Консультация для педагогов "Приобщение дошкольников к региональной культуре посредством информационно-коммуникационных технологий"
консультация по теме

Рюмина Наталья Викторовна

Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры, на собрании национальных достижений. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры, на собрании национальных достижений. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: «Наше сегодня, как никогда наше прошлое». Современные дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой. Формируя у дошкольников устойчивое отношение к культуре родной страны, мы создаем эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств.

Слайд 2

Начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К cчастью , детство — это время, когда возможно подлинное иcкреннее погружение в истоки национальной культуры. У ребёнка чувство любви к Родине начинается с привязанности к дому, к природе, к родному селу, городу. Ведь среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить всё одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная русская культура.

Слайд 3

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Во многих европейских странах народная культура составляет неотъемлемую часть общего эстетического воспитания детей. А русский народ, как показывает опыт, знает наше прошлое, истоки отечественной культуры, обычаи, нравы, традиции и т.п. очень поверхностно. Интерес к прошлому, к своим корням, к иcтории , культуре, быту народа, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, есть общемировая тенденция. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома – без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Слайд 4

Поэтому в настоящее время в педагогической практике основной целью является – создание условий для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций. Именно дошкольное детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, народного искусства, народных обрядов и традиций, приобщение детей дошкольного возраста к духовным ценностям русского народа, воспитание национального достоинства детей. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Слайд 5

Неотъемлемой часть в приобщении детей к русской народной культуре - является ИКТ Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие).

Слайд 6

НОД в детском саду имеет свою специфику, должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее возможностями.

Слайд 7

Дети в дошкольном возрасте очень восприимчивые. И гораздо больший интерес у них вызывают ситуации, когда диалог с ними ведет не педагог от имени героя, а сам герой ситуации. Данные приемы с использованием музыкального центра или магнитофона, способствуют формированию мотивации к деятельности, позволяют ребенку почувствовать себя нужным, вселяют уверенность в своих силах.

Слайд 8

Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое, формирует у малышей внутреннюю готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры. Это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует способность к сопереживанию, общую духовную культуру.



Предварительный просмотр:

МУНИЦМПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬУЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 7 « СКАЗКА»

Консультация для педагогов

«Приобщение дошкольников к региональной культуре посредством информационно-коммуникационных технологий»

        

Подготовил воспитатель:

Рюмина Наталья Викторовна

Г.Троицк  г.Москва

Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры, на собрании национальных достижений.

        Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: «Наше сегодня,  как никогда наше прошлое».         Современные дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции, культуру, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении региональной культуры; самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с региональной культурой. Формируя у дошкольников устойчивое отношение к культуре родной страны,   мы создаем  эмоционально-положительную основу для  развития патриотических чувств.

Начинать приобщение к ценностям региональной культуры необходимо с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки региональной культуры. У ребёнка чувство любви к Родине начинается с привязанности к дому, к природе, к родному селу, городу. Ведь среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить всё одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная русская культура.

Одним из условий приобщения детей дошкольного возраста к региональной культуре является, использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.

Организация образовательной деятельности с использованием информационных технологий, помогает разнообразить и повысить эффективность образовательного процесса за счет высокой степени наглядности.

Как нам известно, НОД в детском саду имеет свою специфику, должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее возможностями. При проведении таких занятий активизируется психические процессы воспитанников: внимание, восприятие, память, мышление.

В дошкольном образовательном учреждении ИКТ могут использоваться  в виде компьютерных презентаций, игр, слайд-фильмов. В частности, применение компьютерных презентаций обеспечивает:

  • развития наглядно - образного мышления;
  • индивидуальный подход в обучении и воспитании;
  • расширяет общий кругозор.

Воспитателю при создании компьютерных презентаций необходимо учитывать психические и физические особенности детей дошкольного возраста.

Познание детей  начинается с поэзии пестования – колыбельных песен, потешек. Поэтому содержание компьютерных презентаций, в данном случае, должно быть направлено на ознакомление с данным жанром детского фольклора, а также на обогащение словарного запаса детей. Тематика компьютерных презентаций следующая: «Баюшки, баю», «Кисонька», «Петушок и его семья». Например в презентации «Баюшки, баю» мы предлагаем ребятам рассмотреть иллюстрации, а также прослушать звуковой файл содержащий колыбельные песни.

В процессе приобщении детей к народной культуре возможно использование одного из  методов применения знаний на практике – это игра. Играть дошкольнику всегда интересно, а с компьютером и подавно. Тематика компьютерных игр: «Угадай сказочного героя», «Найди лишнего», «Загадки».

Другая форма народного искусства – это декоративно-прикладное искусство, которое является важнейшей составляющей в процессе приобщения детей к региональной культуре. Тематика может быть следующей: «Золотая хохлома», «Чудо гжели».

Большое место в  приобщении детей к региональной культуре должны занимать народные праздники и традиции. 

Использование ИКТ,  в приобщении к изучению русского народного творчества способствует формированию личности ребенка, а именно его отношения к действительности, активизации творческого мышления, на основе которого развивается понимание истинно прекрасного, потребности приобщения к ценностям регионального искусства, к истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, к песенному наследию наших предков. А использование компьютерных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения помогает,  увеличить эффективность работы у детей в приобщении к региональной культуре в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Применение современных технологий, в том числе и информационных,  является неотъемлемой частью  воспитательно - образовательного процесса. В рамках инновационной деятельности  в ОУ созд...

Статья "Официальный сайт дошкольной образовательной организации как средство включения родителей в образовательный процесс посредством информационно-коммуникационных технологий"

Обобщение опыта работы старшего воспитателя по организации работы официального сайта в форме статьи  по теме:«Официальный сайт дошкольной образовательной организации как средство включения р...

Консультация для воспитателей «Ознакомление старших дошкольников с профессиями посредством информационно - коммуникационных технологий».

Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь приносила удовлетворение? Уважаемые коллеги,...

Методическая разработка «Роль семьи в организации взаимодействия между субъектами образовательных отношений посредством информационно-коммуникационных технологий»

В свете последних событий происходящих по всему миру,  когда наблюдается невозможность полноценного функционирования детских дошкольных образовательных организаций из-за обострения эпидемиологиче...

«Официальный сайт дошкольной образовательной организации как средство включения родителей в образовательный процесс посредством информационно-коммуникационных технологий»

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Существует необходимость нововведений в сотрудничество с родител...

«Развитие музыкальных способностей детей на музыкальных занятиях посредством информационно-коммуникационных технологий»

В этой статье я делюсь своим опытом по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Актуальность опыта моей работы  продиктована самой практикой, использование  видеопр...

Взаимодействие родителей и педагогов в образовательный процесс ДОО посредством информационно коммуникационных технологий

Одной из злободневных и актуальных задач нашего времени становится взаимодействие и сближение образовательного учреждения и семьи, а также распространение накопленного в этом направлении о...