Главные вкладки

    «Использование здоровьесберегающих технологий при обучении плаванию дошкольников с нарушениями опорно- двигательного аппарата»
    материал по физкультуре на тему

    Сообщение к презентации опыта работы на мастер-классе в рамках педагогического марафона финалистов конкурса «Золотой фонд»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл soobshchenie_zst-pedmarafon_2014.docx28.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 47»

                     

    Сообщение к презентации опыта работы

    на мастер-классе в рамках педагогического марафона финалистов конкурса «Золотой фонд»

    по теме:

    «Использование здоровьесберегающих технологий при обучении плаванию дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата».

                                     

    Подготовила:

    Инструктор по физкультуре

    Груздева Галина Васильевна.

    г. Ярославль

    2010 г.

            Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей является приоритетным. Реформа содержания образования и модернизация образовательной системы подразумевает обязательное внедрение здоровьесберегающих технологий. Высокая потребность в них обусловлена, прежде всего, тем, что уровень здоровья детей год от года ухудшается. Данные официальной статистики - общая заболеваемость детей в возрасте о 0 до 14 лет возросла за последние пять лет на 16%. 

    Что же такое здоровьесберегающие технологии? Это системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящих ущерб здоровью ребенка, а так же качественная характеристика педагогических технологий по критерию воздействия на здоровье детей.

    Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании? Данные технологии направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – сохранение и поддержание здоровья детей в рамках педагогического процесса в детском саду.

    Использование бассейна в ДОУ способствует:

    • повышению двигательной активности детей;
    • разнообразию закаливающих процедур;
    • усилению оздоровительной направленности учебного процесса;
    • снимает нервное напряжение и укрепляет общий тонус организма;

    А значит, позволяет проводить комплексные оздоровительные мероприятия и дает возможность  использовать разнообразные  виды здоровьесберегающих технологий. 

     Оздоровительные занятия в бассейне для детей, имеющих нарушения ОДА, имеют ряд отличительных особенностей:

    • приоритетное использование специальных корригирующих упражнений в воде, учитывая диагноз ребенка;
    •  плавание брассом с удлиненной фазой скольжения;
    • выстраивание всего образовательного процесса на личностно-развивающих технологиях;
    • выделение игрового метода как основного;
    • подгрупповой и индивидуальный методы проведения.        

    Структура оздоровительных занятий состоит из трех частей: подготовительная, основная и заключительная. В подготовительную часть включаются разнообразные виды ходьбы, бега, несложные общеразвивающие упражнения, элементы дыхательной гимнастики. В основную часть входят упражнения из положения лежа на груди и на спине, такие как: скольжение с различным положением рук, скольжение в сочетании с выдохом, скольжение с движением ног «кролем», плавание «брассом», подвижные игры, игры на согласование речи с движением и др. В заключительной части используются упражнения на расслабление, дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, массаж.

    Используемая система оздоровительных занятий для детей имеющих нарушения ОДА позволяет добиваться положительной  динамики показателей физического развития и здоровья и дает возможность инструктору по плаванию использовать разнообразные  виды здоровьесберегающих технологий.

    Виды здоровьесберегающих технологий

    Особенности методики проведения

    Обеспечение температурного режима.

    Температура воды от +29 до +32,

    температура воздуха от +24 до +28.

    «Тренироваться, но не перенапрягаться, закаляться, но не переохлаждаться». И здесь уместно отметить, что в закаливании самое главное – температурный перепад.     Чтобы его компенсировать  организм    « запускает» механизм закаливания.

    Гигиенический душ.

    До и после занятий в бассейне.

    Босохождение по «тропинке здоровья» – массаж биологически активных точек стопы.

    «Самая лучшая обувь - это отсутствие обуви» (врач Себастьян Кнейп). Стопа - это особая часть тела, на ней находится  огромное количество нервных окончаний. Мощный закаливающий эффект хождения по шипованным коврикам объясняется тем, что стопы рефлекторно связаны с гландами. Охлаждая стопы, мы тем самым закаливаем горло.

