Кружок по ФЭМП для средней группы: "Маленький гений"
методическая разработка по математике (средняя группа) на тему
Опираясь на данные малышу от природы способности, формировать у него в игре представления об окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кружок "Маленький гений" | 31.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение "Детский сад образовательного вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по социально-личностному развитию детей № 6
"Страна детства"
Согласовано: Утверждаю:
Старший воспитатель _______________ О. П. Филатова " " ________________ 2017г. | Заведующий МБДОУ д/с № 6
_____________ Л.Н. Бекреева " " ________________ 2017г. |
План кружка
в средней группе
«Маленький гений»
на 2017-2018 учебный год
Руководитель:
Скаскевич Ольга Николаевна
Актуальность
Программу «Развитие» создал авторский коллектив сотрудников Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. А начинал ее разрабатывать доктор психологических наук Л.А. Венгер. Основная идея программы заключается в том, что дошкольное детство - уникальный период в жизни человека. Авторы подчеркивают, что на ребенка ни в коем случае нельзя давить, навязывая чуждые дошколенку школьные формы обучения. А стоит, опираясь на данные малышу от природы способности, формировать у него в игре представления об окружающем мире. Игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Цель: овладение детьми дошкольного возраста приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Маленький гений».
Задачи:
- Научить соотносить эталоны формы, цвета и величины со свойствами реальных предметов: быстро и безошибочно находить предмет сложной формы и неоднородного цвета по описанию, вычленяя его среди других.
- Познакомить с пространственными предлогами и наречиями, научить ориентируется в пространстве с помощью предлогов и наречий (за - перед, далеко - близко, над - под, у, около, назад – вперед, между), исходя из собственной пространственной позиции.
- Формировать умения ориентироваться в реальном пространстве (помещениях группы), находя обозначенные на плане предметы и объекты.
- Овладеть действиями оперирования количествами: отбирает заданное количество предметов из большего при помощи условного значка.
- Применять действия опосредованного сравнения предметов по величине.
- Конструировать предмет по его графической модели (назвать тему (предмет) будущей постройки, материал).
- Выделять характерные приметы времени года самостоятельно составляя полноценный рассказ.
К 4 - 5 годам ребенок овладевает.
- Представлениями о свойствах предметов окружающего мира (цвете, форме, величине).
- Семью цветами спектра, пятью геометрическими формами, десятью градациями величины.
- Овладевают пространственными предлогами и наречиями (за, перед, слева, справа, между, сверху, снизу и др.).
- Ориентироваться в различных помещениях и на участке детского сада при помощи плана.
- Могут ориентироваться в пространстве листа бумаги.
- Строить постройки по графическим схемам, по предварительному замыслу.
- Строить пространственные композиции из нескольких построек, включая их в единый комплекс.
Методы и приемы:
Наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий). Яркий наглядный материал с использованием ИКТ позволяет успешно проводить с ребенком различные игры.
Словесный метод (составление детьми описательных рассказов в процессе проведения дидактических игр, составление простых распространенных предложений).
Практический - игровой (дети осуществляют практические действия с предметами).
План кружка по ФЭМП составлен на подгруппу детей с высоким и средним уровнем развития.
Планирование занятий по кружковой работе "Маленький гений".
Разделы программы:
1. «Количество и счет» (4 занятия)
2. «Ознакомление с геометрическими фигурами» (4 занятия)
3. «Определение величины» (8 часов)
4. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости». (14 часов)
5. «Решение логических задач» (6 часов)
Всего: 36 часов
По окончанию проведения кружковой работы дети должны знать:
Знать:
Нестандартные методы решения различных математических задач;
логические приемы, применяемые при решении задач;
историю развития математической науки.
Уметь:
Рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
применять нестандартные методы при решении программных задач.
