Мастер- класс с педагогами на тему: "Игротека- страна Сенсорика"
материал по математике

Метальникова Ольга Вячеславовна

Обогащение представлений о сенсорном развитии детей дошкольного возраста.  Познакомить педагогов с дидактическими играми математического содержания, сделанных из нетрадиционных материалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №28 Кировского района

Санкт-Петербурга

Мастер- класс с педагогами

на тему:

«Игротека- страна Сенсорика»

Составил: воспитатель Метальниковой О.В.

Санкт-Петербург

2020 г


Мастер- класс с педагогами на тему

«Игротека- страна Сенсорика»

Цель: обогащение представлений о сенсорном развитии детей дошкольного возраста.

Задачи: 

  • познакомить воспитателей с дидактическими играми, сделанными из нетрадиционного материала, способствующими сенсорному развитию детей дошкольного возраста, направленных на развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, положений в пространстве,
  • активизировать педагогический опыт воспитателей дошкольного учреждения.

Форма проведения: игровой практикум.

Участники: воспитатели.

Место проведения: музыкальный зал

План проведения:

Вступление:

- введение в проблему;

- создание проблемной ситуации.

Основная часть: игротека в форме путешествия на поезде по станциям.

Подведение итогов: обратная связь.

Предварительная работа:

  • Изготовление пособий и дидактических игр, из нетрадиционных материалов, по сенсорному развитию;
  • Подбор и оформление рекомендаций;
  • Оформление современного дидактического комплекса для развития сенсорных способностей детей старшего дошкольного возраста:
  • Музыкальное оформление
  • Подготовка места проведения собрания и необходимого оборудования.

                                               Ход семинара:

Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады встрече с вами.

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить, потому что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра» А.С.Макаренко.

Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы о сенсорных дидактических играх, изготовленных из нетрадиционных материалов, в которые мы играем в детском саду.

А проведём мы нашу встречу не совсем обычно, в форме игры- путешествия в страну Сенсорику. Но сначала немного в памяти освежим, что же, это такое сенсорное развитие.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств, предметов, в частности игрушек и других предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно не редко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны. Сенсорные эталоны - это устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позже знакомят детей с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большого количества предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнения все более сложных глазомерных действий.

На основе этих задач мною разработана система дидактических игр и упражнений, изготовленных из нетрадиционных материалов. Основная задача данных игр– накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения, позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их разнообразных ситуациях, повседневной жизни.

При проведении дидактических игр, изготовленных из нетрадиционных материалов, необходимо пользоваться краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребёнок активно выполнял задания, учитывая их свойства, так как именно в процессе игры происходит накопление представлений о свойствах предметов.

Создание проблемной ситуации.

Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?», перед коллегами появляется «Чудесный мешочек».

- Перед нами возникла проблемная ситуация – узнать на ощупь, что находится в «Чудесный мешочек».

Педагог предлагает коллегам определить на ощупь содержимое ящика.

- Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто, когда человек встречается с неизвестным объектом.

Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребёнка основным умственным действиям и правилам восприятия.

- Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей, познакомиться с дидактическими играми, сделанные из нетрадиционных материалов пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов

 - Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну Сенсорику!

Звучит сказочная мелодия. Педагог берёт в руки волшебную палочку.

Вот я палочкой взмаху – Загадаю чудо!

(действия выполняются по содержанию текста)

Всем коллегам помогу, доброй феей буду!

Палочка-чудесница, волшебная кудесница!

Поскорее встанем в круг, и случится чудо вдруг

Глазки закрывайте, в деток превращайтесь!

Звучит песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково», воспитатель надевает фуражку машиниста, родители становятся «паровозиком».

Солнышко светит,

Облака плывут,

Паровозик едет

Тук, тук, тук, тук, тук.

Тук, тук, тук колеса,

Мчится паровоз,

Он в страну Сенсорику

Всех детей привез!

1. Внимание! Наш поезд прибывает на станцию. Выходите из вагонов, садитесь поудобнее, и отгадаем как она называется? 

Краски сегодня ужасно устали:
Радугу в небе они рисовали.
Долго трудились над радугой краски,
Радуга вышла красивой, как в сказке.
Вся разноцветная — вот красота!
Ты полюбуйся, какие цвета:

- Догадались, как станция называется? Станция «Цветная». Предлагаю вам научиться играть в «цветные» игры.

