Кружок по ФЭМП для средней группы: "Маленький гений"
методическая разработка по математике (средняя группа) на тему

Скаскевич Ольга Николаевна

 Опираясь на данные малышу от природы способности, формировать у него в игре представления об окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кружок "Маленький гений"31.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение "Детский сад образовательного вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по социально-личностному развитию детей № 6

"Страна детства"

Согласовано:                                                         Утверждаю:         

Старший воспитатель

_______________ О. П. Филатова

"   " ________________ 2017г.

             Заведующий МБДОУ д/с № 6

 

 _____________ Л.Н. Бекреева

        "   " ________________ 2017г.

План кружка  

в средней группе

«Маленький гений»

   

на 2017-2018 учебный год

                                                                           Руководитель:

Скаскевич Ольга Николаевна

Актуальность

Программу «Развитие» создал авторский коллектив сотрудников Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. А начинал ее разрабатывать доктор психологических наук Л.А. Венгер. Основная идея программы заключается в том, что дошкольное детство - уникальный период в жизни человека. Авторы подчеркивают, что на ребенка ни в коем случае нельзя давить, навязывая чуждые дошколенку школьные формы обучения. А стоит, опираясь на данные малышу от природы способности, формировать у него в игре представления об окружающем мире. Игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения  игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

Цель: овладение детьми дошкольного возраста приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Маленький гений».  

Задачи:

  1. Научить соотносить эталоны формы, цвета и величины со свойствами реальных предметов: быстро и безошибочно находить предмет сложной формы и  неоднородного цвета по описанию, вычленяя его среди других.
  2. Познакомить с пространственными предлогами и наречиями, научить ориентируется в пространстве с помощью предлогов и наречий (за - перед, далеко - близко, над - под, у, около,  назад – вперед, между), исходя из собственной пространственной позиции.
  3. Формировать умения ориентироваться  в реальном пространстве (помещениях группы), находя  обозначенные на плане предметы и объекты.
  4. Овладеть действиями оперирования количествами: отбирает заданное количество предметов из  большего при помощи условного значка.
  5. Применять действия опосредованного сравнения предметов по величине.
  6. Конструировать предмет по его графической модели (назвать тему (предмет) будущей постройки, материал).
  7. Выделять  характерные приметы времени года  самостоятельно составляя полноценный  рассказ.

К 4 - 5 годам ребенок овладевает.

  1. Представлениями о  свойствах предметов окружающего мира (цвете, форме, величине).
  2. Семью цветами спектра, пятью геометрическими формами, десятью градациями величины.
  3. Овладевают пространственными предлогами и наречиями (за, перед, слева, справа, между, сверху, снизу и др.).
  4. Ориентироваться в различных помещениях и на участке детского сада  при помощи плана.
  5. Могут ориентироваться в пространстве листа бумаги.
  6. Строить постройки по графическим схемам, по предварительному замыслу.
  7. Строить пространственные композиции из нескольких построек, включая их в единый комплекс.

Методы и приемы:

Наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий).  Яркий наглядный материал с использованием ИКТ позволяет успешно проводить с ребенком различные игры.

Словесный метод (составление детьми описательных рассказов в процессе проведения дидактических игр, составление простых распространенных предложений).

Практический - игровой (дети осуществляют практические действия с предметами).

      План кружка по ФЭМП составлен на подгруппу детей с высоким и средним уровнем развития.

Планирование занятий по кружковой работе "Маленький гений".

Разделы программы:

1. «Количество и счет» (4 занятия)

2. «Ознакомление с геометрическими фигурами» (4 занятия)

3. «Определение величины» (8 часов)

4. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости». (14 часов)

5. «Решение  логических задач» (6 часов)

Всего: 36 часов

По окончанию проведения кружковой работы дети должны знать:

Знать:

Нестандартные методы решения различных математических задач;

логические приемы, применяемые при решении задач;

историю развития математической науки.

