ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
статья по окружающему миру по теме

Анисимова Галина Анатольевна

Применение современных технологий, в том числе и информационных,  является неотъемлемой частью  воспитательно - образовательного процесса. В рамках инновационной деятельности  в ОУ создана творческая группа "Внедрение ИКТ в воспитательно - образовательный процесс ДОУ". Данный материал - тезисы выступления из опыта работы ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_v_dou.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО  ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Анисимова Галина Анатольевна, старший  воспитатель,

Сливко Валентина Николаевна,  воспитатель  

муниципальное бюджетное

дошкольное  образовательное  учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 48

 г. Апатиты

Из практики, известно, что для проведения интересной непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных экологических представлений у дошкольников  необходим разнообразный демонстрационный материал. В настоящее время существуют определенные проблемы с наглядно – демонстрационным материалом:

1.Отсутствие необходимого материала природоведческого характера.

2.Неудобство в использовании большого количества иллюстраций во время проведения непосредственно образовательной деятельности .

3.Быстрый износ бумажных иллюстраций.

Способ решения данных проблем  - это использование в работе с детьми информационных компьютерных технологий, способствующих повышению качества, доступности и эффективности образования.

Основная идея заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности. Это новый подход к использованию информационно – коммуникационных технологий в работе с детьми, который позволяет сохранить целостность и уникальность отечественного дошкольного образования.

Воспитатель Сливко В.Н. на протяжении 2-х лет работает  по методической теме  «Использование цифровых образовательных ресурсов для формирования элементарных экологических представлений дошкольников».  

Этапы работы по данной теме:

1. Создание информационной базы данных.

2. Классификация по разделам: животные, птицы, насекомые, рыбы, растения, неживая природа и другие.

3. Обработка, усовершенствование, тщательный анализ.

4. Использование полученной информации в работе.

Основу современных образовательных технологий составляют  цифровые   образовательные ресурсы (ЦОРы).  

Под цифровыми образовательными ресурсами понимается любая информация образовательного характера, сохраненная на цифровых носителях: фотографии, модели, плакаты, мультимедийные презентации, видеоклипы

В работе используем  фотографии. В качестве цифрового образовательного ресурса, включая  региональный компонент, мною создана подборка фотографий  «Животные Кольского полуострова»

Широко применяем  модели. Например, на основе  интеграции с образовательной областью «Коммуникация»   помощью графической модели слова и загадки, дети должны назвать животное. Если ответ правильный, то на экране появляется слово и изображение животного.

Модели способствуют умению анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки.  Например, при знакомстве с птицами  на основе модели,  происходит  формирование  обобщенных представлений об однотипных объектах.

Слайды могут содержать правила, формулировки, пиктограммы. Например, пиктограмма «Кто, где живет?» изображает животное и место его проживания - нора, берлога и т.д.

Разработан цифровой образовательный ресурс «Советы тетушки Совы», который содержит «Правила поведения в природе в разное время года»

Используя интеграцию образовательных областей «Безопасность», «Здоровье» дети знакомятся с правилами:

- поведения на дороге зимой;

- прислушиваются к совету тетушки Совы.

Чаще всего из цифровых образовательных ресурсов используются мультимедийные  презентации.

Учитывая приоритетное направление ДОУ -  экологическое воспитание,  нами  создана медиатека  с целью формирования элементарных экологических представлений дошкольников: «Домашние птицы»,  «Времена года», «Обитатели моря», «Грибы и ягоды», «Животные жарких стран»,  «Животные севера», «Насекомые»,  «Овощи»,  «Фрукты».

Для развития  слухового восприятия при ознакомлении с живой природой использую презентации с  аудиоприложением «Язык зверей», «Голоса птиц»

Применяя  дидактическое  упражнение «Узнай по голосу» дети определяют животное или птицу и изображение появляется на экране.

Для наблюдения  животных в  естественной среде обитания используем  видеоролики.  

Как показала практика, применение  цифровых образовательных ресурсов во время проведения непосредственно образовательной деятельности дает положительную динамику в развитии дошкольников :

- лучше усваивается  учебный материал;

- тренируется память;

-  развивается воображение.

Как утверждает Виктория Кузнецова -  автор сайта  «Мультимедийные презентации для детей»,  «медиатехнологии – это обучающий мини-мультик,  электронная звуковая книжка с красивыми картинками, отличное пособие для мамы и педагога  чтобы рассказать детям об окружающем мире не выходя из дома и  не летая в дальние страны…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Приобщение дошкольников к региональной культуре посредством информационно-коммуникационных технологий"

Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры, на собрании национальных достижений....

Статья "Официальный сайт дошкольной образовательной организации как средство включения родителей в образовательный процесс посредством информационно-коммуникационных технологий"

Обобщение опыта работы старшего воспитателя по организации работы официального сайта в форме статьи  по теме:«Официальный сайт дошкольной образовательной организации как средство включения р...

Консультация для воспитателей «Ознакомление старших дошкольников с профессиями посредством информационно - коммуникационных технологий».

Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь приносила удовлетворение? Уважаемые коллеги,...

Методическая разработка «Роль семьи в организации взаимодействия между субъектами образовательных отношений посредством информационно-коммуникационных технологий»

В свете последних событий происходящих по всему миру,  когда наблюдается невозможность полноценного функционирования детских дошкольных образовательных организаций из-за обострения эпидемиологиче...

«Официальный сайт дошкольной образовательной организации как средство включения родителей в образовательный процесс посредством информационно-коммуникационных технологий»

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Существует необходимость нововведений в сотрудничество с родител...

«Развитие музыкальных способностей детей на музыкальных занятиях посредством информационно-коммуникационных технологий»

В этой статье я делюсь своим опытом по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Актуальность опыта моей работы  продиктована самой практикой, использование  видеопр...

Взаимодействие родителей и педагогов в образовательный процесс ДОО посредством информационно коммуникационных технологий

Одной из злободневных и актуальных задач нашего времени становится взаимодействие и сближение образовательного учреждения и семьи, а также распространение накопленного в этом направлении о...