Мастер-класс для педагогов на тему: «Волшебная страна-пластилинография. Обратная пластилинография»
материал по аппликации, лепке

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности, научить выполнять аппликацию из пластилина на прозрачной основе.

 

Задачи мастер класса:

• освоение педагогами нетрадиционной техники работы с пластилином;

• обучение участников мастер- класса технике «обратная пластилинография (витражная)»;

• развивать интерес к нетрадиционным способам рисования и способствовать широкому применению их в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка» г. Сухиничи,

Калужской области.

Мастер-класс для педагогов

«Волшебная страна-пластилинография.

Обратная пластилинография»


Автор:

воспитатель

МКДОУ «Детский сад «Сказка»

Колонькова Оксана Владимировна

                                                                         2020-2021г.г.

Мастер- класс

для воспитателей дошкольных учреждений на тему

 «Волшебная страна-пластилинография.

Обратная пластилинография»

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности, научить выполнять аппликацию из пластилина на прозрачной основе.

Задачи мастер класса: 

• освоение педагогами нетрадиционной техники работы с пластилином;

• обучение участников мастер- класса технике «обратная пластилинография (витражная)»;

• развивать интерес к нетрадиционным способам рисования и способствовать широкому применению их в детском саду.

Ожидаемый результат: 

• проявление творчества педагогов в создании лепной картины с

обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура);

• повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию пластилинографии в работе с детьми.

Материалы и оборудование для педагогов:

  1. Прозрачная крышка от сметаны, йогурта и пр.;
  2. набор мягкого пластилина, стека;
  3. трафарет с изображением;
  4. перманентный фломастер;
  5. цветной фон из картона в форме круга диаметром 8 см;
  6. доска для лепки;
  7. влажные салфетки  для рук.

Материальное обеспечение:

Ноутбук, телевизор, примеры работ, раздаточный материал, эскизы для работы, презентация, пластилин, перманентный черный маркер, салфетки, образцы.

Ход мастер- класса: 

Вступление

Дошкольники – маленькие фантазеры и открыватели. Именно у дошкольников вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем. А для развития творческих способностей или предпосылок к нему наиболее близким и доступным для дошкольников считается изобразительная, художественно- продуктивная деятельность.

Цель моего опыта - развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционной техники рисования. Для достижения этой цели я выбрала пластилинографию или рисование пластилином.

 Уважаемые коллеги, как вы думаете, что такое пластилинография? (ответы воспитателей).

 Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» - создавать, рисовать, а        «пластилин» - это материал предназначенный для работы. 

Принцип данной техники заключается в создании пластилином лепной картинки с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных или плоскостных объектов на горизонтальной поверхности.

С пластилином все вы знакомы с детства. Мы лепили из пластилина в садике, дома, потом в школе. А вы знаете, что 1 февраля – день пластилина.

Пластилинография способствуют, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, мелкую моторику рук, это необходимо для развития речи и повышения интеллекта ребенка, способствует развитию фантазии, творчества, трудовых навыков, побуждает детей к самостоятельности, желание доводить начатое дело до конца.

Картины, выполненные в технике - пластилинография, могут быть использованы в качестве подарка, практичны в украшении интерьера квартиры, дома, а также могут стать достойными участниками в различных конкурсах и выставках.

 Полезные советы при работе в технике «Пластилинография»:

  • во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;
  • предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка, или же использовать глянцевый картон;
  • устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером;
  • Картину с рельефным изображением можно также поместить в рамку под стекло, но вдоль рамки положить прокладку, соответствующую выпуклости изображения. 
  • Рисование пластилином позволяет использовать бросовый (диски, пайетки, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны)
  • Пластилиновые картины не должны деформироваться, подвергаться попаданию прямого солнечного света и нагреванию.
  •  Готовую работу можно сбрызнуть лаком для волос, чтобы она не запылилась, так как пластилин сильно притягивает пыль
  • занятия пластилинографией увлекательны, но требуют большой сосредоточенности и определённого напряжения, поэтому в структуру занятий всегда нужно включать физ минутки, динамические разминки, пальчиковая гимнастика, а также музыкальное сопровождение.

Используется несколько видов пластилинографии:

Прямая пластилинография – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.

Особенности выполнения работы:

1. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).

2. Располагать их на горизонтальной поверхности. 3. Затем расплющивать, соединяя детали.

Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру с использованием «жгутиков».

Особенности выполнения работы:

1. Нарисовать рисунок карандашом или маркером.

2. Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики.

3. Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения. 4. Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность изображения.

Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины с на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.

1. Для начала мы берем разные цвета пластилина.

2. Делаем из них пластинки. Заготовки накладываются одна поверх другой. Мы получили так называемый «слоеный пирог», при изготовлении которого желательно идти от темных цветов - к светлому. Только не стоит прижимать слои очень сильно друг к дружке, просто положить один слой на другой.

3.        А теперь можно очень аккуратно согнуть нашу заготовку по средней линии - она проходит там, где заканчивается верхний, самый маленький слой, или скатываем колбаску и разрезаем ее.

Модульная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Таким образом, пластилинография – это универсальный метод развития эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев, творческих способностей

дошкольников любого возраста.

Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.

Особенности выполнения работы:

1. Скатывать мелкие шарики, нужного цвета.

2. Располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета.

3. Слегка прижать.

Фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности и придание им фактуры (барельеф, горельеф, контррельеф).

Заключительная часть.

В технике пластилинографии можно создать: цветы, растения, насекомых, рыб, животных. Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки  сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии. Рисование пластилином  замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребенку освоить объем, сделать картину рельефной и за счет этого более выразительной и живой.                                   Но кроме этого, это еще и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку, что в дальнейшем даст толчок импульсам в кору головного мозга и разовьет речь ребенка и подготовит руку к письму в школе, научит ребенка  усидчивости. Эти пластилиновые «сочинения» пронизаны теплом рук художников, которые их создавали, и может быть, поэтому они излучают какую-то особенную энергию.

Рисовать можно не только на бумаге или картоне, но и на стекле. Это называется «обратная аппликация из пластилина» или «пластилиновый витраж».  Наша цель сегодня – познакомиться с этой техникой.

Витраж – это сюжетная или орнаментальная декоративная композиция из фрагментов стекла или другого сходного материала, который способен пропускать свет.

Витраж выглядит как стеклянная мозаика. Куски цветных стекол крепятся в металлических переплетах специальной сквозной рамы-каркаса (арматура).

Именно в витраже удивительным образом соединились цвет и черная контурная линия, превратившись в диковинный узор.

В наше время расширено понятие “витраж”. Витражом называют любое декоративное стеклянное заполнение оконных и дверных проемов, фонарей, плафонов, куполов.

В наше время витражи изготавливают из бумаги, пленки, соломки, пластилина и т.д.

Сделать настоящий витраж, используя цветные стекла - дело непростое, для этого необходимы профессиональное мастерство и особые условия, но можно сделать подобие витража, который сохранит эффект цветного свечения.

Создание работ в этой технике  с младшими школьниками решает такие задачи как:

  • развитие у художественного вкуса, изобразительных и творческих способностей, пространственного мышления;
  • воспитание интереса и любви к искусству.

        И мы сегодня с вами попробуем сделать небольшую работу в технике «пластилиновый витраж».

Обратная пластилинография - изображение лепной картины с обратной стороны прозрачной поверхности или витражная .

Особенности выполнения работы:

1. Использовать для работы пластиковую прозрачную поверхность (прозрачные пластиковые крышки, контейнеры и т.д.).

2. С обратной стороны прозрачной поверхности маркером нарисовать контур рисунка.

3. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).

4. Располагать их на поверхности, растирая и заполняя детали изображения. 

Весна уже стучится в окошко и приближаются весенние праздники. Я  предлагаю вам идею оригинальной поделки, которая может стать замечательным подарком или просто украсить вашу группу или дом! Для её изготовления мы воспользуемся видом обратной пластилинографии.

Прежде чем начать работу, давайте вспомним с вами правила работы  с пластилином:

- где должен лежать пластилин? (в коробочке)

- если нам нужно, например, раскатать пластилин в жгутик (колбаску), на чем мы будем катать? (на досточке)

- если нам нужен небольшой кусочек пластилина? (отрезаем стеком, отрываем, но не откусываем…)

- если пластилин твердый, что нужно сделать перед началом работы? (разогреть, размять)

- а также мы с вами знаем что нельзя вытирать руки об одежду – для этого есть влажные салфетки или же в конце работы их можно помыть с мылом.

А для этого на столах у вас лежат  все необходимые приспособления.            

Туча и дождик (пальчиковая гимнастика)

Туча по небу плыла( Правая рука описывает дважды большой круг.)

Дождик за руку вела,(Правая рука берет левую руку за большой палец (кисть не провисает).

Он шагал на тонких ножках

В черных маленьких калошах. (Руки вытянуты вперед, двигаются влево и вправо.)

