Главные вкладки

    Картотека игр
    картотека по математике (средняя группа) на тему

    Новикова Татьяна Николаевна

    Картотека дидактических игр по ФЭМП, с использованием методического пособия «Разноцветные окошки»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kartoteka_igr.docx21.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Картотека игр

    с использованием методического пособия «Разноцветные окошки»

    Дидактическая игра «Разноцветные окошки»

    1 вариант

    Цель: Учить сравнивать две группы предметов, разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар.

    Ход игры: Педагог сообщает, что у зайчиков злой ветер сломал все окошки и теперь они живут без окон, и просит совета, что же делать? Решив отремонтировать домики, дети садятся за столы. Педагог спрашивает, сколько этажей у домиков? Предлагает на верхний этаж вставить окна из кругов, а на нижний этаж – из овалов. (можно взять любые фигуры) После выполнения задания спрашивает, сколько круглых окон? Сколько овальных? Что можно сказать о них? (поровну) (в конце года можно предложить найти соответствующую цифру и выложить на крыше).

    Уберите одно круглое окно. Каких окон стало больше (меньше)? Как сделать так, что бы их стало поровну? Дети  уравнивают окошки одним из двух способов.

    В заключение дети рассматривают порядок выложенных фигур друг у друга, дают всем положительную оценку.

    2 вариант

    Цель: учить осуществлять выбор величин по слову-названию предметов, развивать внимание; формировать положительное отношение к полученному результату -ритмичному чередованию величин.

    Ход игры. Педагог раздает детям домики и  конверты с геометрическими формами. Говорит, что сейчас они будут выкладывать красивый узор на домике из окошек, затем педагог предлагает выкладывать формы под диктовку. Вначале он следит не только за правильным чередованием величин, но и затем, чтобы дети действовали слева направо и соблюдали одинаковое расстояние между элементами. При повторном проведении задания дают другие формы, изменяется и их чередование. В заключении педагог рассматривает получившиеся узоры, дает всем работам положительную оценку.

    Дидактическая игра «Красивый узор»

    Цель: учить осуществлять выбор величин по слову-названию предметов, развивать внимание; формировать положительное отношение к полученному результату -ритмичному чередованию величин.

    Оборудование. Домики по числу детей, геометрические формы разной величины для выкладывания узора (круги, квадраты, овалы,  и др. ).

    Ход игры. Педагог раздает детям домики и  конверты с геометрическими формами. Говорит, что сейчас они будут выкладывать красивый узор на домике, затем педагог предлагает выкладывать формы под диктовку. Вначале он следит не только за правильным чередованием величин, но и затем, чтобы дети действовали слева направо и соблюдали одинаковое расстояние между элементами. При повторном проведении задания дают другие формы, изменяется и их чередование. В заключении дети рассматривают получившиеся узоры, дают всем работам положительную оценку.

    Игра «Сложи фигуру»

    Цель. Развивает память, восприятие, внимание, логическое мышление.

    Выложите из кругов одинакового размера цветочек (сердцевина, а вокруг лепестки) или гусеницу, снеговика и т.п. Попросите ребенка выложить из кругов подобную фигуру.

    Затем подобным образом изучаются другие геометрические фигуры: квадрат и треугольник.

    Дидактическая игра «Соберем бусы»

    Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по свойствам (цвету или форме), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

    Оборудование. На полу лежит длинная лента, а на ней красный треугольник, зеленый круг, красный квадрат, зелёный овал и т. д. (красный квадрат, синий овал, зелёный квадрат, жёлтый овал)

    Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами.

    Ход игры. Воспитатель предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки.

    Затем воспитатель говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.

    Дидактическая игра «Украсим домик»

    Цель: учить сравнивать две равные и неравные по количеству группы предметов, упражнять в ориентировке на плоскости.

    Ход игры. Воспитатель предлагает украсить домики фигурами. Спрашивает, сколько этажей у домика, как можно украсить? (каждый ребенок выполняет задание самостоятельно). Затем говорит: «Давайте теперь украсим домики по-другому, все одинаково. Я буду украшать свой , а вы - свои. Верхний этаж украсим  прямоугольниками.

    Правой рукой разложите их в ряд слева направо. А квадратами украсим нижний этаж. Возьмем столько же квадратов, сколько прямоугольников. Добавим еще один квадрат  и поместим его на нижний этаж. Каких фигур стало больше? Как сделать, чтобы их стало поровну?»

    После проверки работ и их оценки воспитатель предлагает украсить левую и правую стороны домика. Т. е. положить на правую сторону столько же овалов, сколько  на левую кругов.

    В заключении дети украшают все стороны домика по-своему и рассказывают об этом. Дидактическая игра «Составь предмет»

    Цель: упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).

    Оборудование. На столе у воспитателя крупные игрушки: домик, неваляшка, снеговик, елка, грузовая машина. На столе наборы разных геометрических фигур.

