Интегрированное обучение и воспитание дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в логопедической группе детского сада.
статья по логопедии на тему

Статья, посвященная опыту работы по созданию условий для интеграции дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА) в группы с нормально развивающимися сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon serbina_statya.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

В настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерации представляет серьезную социальную проблему. Ухудшение состояния здоровья детей характеризуется ростом заболеваемости, изменением структуры и увеличением частоты хронических заболеваний. По сведениям Минздрава и социального развития России в стране 4,5 процента или более 1,6 миллиона детей имеют отклонения в развитии. Что касается качественной характеристики состояния здоровья современных дошкольников, то можно отметить высокую распространенность морфофункциональ-ных отклонений. Ведущими являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, аллергические проявления.

Растет число детей, нуждающихся в коррекционной помощи                (А.О. Дробинская, В.И. Селиверстов, О.Н. Усанова, С.Г. Шевченко). В дошкольном возрасте 25% детей, а по некоторым данным 30 –45%, требуют организации специальных условий обучения и воспитания. Среди учащихся 20 – 30% нуждаются в специальной психолого-педагогической помощи, а свыше 60% относятся к так называемой группе риска. Увеличивается количество детей с пограничными и сочетанными нарушениями развития, которые нельзя однозначно отнести ни к одному из традиционно выделяемых видов психического дизонтогенеза (Л.В. Кузнецова, И.Ю. Левченко).

Все вышеизложенное убедительно доказывает, что в современной России отмечаются негативные тенденции, характеризующиеся увеличением количества детей с различными проблемами и отклонениями в физическом и психическом развитии. Эти дети испытывают существенные трудности в адаптации к условиям в дошкольном и школьном учреждениях, не усваивают образовательные программы. Все они требуют пристального внимания врачей, педагогов, психологов, целенаправленной помощи с учетом проблем и потребностей каждого ребенка.

Демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования, опыт зарубежной системы специального образования способствовали появлению и  внедрению в  практику  идей  интегрированного  воспитания  и  обучения  детей  с отклонениями  в  развитии   совместно   с   нормально   развивающимися сверстниками. В настоящее время в Российской Федерации наблюдается активное внедрение разнообразных форм интегрированного обучения. Однако данный  процесс часто имеет неорганизованный характер и не всегда обеспечивает каждому ребенку,  имеющему отклонения  в  развитии,  доступную  и  полезную для его развития форму интеграции.  

На сегодняшний день актуальной остается проблема разработки организационно-правового и программно-методического обеспечения процесса интеграции детей с отклонениями в развитии в общество нормально развивающихся сверстников.

В МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 184» г.Краснодара на протяжении нескольких последних лет ведется работа по созданию условий для интеграции дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА) в группы с нормально развивающимися сверстниками.

Основной целью коррекционной работы с детьми с двигательной патологией в нашем детском саду является оказание им медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи, обеспечение максимально полной и социальной адаптации. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа носит комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия – согласованность действий специалистов различного профиля. Комплексный характер коррекционно-педагогической работы предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых, психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка.

Реализация воспитательно-образовательного процесса для детей с нарушениями ОДА, в отличие от детей с речевыми нарушениями, имеет определенные особенности в организационных видах деятельности. Качественно изменяется деятельность воспитателя,  инструктора по физической культуре. Режимные моменты насыщаются артикуляционными и пальчиковыми упражнениями, логопедическим массажем. Активно включаются в коррекционно-воспитательный процесс узкопрофильные специалисты: логопед, инструктор ЛФК, психолог. Содержание воспитательно-образовательного процесса в интегрированной группе приведено в режиме дня (табл. 4).

Таблица 4.

Режим дня дошкольников с нарушениями ОДА  и дошкольников с речевыми нарушениями, разработанный в д/с №184

Режим дня для дошкольников с ДЦП

Режим дня для  дошкольников с речевыми нарушениями

1

2

1. Прием детей, игры, пальчиковая/ артикуляционная гимнастика, логопедический массаж.

2. Зарядка с физкультурным руководителем.

3. Подготовка к завтраку. Завтрак.

4. Подготовка к занятиям.

5. Индивидуаль-ные занятия со специалистами (психологом, лого-педом, физкуль-турным и музы-кальным руководи-телями, массаж).