Дождик всюду походил,(Подушечки пальцев постукивают по всем частям тела, начиная с головы.)

На крылечке наследил, (Шлепки по коленям.)

Топнул, шлепнул и умчался. (Топнуть, хлопнуть в ладоши, помахать на прощание руками.) 

Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов. (Музыкальное сопровождение)

В качестве эскиза можно выбрать любую понравившуюся картинку и перевести ее на прозрачную пластиковую крышечку перманентным маркером, положив крышку на картинку. А можно вырезать изображение (контур рисунка) по форме основы и прикрепить его с лицевой стороны работы пластилином. Это позволит сэкономить время и развить у ребёнка аккуратность при выполнении работы. Начинаем наносить выбранный цвет на нужные детали рисунка с той стороны, на которой рисовали эскиз. Равномерно распределяем пальцем пластилин (размазываем, не выходя за линии эскиза). Толщина слоя не более 2-3 мм. При этом контролируем нанесение пластилина на рисунок с лицевой стороны и поправляем. Заправляем все пространство  фона пластилином , а для экономии времени и для более эстетичного вида контрастного цвета картоном, вырезанным по размеру основы. У вас в руках готовая работа, которая может служить подарком к любому празднику. Самое главное, что она выполнена от души и без особых затрат!

Рефлексия :

Какие вы молодцы, самые настоящие художники. Посмотрите, какие у вас замечательные картинки получились.

  • Была ли получена какая-то новая информация?
  • Понравилась ли данная техника?
  • Полезно ли будет полученная информация в будущем?
  • Были ли какие-то сложности при выполнении работы?

Уважаемые коллеги, прошу вас выполнить рефлексию по методике «эмоциональное письмо»:

- Если вам понравилась наша работа, вам всё было понятно и всё удалось, если у вас сейчас хорошее настроение, то в корзинку положите улыбающийся смайлик.

- А если у вас возникли затруднения или вам что-то не понравилось, то выберите грустный смайлик.

Уважаемые коллеги, спасибо Вам за активное участие в работе мастер - класса, за чудесные картины. (общее фото).

Используемая литература:

  • Интернет ресурсы;
  • О.Ю Тихомирова, Г.А.Лебедева «Пластилиновая картина».
  • Е.В. Чернова «Пластилиновые картины». 

Про пластилиновую живопись написано множество книг. В них подробно описаны различные идеи и способы создания оригинальной поделки. Вы узнаете что нужно для лепки панно из пластилина. Вот некоторые книги на данную тему:

  • Елена Чернова “Пластилиновые картины”;
  • Татьяна Яковлева “Пластилиновая живопись”;
  • Юлия Ленгина “Картины из пластилина”;
  • Марина Иванова “Лепим из пластилина: забавные фигурки и веселые картины”;
  • Марья Новацкая “Пластилиновые картинки. Рисуем пластилином с детьми”;
  • Ольга Кудина “Долина пластилина”;
  • Тихомирова, Лебедева “Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста”;
  • Светлана Ляне “Пластилиновая сказка”.

С данными книгами будет полезно ознакомиться всем тем, кто с этим видом творчества незнаком. Кроме того, в них можно найти массу всего интересного и тем, кто уже пробовал создавать картины из пластилина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для педагогов на тему "Волшебный мир вытынанки"

Мастер - класс для педагогов по теме "Волшебный мир вытынанки" включает в себя краткое описание происхождения этого вида искусства, а в презентации представлены готовые работы и пошаговая инструкция и...

Мастер - класс для педагогов на тему "Волшебный мир вытынанки"

Мастер - класс для педагогов по теме "Волшебный мир вытынанки" включает в себя краткое описание происхождения этого вида искусства, а в презентации представлены готовые работы и пошаговая инструкция и...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Волшебные подсолнухи оригами»

Для создания аппликации были созданы подсолнухи по технике оригами....

Мастер - класс с педагогами на тему "Волшебная страна платилинография"

Повышение профессионального мастерства педагогов....

Мастер класс для родителей с детьми "Волшебная страна пластилинография"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15144655","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"340"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15144664","...

Мастер-класс для педагогов на тему: "Волшебный мир прищепок"

Мастер класс для педагогов " Волшебный мир прищепок"...

Мастер – класс для педагогов на тему: «Волшебное искусство – оригами»

Цель: Повышение  профессионального уровня и мотивации педагогов к овладению техникой оригами и использованию её в работе с детьми. Обмен опытом по конструированию из бумаги в технике оригами....