    Массаж:

    • самомассаж
    • взаимомассаж

    Точечный массаж:

    • массаж лица;

    • массаж стоп ног;

    • массаж кистей рук.

    Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.

    Проводится со старшего дошкольного возраста по специальной методике. Рекомендован детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями лор-органов. Используется наглядный материал.

    Цель - помочь предупредить и лечить отек слизистой оболочки носоглотки, нормализовать дыхание, повысить иммунитет, предотвратить простудные заболевания, воздействуя на активные точки лица.

    Цель - воздействовать на биологически активные центры, находящиеся на ногах, прочистить энергетические каналы ног.

    Цель - возбудить мышцы  руки прочистить энергетические каналы, оказать благотворное воздействие на внутренние органы, выходящие на биоактивные точки пальцев: сердце, печень, легкие, кишечник;

    Упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.

    Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопии. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы

    Гимнастика для глаз.

    Цель - активизировать кровообращение в области глаз и мозга, укрепить окологлазные мышцы;

    Игры на воде:

    • подвижные;
    • малоподвижные;

    • на согласование речи с движением;
    • пальчиковые.

    Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка. Используются элементы спортивных игр.

    Рекомендуются всем детям, особенно с речевыми проблемами.

    Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы.

    Упражнения, снижающие двигательное и психоэмоциональное напряжение.

    Упражнения на релаксацию.

    Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения и черт характера посредством психомышечной тренировки.

    Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы.

    Дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения с озвученным выдохом.

    Цель - обеспечить полноценный дренаж бронхов, очистить слизистую дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру,

    избавиться от насморка, простуд, расстройства сна и пищеварения.

    Комплексы аквааэробики. Фигурное плавание.

    Цель: формирование “мышечного корсета”, предупреждение искривлений позвоночника, гармоничное развитие почти всех мышечных групп, особенно мышц плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног; устранение повышенной возбудимости и раздражительности.

    Музотерапия.

    Музсопровождение ритмических моментов.

    Музоформление фона занятий.

    Музыка подбирается в соответствии с темой занятия, создает положительный эмоциональный настрой.

    Работа с родителями:

    • Консультации;
    • Уголки здоровья;
    • Папки – передвижки.

    Могут быть частью совместной деятельности   с целью познавательного развития.

    Форма проведения зависит от поставленной задачи.

     

     Все перечисленные здоровьесберегающие технологии позволяют сделать вывод о том, что использование занятий по плаванию в оздоровительной работе с детьми, имеющими нарушения ОДА, является мощным  фактором, при котором появляется возможность сочетать подачу учебного материала с использованием здоровьесберегающих технологий.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Использование технологии коррекционного обучения с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

    К сожалению, в современном обществе все больше наблюдается рождение ослабленных детей, диагноз которых Детский Церебральный Паралич, заболевания опорно-двигательного аппарата, обусловленн...

    Интегрированное обучение и воспитание дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в логопедической группе детского сада.

    Статья, посвященная опыту работы по созданию условий для интеграции дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА) в группы с нормально развивающимися сверстниками....

    «Использование фольклора в развитии движений у младших дошкольников с нарушением опорно двигательного аппарата»

    Забота о здоровье ребенка стала приобретать сегодня приоритетные позиции. Стране нужны личности творческие, гармонично развитые активные, здоровые.Наш детский сад компенсирующего вида для детей с нару...

    Методы, приемы, технологии речевого развития у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

    Статья затрагивает вопрос выбора наиболее эффективных методов и приемов  речевого развития у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата....

    Методическая разработка "Использование игр на плоскостное моделирование с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП) для развития детского творчества "

                   Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагога на личностно-развивающий и гуманистическ...

    Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с нарушением опорно – двигательного аппарата (ДЦП)

    Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах...