КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Взаимосвязь развития чувства ритма с умственным воспитанием детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на музыкально-ритмических занятиях "
консультация на тему

Семенова Ирина Сергеевна

В данном материале для родителей представлены цели и задачи музыкально- ритмических занятий, раскрывается специфика их проведения, даны рекомендации родителям по развитию чувства ритма при прослушивании музыки дома, показана взаимосвязь интеллектуального и хужодественного развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx28.55 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимосвязь развития чувства ритма с умственным воспитанием детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на музыкально-ритмических занятиях

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

                                                                                   Семёнова Ирина Сергеевна

музыкальный руководитель

                                                               МБДОУ д/с 34

                                                                               компенсирующего вида

     

       В.А. Сухомлинский писал: «Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка. Первоисточником музыки является не только окружающий мир, мышление и речь. Внимание ребёнка как бы он не сосредотачивался  на предметах и явлениях, которые в новом свете открыла перед ним музыка, и его мысли рисуют яркую картину, эта картина просится в слово». Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо возможно раньше начать развивать эти умения в доступной для детей форме: ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов и т.д.

       Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определённые настроения, под влиянием некоторых движений приобретают соответствующий характер, например: торжественное звучание праздничного марша радует бодрит. Это выражается в подтянутой осанке, точных, подчеркнутых движениях рук и ног.

      Напротив, спокойный, плавный характер пляски позволяет сделать осанку свободнее, движения неторопливыми, более мягкими, округлыми. Меня, как музыкального руководителя заинтересовала взаимосвязь возможности умственного развития детей с развитием чувства ритма, особенно на базе нашего детского сада.

      Прежде всего, надо уточнить задачи умственного воспитания детей в детском саду, определить направления работы с детьми и задачи:

- знакомить детей с фактами и явлениями окружающей среды средствами музыки, расширять кругозор;

- формировать речь детей в процессе обучения их слушанию музыки и пению (пополнить и обогатить словарный запас, выработать правильное звуковое произношение, умение точно и грамотно выражать свои мысли, работать над выразительно-образным строем  речи, её эмоциональной стороной);

- развивать умственные способности детей, направленные на усвоение знаний, навыков в музыкальной деятельности;

- развивать любознательность, познавательные интересы.

      Поставленные задачи решались во всех формах работы с детьми на музыкальных занятиях, праздничных утренниках, развлечениях, повседневной жизни, самостоятельной музыкальной деятельности, причем совместно с воспитателями и родителями.

     Учитывая специфику нашего детского сада перспективно спланировала работу так, чтобы материал был равномерно распределён в течении учебного года. Наиболее трудные задания, требующие большого умственного напряжения, чередую с более простыми и знакомыми, тщательно слежу за активностью ребят. В конце учебного года с целью анализа музыкального развития каждого ребёнка планирую 2-3 итоговых занятия и индивидуальное прослушивание. Полученные результаты сравниваю с данными, зафиксированными в начале учебного года.

     В музыкально-ритмическом движении ритм понимается в широком смысле слова. В него входят развитие и смена музыкальных образов (основных мыслей, чувств), структура произведения, темповые, динамические, регистровые, метроритмические соотношения. Поэтому  в процессе занятий ритмикой особенно успешно развивается ум и эмоциональная отзывчивость на музыку.

     Для успешной работы потребовалось лучше изучить детей. Наблюдала за ними вне занятий, беседовала с воспитателями, медицинской сестрой и врачом, родителями.

     Первый круг вопросов, на которые дети получают ответ, можно сформулировать так: какие чувства передает музыка? (Дети учатся  отличать тончайшие оттенки настроения музыки, выражать их словами).

     Второй круг вопросов направлен на понимание детьми того, что музыка может передать многое из окружающей жизни и как это можно отобразить в ритме.

    Третий круг вопросов - как, с помощью каких средств, рассказывает музыка о явлении, предмете? (Дети получают представление о форме песни, закрепляются знания о жанрах: марш, танец, песня.).

     Составной частью умственного воспитания является развитие и совершенствование у детей мыслительных процессов, элементов логического мышления.

     С младшего возраста стараюсь учить детей узнавать, сравнивать, делать умозаключения на основе анализа, обобщать, высказываться о музыке. Первое занятие начинается со слушания произведений контрастного характера с простым ритмом: веселая плясовая, спокойная колыбельная. Учу детей выделять отдельные существенные признаки, знакомлю с простейшей терминологией: «Это марш, он бодрый», «Колыбельная - тихая, нежная, напевная песня».

     Активизация умственной деятельности достигается тем, что каждый раз детям предлагаю более сложное задание: иной сложности вариант того же задания, другую игровую ситуацию, новое музыкальное произведение, например: сравни два различных по настроению произведения, связанные одним музыкальным образом.

