РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по непрерывной образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» для подготовительной к школе группы № 6 компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 6 до 7 лет)
методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему
Настоящая рабочая программа по формированию у детей 6-7 лет элементарных математических представлений (далее - Программа) составлена на основе Образовательной программы дошкольного образования, разработанной в соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155) и направлена на реализацию содержания образовательной области «Познавательное развитие».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nepreryvnaya_zakonch._progr.po_remp_podg._gr_6_2015_god.doc | 444 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений для детей 6-7 лет
Департамент образования Администрации города Ноябрьск
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РОСИНКА»
муниципального образования город Ноябрьск
(МАДОУ «Росинка»)
Рассмотрено: на заседании педагогического совета _____________________ Протокол № __ от «__» сентября 2017 года Председатель педагогического совета: ____________ | Согласовано: Заместитель заведующего ______________Бутерус Е.Г. от «__» сентября 2017 года | Утверждаю: Заведующий МАДОУ «Росинка» _______________Миллер Ж.А. от «__» сентября 2017 года |
Образовательная область
«Познавательное развитие»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по непрерывной образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» для подготовительной к школе группы № 6 компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
(с 6 до 7 лет)
2 периода непосредственно образовательной деятельности в неделю
72 периода непосредственно образовательной деятельности в год
Составитель: воспитатель МАДОУ «Росинка» Богуш Е.Н. |
2017 - 2018 уч. г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. | Пояснительная записка .....…………………………………………………………… | 3 |
2. | Целевые ориентиры и требования к результатам освоения программы по непрерывной образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» ................................................................................. | 4 |
3. | Тематический план ……………………………………………………………………. | 7 |
4. | Содержание работы………………………………………………………. ………….. | 9 |
5. | Способы проверки освоения воспитанниками содержания образования по непрерывной образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» ............................................................................... | 12 |
6. | Литература и средства обучения …………………………………………………… | 16 |
7. | Приложения ...............................................................................................................…. | 18 |
7.1. | Календарно-тематический план…………………………………………………….. | 18 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В общей системе всестороннего развития подрастающего поколения развитие способности ребенка дошкольного возраста к освоению элементарных математических представлений занимает особое место. Математика даёт огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого стиля мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем. Поэтому необходима целенаправленная работа по развитию способностей малышей к усвоению ими элементарных математических представлений. Выше изложенное говорит об актуальности математического образования детей дошкольного возраста.
Работа по формированию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений (ФЭМП) рассчитана на четыре учебных года, начиная со 2-й младшей и по подготовительную к школе группы, и предусматривает освоение заданий разной степени сложности. Программа подготовительной к школе группы (для детей 6-7 лет) основывается на представлениях детей, сформированных в предыдущих группах. Основной задачей развития познавательных способностей и математических представлений в подготовительной к школе группе являются задания на выделение и установление различных видов математических отношений.
Настоящая рабочая программа по формированию у детей 6-7 лет элементарных математических представлений (далее - Программа) составлена на основе Образовательной программы дошкольного образования, разработанной в соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155) и направлена на реализацию содержания образовательной области «Познавательное развитие».
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
- Новикова В.П. Математика в детском саду. Конспекты занятий с детьми 6 - 7 лет - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008;
- Козина Л.Ю. Игры по математике для дошкольников – М., 2008;
- Шарыгина Т.А. Точные сказки. Формирование временных представлений – М., 2005.
- Рабочая тетрадь. Изучаем математику. Часть 2.
Реализация рабочей программы осуществляется в рамках непрерывной образовательной деятельности (далее по тексту НОД) длительностью по 30 минут, в форме групповой работы, согласно годовому календарному учебному графику, учебному плану и сетке непрерывной образовательной деятельности в количестве 72 НОД в учебный год, по 2 НОД в неделю. Работа по данному направлению проводится в первой половине дня. При статической НОД предусмотрено проведение физкультминутки.
В подготовительной к школе группе программой предусмотрены различные формы проведения НОД (учебные, учебно-игровые, сюжетные и диагностические), включающие в себя игровые развивающие задания, упражнения и разнообразные игры (словесные, малоподвижные, с наглядным и дидактическим материалом). Большая часть НОД носит практический характер. Сопутствующими формами работы является разнообразная деятельность, способствующая развитию математических представлений, которая осуществляется в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности, а так же в ходе режимных моментов. Преимущество отдается разнообразным играм (дидактическим, сюжетно-ролевым с математическим содержанием, подвижным и пр.), организуемым в различные отрезки времени, как в первую, так и вторую половины дня. Возможно участие воспитанников в дистанционных и внутрисадовом интеллектуальных конкурсах математической направленности.
В программе заложена возможность реализации национально-регионального компонента (как часть отдельных НОД) и компонента образовательной организации - основных направлений деятельности МАДОУ: физкультурно-оздоровительного и эколого-эстетического развития. Реализация национально-регионального компонента и эколого-эстетического, осуществляется посредством использования в ходе НОД демонстрационного и раздаточного материала, отражающего животный и растительный мир родного края; физкультурно-оздоровительное направление реализуется через использование физкультминуток.
Данная рабочая программа имеет целью формирование элементарных математических представлений и способствует решению следующих задач:
- Формирование запаса знаний, умений и навыков детей, которые станут базой для дальнейшего обучения.
- Формирование умения понять учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
- Развитие умственных и творческих способностей детей.
- Развитие навыков речевого общения, умения аргументировать свои предположения, высказывания.
- Привитие навыков контроля и самоконтроля.
В рабочей программе также заложены возможности формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного содержания обусловлены возрастными особенностями развития воспитанников, логикой внутрипредметных связей, а также связаны преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой.
При реализации программы проводится оценка индивидуального развития детей. Она проводится в конце учебного года с 3 по 14 мая в форме диагностического обследования -выполнения детьми диагностических заданий (№1 - «Форма», №2 - «Ёлочка», - № 3 математические представления), направленных на выявление сенсорных и математических представлений.
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕТИРЫ И ТРЕБОВАНИЯ
К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»
Требования к результатам освоения программы по разделу «Формирование элементарных математических представлений» представлены как:
- требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к результатам освоения Программы (в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования);
- требования к уровню достижений воспитанников в результате освоения программы по разделу «Формирование элементарных математических представлений» (в виде оценки индивидуального развития детей: понимает, умеет, имеет представления)
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
(выборка из ФГОС ДО)
- «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, ... обладает элементарными представлениями из области математики, …» (пункт 4.6 раздела 4).
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди задач, на решение которых он направлен, выделена задача «…развития … интеллектуальных, … качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности» (подпункт 6 пункта 1.6 раздела 1).