6. Подготовка к

7:00 – 8:25

8:30

8:40 – 9:00

9:00 – 9:05

9:05–10:30

10:30-12:20

1. Прием детей, игры, дежурство.

2. Зарядка.

3. Подготовка к завтраку. Завтрак.

4. Подготовка к занятиям.

5. Фронтальные занятия с воспита-телем, логопедом, физкультурным и музыкальным руководителями.

6. Подготовка к

7:00 – 8:25

8:30

8:40 – 9:00

9:00 – 9:05

9:05–10:30

10:30-12:20

Прод. табл. 4

1

2

прогулке. Прогулка.

7. Возвращение с прогулки,  пальчи-ковая/ артикуляци-онная гимнастика, логопедический массаж, подготов-ка к обеду.

8. Обед.

9.Подготовка ко сну. Дневной сон.

10. Постепенный подъем, воздуш-ные и водные процедуры. Пальчиковая/ артикуляционная гимнастика, логопедический  массаж.

11. Полдник.

12. Занятие  по ЛФК.

13. Индивидуаль-ное занятие с воспитателем.

14. Подготовка к прогулке. Прогулка.

15. Подготовка к ужину.

16. Ужин.

17. Индивидуаль-ная работа по заданию специа-

12:20-12:35

12:35-13:05

13:10-15:00

15:00-15:15

15:15-15:25

15:25-15:50

15:50-16:20

16:20-17:10

17:10-17:20

17:20-17:40

17:40-18:10

прогулке. Прогулка.

7. Возвращение с прогулки, под-готовка к обеду.

8. Обед.

9.Подготовка ко сну. Дневной сон.

10. Постепенный подъем, воздуш-ные и водные процедуры. Закаливание.

11. Полдник.

12. Работа по заданию логопеда.

13. Занятия, игры, труд.

14. Подготовка к прогулке. Прогулка.

15. Подготовка к ужину.

16. Ужин.

17. Игры, уход детей домой.

12:20-12:35

12:35-13:05

13:10-15:00

15:00-15:10

15:10-15:25

15:25-15:50

15:50-16:20

16:20-17:10

17:10-17:20

17:20-17:40

17:40-19:00

Прод. табл. 4

листов.

18. Игры, уход детей домой.

18:10-19:00

Таким образом, во время проведения фронтальных занятий с детьми с речевыми нарушениями дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата посещают индивидуально-подгрупповое занятие одного из специалистов коррекционного профиля (логопеда, психолога, инструктора по физической культуре или музыкального руководителя, медсестры по массажу). Фронтальное занятие воспитатель группы проводит с детьми с двигательной патологией во второй половине дня. Планирование деятельности каждого специалиста с детьми с нарушениями ОДА осуществляется на основании индивидуального плана работы с конкретным ребенком.

Логопедическая работа является важной частью комплексного медико-социального и психолого-педагогического сопровождения дошкольников с нарушениями ОДА, которое осуществляется в рамках постоянно действующего медико-психолого-педагогического консилиума детского сада.

Планирование логопедической работы строится на понимании речевых нарушений как системных, представляющих собой сложный комплекс дизонтогенеза, и включает в себя ряд разделов не только коррекционно-логопедической, но и психолого-педагогической направленности. В связи с этим, индивидуальная образовательная программа по развитию речи для детей с двигательной патологией является лишь частью, звеном индивидуальной комплексной программы, которая разрабатывается группой специалистов – участников сопровождения такого ребенка в нашем дошкольном образовательном учреждении: логопедом, психологом, музыкальным руководителем, инструктором ЛФК, физкультурным руководителем, воспитателем, а также медицинским персоналом.

Логопедическая работа с детьми с нарушениями ОДА отличается от работы с детьми с речевыми нарушениями следующими содержательными и организационными аспектами:

1. Тесное единство логопедической работы с лечебными мероприятиями.

2. Использование специальных шапочек для тренировки мышц артикуляционного аппарата во время занятий.

3. Ограничение времени занятия, все занятия по самочувствию ребенка, прекращение занятий при изменении реакций.

4. Смена места для проведения занятия: логопедический кабинет, спортивный зал, музыкальный зал, участок.

5. Использовать разные позы при занятии с логопедом: сидя, полулежа, лежа.

6. Более частая переключаемость от одного вида деятельности к другому.

7. Наличие манипулятивного материала на занятии.

8. Массаж рук от пальцев до локтя, артикуляционной и язычной мускулатуры.