Уметь:

Рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;

применять нестандартные методы при решении программных задач.

Тематическое планирование

Месяц

Сроки проведения

Тема

Задачи

Наглядный материал

СЕНТЯБРЬ

1занятие

1. «Волшебная страна - математика»

«Знакомство с цифрами»

Побеседовать о цифрах, их значении, повторить знакомые цифры, познакомить с цифрами от 1 до 9. Познакомить с цифрой 0.

Карточки с цифрами  по количеству детей, использование ИКТ  

2 занятие

«Счёты»

 

Познакомить со счётами, рассмотреть их, объяснить их назначение. Познакомить с калькулятором, объяснить его значение.

Счеты, калькулятор, использование ИКТ

3 занятие

2. «Волшебные фигуры»

«На что похоже?»

Беседа о предметах, нас окружающих. Провести аналогию и сравнить: на какие геометрические фигуры похожи. Повторить названия геометрических фигур.

Разнообразие предметов, цветных картинок

ОКТЯБРЬ

4 занятие

«Волшебные превращения

геометрических фигур

(сгибание, разрезание, вырезание)»

Учить детей вырезать по контуру геометрические фигуры, из квадрата делать круг, а из прямоугольника делать овал, из треугольника делать многоугольник; учить сгибать фигуры, ровняя стороны; учить сгибать пополам.

Цветная бумага, ножницы

5 занятие

«Кошкин дом»

Учить составлять аппликацию из геометрических фигур, предварительно их вырезав; закреплять знания о геометрических фигурах, развивать умение составлять композицию, правильно расположив её на листе.

Использовать материал прошлого занятия, дополнительный материал

6 занятие

3. «Деление целого на части»

«Волшебные пазлы»

Познакомить с пазлами, показать, как их нужно складывать. Учить собирать пазлы из 6-12 частей.

Наборы пазл по лексической теме недели

НОЯБРЬ

7 занятие

«Осенний урожай»

 Сделать пазлы самостоятельно, разрезав картинку на несколько частей. Закреплять умение работать ножницами, разрезать по контуру.

Цветные картинки, ножницы

8 занятие

4. «Порядковый

счёт»

«Что такое «порядок»?»

 

Объяснить, что такое «порядок числа», расставить числа по порядку, познакомить с порядковыми числами.

Дидактические игры с использованием ИКТ

9 занятие

«Интересные слова «между», «за», «после», «перед»»

Закреплять умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку. Уметь называть своё местоположение относительно других.

Дидактические игры, картинки

ДЕКАБРЬ

10 занятие

«Какой? Сколько?»

Закреплять знания детей о порядке и количестве, уметь называть по порядку и считать количество предметов.

Набор предметов на каждого, использование ИКТ

11 занятие

5. «Ориентирование

на плоскости

(на листе бумаги)

«Ориентирование на листе»

Познакомить детей с ориентированием на листе. Дать представление о левом и правом углах, нижних и верхних углах, левой и правой стороне листа.

Листы бумаги на каждого, цветные карандаши

12 занятие

«Аппликация на листе»

Развивать самостоятельность, ориентирование на листе, умение располагать в центре композицию, умение самостоятельно вырезать части композиции, продолжать формировать навык аккуратной работы.

Белые листы, ножницы, клей, цветные картинки

ЯНВАРЬ

13 занятие

«Лесенка»

Развивать графические навыки детей, умение ориентироваться на листе бумаги, находить «верх, низ, лево, право» на листе бумаги, выполнять графические задания.

Белые листы, ножницы, клей, цветные картинки.

14 занятие

«Рисование фигур по точкам»

Развивать графические навыки детей. закреплять представление о геометрических фигурах. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.

Карточки с точками, цветные карандаши, краски

15 занятие

6.«Ориентирование

в пространстве»

«Левая и правая рука»

Закрепление знаний о левой и правой стороне человека. Развивать ориентирование относительно себя, относительно правой и левой руки. Познакомить с «зеркальным отражением»

Дидактические игры

ФЕВРАЛЬ

16 занятие

«Близко – далеко.