Игра «Цветные ячейки». Словесные инструкции при выполнении:

  • Положи перед собой жёлтую полоску, справа синюю, между жёлтой и синей положи зелёную. В зелёную положи 1 красный шарик, в жёлтую- 3 синих шарика. Молодец! Запомни!

А теперь закройте глазки и посмотрите, что изменилось? (пока глаза закрыты, воспитатель убирает шарик из ячейки)

- Молодцы! Всё выполнили! А нам пора в путь! Быстрее занимаем вагоны и едем дальше.

Звучит музыка, паровоз едет дальше.

Солнышко светит,

Облака плывут,

Паровозик едет

Тук, тук, тук, тук, тук.

Тук, тук, тук колеса,

Мчится паровоз,

На следующую станцию

Он детей привез!

2. Как же называется эта станция, давайте угадаем? 

Мы встречаем их везде –

На земле и на воде.

В небесах и под землей.

Нам они нужны с тобой.

Будем их мы называть,

В окружении искать.

Треугольник, круг, квадрат,

Тем фигурам каждый рад.

Различить их с вами сможем.

Мы без них никак не можем.

- Как станция называется? Догадались? (станция Фигурная). Здесь нас ждут интересные игры, которые познакомят нас с геометрическими фигурами – кругом, квадратом, треугольником, овалом, прямоугольником.

Игра «Твистер» ковёр с геометрическими фигурами. Задания выполняются по словесному указанию педагога.

- 2 шага налево, 1 шаг вперёд, 3 шага назад, на какой фигуре ты остановился? Покажи на линеечке её. Молодец!

А паровоз снова зовёт нас в путь.

Вагончики, вагончики,

По рельсам тарахтят,

Везут на станцию компанию ребят.

Наш поезд прибыл на станцию, а поможет нам отгадать название загадка:

Что за чудо-агрегат
может делать все подряд -
Петь, играть, читать, считать,
Самым лучшим другом стать?

На столе стоит сундук
В сундуке окошко,
Можно видеть чудеса,
Если знать немножко.  (Компьютер)

А сейчас поиграем на компьютере. Задания выполняются по словесной инструкции педагога: «Зашифруйте картинку» (выбираем кого цвета, формы, количество изображённых предметов)

Молодцы!

А паровоз снова зовёт нас в путь.

Вагончики, вагончики,

По рельсам тарахтят,

Везут на станцию компанию ребят.

Наш поезд прибыл на станцию «Мастерская». С вашего позволения я опять возьму в руки волшебную палочку, так как настало время вам превращаться во взрослых.

Поскорей встали в круг,

За руки все взялись вдруг.

Будем рядом стоять,

Глазки закрывать!

А теперь начнём вращаться,

И во взрослых превращаться.

Наша задача, на этой станции, научиться делать игры из подручного и бросового материала. Я вам предлагаю сделать сенсорные мячики.

Материал: надувные шарики, крупа, воронка.

Словесные указания: «Надуваем шарик, держим, вставляем воронку. Насыпаем, утрамбовываем, завязываем, отрезаем. Берем следующий, отрезаем верхушку, надеваем. Молодцы!

В настоящее время сенсорные шарики пользуются спросом и у взрослых.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически.

Подведение итогов.

- Нам хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии (педагог бросает мяч коллегам и задаёт вопросы).

- Благодарим вас за активное участие и творческую работу!

Всем большое спасибо!

До свидания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей "Игротека. Путешествие в страну Сенсорику"

Представляю вашему вниманию родительсткое собрание в форме мастер-класса. С каждым годом ваш ребёнок поднимается на новую ступень своего развития. Уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой ...

Мастер - класс с педагогами на тему "Волшебная страна платилинография"

Повышение профессионального мастерства педагогов....

Мастер-класс для педагогов "Путешествие по пальчиковой стране"

   Итак, уважаемые коллеги! Приглашаю вас в путешествие по пальчиковой стране, в ходе которого поделюсь с вами своими находками по данной теме,  а также вы сможете поупражняться ...

Мастер-класс для педагогов "Путешествие в волшебную страну-Театр"

Мир детства, внутренний мир ребёнка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле ест...

Мастер-класс для педагогов Развивающая игра "В стране Котландия"

Мастер-класс для педагогов Развивающая игра "В стране Котландия"...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Волшебная страна-пластилинография. Обратная пластилинография»

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности, научить выполнять аппликацию из пластилина на прозрачной основе....