9. Использование пассивной и активной артикуляционной гимнастики.

10. Коррекция нарушений и развитие дыхания, голоса, просодической стороны речи.

11. Работа над формированием правильного звукопроизношения ведется последовательно с отработкой всех компонентов артикуляции с постепенным добавлением новых элементов.

12. Работа по формированию словаря проводится в разных видах деятельности ребенка. Изучение строится на близком и понятном детям материале с использованием максимального количества наглядности.

13. При работе над грамматическим строем речи для перевода на символы нужен больший практический опыт, поэтому грамматические категории должны быть востребованы. Основной метод – использование аналогии, многократное повторение.

14. При работе над связной речью использовать усеченные фразы, уменьшать их звуконаполняемость.

Работа по коррекции речевого недоразвития не ограничивается стенами логопедического кабинета. Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего медико-психолого-педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям.

Особую роль в коррекционном процессе мы отводим физическому воспитанию. В ходе физического воспитания учитываются не только качественные особенности двигательных нарушений, возраст ребенка, но в первую очередь – уровень его моторного развития, его психологические особенности.

Основной задачей физического воспитания детей с нарушениями ОДА является развитие и нормализация движений. Неправильное двигательное развитие ребенка с нарушением ОДА начинается с неправильного положения его головы, шеи и спины. Поэтому при развитии двигательных функций у таких детей, прежде всего, воспитатель постоянно осуществляет контроль над положением общих частей тела. Дети с нарушениями ОДА во время бодрствования не остаются в одной и той же позе более 20 минут, не сидят в течение длительного времени с опущенной головой, согнутой спиной и согнутыми ногами. В течение дня этих детей несколько раз кладут на живот, добиваясь в этом положении разгибания головы, рук, спины и ног.

Ведущую роль в развитии движений у дошкольников, с двигательной патологией, играет лечебная физкультура. Инструктор ЛФК проводит специальные занятия по физическому воспитанию, а также отвечает за организацию и соблюдение ортопедического режима. В процессе занятий лечебной гимнастикой нормализуются позы и положения конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Дети начинают правильно ощущать позы и движения, что является мощным стимулом к развитию и совершенствованию их двигательных функций и навыков.

Положительное влияние на развитие двигательных функций во время занятий лечебной физкультурой оказывает использование комплексных афферентных стимулов: зрительных (большинство упражнений проводится перед зеркалом), тактильных (поглаживание конечностей; опора ног и рук на поверхность, покрытую различными видами материи, что усиливает тактильные ощущения; ходьба босиком по песку и так далее), проприоцептивных (специальные упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами). При выполнении упражнений широко используются звуковые и речевые стимулы. Многие упражнения проводятся под музыку. Особое значение уделяется четкой речевой инструкции, которая нормализует психическую деятельность ребенка, развивает целенаправленность, улучшает понимание речи, обогащает словарь. Таким путем у детей формируются различные связи с двигательным анализатором, что является мощным фактором всего психического развития.

Занятия лечебной физкультурой строятся строго дозировано, с частыми перерывами для отдыха и выполнения дыхательных упражнений. Упражнения подбираются для отдельных мышц, число повторений определяется индивидуально.

Большое значение коррекции нарушений у дошкольников с нарушениями ОДА уделяется занятиям с психологом. Во время индивидуальных занятий с этими детьми идет формирование произвольности всех познавательных психических функций, развитие различных видов и свойств внимания, восприятия, памяти, формирование наглядно-действенного, наглядно-образного и элементов словесно-логического мышления. Основой развития познавательной деятельности у старших дошкольников с двигательной патологией является сенсорное воспитание, которое включает ознакомление с цветом, формой, величиной предметов, формирование музыкального и фонематического слуха, развитие мышечно-суставного чувства, стереогноза. Важное место занимает здесь развитие восприятия пространства, времени и движения. Для этого детям подбираются упражнения на развитие активной перцептивной деятельности, зрительно-моторной координации, на улучшение фиксации взора на предметах, тренируют плавное прослеживание предметов в разных направлениях. Особое внимание уделяется специальной тренировке полей зрения. Для тренировки конструктивного праксиса применяются различные конструктивные игры, мозаика, разрезные картинки, кубики; на прогулках проводится совместное конструирование из снега и песка; развитию конструктивных способностей помогают и занятия аппликацией, лепкой.