    Ход игры. Воспитатель предлагает назвать игрушки, стоящие у него на столе, и составить любую из них, пользуясь набором геометрических фигур. Поощряет и стимулирует действия детей. Спрашивает: «Что составил? Из каких геометрических фигур?». Дети рассматривают получившиеся силуэты игрушек, вспоминают соответствующие стихи, загадки.

    Возможно объединение составленных силуэтов в единый сюжет: «Дом в лесу», «Зимняя прогулка», «Улица»

    Дидактическая игра «Какие бывают фигуры»

    Цель: познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником давая их в паре  уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

    Материал. Кукла. Демонстрационный: крупные картонные фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг. Раздаточный материал: по 2 фигуры каждой формы меньшего размера.

    Содержание.

    Кукла приносит фигуры. Воспитатель показывает детям квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке треугольник. Проводится обследование путем обведения контура пальцем. Фиксирует внимание на том, что у треугольника только три угла. Предлагает детям подобрать треугольники и сложить их вместе. Аналогично: квадрат с прямоугольником, овал с кругом.

    Дидактическая игра: «Разложи фигуры»

    Цель: формировать представления об основных цветах и о геометрических фигурах, развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, внимание.

    Оборудование: набор геометрических фигур.

    Игровое правило: находить и выкладывать фигуры по заданию ведущего.

    Ход игры:

    Воспитатель предлагает ребенку разложить фигуры по форме. Назвать цвет своих фигур.

    Воспитатель предлагает собрать фигуры названного цвета. Все фигуры перемешены и ребенок отбирает фигуры только нужного цвета.

    Воспитатель предлагает собрать названные фигуры. Все фигуры перемешены. Ребенок должен отобрать фигуры только названной формы.

    Дидактическая игра: «Найди свой домик»

    Цель: формировать осмысленное восприятие формы геометрических фигур, умение  сравнивать свою геометрическую фигуру с другими, большего размера и   находить среди   них такие же, развивать внимание, зрительное восприятие, сообразительность.

    Оборудование: маленькие карточки с изображением геометрических фигур,   отличающихся по цвету и величине ( 6 х 8) – круги, квадраты, треугольники; три геометрические фигуры большего размера, обручи.

    Игровое правило: маленькие карточки раздаются каждому играющему;

     по сигналу «Стоп!» все должны остановиться, рассмотреть свою фигуру и

     поискать такую же в обручах; по сигналу «Найди свой домик!» нужно быстро прибежать на место.

    Ход игры:

    Воспитатель раскладывает обручи и большие геометрические фигуры в них в разных местах группы или участка. Дети получают карточки с геометрические фигуры.

    Воспитатель говорит: «В этом домике живут круги, а в этом – квадраты, и т.д.»

    После этого детям предлагается «погулять» по группе. По сигналу воспитателя дети находят свой домик, сравнивая свою фигуру с той, что находится в домике.

     Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель каждый раз меняет домики местам.

    Дидактическая игра «Принеси и покажи»

    Цель: формировать осмысленное восприятие формы геометрических фигур,

    умение применять зрительное обследование формы, создавать зрительный образ и с помощью его выбирать нужный предмет, развивать внимание, память;

    воспитывать способность продуктивно участвовать в совместной деятельности.

     Оборудование:  геометрические фигуры, отличающиеся по цвету  –  круги,    

     квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники;

     образцы – карточки с контурами тех фигур, которые будут искать     дети.

    Игровое правило: выполняют поручение только те дети, кого вызвал воспитатель; прежде чем искать фигуру, нужно рассмотреть образец и мысленно представить, что нужно найти; искать фигуру только на своем столе; выбранную фигуру проверить, приложив к контуру.

    Ход игры: Воспитатель вместе с детьми раскладывает полный комплект фигур сначала на одном столе, потом еще на трех. Дети садятся на стульчики.  Воспитатель говорит: «Я буду вызывать вас и показывать какую фигуру нужно найти, а вы будете искать и показывать нам, что нашли».

     Воспитатель выбирает четырёх детей, показывает контур одной из  фигур сначала сидящим детям, а затем четырем выбранным. Говорит им: «Пойдите и принесите нам вот такой треугольник, но сначала рассмотрите его со всех сторон» (педагог обводит пальцем контур фигуры). Затем дети по сигналу идут выполнять поручение. Для проверки дети самостоятельно прикладывают выбранную фигуру к контуру-образцу.

    Игра повторяется несколько раз с другими фигурами.

    Дидактическая игра «Разложи фигуры в домики»

    Цель: развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур;

     формировать умение различать и правильно называть некоторые геометрические фигуры;

    сравнивать их по величине; закреплять знания цветов.

    Оборудование:  карточки-домики разного цвета, геометрические фигуры

    разного цвета и  размера (круги, квадраты, треугольники,

    овалы, прямоугольники).

    Игровое правило: брать только по одной геометрической фигуре и класть в

    нужный домик в соответствии с указанием воспитателя.

