«Использование технологии коррекционного обучения с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата»
материал по теме

Чугай Татьяна Ивановна

 

  К сожалению, в современном обществе все больше наблюдается рождение ослабленных детей, диагноз которых Детский Церебральный Паралич, заболевания опорно-двигательного аппарата, обусловленные осложнением родовой деятельностью, наследственными факторами, неправильным внутриутробном развитии ребенка, заболеваниями родителей будущего ребенка, а также плохой экологической обстановкой.

 Заболевания опорно-двигательного аппарата представляют собой комплекс расстройств центральной нервной системы (ЦНС) и сопровождается нарушением речи, координации движений, задержкой психического развития.

Необходимо помочь ребёнку справиться с проблемами в движении и речи насколько это возможно в условиях дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionnaya_rabota_s_detmi_s_ovz.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование технологии коррекционного обучения с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

  Оздоровление подрастающего поколения – одна из приоритетных задач в системе воспитания и образования.

  К сожалению, в современном обществе все больше наблюдается рождение ослабленных детей, диагноз которых Детский Церебральный Паралич, заболевания опорно-двигательного аппарата, обусловленные осложнением родовой деятельностью, наследственными факторами, неправильным внутриутробном развитии ребенка, заболеваниями родителей будущего ребенка, а также плохой экологической обстановкой.

 Заболевания опорно-двигательного аппарата представляют собой комплекс расстройств центральной нервной системы (ЦНС) и сопровождается нарушением речи, координации движений, задержкой психического развития. Главный недуг – повышение тонуса мышц или вялость, слабость при угнетении ЦНС, спазмы, рассогласованность движений рук и ног, что приводит к нарушению речи и движений. Ребёнок становится гиперактивным, расторможенным или, наоборот, слабым, вялым, пассивным.

Необходимо помочь ребёнку справиться с проблемами в движении и речи насколько это возможно в условиях дошкольного учреждения.

Целью коррекционной работы является создание при помощи коррекционных упражнений и специальных двигательных режимов предпосылок для успешной бытовой, учебной, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, их интеграции в обществе.

  Коррекционные задачи являются специальными: их необходимость объясняется тем, что дети имеют сложные разнообразные дефекты физического и моторного развития.  

   Основными задачами коррекционно-развивающего обучения в дошкольном образовательном учреждении являются:

 - укрепление и развитие здоровья детей;

 - развитие индивидуальных возможностей ребёнка через диагностику и систему психолого-педагогических технологий воспитания и обучения;

 - осуществление комплекса мероприятий, направленных на оздоровление детей, коррекцию и компенсацию двигательных функций;

 - развитие познавательных интересов, познавательной активности в освоении окружающей действительности;

 - развитие регулирующей функции речи и овладение коммуникативно-речевыми средствами общения;

 - подготовка детей к школе, формирование у них основ социализации;

 - организация безбарьерной среды жизнедеятельности;

 - организация и координация методической, диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающих детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

 Коррекционная работа осуществляется не только в виде отдельных мероприятий, она пронизывает весь процесс физического и всестороннего воспитания, проводится с учетом индивидуальных особенностей детей и уровнем нарушений опорно-двигательного аппарата и речи. Эффективность коррекционной работы во многом определяется качеством и уровнем взаимосвязи и преемственности всех его участников.  

    В структуру системы коррекционной работы включает взаимосвязь: дети - воспитатели - узкие специалисты – медицинские работники -  родители.  

Чёткая организация коррекционного процесса обеспечивается:  своевременным обследованием детей;

  -  рациональным составлением расписания непосредственно образовательной деятельности;

  - планированием индивидуальной работы с каждым ребёнком;

  - наличием программного обеспечения;

  - оснащением процесса необходимым оборудованием и наглядными пособиями.

Коррекционная работа в детском саду (функционирует две группы компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата) проводится по нескольким направлениям:

 - коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (коррекция нарушений осанки и коррекция нарушений развития стопы);

- коррекция нарушений речи (коррекция звукопроизношения, развитие фонематического слуха, развитие связной речи и слухового внимания);

- психологическая коррекция (развитие эмоциональной сферы, личностный подход к каждому ребёнку, готовность к школьному обучению).

   Принимая во внимание ситуацию широкого распространения нарушений опорно-двигательного аппарата и общего недоразвития речи среди современных детей, можно сказать, что коррекционная, оздоровительная работа и статико-динамический режим, направленный на предупреждение или устранение нарушений, сохранение здоровья у детей должны сопровождаться постоянным контролем со стороны педагогов, родителей и медицинского персонала.   Важно установить единство в подходе к укреплению здоровья детей в детском саду и дома, организовывать совместную работу по коррекции и профилактике двигательных расстройств.  

Работа воспитателей направлена на создание благоприятных условий для оптимального физического и психического развития и эмоционального благополучия каждого ребёнка, а также на повышение его познавательной активности, функциональных и адаптивных возможностей.

Для выявления индивидуальных особенностей каждого ребёнка воспитателями ведётся лист здоровья, в котором отмечаются состояние здоровья ребёнка; лист педагогических наблюдений за ребёнком в образовательной деятельности. Также ведётся тетрадь индивидуальной работы с отсутствующими детьми и рекомендованные занятия с узкими специалистами. Разрабатываются индивидуальные маршруты здоровья для детей-инвалидов, ведётся документация по развитию детей в условиях ДОУ, отслеживается уровень развития детей в группах компенсирующей направленности в индивидуальных картах развития.

  Планируемые результаты коррекционной работы:

  - сформированность механизмов адаптивного поведения (навыков социального общения);

 - сформированность системы представлений об окружающем мире и самом себе;

 - сформированность основ социально-бытового ориентирования (культурно-гигиенических умений, навыков самообслуживания).

  Итоговые и промежуточные результаты коррекционной работы ориентированы на усвоение детьми с ОВЗ общеобразовательной программы. Динамика развития детей отслеживается по мере реализации индивидуального образовательного маршрута.  

  Таким образом, целью всей системы коррекционной работы является содействие гармоничному физическому развитию ребёнка и своевременной коррекции психофизических нарушений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология БОС ортопедический в коррекционно - развивающей работе с детьми с нарушениями опорно - двигательного аппарата

Компьютерные программы на основе технологии БОС - ортопедический в коррекционно - развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями опорно - двигательного аппарата....

Коррекционно-профилактическая работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата

В презентацию включены слайды по теории ФГОС, требования к спортивному уголку, консультация для родителей....

«Использование здоровьесберегающих технологий при обучении плаванию дошкольников с нарушениями опорно- двигательного аппарата»

Сообщение к презентации опыта работы на мастер-классе в рамках педагогического марафона финалистов конкурса «Золотой фонд»...

Значение тувинских национальных игр в коррекционной работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Современные подходы в организации специального образования должны быть основаны на научных концепциях, позволяющих прогнозировать результаты педагогической работы. При этом необходимо учитывать н...

Презентация «Особенности организации комплексной коррекционно-развивающей работы с детьми имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата»

Инклюзивное образование   («inclusion» – включение, добавление, прибавление, присоединение), общим словом - включенное образование, термин, используемый для описания процес...

Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с нарушением опорно – двигательного аппарата (ДЦП)

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах...