Проект: "В стране умных игр"
проект по математике (старшая группа) на тему

Мелешина Инна Владимировна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждание детский сад общеразвивающего вида №11 «Светлячок» муниципального образования Тимашевский район.

 

 

 

 

 

 

 

Проект

 

«В стране Умных игр»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Мелешина И.В.

 

 

 

 

 

г.Тимашевск

2016г.

 

Актуальность проекта.

Следует помнить, что бы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

Противоречия:

         Проводя непосредственно организованную деятельность и мониторинг усвоения программных требований по разделу ФЭМП, я заметила, что большинство детей, плохо усваивает программный материал, часто ошибаются, сомневаются в своих ответах. Дети затрудняются при выполнении заданий на нахождение закономерностей, при решении логических задач.

Проведенный анализ литературы, изучение и анализ педагогической деятельности ДОУ свидетельствует о том, что проблема условий и средств интеллектуального развития дошкольников остается во многом нерешенной и выявляет ряд противоречий между высокими требованиями современной системы образования к развитию логического мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с одной стороны и недостаточным вниманием педагогической науки к использованию потенциала развивающей игры и поиску условий её использования в формировании элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с другой стороны. Наличие противоречий и большая практическая значимость их разрешения подчёркивают важность и актуальность рассматриваемой проблемы

Поэтому, на данный момент остаётся открытым вопрос о приемлемых и действенных формах обучения детей, позволяющих решить проблему формирования элементов логического мышления и элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Решение данных споров осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях, а также использование потенциала развивающих игр и авторских пособий в работе с детьми по ФЭМП. И здесь на первый план выходит игра, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Ведь чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это развивает в свою очередь способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Увлекательные развивающие, математические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает развивающую игру важным средством формирования элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Новизна проекта:

     Заключается в применении в педагогической практике современного детского сада систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием. В основу, которого положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр, раскрывается роль педагога на каждом этапе. Четко обозначены направления работы по ФЭМП не только в НОД, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей, что позволят формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей и делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.

 

 Цель проекта:

ü  Развитие элементов логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

Образовательные

ü Расширить и систематизировать знания детей по разделу ФЭМП.

ü Учить способам практической деятельности в области математики.

Развивающие

ü Развивать познавательные процессы: восприятие, память, логическое мышление, внимание, воображение, волю;

ü Развивать творческие способности детей.

Воспитательные

ü формировать у детей интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Направления деятельности по реализации проекта

     
 Подпись: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОКПодпись: РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИimage
 
 Подпись: БЛОК СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИimage Подпись: ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИimage
 
 Подпись: БЛОК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОРГАНИЗОВАННОЙ ПЕДАГОГОМimage Подпись: ТВОРЧЕСТВО ПЕДЕГОГАimage
 

 

 

 

 

 

 

ü  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные принципы реализации проекта

 

-         Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников);

-         Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);

-         Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;

-         Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);

-         Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);

-         Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).

 

 

Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми в ходе проекта:

Словесные

Вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка (поощрение, порицание, одобрение; похвала), разъяснение.

Наглядные

Демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца

Практические

Игровые действия, внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемый результат:

ü Положительная динамика мониторинга формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

ü  Формирование операций логического мышления (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, абстрагирование)

ü  Формирование представления о математических понятиях (схемах, знаках, алгоритмах, кодировании, декодировании информации, кодирование со знаком отрицания и.т.д.).

ü Получение математических знаний о пропорции, симметрии;

ü  Овладение умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое

ü  Формирование конструкторских умений и навыков у детей

ü  Развитие одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным мышлением, способностями в конструктивной деятельности.

 

Полученный результат:

 

image

               По результатам моих наблюдений, на первой недели занятий с детьми выявлен низкий показатель знаний по формированию элементарных математических представлений, но в результате углубления с детьми в мир математики и использования разнообразных математических игр, на четвертой недели низкий уровень знаний уже не преобладал.

             В дальнейшем моей задачей будет поиск решений по минимизации низкого уровня знаний детьми по ФЭМП.

 

Литература:

1.                       «Логика и математика для дошкольников». Е.А. Носова, Г.Л. Непомнящая.

2.                       «Дидактические игры и занятия в ДОУ». Е.Н. Панова.

3.                       «Ступеньки творчества или развивающие игры». Б.П. Никитин.

4.                       «Дидактические игры в детском саду». А.И. Сорокина.

5.                       «Давайте поиграем». А.А. Столяр.

6.                       «Игровые задачи для дошкольников». З.А. Михайлова.

7.                       «Методика обучения математике в детском саду». Е.И. Щербакова.

8.                       «Игровые занимательные задачи для дошкольников». З.А. Михайлова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презинтация69.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждание детский сад общеразвивающего вида №11 «Светлячок» муниципального образования Тимашевский район.