Требования к уровню подготовки
детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по непрерывной образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений»
В результате изучения данного раздела в подготовительной к школе группе детского сада воспитанники могут:
Знать/понимать:
- Состав чисел первого десятка из двух меньших;
- Знаки: +, -, =, ≠, <, >;
- Названия дней недели, их последовательность;
- Названия месяцев (в т.ч. летних, зимних и пр.);
- Названия времен года, их последовательность;
- Цифры (от 0 до 10);
Уметь:
- Считать в прямом и обратном порядке в пределах 20;
- Пользоваться количественным счетом в пределах 20;
- Пользоваться порядковым счетом в пределах 20;
- Соотносить цифру и количество предметов, составлять, отражать в речи и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
- Усвоить математические выражения: больше, меньше, поровну; пользоваться
математическими знаками;
- Решать примеры на сложение и вычитание;
- Выделять компоненты задачи;
- Решать арифметические задачи на сложение и вычитание;
- Составлять задачи по картинке;
- Составлять задачи по рассказу, содержащему числа;
- Сравнивать количества предметов и записывать соотношения при помощи знаков
и цифр;
- Составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
- Устанавливать соотношение целого и части;
- Делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
- Измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий), объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры;
- Сравнивать контрастные предметы по длине и ширине, пользуясь приемами наложения и приложения, отражать порядок расположения в речи, используя ее произносительную сторону
- Использовать графическую модель в виде «часов», разделённых на четыре, семь, двенадцать равных частей;
- Ориентироваться на листе бумаги в клетку;
- Использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни.
- Различать вопросы «Сколько?», «Который?» «Какой?» и правильно отвечать на них;
Иметь представление:
- Об обозначении количества числом (в пределах 20);
- О соотношениях чисел в пределах 20;
- О закономерностях образования чисел числового ряда;
- О составе числа из двух меньших (в пределах десяти);
- О монетах достоинством 1, 2, 5, 10 рублей;
- О календаре.
- О количественных отношениях, возникающих в результате измерения одного и того же количества (объема, протяженности) мерками разной величины;
Тематический план
№ | Тема (раздел) | Количество НОД | Примечание |
1 | Количество и счет | 41 | |
1.1 | Составление и решение арифметических задач | 5 | |
1.2 | Знакомство с монетами | 2 | |
2 | Величина, измерение | 12 | |
3 | Форма | 3 | |
4 | Ориентировка во времени | 7 | |
5 | Ориентировка в пространстве и на листе бумаги в клетку | Реализуется как часть большинства НОД | |
8 | Диагностика | 2 | Проводится вначале и в конце года в форме НОД |
Всего: | 72 |
Содержание программы
НОД по развитию элементарных математических представлений направлены с одной стороны на развитие познавательных способностей, а с другой – на формирование элементарных математических представлений. Программа по данному разделу в подготовительной к школе группе основывается на представлениях детей, сформированных в предыдущих группах.
Основной задачей развития познавательных способностей и математических представлений в подготовительной к школе группе являются задания на выделение и установление различных видов математических отношений. Это количественные отношения, отношения между величинами и элементами множества, приводящие к определенному пониманию числа, отношения между числами числового ряда (от 0 до 20), отношения, возникающие между числами при составлении из двух меньших, временные отношения, математические и логико-грамматические отношения, выступающие при решении арифметических задач.
- Количество и счёт.
Представления о множестве: составные части множества, в которых предметы отличаются определёнными признаками. Операция объединения, дополнения множеств, удаления из множества части и отдельных его частей. Установление отношений между отдельными частями множества, между целым множеством и каждой его частью на основе счёта, составления пар предметов и соединения предметов стрелками.
Количественный и порядковый счет в пределах 10. Счет в пределах 20; показать, как образуются числа второго десятка. Цифры от 0 до 10. Понятия отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10). Разложение числа на два меньших и составление из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
Счёт в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определение пропущенного числа.
Знакомство с монетами достоинством 1,5,10 копеек, 1,2,5, 10 рублей (различение, набор и размен монет).
Составление и решение простых арифметических задач на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус ( - ) и знаком отношения равно (=).
В результате изучения данного раздела воспитанники могут:
Знать/понимать:
- Состав чисел первого десятка из двух меньших;
- Знаки: +, -, =, ≠, <, >;
- Цифры (от 0 до 10);
- Название компонентов арифметической задачи.
Уметь:
- Считать в прямом и обратном порядке в пределах 20;
- Пользоваться количественным счетом в пределах 20;
- Пользоваться порядковым счетом в пределах 20;
- Соотносить цифру и число предметов;
- Пользоваться математическими знаками;
- Решать примеры на сложение и вычитание;
- Сравнивать количества предметов и записывать соотношения при помощи знаков и цифр;
- Устанавливать соотношение целого и части;
- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться арифметическими знаками действий;
- Использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни.
Иметь представление:
- Об обозначении количества числом и цифрами (в пределах 20);
- О соотношениях чисел в пределах 20;
- О закономерностях образования чисел числового ряда;
- О составе числа из двух меньших (в пределах десяти).
- О монетах достоинством 1,2,5,10 рублей.
- Величина, измерение.
Считать по заданной мере. Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
Измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку). Измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Дать представления о весе предметов и способах его измерения. Сравнивать вес предметов (тяжелее - легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами. Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.
В результате изучения данного раздела воспитанники могут:
Знать/понимать:
- Части целого и правильно их обозначать (половина, одна часть из двух (одна
вторая), две части из четырех (две четвертых) и т. д.
- Результат измерения зависит от величины условной меры;
Уметь:
- Измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий), объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры;
- Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета;
- Использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни;
Иметь представление:
- О весе предметов и способах его измерения.
- Форма.
Уточнить знание известных геометрических фигур и некоторых их свойств.
Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой.
Распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов – один большой прямоугольник; из частей круга - круг, из четырех отрезков - четырехугольник, из двух коротких отрезков - один длинный и т. д.
Конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
В результате изучения данного раздела воспитанники могут:
Знать/понимать:
- Геометрические фигуры, их элементы: (вершины, углы, стороны);
Уметь:
- Распознавать фигуры независимо от их пространственного положения;
- Классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам;
- Изображать, располагать на плоскости; упорядочивать по размерам;
- Использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни;
Иметь представление:
- О многоугольнике;
- Ориентировка в пространстве и на листе бумаги.
Ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственнoe расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, правом нижнем углу, перед, за, между, рядом и др.).
В результате изучения данного раздела воспитанники могут:
Знать/понимать:
- Пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, правом нижнем углу, перед, за, между, рядом и др.).
Уметь:
- Ориентироваться на ограниченной плоскости (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.)
Иметь представление:
- При повороте плоскости (листа бумаги, страницы тетради, книги и т. д.) изменяется месторасположение изображенного предмета
- Ориентировка во времени.
Дать детям элементарные, последовательности всех дней недели, месяцев, времён года. Формирование представлений о календаре.
Пользоваться в речи словами-понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время».
Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельныx временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час). Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.
В результате изучения данного раздела воспитанники могут:
Знать/понимать:
- Названия дней недели, их последовательность;
- Название месяцев; (в т.ч. летних, зимних и пр.);
- Последовательность дней недели, месяцев, времён года;
- Пользоваться в речи словами-понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время».
Уметь:
- Называть день недели, месяц и время года;
- Определять время по часам с точностью до 1 часа;
- Пользоваться в речи словами-понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время».
Иметь представление:
- О длительности отдельныx, временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час);
- О времени: его текучести, периодичности, необратимости;
- О календаре.
Способы проверки освоения воспитанниками
содержания образования по непрерывной образовательной деятельности
«Развитие элементарных математических представлений»
При реализации программы проводится оценка индивидуального развития детей. Она проводится в конце учебного года с 3 по 14 мая в форме диагностического обследования -выполнения детьми диагностических заданий (№1 - «Форма», №2 - «Ёлочка», №3 – «Математические представления), направленных на выявление сенсорных и математических представлений.
