопросы);

-2-й этап: учащиеся  формулируют и задают вопросы, делают предположения;

-3-й этап: педагог и учащиеся отвечают на вопросы, выполняют задания;

Результат занятия - взаимный интерес, который подавляет утомление.

Правило 2. Использование всех каналов восприятия.

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:

- левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;

- правополушарные люди — доминирование правого полушария, развитие конкретно-образного мышления и воображения;

- равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:

- аудиальное восприятие;

- визуальное восприятие;

- кинестетическое восприятие.

Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.

Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся. Распределение интенсивности умственной деятельности.

Экспериментально доказано, что биоритмический оптимум работоспособности у дошкольников имеет свои пики и спады в течение дня, зависит  от возрастных особенностей детей.

При организации занятия выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Эффективность усвоения знаний учащихся в течение занятия примерно такова:5-15-я минута — 80%; 16-25-я минута — 60-40%;26—30-я минута — 10%.

Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе занятия.

1часть занятия- 5 мин. Деятельность репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение

2 часть - максимальная работоспособность-20 мин. Продуктивная, творческая деятельность знакомство с новым материалом.

3 часть- 5 мин. Репродуктивная  деятельность, отработка узловых моментов пройденного материала.

Правило 4. Уместное и правильное применение физкультпауз.

   Педагоги обязаны учитывать тот факт, что вынужденное ограничение двигательной активности при умственной деятельности сокращает поток импульсов от мышц к двигательным центрам коры головного мозга. Это снижает возбудимость нервных центров, а, следовательно, и умственную работоспособность. Отсутствие мышечных напряжений и механическое сдавливание кровеносных сосудов задней поверхности бедра в положении сидя снижает интенсивность кровообращения, ухудшает кровоснабжение головного мозга, осложняет его работу. Отсюда понятна необходимость выделения на занятии минут двигательной активности. Известно, что более эффективное восстановление работоспособности происходит при активном отдыхе.

   Активизировать его можно с помощью специально организованных физических упражнений, «минуток  здоровья». Существуют разные формы занятий физическими упражнениями на занятии: физкультурная минутка, физкультурная микропауза, пальчиковая гимнастика, психогимнастика,  логоритмика. Комплексы упражнений выполняются примерно на 7, 15, 22 минутах занятия. Кроме этого, особенно для дошкольников необходимы гимнастика для снятия зрительного утомления, самомассаж, корригирующие упражнения для мышц спины, дыхательная гимнастика.

Методическую основу содержания «минуток здоровья» составляют разнообразные игровые приемы.

Эффективность занятий значительно повышается, если соблюдаются правила организации занятий, предлагаемые М. М. Безруких:

  1. в начале каждого занятия педагог объясняет его цель: что дети  будут  делать, каким способом и для чего;
  2.  через каждые 5—7 мин. занятия целесообразно проводить физминутки, используя упражнения на расслабление, формирование правильной осанки, упражнения для глаз;  
  3.  начинать занятие следует с разминки, далее давать более легкое задание, затем переходить к более сложному и заканчивать выполнением заданий, которые не вызывают у ребенка особых затруднений;
  4. соотношение известного материала к неизвестному приблизительно составляет 75% к 25%;
  5. ребенку предоставляется возможность самому выбрать оптимальный темп деятельности; установки всех заданий давать, не на скорость, а на качество;
  6. при оценке работы отмечаются правильность выполнения, допущенные ошибки, способы их исправления; любые замечания должны быть поддерживающими и конструктивными;
  7. поощряется инициатива детей, интерес, желание задавать вопросы,
    обращение за помощью;
  8. во время занятия педагог  следит за соблюдением правильной осанки;
  9. занятие заканчивается на оптимистичной ноте.

            Технологии, направленные на создание гигиенических условий

     Сюда входят создание правильной  обстановки и гигиенических условий: соблюдение необходимой температуры и свежести воздуха, хорошего освещения кабинета и доски, правильно подобранная мебель, регулярная влажная уборка, правильная рассадка учащихся с учётом медицинских показаний.

    В учебном процессе  важно учитывать необходимость смены видов деятельности, их среднюю продолжительность, а также то, что частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий.

      Использование различных методов (словесных, наглядных, практических, свободного выбора и др.), приемов обучения и моментов оздоровления, правильный выбор места и длительности их применения являются одними из главных факторов здоровьесбережения.

     Наличие мотивации деятельности учащихся на занятии, создание комфортной  психологической обстановки, учет  момента  наступления утомления и снижения учебной активности, правильный темп окончания занятия создают необходимые здоровьесберегающие условия.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

   Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы  воспитания валеологической культуры в рамки учебных дисциплин. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать учащемуся, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

    Необходимо, чтобы сохранение и укрепление здоровья стали элементом национальной культуры, важнейшей задачей экологического, нравственного, патриотического воспитания и рассматривались в логике сохранения благополучия нации и государства.

   Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Это залог успешного развития всех свойств и качеств личности.  Только здоровый ребенок  жизнерадостен, открыт в общении со сверстниками и педагогами, с удовольствием включается во все виды деятельности.

Литература

 1.Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. Учебное пособие / Под общ. ред. Н.В. Сократова.- М.: ТЦ Сфера, 2005.

 2. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе/авт.-сост. С.А. Цабыбин.-Волгоград: Учитель. 2009.

3.Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях/ Сивцова А.М.-Методист. – 2007.

 4.Дошкольное образование. Словарь терминов/(сост. Виноградова  М.: Айрис-пресс, 2005.Н.А. и др).

5.«Минутки здоровья» в  дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Новомлынская Т.А.-Армавир,2010 .

 6.С пальчиками играем, речь развиваем/Ткаченко Т.А.-Екатеринбург: ООО «Издательский дом  «Литур», 2016.

7.Практикум по сказкотерапии/ Т.А. Зинкевич-Евстигнеева - Санкт-Петербург: ООО «Речь»,2000.

Список электронных ресурсов

1.http://globuss24.ru/doc/doklad-zdorovyesberegayushtie-tehnologii-v-obrazovatelynom-protsesse

2.http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2013/10/16/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-osnova

3.https://yandex.ru/search/?lr=10987&clid=2270207&win=273&msid=14947893

 

4. http://shkolabuduschego.ru/doshkolniki/matematicheskaya-skazka-priglashaet-v-gosti-doshkolnikov.html

Приложения

C:\Users\Elenka\Desktop\фото Зайч\IMG_0052.JPG

 

Приложение 1

Математические сказки

Тема «Числа и цифры».

  Однажды Зайчик спит и видит сон, что он попал в какой-то чудесный город. В нем много улиц с красивыми домами, на которых написаны числа. Погода была теплая, солнечная, но улицы были пусты.

  Вдруг Зайчик услышал шум, крики. На площади он увидел много чисел, которые ссорились и кричали: « Я самое нужное число». «Нет, я»- слышалось в ответ. Дело чуть не дошло до драки, но Зайчик как закричит: «Тихо! Даже, если исчезнет одно число, считать станет не возможно: вы не узнаете который час, сколько предметов». Числа задумались, а потом сказали, что Зайчик прав, теперь они будут жить дружно по-соседски, и подарили Зайчику цветы.

Тема «Решение задач»

Рассказ Зайчика о задаче.

  Я, Зайчик, очень люблю рассказывать и считать. Особенно я люблю рассказы, в которых есть числа и вопрос. И на этот вопрос вы можете ответить тогда, когда выполните какое-то действие с числами (сложение или вычитание). А вы знаете, как называется этот рассказ? Этот необыкновенный рассказ называется задача. Её надо решить и ответить на вопрос задачи.

 Хотите, я вам расскажу такой рассказ? (задача).

Тема «Состав чисел»

Сказка Зайчика  о составе чисел.

 Весело живут числа в своей стране. У каждого числа есть свой домик.  И тот, кто хочет научиться считать, должен побывать в гостях у каждого числа. Посмотрите, какие интересные домики в этой волшебной стране! На крыше написана цифра, обозначающая число, которое живет в этом домике. А в окошки выглядывают  меньшие числа, из которых можно составить число, которое живет в этом домике. Давайте рассмотрим домики?

  Но вдруг ветер занес в сказочную страну чисел  вреднюгу. Она перепутала  числа в домиках, и они стали разваливаться. Но солнышко сверху увидело, что твориться в стране чисел. Оно так осветило своими лучами вреднюгу, ей стало так жарко, что пришлось быстро убегать из страны чисел. А числа снова счастливо стали жить в своих домах.

Тема «Сложение чисел».

 Жили-были цифры подружки 2 и 3.Они знали сколько единиц содержится в числе 2 и числе 3. Но сколько единиц этих числах вместе они не знали.

 Двойка и тройка увидели,  как другие числа играли в интересную игру. Они складывали свои единицы вместе и получали другое число. Им помогал какой-то знак ,похожий на крестик. Что это за знак? Числа 2 и 3 решили с ним подружиться и поиграть в эту игру.

 Ребята, поможем  числам 2 и 3 поиграть в сложение? Так наши знакомые числа подружились со знаком плюс, а затем с его братом минусом.

 Но вдруг опять в стране чисел появилась вреднюга. Ей стало обидно, что числа весело играют друг с другом. Тогда она тихонько подкралась к ним и забрала добрый знак соединенья - плюс и помчалась с ним со всех ног. Но плюс оказался не только добрым, но и смелым и волшебным. Он оттолкнул вреднюгу, вырвался и исчез. Плюс  вернулся к своим друзьям. Все числа очень обрадовались ему и стали вместе весело играть.