    Ход игры:

          Воспитатель раскладывает перед ребенком домики и набор геометрических фигур. Затем предлагает: «Рассмотри домики и фигуры. Фигуры – это жильцы, которые должны поселиться в домиках».

     Размести «жильцов» в домики.

    -По цвету (в красном домике – красные фигуры и т.д.)

    -По форме (в красном домике – круги и т.д.).

    -По величине (в красном домике –большие треугольники и т.д.).

    Далее можно усложнить задание и предложить ребенку разместить фигуры так, чтобы они были чем-нибудь похожи и объяснить, почему так расположил фигур.

    Дидактическая игра «Геометрическая мозаика»

    Цель: закрепить знания о геометрических фигурах (треугольнике, круге, квадрате, овале, прямоугольнике), об основных цветах

    формировать умение создавать образ предмета из геометрических форм; развивать зрительное восприятие, внимание, память, мыслительные операции.

    Оборудование:  большие карточки с изображением предметов составленных

    из  геометрических фигур разной формы, цвета и размера.

    Игровое правило: ребенок должен брать только те геометрические фигуры,        

    из которых   составлены предметы на его карточке.

    Ход игры:

    1.Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку и сказать из каких геометрических фигур составлено изображение. Сколько геометрических фигур разной формы и какого они цвета.

    2.Воспитатель предлагает рассмотреть картинку и выложить такую же из геометрических фигур сначала методом наложения на карточке, а затем на столе.

    3.Можно усложнить задание и попросить ребенка выложить предмет из геометрических фигур по памяти.

    4.Из данных геометрических фигур выложи изображение любого предмета.

    Дидактическая игра «Геометрический коврик»

    Цель: развивать внимание, память, умение ориентироваться на плоскости мыслительные операции; закрепить знание геометрических фигур.

    Оборудование:  демонстрационные карточки геометрических ковриков, игровые поля (по количеству игроков), наборы геометрических фигур (по количеству игроков), призовые фишки.

    Игровое правило: Игрок, давший правильный ответ, получает фишку.

    Побеждает игрок набравший, по окончанию игры, больше всего фишек.      

    Ход игры:

    1 Вариант.

    Воспитатель (ведущий) предъявляет игрокам один из геометрических ковриков. Игроки выкладывают на своем игровом поле точно такой же по образцу. Игрок, первым справившийся с заданием, получает фишку. После того, как все игроки справятся с заданием, воспитатель проводит беседу по вопросам:

    Какие геометрические фигуры были использованы ?

    Сколько тех или иных фигур потребовалось?

    Игрок, давший правильный ответ, получает фишку. Побеждает игрок набравший, по окончанию игры, больше всего фишек.      

    2 Вариант.

     Воспитатель (ведущий) предъявляет игрокам один из геометрических ковриков на несколько секунд (от 15 до 30 секунд). Время зависит от подготовленности детей. Затем коврик убирается, игроки должны выложить узор по памяти. Игрок, первым справившийся с заданием, получает фишку. Затем коврик демонстрируется повторно, чтобы все игроки смогли проверить и исправить ошибки. Побеждает игрок набравший, по окончанию игры, наибольшее количество фишек.

    Дидактическая игра «Кто в домике живет?»

    Цель: продолжать формировать представления о таблице, строке, столбце умение пользоваться словами, определяющими положение предмета на плоскости;

     закрепить умение пользоваться таблицей, определять цвет предметов,

    различать изученные геометрические фигуры;  развивать внимание, мыслительные операции, воображение, речь; воспитывать желание заниматься математикой.

    Оборудование:  игровое поле в виде таблицы – «домика», набор геометрических фигур разной формы и цвета, карточки с      разноцветными пятнами  для обозначения цвета, карточки с контуром геометрических фигур для обозначения формы.

    Игровое правило: ребенок берет только по одной геометрической фигуре,

     определяет её цвет и форму, а затем находит ей место в «домике».

    Ход игры:

    Воспитатель просит детей рассмотреть «домик» (таблицу) и спрашивает: «Сколько в домике этажей?»

    - Покажите, где нижний этаж? Это первый этаж (строка).

    - Покажите верхний этаж. Это 2 этаж. (В зависимости от количества строк).

    - Сколько квартир на каждом этаже? (четыре).

    - Что означают разноцветные пятнышки наверху домика? (цвет фигур).

    - Что означают контуры геометрических фигур с левой стороны «домика»?(форму).

    - Кто будет жить в «домике»? (геометрические фигуры)

    - Чем они отличаются друг от друга? (формой и цветом).

      Затем воспитатель просит ребенка взять, например, красный круг и найти для него место в «домике», и объяснить  словами местоположение  этой фигуры.

    (Например, «Красный круг живет в первом столбике на второй строке и т.д.)

     Далее дети расселяют всех «жильцов» в домики.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

    С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

    Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

    Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

    Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

    Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

    Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

    Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

    Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

    Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

    Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

    Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

    Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...