Задание № 1 - «Форма»
Материал: набор геометрических фигур, вырезанных из пособия; контурное изображение объекта – зайца из пособия; схема составления объекта (оборот карточки).
Задание: составить из набора геометрических фигур зайца, изображенного на контурном рисунке.
Примечание. Если ребенок не справляется с заданием, ему предлагается схема (оборот карточки).
Оценка выполнения задания:
Форма | Самостоятельно складывает предмет из геометрических фигур | Складывает предмет из геометрических фигур с помощью схемы | Складывает предмет по схеме с помощью взрослого |
2 балла | 1 балл | 0 баллов | |
Уровневый показатель | Высокий | Средний | Низкий |
Задание 2 - Величина
Познание (п.2), художественное творчество (аппликация).
Материал: пять квадратов разных размеров – от большого до маленького (3х3, 4х4, 5х5, 6х6, 7х7), вырезанных из зелёной бумаги; лист белой бумаги А4 с вертикальной линией по середине, обозначающий ствол ели, клей, ножницы.
Задание: ребенку предлагается сделать аппликацию ёлки, используя треугольники, вырезанные из квадратов (из двух треугольников, полученных из квадрата, составляется 1 большой треугольник – ветви ели).
Оценка выполнения задания:
Величина | Самостоятельно, ориентируясь на схему, выкладывает последовательность уменьшающихся двухсоставных треугольников | Задание выполняет после помощи воспитателя на начальном этапе – задание нижнего треугольника ёлки из двух треугольников, вырезанных из большого квадрата | Задание выполняет с помощью воспитателя |
2 балла | 1 балл | 0 баллов | |
Уровневый показатель | Высокий | Средний | Низкий |
Задание 3 - Математические представления.
Познание (математические представления пп. 1-3).
Материал: сюжетная картинка из пособия; полоска белой плотной бумаги (длина 10 см, ширина – 2 см), простой и цветные карандаши.
Задание: ребёнку предлагается произвести сравнение величин, решить простую арифметическую задачу и объяснить своё решение.
Педагог просить ребёнка рассмотреть картинку и решить две задачи:
1. Определить, кто из детей прыгнул дальше остальных от своего флажка и стал победителем. Для решения можно использовать полоску бумаги и карандаш.
2. Взрослый рассказывает, что победителю вручается приз – букет цветов. Всего было 9 цветов. В букете, который вручили победителю, - 5 цветов. Ребёнок должен вычислить, сколько цветов осталось для следующих соревнований.
Математические представления | Да | Нет | |||
1. Решает простые арифметические задачи на числа первого десятка. | 1 балл | 0 баллов | |||
2. Объясняет производимые при решении задач действия. | 1 балл | 0 баллов | |||
3. Использует способы опосредованного измерения и сравнения объектов по величине. | 1 балл | 0 баллов | |||
Сумма баллов | 3 балла | 2 балла | 0 баллов | ||
Уровневый показатель | Высокий | Средний | Низкий |
Итого по всем показателям:
Форма | 2 балла | 1 балл | 0 баллов |
Величина | 2 балла | 1 балл | 0 баллов |
Математические представления | 3 балла | 2 балл | 0 баллов |
7-5 баллов | 5-2 балла | 2-0 баллов | |
Сумма баллов | 7-6 баллов | 5-3 балла | 2-0 баллов |
Уровневый показатель | Высокий | Средний | Низкий |
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Литература для педагогов:
1. -Новикова В.П. Математика в детском саду. Конспекты занятий с детьми 6 - 7 лет - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008;
2. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М. – 2007.
3. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – М. – 2006.
4. Волина В.В. Праздник числа. – М. – 2003.
5. Давайте поиграем / Под ред. А.А.Столяра. – М. – 1991.
6. Козина Л.Ю. Игры по математике для дошкольников. – М. – 2008.
7. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. СПб. – 1996.
8. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М. - 1982.
9. Сборник загадок / Сост. М.Т. Карпенко. – М. – 1988.
10. Шарыгина Т.А. Точные сказки. Формирование временных представлений. – М. – 2005.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Рабочая тетрадь. Изучаем математику. Часть 2.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, ОБОРУДОВАНИЕ
Для детей: - карточки с цифрами от 1до 10; от10 до 20; - набор геометрических фигур разных по цвету, величине, форме; - «Математический набор»; - карточки с изображением различных предметов, с цифрами от 1 до 10; - 10 полосок разной высоты; - дудочка; - 8 треугольников (сделанных из бумажного квадрата); - знаки «<» «>» «+» «=»; - тетради; - счётные палочки; - «Чудесный мешочек»; - мелкие игрушки; - карточки с кружками о 1 до 10; - полоски 15х2, мерки 3х2 см.; - карточка, на которой нарисована наклонная лестница; - красные квадраты в количестве 20 штук; - равнобедренные треугольники (по 8 штук); - мисочки; ложки; - волчки; - макет часов часы с движущими стрелками; - рисунки на которых изображены электроприборы с часами; - толстый шнур или верёвка (20-25 см.); - карточки с изображением шариков разного цвета и величины; - тетради в клетку; - линейки; - карандаши. | Для воспитателя: - мяч; 5 обручей, шарик, фишки; - «Чудесный мешочек»; - набор геометрических фигур разных по цвету, величине, форме; - набор цифр от 1 до 10 и от 10 до 20; - числовые карточки в пределах 10; - куб, на гранях которого нарисованы цифры; - знаки, «<» «>» «+» «=»; - квадрат разрезанный на 8 одинаковых треугольников; - фланелеграф; - монеты достоинством 1, 2, 5 рублей, купюры, достоинством 10, 50 рублей, копейки; - простые предметы, цена которых не должна превышать 10 рублей (карандаш, ручка, линейка и т.д.) - мелкий счётный материал; - карточка с пятью по разному расположенному геометрическими фигурами; - два листа ватмана, на которых нарисованы перекрёстки дорог с движущими машинами; - колокольчик; - миски, рис; - мерки: чашка, стаканчик; - игра «Подбери пару»; - ватман на котором нарисована или наклеена большая ёлка; - разные календари, листочки календаря, скреплённые по месяцам за истёкший год; - макет часов с движущими стрелками; - иллюстрации с изображением необычных часов (солнечные, водяные, свеча-часы, и т.д.); - ватман на котором нарисованы две полоски (полки); - песочные часы. |
Календарно-тематический план
по непрерывной образовательной деятельности «Развитие элементарных математических представлений» в подготовительной к школе группе № 6 компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи в группе на 2015-2016 учебный год
№ НОД | Тема непрерывной образовательной деятельности | подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 6 (ОНР 3 уровня) | |
План | Факт | ||
1 | Диагностика | 01.09 | |
2 | Геометрические фигуры | 03.09 | |
3 | Величина | 08.09. | |
4 | Величина | 10.09 | |
5 | Ориентировка в пространстве | 15.09 | |
6 | Знакомство с тетрадью | 17.09 | |
7 | Знаки равенство, неравенство | 22.09. | |
8 | Знаки равенства и неравенства (повторение) | 24.09 | |
9 | Многоугольник | 29.09 | |
10 | Геометрические фигуры | 01.10 | |
11 | Быстро - медленно | 06. 10 | |