Проект

«В стране Умных игр»

Воспитатель: Мелешина И.В.

г.Тимашевск

2016г.

Актуальность проекта.

Следует помнить, что бы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

Противоречия:

        Проводя непосредственно организованную деятельность и мониторинг усвоения программных требований по разделу ФЭМП, я заметила, что большинство детей, плохо усваивает программный материал, часто ошибаются, сомневаются в своих ответах. Дети затрудняются при выполнении заданий на нахождение закономерностей, при решении логических задач.

Проведенный анализ литературы, изучение и анализ педагогической деятельности ДОУ свидетельствует о том, что проблема условий и средств интеллектуального развития дошкольников остается во многом нерешенной и выявляет ряд противоречий между высокими требованиями современной системы образования к развитию логического мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с одной стороны и недостаточным вниманием педагогической науки к использованию потенциала развивающей игры и поиску условий её использования в формировании элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с другой стороны. Наличие противоречий и большая практическая значимость их разрешения подчёркивают важность и актуальность рассматриваемой проблемы

Поэтому, на данный момент остаётся открытым вопрос о приемлемых и действенных формах обучения детей, позволяющих решить проблему формирования элементов логического мышления и элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Решение данных споров осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях, а также использование потенциала развивающих игр и авторских пособий в работе с детьми по ФЭМП. И здесь на первый план выходит игра, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Ведь чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это развивает в свою очередь способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Увлекательные развивающие, математические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает развивающую игру важным средством формирования элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Новизна проекта:

        Заключается в применении в педагогической практике современного детского сада систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием. В основу, которого положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр, раскрывается роль педагога на каждом этапе. Четко обозначены направления работы по ФЭМП не только в НОД, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей, что позволят формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей и делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.

 Цель проекта:

  • Развитие элементов логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

Образовательные

  • Расширить и систематизировать знания детей по разделу ФЭМП.
  • Учить способам практической деятельности в области математики.

Развивающие

  • Развивать познавательные процессы: восприятие, память, логическое мышление, внимание, воображение, волю;
  • Развивать творческие способности детей.

Воспитательные

  • формировать у детей интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности.

Направления деятельности по реализации проекта

Основные принципы реализации проекта

  • Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников);
  • Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);
  • Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
  • Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);
  • Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);
  • Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).

Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми в ходе проекта:

Словесные

Вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка (поощрение, порицание, одобрение; похвала), разъяснение.

Наглядные

Демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца

Практические

Игровые действия, внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование.

Ожидаемый результат:

  • Положительная динамика мониторинга формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
  •  Формирование операций логического мышления (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, абстрагирование)
  •  Формирование представления о математических понятиях (схемах, знаках, алгоритмах, кодировании, декодировании информации, кодирование со знаком отрицания и.т.д.).
  • Получение математических знаний о пропорции, симметрии;
  •  Овладение умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое
  •  Формирование конструкторских умений и навыков у детей
  •  Развитие одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным мышлением, способностями в конструктивной деятельности.

Полученный результат:

               По результатам моих наблюдений, на первой недели занятий с детьми выявлен низкий показатель знаний по формированию элементарных математических представлений, но в результате углубления с детьми в мир математики и использования разнообразных математических игр, на четвертой недели низкий уровень знаний уже не преобладал.

             В дальнейшем моей задачей будет поиск решений по минимизации низкого уровня знаний детьми по ФЭМП.

Литература:

  1. «Логика и математика для дошкольников». Е.А. Носова, Г.Л. Непомнящая.
  2. «Дидактические игры и занятия в ДОУ». Е.Н. Панова.
  3. «Ступеньки творчества или развивающие игры». Б.П. Никитин.
  4. «Дидактические игры в детском саду». А.И. Сорокина.
  5. «Давайте поиграем». А.А. Столяр.
  6. «Игровые задачи для дошкольников». З.А. Михайлова.
  7. «Методика обучения математике в детском саду». Е.И. Щербакова.
  8. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». З.А. Михайлова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в страну Умных игр"

Цель: закреплять знания детей по лексической теме «Домашние животные»,расширять и закреплять словарь по теме, упражнять в подборе определений,продолжать учить разгадывать загадки,развивать логич...

Презентация проекта на тему: «Умные игры – умные дети»

Презентация проекта  на тему: «Умные игры –  умные дети»...

Презентация проекта по занимательной математике "В стране умных игр"

Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходит...

Проект в стране умных игр

Проект в стране умных игр...

Проект на тему: «В стране Умных игр»

Следует помнить, чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с и...

Проект по ФЭМП "В стране умных игр"

Проект по ФЭМП для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности . Цель проекта : создать условия для усвоения детьми математических представлений, обеспечить успешное развитие с...

Проект "В стране умных игр"

Познавательный проект "В стране умных игр" для детей среднего дошкольного возраста...