Тематическое планирование
Месяц | Сроки проведения | Тема | Задачи | Наглядный материал |
СЕНТЯБРЬ | 1занятие | 1. «Волшебная страна - математика» «Знакомство с цифрами» | Побеседовать о цифрах, их значении, повторить знакомые цифры, познакомить с цифрами от 1 до 9. Познакомить с цифрой 0. | Карточки с цифрами по количеству детей, использование ИКТ |
2 занятие | «Счёты»
| Познакомить со счётами, рассмотреть их, объяснить их назначение. Познакомить с калькулятором, объяснить его значение. | Счеты, калькулятор, использование ИКТ | |
3 занятие | 2. «Волшебные фигуры» «На что похоже?» | Беседа о предметах, нас окружающих. Провести аналогию и сравнить: на какие геометрические фигуры похожи. Повторить названия геометрических фигур. | Разнообразие предметов, цветных картинок | |
ОКТЯБРЬ | 4 занятие | «Волшебные превращения геометрических фигур (сгибание, разрезание, вырезание)» | Учить детей вырезать по контуру геометрические фигуры, из квадрата делать круг, а из прямоугольника делать овал, из треугольника делать многоугольник; учить сгибать фигуры, ровняя стороны; учить сгибать пополам. | Цветная бумага, ножницы |
5 занятие | «Кошкин дом» | Учить составлять аппликацию из геометрических фигур, предварительно их вырезав; закреплять знания о геометрических фигурах, развивать умение составлять композицию, правильно расположив её на листе. | Использовать материал прошлого занятия, дополнительный материал | |
6 занятие | 3. «Деление целого на части» «Волшебные пазлы» | Познакомить с пазлами, показать, как их нужно складывать. Учить собирать пазлы из 6-12 частей. | Наборы пазл по лексической теме недели | |
НОЯБРЬ | 7 занятие | «Осенний урожай» | Сделать пазлы самостоятельно, разрезав картинку на несколько частей. Закреплять умение работать ножницами, разрезать по контуру. | Цветные картинки, ножницы |
8 занятие | 4. «Порядковый счёт» «Что такое «порядок»?»
| Объяснить, что такое «порядок числа», расставить числа по порядку, познакомить с порядковыми числами. | Дидактические игры с использованием ИКТ | |
9 занятие | «Интересные слова «между», «за», «после», «перед»» | Закреплять умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку. Уметь называть своё местоположение относительно других. | Дидактические игры, картинки | |
ДЕКАБРЬ | 10 занятие | «Какой? Сколько?» | Закреплять знания детей о порядке и количестве, уметь называть по порядку и считать количество предметов. | Набор предметов на каждого, использование ИКТ |
11 занятие | 5. «Ориентирование на плоскости (на листе бумаги) «Ориентирование на листе» | Познакомить детей с ориентированием на листе. Дать представление о левом и правом углах, нижних и верхних углах, левой и правой стороне листа. | Листы бумаги на каждого, цветные карандаши | |
12 занятие | «Аппликация на листе» | Развивать самостоятельность, ориентирование на листе, умение располагать в центре композицию, умение самостоятельно вырезать части композиции, продолжать формировать навык аккуратной работы. | Белые листы, ножницы, клей, цветные картинки | |
ЯНВАРЬ | 13 занятие | «Лесенка» | Развивать графические навыки детей, умение ориентироваться на листе бумаги, находить «верх, низ, лево, право» на листе бумаги, выполнять графические задания. | Белые листы, ножницы, клей, цветные картинки. |
14 занятие | «Рисование фигур по точкам» | Развивать графические навыки детей. закреплять представление о геометрических фигурах. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги. | Карточки с точками, цветные карандаши, краски | |
15 занятие | 6.«Ориентирование в пространстве» «Левая и правая рука» | Закрепление знаний о левой и правой стороне человека. Развивать ориентирование относительно себя, относительно правой и левой руки. Познакомить с «зеркальным отражением» | Дидактические игры | |
ФЕВРАЛЬ | 16 занятие | «Близко – далеко. Ох, ориентироваться как нелегко» | Развивать умение ориентироваться в пространстве, умение называть расположение предмета относительно других предметов. | Предметы, групповое помещение |
17 занятие | 7.«Ориентирование во времени» «Сутки. Часы. Минутки» | Расширять знания детей о времени суток, порядке его наступления. | Цветные картинки на каждого ребенка | |
18 занятие | «Дни недели» | Познакомить детей с днями недели, их порядком и названием каждого дня. Объяснить, почему именно так. | Работа с использованием ИКТ | |
МАРТ | 19 занятие | «12 месяцев» | Знакомство с месяцами, их порядком в году. Ввести понятие «календарь»
| Дидактическая игра |
20 занятие | «Время года. Сезоны» | Познакомить детей с понятием «сезоны», рассказать , сколько их.