Тема «Сравнение чисел».

Игра Зайчика «Посмотри вокруг».

Правило игры: надо посмотреть вокруг, и найти предметы одинаковые (похожие) и совсем различные, то  есть предметы надо сравнить (основными признаками сравнения  являются форма, цвет, величина, а также расположение, направление).

Сказка Зайчика  о знаках сравнения.

  Жили-были  числа. Все вместе они могли сосчитать разное количество предметов. Но в отдельности они очень разные. Стали числа думать, как им сравниться друг с другом и начали спорить и ссориться. Еще чуть-чуть  и дело дошло бы до драки, но тут появился их друг Зайчик. Он позвал на помощь знаки: < («меньше»), > («больше») и знак = (равно). И теперь с помощью этих знаков мы можем сравнить числа. И они не будут ссориться.

Тема «Геометрическая составляющая».

Сказка Зайчика  о точке.

  Жила-была самая маленькая геометрическая фигура – точка. Ей стало скучно и одиноко. Точка очень захотела, чтобы у нее появились подружки – точки. Однажды ее желание исполнилось. Появилось много маленьких точечек. Стали они играть. Построились они в ряд (что получилось?), стали играть в игру «Море волнуется» (что получилось?), затем в «Уголки» (что получилось?), потом водили хоровод (что получилось?). Точкам было очень весело, и они все продолжали играть: получались разные замкнутые линии (какие?).

Приложение 2

Тема «Числа от 1 до 10».

Зайчик любит все считать

И примеры составлять.

Любит в космос он летать!

Некогда ему скучать.

Зайчик по тропинке у реки пошел

И звездочку блестящую он нашел.

Захотел вернуть обратно,

Но куда вот, не понятно!

Помогите зайчику звездочку вернуть,

Чтоб в реке нечаянно ей не утонуть.

На ракетах полетим

Только на тех, где есть один!

С неба свету звездочки рады мы.

Пальчиком единичку обведи ты.

(или карандашом)

Захотелось Зайчику в космос полететь,

Чтоб поближе звездочки рассмотреть.

И готовить к старту он ракеты стал

Полетим мы с Зайчиком, ты же не устал?

Раскрасим только те ракеты, на которых два.

Отправимся с Зайчиком в путь, детвора!

А вернемся мы назад, двойку обведем.

Будем внимательны, Зайку не подведем.

Понравилось Зайчику в космос летать

И числа новые там узнавать.

В путь далекий опять собирается он.

Отправился Зайчик опять в космодром.

К старту готовит ракеты он.

Ракеты с тройками мы обведем.

Цифры Зайчика в гости зовут.

Небесные дали его влекут!

И опять он в космос летит.

На планету цифр путь его лежит!

Ракеты с цифрой четыре  ты обведи.

Зайчика ты не подведи!

В пятый раз отправляется Заинька в путь.

Нас, Зайчишка, пригласить не забудь!

Ракеты тебе приготовим опять,

Конечно, с цифрой пять.

Сколько раз Зайчик в космос летал,

На скольких планетах он побывал?

Давайте поможем ему посчитать,

Чтоб вместе отправиться в путь нам опять.

Много планет в космосе есть.

Столько, что их просто не счесть.

Планеты далекие Зайку зовут.

Вот он опять отправляется в путь.

С цифрой шестеркой ракеты готовь,

В космос взлетаем вновь.

Предлагает Зайчик в космос полететь,

Чтоб вблизи  планеты лучше разглядеть.

Ракеты нужны, чтоб отправиться в путь

Зайчику ты помочь не забудь.

Раскрась ракеты с цифрой семь,

Чтоб места хватило всем.

Понравилось, ребята, с Зайчиком летать?

Это интересней, чем дома нам скучать!

В путь отправимся опять?

Надо восемь нам искать.

К самой далекой звезде отправляемся в путь.

Храбрость с собой захватить не забудь!

Космические корабли опять готовим мы.

Девятку ты уж обведи,  не подведи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий при подготовке дошкольника к школьному обучению

Одной из основных целей дошкольного образования в условиях его модернизации с утверждением Федеральных государственных требований становится создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспи...

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий при подготовке дошкольника к школьному обучению.

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий при подготовке дошкольника к школьному обучению...

«Использование здоровьесберегающих технологий при обучении плаванию дошкольников с нарушениями опорно- двигательного аппарата»

Сообщение к презентации опыта работы на мастер-классе в рамках педагогического марафона финалистов конкурса «Золотой фонд»...

Здоровьесберегающая технология раннего обучения дошкольников чтению по технологии Н.А. Зайцева

В презентации дано краткое описание применеия тежнологии раннего обучения дошкольников чтению по методике Н.А. Зайцева...

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий при подготовке дошкольника к школьному обучению.

В статье перечислены нетрадиционные здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников....

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...