Текст к презентации «Формирование познавательных действий дошкольников посредством дидактических игр»
учебно-методический материал по математике на тему

Текст к презентации "Формирование познавательных действий дошкольников посредством дидактических игр" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Текст к презентации «Формирование познавательных действий дошкольников

посредством дидактических игр»

2слайд.  Дошкольное детство – длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Это период, когда и семья, и общество создает для ребенка все необходимые и возможные условия для их развития.

Важную роль в формировании личности ребенка имеет познавательное развитие.

Именно дошкольное детство является периодом первоначального познавательного развития. Особенно актуально решение данной проблемы в русле формирования у детей дошкольного возраста готовности к школьному обучению.

3 слайд. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:

— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

— развитие воображения и творческой активности;

Одной из задач познавательного развития является формирование познавательных действий и становление сознания.  

4 слайд. Это  показатели познавательных действий и становление сознания:

Если вы ознакомились, с   показателями то заметили,  что  под познавательными действиями  подразумевается  формирование элементарных математических представлений. По представленной таблице также хорошо видно, как  здесь хорошо прослеживается принцип  развивающего образования, т.е. показатели постепенно усложняются  от младшей  к подготовительной группе.

 5 слайд. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика - царица всех наук! Она приводит в порядок ум!».   В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужно огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Упущения здесь трудно восполняемы. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для обучения в школе. Обучение ребенка математике, является сложным процессом, требующим немало усилий, как со стороны педагога, так и воспитанника.  Успех обучения математике обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован деятельностью.

6 слайд.           Для того чтобы разнообразить процесс обучения, повысить уровень эффективности восприятия и запоминания основных математических представлений, занятия необходимо проводить в игровой форме, использовать различные игровыми приемами. Игра – это ведущая потребность, определяющая развитие ребенка.  Она  обладает наибольшими возможностями по сравнению с другими видами деятельности для психического и физического развития детей.  Это – естественный способ развития ребенка. Такими нас создала природа, ведь не случайно детеныши животных все жизненно важные навыки приобретают в игре.

7 слайд .Только здесь  ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности.

8 слайд. Что бы ребенок чувствовал значимость познавательного развития, хотел овладевать новыми знаниями, закреплял полученные в детском саду, чтобы чувствовать себя успешным среди сверстников  ему необходимо  получать чувство удовлетворения от игры. Чувство удовлетворения может наступать, только если есть результат. (ребенок победил).

 9  слайд. Для развития познавательных действий можно использовать: интеллектуальные развивающие игры, игры со строительным материалом и дидактические игры.  В дидактических играх есть возможность формировать новые знания.  Дидактические игры используются в основном в целях умственного воспитания детей. Вместе с тем в этих играх ребята учатся согласовывать действия, подчиняться правилам игры, регулировать свои желания в зависимости от общей цели. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

   

10  слайд.   Дидактические игры   бывают разные:  словесные, настольно печатные и игры с предметами. 

     Настольно - печатные игры. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки", различные  пазлы.  С помощью настольно-печатных игр можно успешно  закрепить счет, названия геометрических  фигур, моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля и умение работать в группе.                                                                      

Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи, без опоры на наглядность выполняют простые арифметические действия. Чаще используются в старших,  подготовительных   группах.

Игры с предметами- основаны на непосредственном восприятии детей , соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.  Они вызывают активное желание играть, производить действия с предметами.

 Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Таким образом, активное участие тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются обучающей задачи. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой и непринужденной форме.

11 слайд.

Все дидактические игры можно разделить на  несколько групп:

  1. Игры с количеством. 
  2. Игры с  формой и величиной.
  3. Игры ориентировку во времени.
  4. Игры на ориентировке в пространстве.
  5. Игры на логическое мышление

12 слайд.

Количество.

Игры  способствуют  обучению детей счету в прямом и обратном порядке. Дети соотносят число с цифрой. Такие дидактические игры, как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

 13 слайд. Форма и величина.

Использование таких дидактических игр помогает нам решить следующие задачи. Ребенок различает круг, квадрат, треугольник,  прямоугольник, ромб, шар, куб. Распознает  фигуры независимо от их пространственного положения, располагает  на плоскости, упорядочивает  по размерам, классифицирует , группирует  по цвету, форме, размерам.  Обследует  форму этих фигур, используя зрение и осязание. Сравнивает  предметы контрастных и одинаковых размеров; по длине, ширине, высоте, величине в целом, пользуются приемами наложения и приложения; обозначают  результат сравнения словами.

14 слайд.  Ориентировка в пространстве.  Играя в эти игры  дети учатся ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева. Различать правую и левую руки. Обозначать в речи взаимное расположение предметов на плоскости: (кубик находится слева от круга, круг находится посередине, в низу от круга треугольник).

15 слайд.Ориентировка во времени. Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер. Ориентироваться во времени, знать дни недели.

16 слайд.  Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

17  слайд.  В заключение можно сделать следующий  вывод: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии. Только нужно ему помочь, для этого нужно знать как, я вас и хочу научить.