12 | Состав числа три | 08.10 | |
13 | Измерения | 13.10 | |
14 | Измерения (повторение) | 15.10 | |
15 | Деньги | 20.10 | |
16 | Состав числа четыре | 22.10 | |
17 | Деньги (интегрирован занятие) | 27.10 | |
18 | Измерение | 29.10 | |
19 | Состав числа пять | 02.11 | |
20 | Далеко, близко (интегрированное) | 05.11 | |
21 | Измерение | 10.11 | |
22 | Геометрические фигуры | 12.11 | |
23 | Знак «плюс» | 17.11 | |
24 | Знак «плюс» (повторение) | 19.11 | |
25 | Состав числа семь | 24.11 | |
26 | Знак «минус» | 26.11 | |
27 | Состав числа восемь | 01.12 | |
28 | Геометрические фигуры | 03.12 | |
29 | Состав числа девять | 08.12 | |
30 | Измерение | 10.12 | |
31 | Состав числа десять | 15.12 | |
32 | Второй десяток | 17.12 | |
33 | Второй десяток (повторение) | 22.12 | |
34 | Счёт до 20 | 24.12 | |
35 | Часы | 29.12 | |
36 | Время | 19.01 | |
37 | Ориентировка в пространстве | 21.01 | |
38 | Ориентировка во времени (интегрированное занятие) | 26.01 | |
39 | Год. Месяц. | 28.01 | |
40 | Получас | 02.02 | |
41 | Получас (повторение) | 04.02 | |
42 | История часов | 09.02 | |
43 | Решение задач | 11.02 | |
44 | Решение задач | 16.02 | |
45 | Счёт двойками | 18.02 | |
46 | Счёт двойками (повторение) | 23.02 | |
46 | Часы в быту | 25.02 | |
48 | Решение задач | 8.03 | |
49 | Деление на равные части (интегрировованное. занятие) | 10.03 | |
50 | Измерение | 15.03 | |
51 | Решение задач | 17.03 | |
52 | Сантиметр | 22.03 | |
52 | Счёт тройками | 24.03 | |
54 | Счёт тройками (повторение) | 29.03 | |
55 | Чётные, нечётные числа | 31.03 | |
56 | Измерение | 05.04 | |
57 | Счёт тройками (повторение) | 07.04 | |
58 | Чётные, нечётные числа | 12.04 | |
59 | Измерение | 14.04 | |
60 | Отрезок | 19.04 | |
61 | Повторение | 21.04 | |
62 | Измерение | 26.04 | |
63 | Ориентировка в пространстве | 28.04 | |
64 | Ориентировка в пространстве | 03.05 | |
65 | Измерение | 05.05 | |
66 | Решение задач | 10.05 | |
67 | Повторение | 12.05 | |
68 | Повторение | 17.05 | |
69 | Решение задач | 19.05 | |
70 | Количественный состав числа | 22.05 | |
71 | Составление и решение арифметических задач | 26.05 | |
72 | Диагностическое | 31.05 |
Календарно-тематический план
по непрерывной образовательной деятельности «Развитие элементарных математических представлений» в подготовительной к школе группе № 6 компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи на 2015-2016 учебный год
№ п/п | Время проведения | Тема НОД, форма проведения | Опорные слова | Содержание | Материал | Сопутствующие формы работы | ||||
Количество и счёт | Освоение представлений о величине, времени и пространстве | Решение и составление арифметических задач | Знакомство с монетами, закрепление геометр. фигур | |||||||
План | Факт | |||||||||
1 | 01.09 | Диагностика | Слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом | Закрепить навыки порядкового счета в пределах 10, умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?» | Закрепить представления о взаимном расположении предметов в пространстве: слева, справа, до, после и др.; умение последовательно определять и называть дни недели | Выявить знания геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, четырёхугольник | Карточки с цифрами по количеству детей | Игра «Кто ушел» | ||
2 | 03.09 | Геометрические фигуры | Треугольник, прямоугольник, четырёхугольник, квадрат | Упражнять в счёте в пределах 10. | Классифицировать предметы по разным признакам: величине, цвету, форме. | Закреплять умение различать и называть геом. фигуры | Мяч. Р: набор геометрических фигур разных по цвету, величине, форме. | Игра «Считай дальше», «Наоборот» | ||
3 | 08.09. | Величина | Счёт в пределах 10, отсчёт по предложенной цифре, счёт на ощупь. | Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны и углы листа. | Совершенствовать представления о величине предметов | Д: обручи, фишки, шарик, «Чудесный мешочек». Р: «Математический набор», листы бумаги, цв. карандаши. | Д/И «Отгадай, что такое?», «Сосчитай, не ошибись» | |||
4 | 10.09 | Величина | Предыдущее и последующее число | Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10 | Совершенствовать умение сравнивать 10 предметов (по длине, высоте, ширине), упражнять в умении двигаться в заданном направлении. | Д: Карточки с изображением различных предметов, с цифрами от 1 до 3, 10 полосок разной высоты, дудочка, звездочки. Р: Карточки с раз. кол-вом кругов, с изображением, лабиринтов, карандаши, 10 разноцв. полосок разн. длины и ширины. | Игровое упражнение «Назови предыдущее и последующее число» | |||
5 | 15.09 | Ориентировка в пространстве | Слева, справа, позади, впереди. | Порядковый и обратный счёт в пределах 10 | Упражнять в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, закрепить названия дней недели. | Учить составлять фигуру из 8 треугольников, закрепить название геометрических фигур. | Д.: 2-3 набора цифр разного цвета от 1 до 7 Р.: по 8 треугольников (сделанных из бумажного квадрата) | Игр. упр. «Что, где?», «Живая неделя» | ||
6 | 17.09 | Знакомство с тетрадью | Тетрадь, больше, меньше. | Упражнять в счёте в пределах 10; учить соотносить цифру с количеством. | Закреплять умение ориентироваться на листе в клетку | Д.: 10 красных и синих кружков, знаки «<» «>», цифры и числовые карточкив пределах 10. Р.: «Математические наборы», знаки «<» «>», тетрадь, карандаш. | Д/и «Какой цифры не стало?», «Найди пару» | |||
7 | 22.09. 29.09 | Знаки равенство, неравенство | Равенство, неравенство | Учить понимать количественные отношения между числами в пределах 10,. Называть «соседей» данного числа. | Закреплять умение последовательно называть дни недели, «перед», «до», «между», «вчера», «сегодня» | Д.: куб, на гранях которого нарисованы цифры, знаки, мяч, жёлтые и синие квадраты. Р.: «Математический набор», знаки. | Д/и «Назови соседей», «Назови скорей», «Назови пропущенное слово». | |||
8 | 24.09 | Знаки равенства и неравенства (повторение) | равенство, неравенство | продолжать учить детей понимать количественное отношение между числами в пределах 10. записывать при помощи знаков < >, и читать записи; познакомить детей со знаками =, = (равенство, неравенство); учить называть соседей данного числа | закрепить временное представление | Д.: куб, на гранях которого нарисованы цифры, знаки, мяч, жёлтые и синие квадраты. Р.: «Математический набор», знаки. | Д/и «Назови соседей», «Назови скорей», «Назови пропущенное слово». | |||
9 | 29.09 | Многоугольник | Многоугольник, стороны, вершины, углы. | Упражнять в счёте в пределах 10. | Познакомить с многоугольником, егго признаками; сторонами , углами, вершинами. | Д.: пятиугольник, обручи, цифры, фишки, два набора геометрических фигур одинаковой формы и цвета. Р.: набор геометрических фигур, две карточки на которых расположены в различном порядке геометрические фигуры. | Д/и «Сложи узор», « Назови предмет», «Найди пару». | |||