Ох, ориентироваться

как нелегко»

Развивать умение ориентироваться в пространстве, умение называть расположение предмета относительно других предметов.

Предметы, групповое помещение

17 занятие

7.«Ориентирование

во времени»

«Сутки. Часы. Минутки»

 Расширять знания детей о времени суток, порядке его наступления.

Цветные картинки на каждого ребенка

18 занятие

«Дни недели»

Познакомить детей с днями недели, их порядком и названием каждого дня. Объяснить, почему именно так.

Работа с использованием ИКТ

МАРТ

19 занятие

«12 месяцев»

Знакомство с месяцами, их порядком в году. Ввести понятие «календарь»

 

Дидактическая игра

20 занятие

«Время года. Сезоны»

Познакомить детей с понятием «сезоны», рассказать , сколько их.

 

Картинки на каждого ребенка

21 занятие

8.«Измерительные

приборы: линейка,

весы, часы»»

«Знакомство с часами»

Познакомить детей с часами, рассказать об их значении, рассказать, какие виды часов бывают.

Циферблат на каждого

АПРЕЛЬ

22 занятие

«Весы. Их использование»

 Познакомить детей с весами, рассказать, какие бывают весы и их значение. Дать понятие «вес»

Весы, предметы разного размера, использование ИКТ

23 занятие

«Какие бывают линейки»

Познакомить детей с линейкой, рассказать о её значении.

 Разнообразные линейки

24 занятие

«Рисуем по линейке»

Учить проводить прямые линии и рисовать по линейке. Развивать умение рисовать фигуры, используя линейку.

Линейка на каждого ребенка

МАЙ

25 занятие

9. «Королевство цифр»

«Пишем цифры: 0,1,2,3»

Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр .

Цветные карточки, ИКТ

26 занятие

«Пишем цифры: 4,5,6»

Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр .

Цветные карточки, ИКТ

27 занятие

«Пишем цифры: 7,8,9»

Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр .

Цветные карточки, ИКТ

ИЮНЬ

28 занятие

«Расставь числа по порядку»

Развивать умение расставлять числа по порядку.

Цветные карточки, ИКТ

29 занятие

10

«Логические задачки»

«Задачи на смекалку»

.

 Развивать логику, находчивость, внимательность, закреплять умение выполнять арифметические действия

Ребусы, кроссворды, ИКТ

ИЮЛЬ

30 занятие

«Задачи на действия

(сложение и вычитание)»

Развивать мышление, учить слушать задачи и по тексту понимать, какое действие нужно сделать.

Карточки, ИКТ

31 неделя

«Задачи на разделение целого

на части»

Развивать мышление детей, умение делить целое на части.

Цветные карточки, ИКТ

32 неделя

11.«Волшебные монетки»«Деньги. Их значение»

Познакомить детей с деньгами, их назначением

Цветные карточки, ИКТ

АВГУСТ

33 занятие

12.«Волшебная страна -математика»

Итоговое занятие

Дидактические игры

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по правилам пожарной безопасности с детьми средней группы " Маленькая спичка - большая беда"

Конспект занятия с детьми средней группы по правилам пожарной безопасности....

Конспект занятия для детей средней группы "Маленькие лягушата" (тренинг).

Данный тренинг направлен на развитие эмоциональной сферы детей....

Конспект занятия по пожарной безопасности В средней группе «Маленькая спичка – большая беда»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация».Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная.Цели деятельности педагога: з...

Методическая разработка спортивного мероприятия в средней группе «Маленькие, да удаленькие!»

ПредисловиеПолноценное и всестороннее развитие и воспитание невозможно без правильно организованной и достаточной для детей дошкольного возраста двигательной активности, которая оказывает огромн...

Конспект по рисованию в средней группе "Маленькой елочке холодно зимой"

Учить рисовать елочку с удлиненными книзу веткками....