| Картинки на каждого ребенка | |
21 занятие | 8.«Измерительные приборы: линейка, весы, часы»» «Знакомство с часами» | Познакомить детей с часами, рассказать об их значении, рассказать, какие виды часов бывают. | Циферблат на каждого | |
АПРЕЛЬ | 22 занятие | «Весы. Их использование» | Познакомить детей с весами, рассказать, какие бывают весы и их значение. Дать понятие «вес» | Весы, предметы разного размера, использование ИКТ |
23 занятие | «Какие бывают линейки» | Познакомить детей с линейкой, рассказать о её значении. | Разнообразные линейки | |
24 занятие | «Рисуем по линейке» | Учить проводить прямые линии и рисовать по линейке. Развивать умение рисовать фигуры, используя линейку. | Линейка на каждого ребенка | |
МАЙ | 25 занятие | 9. «Королевство цифр» «Пишем цифры: 0,1,2,3» | Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр . | Цветные карточки, ИКТ |
26 занятие | «Пишем цифры: 4,5,6» | Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр . | Цветные карточки, ИКТ | |
27 занятие | «Пишем цифры: 7,8,9» | Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр . | Цветные карточки, ИКТ | |
ИЮНЬ | 28 занятие | «Расставь числа по порядку» | Развивать умение расставлять числа по порядку. | Цветные карточки, ИКТ |
29 занятие | 10 «Логические задачки» «Задачи на смекалку» . | Развивать логику, находчивость, внимательность, закреплять умение выполнять арифметические действия | Ребусы, кроссворды, ИКТ | |
ИЮЛЬ | 30 занятие | «Задачи на действия (сложение и вычитание)» | Развивать мышление, учить слушать задачи и по тексту понимать, какое действие нужно сделать. | Карточки, ИКТ |
31 неделя | «Задачи на разделение целого на части» | Развивать мышление детей, умение делить целое на части. | Цветные карточки, ИКТ | |
32 неделя | 11.«Волшебные монетки»«Деньги. Их значение» | Познакомить детей с деньгами, их назначением | Цветные карточки, ИКТ | |
АВГУСТ | 33 занятие | 12.«Волшебная страна -математика» | Итоговое занятие | Дидактические игры |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по правилам пожарной безопасности с детьми средней группы " Маленькая спичка - большая беда"
Конспект занятия с детьми средней группы по правилам пожарной безопасности....
Конспект занятия для детей средней группы "Маленькие лягушата" (тренинг).
Данный тренинг направлен на развитие эмоциональной сферы детей....
Конспект занятия по пожарной безопасности В средней группе «Маленькая спичка – большая беда»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация».Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная.Цели деятельности педагога: з...
Методическая разработка спортивного мероприятия в средней группе «Маленькие, да удаленькие!»
ПредисловиеПолноценное и всестороннее развитие и воспитание невозможно без правильно организованной и достаточной для детей дошкольного возраста двигательной активности, которая оказывает огромн...
Конспект НОД по художественно-эстетическому воспитанию в средней группе «Маленькие волшебники»
НОД с использованием ИКТ по ручному труду в средней группе....
Конспект по рисованию в средней группе "Маленькой елочке холодно зимой"
Учить рисовать елочку с удлиненными книзу веткками....
Конспект итогового занятия по ФЭМП в старшей группе "Маленькие волшебники"
Итоговое занятие по ФЭМП в старшей группе...