10 | 01.10 | Геометрические фигуры | Геометрические фигуры | Упражнять в счёте в пределах 10. Делать «запись» с помощью знаков «<», «>», «=», «неравно». Уменьшать и увеличивать число на единицу. Счёт на ощупь. | Дни недели: вчера, сегодня, завтра. | Рисование многоугольника в тетради. | Д.: 5 жёлтых, 5 зелёных груш, цифры, обруч, знаки, карточки с кружками. Р.: «Математический набор», счётные палочки, «Чудесный мешочек». | Д/и «Назови число», «ИграЦ с яблоками». | ||
11 | 06. 10 | Быстро - медленно | быстро - медленно | упражнять в счёте в пределах 10; | закрепить понятия быстрее – медленнее; закрепить названия времён года и месяцев | учить составлять фигуру из 8 треугольников; закрепить названия геометрических фигур (треугольник, многоугольник); | Д.: по всей группе расставлены предметы одного цвета, формы величины, Р.: квадрат разрезанный на 8 одинаковых треугольников. | Д/и «Кто больше запомнит», «Запомни, кто где стоит», «Отгадай-ка» | ||
12 | 08.10 | Состав числа три | Состав числа | познакомить детей с составом числа 3; составлять число 3 из двух меньших чисел, упражнять в счёте по осязанию | закрепить временные представления | . | Д.; 5 обручей, набор цифр, фланелеграф и набор кружков двух цветов. Р.; «Математический набор», «Чудесный мешочек» | Д\и «Какой цифры не стало», «Отгадай-ка». | ||
13 | 13.10 | Измерения | мерка | продолжать учить понимать количественные отношения между числами первого десятка и уметь записывать это при помощи цифр и знаков; | учить измерять с помощью условной меры длину предмета; учить показывать 1\2, 2\5 и т.д. | учить классифицировать фигуры по разным признакам – величине, форме, цвету | Д.; цифры, группы игрушек, карточки с кружками, набор геометрических фигур. Р.; «Математический набор», полоска 15х2, мерка 3х2 см. другого цвета, карандаш, ножницы, по одной геометрической фигуры (разных цветов и размеров). | П/и «Бегите ко мне», Д/и «Найди столько же» | ||
14 | 15.10 | Измерения (повторение) | мерка | закрепить понятие количественные отношения между числами первого десятка и уметь записывать это при помощи цифр и знаков; | закрепить умения измерять с помощью условной меры длину предмета; учить показывать 1\2, 2\5 и т.д.; учить классифицировать фигуры по разным признакам – величине, форме, цвету | закрепить умение классифицировать фигуры по разным признакам – величине, форме, цвету | Д.; цифры, группы игрушек, карточки с кружками, набор геометрических фигур. Р.; «Математический набор», полоска 15х2, мерка 3х2 см. другого цвета, карандаш, ножницы, по одной геометрической фигуры (разных цветов и размеров). | П/и «Бегите ко мне», Д/и «Найди столько же» | ||
15 | 20.10 | Деньги | деньги, рубль, монета, копейка | упражнять в порядковом и обратном счёте в пределах 10; | упражнять в ориентировке в пространстве, в ориентировке на листе бумаги: учить ставить точки на пересечении линий (соединять точки по прочерченным линиям). | познакомить детей с деньгами и их предназначением | Д.; монеты достоинством 1, 2, 5 рублей, купюры, достоинством 10, 50 рублей, копейки; простые предметы, цена которых не должна превышать 10 рублей (карандаш, ручка, линейка и т.д.) Р.; тетрадь, карандаш. | Игра на ориент-ку в простр-ве «Найди спрятанную игрушку» | ||
16 | 22.10 | Состав числа четыре | состав числа | учить детей составлять число четыре из двух меньших чисел; упражнять в прямом и обратном счёте | учить составлять фигуры из счётных палочек, а затем преобразовывать их. | Д.; фланелеграф, синие и жёлтые квадраты, куб, на гранях которого нарисованы цифры, мелкий счётный материал. Р.; красные и жёлтые кружки, счётные палочки, «математический набор». | Д/и «В какой руке сколько?», «Игра с кубом» | |||
17 | 27.10 | Деньги (интегрирован занятие) | рубль, монета | упражнять в счёте в пределах десяти; | упражнять в ориентировке на листе бумаги: учить ставить точки на пересечении линий (соединять точки по прочерченным линиям). | учить составлять предмет из восьми треугольников, провести беседу на тему «Деньги вчера, сегодня, завтра»; | Д.; деньги (монеты, купюры), два куба на гранях которого нарисованы цифры от 1 до 6 и от 5 до 10. Р.; по одной кар точки с кружками, по восемь треугольников сделанных из квадрата. | Д/и «Игра с кубом» | ||
18 | 29.10 | Измерение | мера | упражнять в прямом и обратном счёте; упражнять в счёте на слух. | упражнять в измерении с помощью условной меры; | Д.; мяч, на столе перевернутые карточки с пятью по разному расположенному геометрическими фигурами: Р.; по одной карточки с геометрическими Фигурами (как у воспитателя); картинка на которой нарисована наклонная лестница, разные мерки (у одних детей шесть раз укладывается мерка, а у вторых семь раз): | Д/и «Считай дальше», «Считай, не ошибись», «отгадай-ка». | |||
19 | 02.11 | Состав числа пять | состав числа пять | познакомить детей с составом числа пять из двух меньших чисел; упражнять в счёте в пределах 10; | учить считать по заданной мере; учить называть дни недели с любого дня; | Д.; два комплекта цифр, пять фишек, восемь кружков одной величины. Р.; «Математический набор», жёлтые и красные квадраты в количестве 20 штук. | Д/и «В какой руке сколько?», «Живая неделя», «отгадай-ка». | |||
20 | 05.11 | Далеко, близко (интегрированное) | далеко, близко | упражнять в счёте на слух; | упражнять в ориентировке в пространстве на листе бумаги; учить пользоваться словами «далеко», «близко»; закрепить знание детьми своего адреса. | учить составлять силуэты различных предметов из восьми треугольников прикладывая их друг к другу; | Д.; два листа ватмана, на которых нарисованы перекрёстки дорог с движущими машинами, колокольчик. Р.; по восемь равнобедренных треугольников, клей, кисточки. | Д/и «Поговорим по радио», «Где спрятан калоекольчик?» | ||
21 | 10.11 | Измерение | измерение | упражнять в счёте в пределах 10; учить называть соседей названных чисел; различать и называть цифры по порядку; учить отсчитывать количество предметов по заданной цифре. | учить детей измерять одно и то же количество крупы мерками разной величины, понимать зависимость полученного результата от величины мерки; | Д.; две миски, в одну из которых насыпано три чашки риса; мерки: чашка, стаканчик, два комплекта цифр разного цвета. Р.; «Математический набор», мелкие игрушки или геометрические фигуры. | Д/упр. «Живый цифры», «Считай, не ошибись». | |||
22 | 12.11 | Геометрические фигуры | многоугольник | учить составлять число шесть из двух меньших чисел | учить составлять геометрическую фигуру из счётных палочек; закрепить знания о геометрических фигурах | Д.; набор геометрических фигур, фишки. Р.; «Математический набор», счётные палочки. | Д/и «В какой руке сколько?», «Назови предмет» | |||
23 | 17.11 | Знак «плюс» | плюс, прибавить | продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу; познакомить со знаком «плюс»; учить называть «соседей» данного числа; упражнять в составе числа шесть; | учить ориентироваться на листе бумаги. | Д.; цифры, знаки, числовые карточки. Р.; «Математический набор», мелкие игрушки, цветные карандаши, тетрадь. | Д/и «Найди соседа», «Увеличь число». | |||