     Более сложная задача для старших дошкольников это дифференцированно воспринимать характер музыки в пределах одного жанра, уметь точно выразить мысль словами, обосновать ответ, находить образные выражения (например: марши С.Прокофьева и Д.Кабалевского ). Продолжая знакомство с жанром вальса в подготовительной группе на разных по настроению произведениях Грига, Жилина, Гуно, Чайковкого я поставила задачу: передать настроение музыки в движении. Тем, кто не решился на выполнение творческого задания, предложила вопрос: «А кого бы ты представил танцующим под эту музыку?». Ответы получались различными в деталях, но схожими в одном - в соотнесении персонажа по характеру музыки. Музыке Жилина дети соотнесли танец снежинок, музыке Грига - балерин и бабочек. На музыку Гуно откликнулись темпераментным танцем с высокими прыжками.

     Расширяя познания дошкольников, развивая их умение логическим мыслить я ставлю такую важную задачу умственного воспитания, как развитие речи. Ведущая роль в развитии речи принадлежит песне. Слово и музыка неразрывны. Использую песню для выработки правильного и чёткого произношения слов. Работа, предусмотренная для обогащения словаря, пробудила у детей любознательность. Находились среди детей желающие ответить, объяснить трудное слово, делали это очень охотно и были довольны своими успехами.

     Неоценимую помощь в решении задач умственного воспитания, в взаимосвязи с развитием ритма оказывают музыкально дидактические игры и упражнения. Дидактические задания на каждом последующем занятии видоизменяю, усложняю. Игра - наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение  эмоционального содержания музыки. Игра имеет определенный сюжет, правила, музыкально учебные задания и, облеченная в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков. Игра на детских музыкальных инструментах - одно из средств привлечения дошкольников к активной мысленной деятельности.    

      Усложнение в подготовительной группе заключается в том, что детям предлагается самостоятельно решить задачу, на каких инструментах сыграть предлагаемую пьесу. После анализа музыки «Во поле береза стояла», «Во саду ли, в огороде», дети выбирали соответственно трещетки, ложки, треугольники. Ребята хорошо прочувствовали характер произведения темп и ритм. Мы с удовлетворением отмечаем, что в результате систематической работы по умственному воспитанию детей в процессе музыкальной деятельности на занятиях и в повседневной жизни наши воспитанники приобрели навык активных самостоятельных действий, например: Крылова Марина собрала вокруг себя детей, играет на бубне, а дети повторяют за ней ритм, хлопая в ладоши. Оля Н., Катя Ч., Саша Г. водят фигурки зверей на подставках, выстукивая ритм шага, бега, прыжков. Настя Г., Оля Л. убаюкивают кукол, напевая колыбельную. Охотно дети играют в музыкальные занятия, концерты, праздники.

     В процессе занятий ритмикой особенно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, умственные способности, приобретается навык воспроизведения музыкально - дидактической основы произведения.

     Мы убеждены, что только совместные усилия всего педагогического коллектива, направленные на решение задач умственного воспитания в комплексе с другими задачами, способствуют успешной подготовке детей к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цветовосприятие как средство развития индивидуальных творческих художественных способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе с церебральным параличом

Данная работа включает практический материал по формированию сенсорной сферы у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом. В работе отражается как ...

Развитие чувства ритма у умственно отсталых детей среднего дошкольного возраста на занятиях по аппликации

Развитие чувства ритма у умственно отсталых детей среднего дошкольного возраста на занятиях по аппликации...

Методическая разработка «Использование Рамок Монтессори в развитии зрительного восприятия и памяти у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

В материале даны конкретные методические рекомендации  для работы с рамками Монтессори в развитии зрительного восприятия и памати у детей, которые могут использовать в своей работе дефектологи, п...

Рабочая программа образовательной области «Познавательное развитие» средней группы компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

При составлении рабочей учитывалось обязательное условие: выполнение в полном объёме целей и задач образовательной области «Познавательное развитие» адаптированной основной образовательной программы д...

Рабочая программа по разделу: «Лепка» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» средней группы компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 1 раз в две недели (всего 18 час

При составлении рабочей программы по разделу «Лепка» учитывалось обязательное условие: выполнение в полном объёме целей и задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» адап...

Физическое воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Физическое воспитание детей с НОДА решает образовательные, оздоровительные воспитательные и коррекционные задачи, направленные на коррекцию двигательных нарушений детей. Организаци...

Консультация «Развитие письма и связной речи у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата»

О важности развития письма и связной речи у детей с нарушением ОДА....