Главные вкладки

    НОД по развитию элементарных математических представлений с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера на тему "Путешествие в Африку".
    план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

    Положенцева Светлана Николаевна

    Конспект НОД с подгруппой детей 6-7 лет по развитию элементарных математических представлений с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_femp_puteshstvie_v_afriku.docx25.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное  дошкольное образовательное

    учреждение детский сад №19 комбинированного вида

    Московского района

     

    Конспект непрерывной образовательной деятельности

    по развитию элементарных математических представлений с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера с подгруппой детей 6-7 лет

      Тема: «Путешествие в Африку. Как помочь Удаву?».

                            Разработка:

    Воспитателя ГБДОУ №19

    Положенцевой

       Светланы

           Николаевны

    Санкт-Петербург

    2015

    Возрастная группа: подготовительная группа, дети 6-7 лет

    Форма НОД: занятие (соответствует ФГОС)

    Форма организации: подгруппа детей

    Образовательные области:  познавательное развитие, речевое развитие.                                            

            

            Цель:  закрепление математических знаний и умений,  конструктивного мышления посредством игры - путешествия, используя палочки Кюизенера и блоков Дьенеша.        

            Задачи:

    - закрепить состав числа 8, порядковый счёт и цифры в пределах 10, соотнесение количества с цифрой-палочкой.

     - закрепить умение самостоятельно выкладывать изображения по схеме, соотносить цвет – длину – число, учить анализу и синтезу;

    - закрепить понятие «длина», учить измерять условной меркой, формировать знание и независимости величины (длины) от мерки ;

    - развивать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

    - развивать логическое мышление: формировать навыки декодировки информации о предмете; закрепить умение детей "читать" знаки - символы, выбирая соответствующий блок из нескольких.

    - активизировать словарь детей: диалоговую, связную речь, умение отвечать на вопросы.

    - содействовать формированию навыков взаимопроверки, самооценки, самоконтроля,

    - воспитывать чувство взаимовыручки, желание прийти на помощь.

    Материал и оборудование: мобильный телефон с голосовым сообщением,  «багаж» (комплекты палочек «Кюизенера), номера вагонов, палочки - билеты, блоки Дьенеша, лесенка, игра «Лабиринт», блок-руль, символы Дьенеша,  фломастер,  Кростики, металлофон, магнитофон, флешка, игрушки удава, слоненка, мартышки, раскраски.

    Использование технологий: игровые, детское экспериментирование, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.


    Ход НОД:

    Звонит мобильный телефон. Воспитатель (говорит по телефону).

     - Алло! Здравствуйте! Да, это детский сад, подготовительная к школе группа . Хорошо, постараемся. (Обращается к детям). Звонили из Африки – компания наших старых друзей, мартышка, слоненок и попугай. Они сказали, что у удава возникла проблема – он хочет измерить свой рост, а как это сделать не знает. Я предлагаю всем вместе отправиться в Африку и помочь удаву. Вы согласны помочь? (Да). До Африки далеко. (Показать на глобусе). Как вы думаете, ребята, на каком транспорте нам удобней и быстрей добраться до Африки? (Ответы детей) Я предлагаю по суше ехать на поезде. Потом пересесть на корабль. Давайте поспешим, на станцию уже прибыл поезд.

    Воспитатель: - Но сначала надо собрать чемоданы. Каждому ребенку выдается чемодан(Комплект палочек Кюизенера) .

    Воспитатель: Теперь мы настоящие пассажиры. Разрешите мне быть проводником. Разрешаете? Получите, пожалуйста, номера ваших вагонов (каждый ребенок получает палочку Кюизенера)

    Игра «В каком вагоне ты поедешь?» Вопросы по закреплению порядкового счёта, понятия«предыдущее» и «последующее» число.

    «В каком вагоне ты поедешь? А какой вагон предыдущий? Какой последующий? Между какими номерами стоит у тебя вагон? И т. д.

    Воспитатель: Уважаемые пассажиры, прошу пройти в свои вагоны.

    Воспитатель: Молодцы, все заняли свои места.

    (Столы-вагоны пронумерованы, дети занимают места по номеру палочки Кюизенера) Друг друга проверяем, правильно ли сели.

    Воспитатель: А теперь оплатите проезд. Билет стоит 8 рублей. Условие - билет надо оплатить двумя или несколькими монетами-палочками. Возьмите палочку 8. Какого она цвета?        (Дети у себя на столе с помощью палочек Кюизенера выкладывают варианты состава числа 8) Рассматриваем варианты из двух или нескольких меньших. (1+7, 2+6, 3+5...)

            Из каких палочек составили число 8? Из каких чисел состоит число 8?

    Воспитатель: Чтобы в дороге мы не заскучали, давайте поиграем в игру "Сосчитай звуки и покажи палочку нужного цвета"

            Воспитатель играет  разное количество звуков на металлофоне, дети объясняют свой выбор, показывая соответствующую палочку.

    Воспитатель:  А теперь давайте будем пить чай. (Дети выкладывают чашку из игры "Кростики")

    Воспитатель: Едем дальше. Внимание! Наш поезд прибыл на конечную станцию

    Воспитатель: Прошу выйти и размяться.

            Физкультминутка «Дружно встали на разминку»

    Дружно встали на разминку

    И назад сгибаем спинку.

    Раз-два, раз-два, раз-два-три,

    Руки кверху поднимаем, (Руки вверх)

    А потом их опускаем, (Руки расслабленно опустить)

    А потом их разведем (Руки в стороны)

    И скорей к себе прижмем, (Обхватить себя руками)

    А потом быстрей, быстрей (Движения как при беге рук)

    Хлопай, хлопай, веселей! (Хлопки)

    Перед нами океан! Надо найти корабль, добраться до Африки можно только на корабле.

    Давайте с помощью блоков Дьенеша построим корабль.

    Дети по замыслу выкладывают из блоков корабль.

            Воспитатель: А чтобы зайти на корабль, надо построить трап и ответить на вопросы. (Дети выкладывают трап – лесенку из палочек Кюизенера 

    • Дети, какая по счету ступенька самая низкая? Какого она цвета?

    • Какая по счету ступенька самая высокая? Какого она цвета?

    Ответы детей.

            Воспитатель: А сейчас поднимаемся по трапу и сосчитаем ступеньки. (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)".Мы по лесенке шагаем..."

    Вот мы и на корабле. 

            Воспитатель: Ребята, каждый из вас должен занять свое место в каюте, а какое вы узнаете, найдя нужный блок по билету. Для того чтобы найти свое место в каюте, необходимо расшифровать кодовые обозначения. (На каждом билете обозначены: форма, цвет, размер и толщина.) Воспитатель раздаёт детям карточки с символами свойств блоков, дети находят нужный блок и занимают свои места.

            Воспитатель: А сейчас мы проверим, правильно ли вы заняли свои места. Покажите, пожалуйста, свои билеты и блоки.

            Воспитатель: Наш корабль отчаливает от берега и отправляется в плавание по океану. А чтобы наш корабль не сел на мель, нам надо проложить путь по карте.

            Игра "Лабиринт".

            Прослушивание и релаксация "Шум моря."

            Воспитатель:  А вот и Африка! Мы доплыли, а теперь еще надо добраться до полянки в джунглях, где наши друзья расположились.. Не забудьте взять свой багаж. Постройтесь по быстрее.

            Сначала мы пойдем по широкой дороге свободным шагом.

            Потом идем по болоту, перепрыгивая с кочки на кочку.

            А теперь на нашем пути узенький мостик через речку.(Дети проходят по ней держа равновесие.) 

            Затем идем через горы. Здесь у нас каменный коридор.

            Потолок становится все ниже и ниже (дети идут на полусогнутых ногах, в полуприседе, затем в сильном приседе).

            Все, наконец-то добрались!

            А здесь нас уже дожидается веселая компания – удав, мартышка, слоненок и попугай. Они все озабочены состоянием здоровья удава. Дело в том, что удав уже несколько дней не ест, не спит, не гуляет, не играет, а только лежит и думает о том, как бы измерить свой рост. Может быть, мы поможем ему? Вспомним, как измерял свой рост, а точнее свою длину, удав в мультфильме?

    Дети: В попугаях.

            Воспитатель: - Правильно в попугаях.

            Воспитатель: - Давайте-ка и мы с вами попробуем измерить удава в попугаях. Представьте себе, что самая длинная оранжевая палочка у каждого из вас - это удав, желтая – слоненок, розовая – это мартышка, а белая палочка – попугай.

            Воспитатель: Что вы можете сказать об их длине?

    Дети: Удав - самый длинный, слоненок - покороче, мартышка - еще короче, а попугай - самый короткий.

            Воспитатель: А теперь разложите эти палочки так, чтобы было точно видно, что удав самый длинный, а попугай самый короткий.

            - А теперь давайте измерим нашего удава в попугаях? Как это сделать?

    Измеряя удава таким образом, дети находят, что длина его равна 10 попугаям.

    Варя, запиши пожалуйста результат на доске. После того как мы измерили длину удава в попугаях, мартышка радостно закричала: Как здорово! А чем еще можно измерить удава? – Чем хочешь!» - ответил ей попугай. И мартышками? – Да!»

            Воспитатель: - Давайте и мы измерим удава мартышками.

    Дети повторяют измерение и находят, что длина удава равна 5 мартышкам. Снова делается запись на доске и в таблицах.

    После этого удава измеряют в слонятах. Длина удава равна 2 слонятам.

            Воспитатель: - После того как удава измерили и в попугаях, и в мартышках, и в слонятах, удав воскликнул: «А в попугаях – то я гораздо длиннее!» Как вы думаете, прав ли был удав и действительно ли он длиннее в попугаях?»

            Воспитатель строит дискуссию, задавая детям наводящие вопросы. Разных удавов они измеряли или одного и того же? Почему же результаты измерения получились разными – 10, 5 и 2? Что получилось бы, если захотели измерить удава муравьями?

    В результате этой дискуссии дети приходят к выводу, что длина удава не зависит от величины мерки. От величины мерки зависит только результат измерений. Чем меньше мерка, тем больше число. Чем больше мерка, тем меньше число.

    После того как мы успешно измерили удава, мартышка предлагает вам поиграть в одну очень занимательную игру. А помогут нам в этом, конечно же, наши волшебные палочки(педагог раздает каждому ребенку по 1 палочке Кюизенера) .

            Воспитатель: Ваша задача: пока звучит музыка, бегать в разных направлениях, при этом палочку, которая находится у каждого из вас, необходимо держать, чтобы всем был виден ее цвет. Как только музыка прекращается и звучит команда «По порядку становись!» или «В обратном порядке становись!», вы должны выстроиться, согласно команде. Всем понятна задача? Тогда вперед!

    Игра «По порядку становись!»

            Воспитатель: Молодцы! Отлично поиграли, а самое главное – все сделали правильно!

    За то, что мы активно работали на занятии, удав нам приготовил подарки. Это математические картинки. Начнем раскрашивать здесь, а закончите дома. Дается задание: все фрагменты с цифрой 5 раскрасить коричневым цветом, фрагменты с цифрой 3 –голубым и т. д. Раскрасив все фрагменты дети увидят удава, мартышку, слоненка и попугая.

            Воспитатель:

    - Пора возвращаться в детский сад. Надо успеть на прогулку, на чём быстро можно добраться? (ответы). Летим на самолёте. Заводим мотор, расправляем крылья. И летим в детский сад. Вот мы уже и дома.

            Воспитатель: Почему мы отправились в путешествие? Какую проблему решали? Понравилось или нет путешествие? Было ли вам интересно во время путешествия?.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспекты занятий по формированию элементарных математических представлений с использованием блоков Дьенеша.

    Занятие 1.Программное содержание.- Формирование умения различать предметы по форме и называть их: круг, квадрат, кирпичик.- Совершенствование предметных действий.Дидактический наглядный материал.Чудес...

    "Развитие логического мышления дошкольников через использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера"

    Одна из важнейших задач воспитания  ре­бенка — развитие его умственных способностей, формирование таких мысли­тельных умений, которые позволяют легко осваивать новое. На решение это...

    Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений (с использованием блоков Дьенеша, палочек Кюизенера)

    Развитие нестандартного мышления и познавательных способностей дошкольников в работе по фомированию логико-математического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логических блоков Дь...