24 | 19.11 | Знак «плюс» (повторение) | плюс, прибавить | закрепить умения детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу; познакомить со знаком «плюс»;учить называть «соседей» данного числа; упражнять в составе числа шесть; | учить ориентироваться на листе бумаги. | . | Д.; цифры, знаки, числовые карточки. Р.; «Математический набор», мелкие игрушки, цветные карандаши, тетрадь | Д/и «Найди соседа», «Увеличь число». | ||
25 | 24.11 | Состав числа семь | состав числа семь | учить составлять число семь из двух меньших чисел; упражнять в составлении числа семь из единиц; продолжать учить детей увеличивать числа в пределах 10 на единицу. | закрепить названия дней недели, месяцев. | Д.; цифры (2-3 комплекта), фишки. Р.; «Математический набор», цветные карандаши. | Д/и «В какой руке сколько?», «Живая неделя». | |||
26 | 26.11 | Знак «минус» | уменьшить, минус | продолжать учить детей уменьшать числа на единицу в пределах 10; познакомить со знаком «минус» | продолжать учить детей измерять сыпучие вещества, следить за полнотой меры, понимать, что от этого зависит результат измерения. | Д.; набор цифр, знак «минус», мяч. Р.; мисочка с пятью ложками риса, пустая мисочка, ложка, фишки, «Математический набор», волчки. | Д/и «Назови правильно» | |||
27 | 01.12 | Состав числа восемь | состав числа восемь | учить составлять число восемь из двух меньших чисел; учить называть «соседей» заданного числа. | упражнять в ориентировке в пространстве; при определении положения предмета пользоваться словами: «слева», «справа», «впереди», «сзади»; | Д.; цифры. Р.; бумажные треугольники двух цветов, «Математический набор», | Д/и «Ручеёк», «Покажи соседей». | |||
28 | 03.12 | Геометрические фигуры | многоугольник | упражнять в счёте в пределах 10; учить пользоваться цифрами и знаками; | учить составлять геометрическую фигуру из счётных палочек; закрепить названия геометрических фигур. | Для детей: «Математический набор», счётные палочки, набор геометрических фигур. | Д/и «Отгадай число» | |||
29 | 08.12 | Состав числа девять | состав числа девять | учить составлять число девять из двух меньших чисел; упражнять в обратном порядке счёта; упражнять в счёте по составленной мерке. | закрепить названия дней недели; | Д.; мяч, фишки, кружки с цифрами (10 кружков одной величины). Р.; «Математический набор». | Д/и «В какой руке сколько?», «Лови, бросай, дни недели называй» П/и «По кочкам». | |||
30 | 10.12 | Измерение | мерка | учить составлять число 10 из двух меньших чисел; | учить детей с помощью условной мерки определять объём жидкости; закрепить временные представления. | Д.; банка, в которую налито три стаканов воды; маленькая чашка, которая равна по объёму половине стакана; фишки, пустая банка, два комплекта цифр. Р.; «Математический набор». | Д/и «По порядку стройся», «В какой руке сколько?». П/и «Ручеёк» | |||
31 | 15.12 | Состав числа десять | состав числа десять | учить составлять число десять из двух меньших чисел; закрепить счёт в пределах 10; различать и называть цифры по порядку; | упражнять в ориентировке в пространстве на листе бумаги. | Д.; цифры, мяч. Р.; «Математический набор», тетрадь, цветные карандаши. | Д/и «В какой руке сколько?». П/и «Ручеёк» | |||
32 | 17.12 | Второй десяток | двадцать | познакомить детей с составом и образованием каждого из чисел второго десятка; учить считать в пределах 20; | закрепить названия геометрических фигур: треугольник, квадрат, ромб, трапеция. | Д.; счётные палочки (20 штук); набор цифр, мяч. Р.; «Математический набор», счётные палочки (20 штук); | Д/и «Кто знает-пусть быстро считает», «Отвечай быстро», «Отгадай-ка». | |||
33 | 22.12 | Второй десяток (повторение) | двадцать | продолжать познакомить детей с составом и образованием каждого из чисел второго десятка; учить считать в пределах 20; | закрепить названия геометрических фигур: треугольник, квадрат, ромб, трапеция, составлять фигуры из счётных палочек. | Д.; счётные палочки (20 штук); набор цифр, мяч. Р.; «Математический набор», счётные палочки (20 штук); | Д/и «Кто знает-пусть быстро считает», «Отвечай быстро», «Отгадай-ка». | |||
34 | 24.12 | Счёт до 20 | дальше, ближе, внутри, снаружи | продолжать учить считать до 20; продолжать знакомить детей с образованием и записью каждого из чисел второго десятка; | учить называть слова противоположные по смыслу. | Д.; цифры, счётные палочки, мяч. Р.; «Математический набор», счётные палочки, резинка. | Д/и «Наоборот», П/и «Гаражи». | |||
35 | 29.12 | Часы | часы | упражнять в счёте в пределах 20; учить называть «соседей» данного числа. | познакомить детей с часами, их назначением; упражнять в ориентировке в пространстве, используя слова: впереди, позади, рядом и т. д. | Д.; картинки с изображением разных часов, макет часов с движущими стрелками, мяч. Р.; макет часов с движущими стрелками. | Д/и «Что, где?», «Отгадай число». | |||
36 | 19.01 | Время | время | упражнять в счёте в пределах 20; упражнять в составлении числа 10 из двух меньших чисел; | упражнять в определении времени по часам с точностью до часа | Д.; палочки, цифры, игра «Подбери пару». Р.; | Д/и «Найди ошибку», «Подбери пару». П/и «Ручеёк» | |||
37 | 21.01 | Ориентировка в пространстве | Справа, слева, вверху, внизу | упражнять в счёте в пределах 20. | упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова «сколько», «слева», «справа», «вверху»; закрепить название месяцев. | Д.; цифры, обруч. Р.; фишки, на каждую пару детей – две одинаковые книги. | Д/и «Посчитай», «Какое слово полдходит?». | |||
38 | Ориентировка во времени (интегрированное занятие) | год месяц | упражнять в ориентировке в пространстве на ограниченной плоскости, используя слова , «слева», «справа», «вверху», «внизу», «между»; закрепить название месяцев, знать, что 12 месяцев составляют год. | учить составлять силуэт из восьми равнобедренных треугольников; развивать воображение. | Д.; ватмана на которой нарисована или наклеена большая ёлка. Р.; по восемь равнобедренных треугольников сделанных из квадрата, квадраты разных цветов и размеров, клей. | П/и «Льдинки в пруду» | ||||
39 | 28.01 | Год. Месяц. | год, месяц | продолжать учить считать до 20 и составлять число по заданному количеству десятков и единиц. | уточнить знания детей о годе, как временном отрезке; сформировать представление о необратимости времени; уточнить знания детей о календаре; | Д.; разные календари, листочки календаря, скреплённые по месяцам за истёкший год, цифры, счётные палочки. Р.; «Математический набор», счётные палочки, детский карманный календарь. | Д/и «Двенадцать месяцев» | |||
40 | 02.02 | Получас | получас | учить определять время по часам с точностью до получаса; упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить словесно, обозначать месторасположения предмета: «слева», «справа», «вверху», «внизу», «между»; |