Основную часть заданий и упражнений мы проводим не просто в игровой форме, как со всеми детьми дошкольного возраста, а в форме подвижной игры, так как основная нагрузка на позвоночник приходится в положении сидя.  Для развития внимания мы используем игры со сменой движения, по речевой инструкции без зрительной опоры, выполнение различных движений по условному неречевому сигналу, выполнение движений по речевой инструкции, несоответствующей показу.

Ключевым моментом в работе с детьми с нарушением ОДА является то, что, проводя коррекцию и развитие любого психического процесса, мы одновременно решаем задачи по компенсации ведущего моторного дефекта. Один из видов деятельности, с помощью которых достигается данная цель –  пальчиковая гимнастика и различные пальчиковые игры. Они проводятся как часть фронтальных и подгрупповых коррекционных занятий, и как самостоятельная деятельность. Выполняя упражнения по развитию мелкой моторики,   ребенок разучивает текст, а положительная эмоциональная окрашенность и элементы инсценировки способствуют повышению уровня запоминания. Развитию звуковой стороны речи, равновесия,  моторной ловкости, слухового внимания и слухо-речевой памяти дошкольников способствует использование элементов логоритмики. 

Помимо работы, направленной на формирование и коррекцию познавательных психических процессов, навыков самообслуживания, физическое развитие, большое значение имеют меры по предупреждению у детей патохарактерологического формирования личности. Здесь особенную важность имеют правильные условия воспитания ребенка в детском саду и в семье. С этой целью воспитатели стараются максимально приблизить свой уровень требований к уровню требований родителей к ребенку, чтобы избежать двойного стандарта в воспитании. Воспитатели постоянно разъясняют родителям пагубность гиперопеки, развивают в детях самостоятельность, активность, инициативность, волевые качества, мотивационно-потребностную сферу личности, черты характера, которые позволят ребенку в дальнейшем адекватно адаптироваться в обществе. Важное место в развитии личности ребенка с двигательной патологией воспитатели и психолог отводят преодолению страхов.

Благодаря описанной выше системе работы, разработанной и используемой в МДОУ «Детский сад № 184» г. Краснодара, большая часть воспитанников, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата и посещающих интегрированные группы, продолжают свое обучение в общеобразовательных школах в классах с нормально развивающимися сверстниками.

Таким образом, интеграция детей, имеющих двигательные нарушения, становится возможной при соблюдении таких специальных условий, как:

  1. Изменение режима дня (форма и время проведения коррекционных занятий).

2. Специальная организация коррекционных занятий. Содержание занятий не изменяется, а занятия проводятся с соблюдением специфических организационных и методических условий.

3. Насыщение режимных моментов артикуляционными и пальчиковыми упражнениями, логопедическим массажем (проводит воспитатель).

4. Активное включение в коррекционно-воспитательный процесс узкопрофильных специалистов: инструктора ЛФК, психолога. Качественное изменение деятельности инструктора по физической культуре.

Сербина А.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с клейстером: методика работы с дошкольниками, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и (или) отклонения в поведении.

Методика «Игры с клейстером» адресована учителям-дефектологам, педагогам-психологам, родителям. Рекомендуется для работы с дошкольниками с двигательными нарушениями и (или) отклонениями в поведении (т...

Условия развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно – двигательного аппарата в деятельности социального педагога

Условия развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно – двигательного аппарата в деятельности социального педагога...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Взаимосвязь развития чувства ритма с умственным воспитанием детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на музыкально-ритмических занятиях "

В данном материале для родителей представлены цели и задачи музыкально- ритмических занятий, раскрывается специфика их проведения, даны рекомендации родителям по развитию чувства ритма при прослушиван...

«Использование нестандартного оборудования на занятиях по обучению плаванию для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата».

Конспект предназначен для использования в своей работе инструкторам по физкультуре. Задачи занятия: закреплять ранее изученные упражнения. Продолжать учить скользить на груди, выполняя вдох-выдох...

«Использование здоровьесберегающих технологий при обучении плаванию дошкольников с нарушениями опорно- двигательного аппарата»

Сообщение к презентации опыта работы на мастер-классе в рамках педагогического марафона финалистов конкурса «Золотой фонд»...

«Рекомендации родителям по обучению ребенка с ДЦП и нарушением опорно-двигательного аппарата»

Рекомендации родителям по обучению ребенка с ДЦП в условиях семьи...