| закрепить названия геометрических фигур: треугольник, квадрат, ромб, трапеция | Д.; макет часов с движущими стрелками. Р.; макет часов, по восемь геометрических фигур разного цвета и величины. | Игры на ориент-ку в простр-ве «Кто, куда убежал», «Найди спрятанную игрушку» | ||
41 | 04.02 | Получас (повторение) | получас | продолжать учить определять время по часам с точностью до получаса; упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить словесно обозначать месторасположения предмета: «слева», «справа», «вверху», «внизу», «между»; | закрепить названия геометрических фигур: треугольник, квадрат, ромб, трапеция. | Д.; макет часов с движущими стрелками. Р.; макет часов, по восемь геометрических фигур разного цвета и величины. | Игры на ориент-ку в простр-ве «Кто, куда убежал», «Найди спрятанную игрушку» | |||
42 | 09.02 | История часов | часы | упражнять в счёте в пределах 20; упражнять в увеличении и уменьшении числа на единицу | познакомить детей с историей изобретения часов; учить узнавать время по часам; | Д.; иллюстрации сизображением необычных часов (солнечные, водяные, свеча-часы, и т.д.), мяч, часы с движущими стрелками. Р.; часы с движущими стрелками. | Д/и «Назови скорей», «Который час». | |||
43 | 11.02 | Решение задач | задача | закрепить названия месяцев. | учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10 на наглядной основе; учить «записывать» задачи, используя знаки «=,+,-»; | Д.; цифры, знаки, семь машинок и шесть собачек. Р.; «Математический набор» | П/и «Круглый год» | |||
44 | 16.02 | Решение задач | стало, осталось | Продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10 на наглядной основе; учить «записывать» задачи, используя знаки «=,+,-»; | закрепить названия геометрических фигур. | Д.; цифры, фишки, обручи, игрушки для решения задач. Р.; «Математический набор», «Чудесный мешочек» (для счета по осязанию). | П/и «Посмотри вокруг» | |||
45 | 18.02 | Счёт двойками | счёт двойками | учить детей считать; учить называть общее количество предметов в группах; | закрепить название месяцев | закрепить названия геометрических фигур; | Д.; геометрические фигуры, карточки с геометрическими фигурами. Р.; «Математический набор», геометрические фигуры. | Д/и «Разложи, как скажу», «Двенадцатьмесяцев». | ||
46 | 23.02 | Счёт двойками (повторение) | счёт двойками | продолжать учить детей считать; учить называть общее количество предметов в группах; | закрепить название месяцев | закрепить названия геометрических фигур; | Д.; геометрические фигуры, карточки с геометрическими фигурами. Р.; «Математический набор», геометрические фигуры. | Д/и «Разложи, как скажу», «Двенадцатьмесяцев». | ||
47 | 25.02 | Часы в быту | электроприборы | упражнять в счёте двойками; учить считать в прямом и обратном порядке в пределах 20; учить соотносить число с цифрой. | уметь определять время по часам. | учить находить сходства и различия между предметами | Д.; цифры, 3-4 обруча, лист ватмана разделённого по горизонтали на три части; 30 кубиков, мяч. Р.; по одному рисунку на котором изображены электроприборы с часами, клей. | Д/и «Сколько жильцов в квартире?», «Считай двойками». | ||
48 | 01.03 | Решение задач | условие вопрос | упражнять в счёте до 20, уметь назвать «соседей» названного числа. | учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10 на наглядной основе; познакомить детей со структурой задачи; | Д.; мяч, семь яблок на тарелке, восемь чашек. Р.; «Математический набор», счётные палочки. | Д/и «Назови соседей», «Какой цифры не стало» | |||
49 | 10.03 | Деление на равные части (интегриров. занятие) | часть | упражнять в счёте до 20 | упражнять детей в делении предмета на восемь равных частей путём складывания по диагонали; учить показывать одну часть из восьми, а так же 2\8, 5\8, 8\8; упражнять в ориентировке на плоскости используя слова: между, рядом, сбоку. | учить составлять силуэт предмета из 8 равнобедренных треугольников; | Д,; лист ватмана на котором нарисованы две полдоски (полки), на которые дети будут наклеивать свои предметы. Р.; по одному квадрату разных цветов и размеров, клей, ножницы. | Д/и «Придумай и наклей» | ||
50 | 15.03 | Измерение | померить | упражнять детей в счёте двойками; упражнять в счёте в пределах 20; | упражнять в измерении длины разными мерками. | Для детей: счетные палочки, полоски одинаковой длины, по две мерки на каждую пару детей (одна 5 раз, другая 7), ножницы, карандаш, фишки. | Д/и «Часы», «Отгадай-ка». | |||
17.03 | Решение задач | Сложение вычетание | упражнять в счёте в пределах20; учить уменьшать и увеличивать число на единицу. | учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10; учить «записывать» задачи, используя знаки «=,+,-»; | Д.; мяч, числовые карточки с кружками от 1 до 7 (три экземпляра). Р.; «Математический набор» | Д/и «Назови скорей», «Живая неделя», «Парная игра» | ||||
51 | 22.03 | Сантиметр | сантиметр, линейка | упражнять в счёте в пределах 20; упражнять в умении составлять число из двух меньших. | упражнять в измерении длины с помощью условной меры; познакомить детей с единицей длины – сантиметром; познакомить с линейкой и её назначением; закрепить названия дней недели; | Д.; набор цифр, два комплекта карточек с кружками. Р.; полоска длиной 10х1, мерка 1х1, карандаш, фишки, линейка. | Д/и «Отгадай-ка» П/и «Ручеёк», «Мы идём, идём». | |||
52 | 24.03 | Счёт тройками | счёт тройками | учить детей считать тройками; учить называть общее количество предметов в группе; | учить классифицировать геометрические фигуры по разным признакам. | Д.; мяч, цифры. Р.; счётные палочки, набор геометрических фигур: круги, квадраты, прямоугольники, треугольники разного цвета и величины. | Д/и «Считай двойками» П/и «По порядку стройся» | |||
53 | 29.03 | Счёт тройками (повторение) | счёт тройками | учить детей считать тройками; учить называть общее количество предметов в группе; | условной меры; познакомить детей с единицей длины – сантиметром; познакомить с линейкой и её назначением; | учить классифицировать геометрические фигуры по разным признакам | Д.; мяч, цифры. Р.; счётные палочки, набор геометрических фигур: круги, квадраты, прямоугольники, треугольники разного цвета и величины. | Д/и «Считай двойками» П/и «По порядку стройся» | ||
54 | 31.03 | Чётные, нечётные числа | чётные, нечётные | познакомить детей с чётными и нечётными числами. | упражнять в ориентировке в пространстве используя слова «слева», «справа», «вдали», «вблизи», «рядом»; | закрепить название геометрических фигур. | Для детей: «Математический набор» | Д/и «Считай дальше» | ||
55 | 05.04 | Измерение | линейка | упражнять детей в счёте; развивать внимание, наблюдательность; учить различать чётные и нечётные числа; | упражнять в измерении длины с помощью линейки. | Д.; числа от 1 до 20. Р.; тетрадь в клетку, линейка, карандаш, в тетради две красные точки на расстоянии 8 см. | Д/и «Чёт-нечёт» | |||
56 | 07.04 | Счёт тройками (повторение) | счёт тройками | учить детей считать тройками; учить называть общее количество предметов в группе; | упражнять в измерении длины с помощью условной меры; познакомить детей с единицей длины – сантиметром; познакомить с линейкой и её назначением; | учить классифицировать геометрические фигуры по разным признакам. | Д.; мяч, цифры. Р.: счётные палочки, набор геометрических фигур: квадраты, круги, треугольники разного цвета и величины. | Д/и «Считай двойками» П/и «По порядку стройся» | ||
57 | 12.04 | Чётные, нечётные числа | чётные, нечётные | Закрепить с детьми чётными нечётные числа. | Упражнять в ориентировке в пространстве, используя слова «слева», «справа», «вдали», «вблизи», «около» | закрепить название геометрических фигур | Для детей: «Математический набор» | Д/и «Считай дальше» | ||
58 | 14.04 | Измерение | линейка | упражнять детей в счёте; развивать внимание, наблюдательность; учить различать чётные и нечётные числа; | упражнять в ориентировке в пространстве используя слова «слева», «справа», «вдали», «вблизи», «рядом»; | закрепить названия геометрических фигур; | Д.; числа от 1до 20; Р.; тетрадь в клетку, линейка, карандаш, в тетради две красные точки на расстоянии 8 см. друг от друга. | Д/и «Чёт-нечёт» | ||
59 | 19.04 | Отрезок | отрезок | упражнять в счёте тройками. | Учить детей чертить отрезки, упражнять в измерении длины с помощью линейки. | продолжать учить составлять арифметические задачи на сложение и вычитание по числовому примеру; | Д,; мяч, цифры: Р.; «Математический набор», тетрадь в клетку, линейка, карандаш, в тетради две красные точки не далеко друг от друга. | Д/и «Счет тройками» | ||
60 | 21.04 | Повторение | отрезок | упражнять детей в счёте в пределах 20; учить понимать, что числа от 11 до 20 состоят из одного десятка и разного количества единиц; учить понимать количественные отношения между числами в пределах 20; пользоваться знаками «=», «<», «>»; упражнять детей в счёте по заданной мере; | учить детей чертить отрезки и измерять их; | Д.; 10 бумажных яблок одного размера и цвета, 5 половинок яблок такого же размера, счетные палочки. Р.; Математический набор», тетрадь в клетку, линейка, карандаш, счётные палочки. | Д/и «Считай – не ошибись!», «Какой цифры не стало?» | |||
61 | 26.04 | Измерение | мерка | упражнять в счёте; развивать мелкую моторику. | упражнять в измерении жидкости с помощью составной меры; | учить детей составлять и решать простые задачи по числовому примеру; | Д.; цифры, знаки, 4 стакана и 2 банки, кувшин с водой, песочные часы. Р.; Математический набор», по толстому шнурку или верёвки. | Д/и «Завяжем, развяжем» | ||
62 | 28.04 | Ориентировка в пространстве | чётные, нечётные | упражнять в составлении числа из двух меньших чисел; закрепить знание чётных и нечётных чисел; | учить детей ориентироваться на тетрадной странице учить перерисовывать рисунок; | продолжать учить из треугольников образовывать новые многоугольники | Д.; цифры, мелкие предметы (10 штук). Р.; тетрадь, карандаш, набор геометрических фигур (6 равнобедренных треугольников) | Д/и «Огадай, в какой руке сколько?», «Чет-нечет». | ||
63 | 03.05 | Ориентировка в пространстве | слева, справа, вверх, вниз | упражнять в счёте в пределах 20; учить называть последующие и предыдущие числа. | Продолжать учить ориентироваться на тетрадной странице, учить перерисовывать рисунок. Упражнять в названии дней недели. | Д.; цифры, мелкие предметы (10 штук). Р.; тетрадь, карандаш, набор геометрических фигур (6 равнобедренных треугольников) | Д/и «Соседи числа» | |||
64 | 05.05 | Измерение | Литр, пол-литра | Упражнять в составлении числа из двух меньших чисел. | упражнять детей в измерении жидкости, познакомить со словами: метр, полметра. | Продолжать учить составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 20. | упражнять в названии месяцев; | Д.; 2 пол-литровые банки и 1 литровая, кувшин с водой; цифры и знаки, карточки с кружками от 1 до 10 (2 комплекта); 15 тюльпанов. Р.; «Математический набор» | Д/и «Разложи по порядку» П/и «Речеёк» | |
65 | 10.05 | Решение задач | Условие, вопрос, решение, ответ | упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы используя слова: «слева», «справа», «между», «под», «за». | продолжать учить детей составлять и решать задачи на сложение и вычитание на числах в пределах 20; | Для детей: карточка, на которой по –разному расположены шесть рисунков на один сюжет, фишки. | Д/и «Часы», «Повторяй за мной» | |||
66 | 12.05 | Повторение | геометрические фигуры | упражнять детей в счёте в пределах 20; учить увеличивать и уменьшать число на единицу; | Учить составлять фигуры из счетных палочек, закрепить название геометрических фигур. | Д.; мяч. Р.; 20 мелких игрушек, счетные палочки. | Д/И\и «Мы идём, идём», «Назови соседей», П/и «Веселая обезьянка». | |||
67 | 17.05 | Повторение | отрезок | продолжать учить детей определять количественные отношения между числами в пределах 20; делать соответствую «запись» при помощи цифр и знаков; упражнять в счёте по осязанию; | Закрепит название дней недели. | учить составлять фигуру из счётных палочек; закрепить название геометрических фигур. | Д.; комплект карточек с кружками от 1 до 7, обручи. Р.; «Математический набор», набор геометрических фигур.. | Д/и «Живая неделя» | ||
68 | 19.05 | Решение задач | слева, справа, между, под, за. | упражнять в ориентировке на листе бум упражнять детей в счёте в пределах 20; учить увеличивать и уменьшать число на единицу; | учить чертить отрезки заданной длины; | продолжать учить детей составлять и решать задачи на сложение и вычитание на числах в пределах 20; | закрепить название геометрических фигур. | Д.; карточка, на которой по –разному расположены шесть рисунков на один сюжет. Р.; «Математический набор», набор геометрических фигур, тетрадь, линейка, карандаши. | Д/и «Какой фигуры не стало?», «Продолжай считать» (счет с заданной цифры). | |
69 | 22.05 | Количественный состав числа (учебно-игровое) | Арифметические знаки, «часть», «целое», | Упражнение в отгадывании математических загадок. Упражнять в количественном и порядковом счёте | Д.: арифметические знаки. Р. Полоски «часть», «целое», арифметические знаки, карточки с цифрами. | И/у «Отгадай загадку», | ||||
70 | 26.05 | Составление и решение арифметических задач (учебно-игровое) | Структура задачи, арифметическое действие. | Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя и другого лица. | Упражнять в умении ориентироваться в тетради в клетку. | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10. | Д.: карточки с цифрами и арифметическими знаками. Р.: простые и цветные карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, листы бумаги с изображением шариков разного цвета и величины, тетрадь в клетку. | И/у «Отгадай загадку», «Выполни задание» | ||
71 | 31.05 | Диагностическое | Выявление сенсорных и математических представлений | |||||||
72 |