Проект: "В стране умных игр"
проект по математике (старшая группа) на тему
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждание детский сад общеразвивающего вида №11 «Светлячок» муниципального образования Тимашевский район.
Проект
«В стране Умных игр»
Воспитатель: Мелешина И.В.
г.Тимашевск
2016г.
Актуальность проекта.
Следует помнить, что бы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.
Противоречия:
Проводя непосредственно организованную деятельность и мониторинг усвоения программных требований по разделу ФЭМП, я заметила, что большинство детей, плохо усваивает программный материал, часто ошибаются, сомневаются в своих ответах. Дети затрудняются при выполнении заданий на нахождение закономерностей, при решении логических задач.
Проведенный анализ литературы, изучение и анализ педагогической деятельности ДОУ свидетельствует о том, что проблема условий и средств интеллектуального развития дошкольников остается во многом нерешенной и выявляет ряд противоречий между высокими требованиями современной системы образования к развитию логического мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с одной стороны и недостаточным вниманием педагогической науки к использованию потенциала развивающей игры и поиску условий её использования в формировании элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с другой стороны. Наличие противоречий и большая практическая значимость их разрешения подчёркивают важность и актуальность рассматриваемой проблемы
Поэтому, на данный момент остаётся открытым вопрос о приемлемых и действенных формах обучения детей, позволяющих решить проблему формирования элементов логического мышления и элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Решение данных споров осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях, а также использование потенциала развивающих игр и авторских пособий в работе с детьми по ФЭМП. И здесь на первый план выходит игра, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Ведь чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это развивает в свою очередь способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Увлекательные развивающие, математические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает развивающую игру важным средством формирования элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Новизна проекта:
Заключается в применении в педагогической практике современного детского сада систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием. В основу, которого положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр, раскрывается роль педагога на каждом этапе. Четко обозначены направления работы по ФЭМП не только в НОД, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей, что позволят формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей и делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.
Цель проекта:
ü Развитие элементов логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
Образовательные
ü Расширить и систематизировать знания детей по разделу ФЭМП.
ü Учить способам практической деятельности в области математики.
Развивающие
ü Развивать познавательные процессы: восприятие, память, логическое мышление, внимание, воображение, волю;
ü Развивать творческие способности детей.
Воспитательные
ü формировать у детей интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности.
Направления деятельности по реализации проекта
ü
Основные принципы реализации проекта
- Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников);
- Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);
- Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
- Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);
- Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);
- Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми в ходе проекта:
Словесные | Вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка (поощрение, порицание, одобрение; похвала), разъяснение. |
Наглядные | Демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца |
Практические | Игровые действия, внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование. |
Ожидаемый результат:
ü Положительная динамика мониторинга формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
ü Формирование операций логического мышления (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, абстрагирование)
ü Формирование представления о математических понятиях (схемах, знаках, алгоритмах, кодировании, декодировании информации, кодирование со знаком отрицания и.т.д.).
ü Получение математических знаний о пропорции, симметрии;
ü Овладение умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое
ü Формирование конструкторских умений и навыков у детей
ü Развитие одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным мышлением, способностями в конструктивной деятельности.
Полученный результат:
По результатам моих наблюдений, на первой недели занятий с детьми выявлен низкий показатель знаний по формированию элементарных математических представлений, но в результате углубления с детьми в мир математики и использования разнообразных математических игр, на четвертой недели низкий уровень знаний уже не преобладал.
В дальнейшем моей задачей будет поиск решений по минимизации низкого уровня знаний детьми по ФЭМП.
Литература:
1. «Логика и математика для дошкольников». Е.А. Носова, Г.Л. Непомнящая.
2. «Дидактические игры и занятия в ДОУ». Е.Н. Панова.
3. «Ступеньки творчества или развивающие игры». Б.П. Никитин.
4. «Дидактические игры в детском саду». А.И. Сорокина.
5. «Давайте поиграем». А.А. Столяр.
6. «Игровые задачи для дошкольников». З.А. Михайлова.
7. «Методика обучения математике в детском саду». Е.И. Щербакова.
8. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». З.А. Михайлова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презинтация | 69.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждание детский сад общеразвивающего вида №11 «Светлячок» муниципального образования Тимашевский район.
Проект
«В стране Умных игр»
Воспитатель: Мелешина И.В.
г.Тимашевск
2016г.
Актуальность проекта.
Следует помнить, что бы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.
Противоречия:
Проводя непосредственно организованную деятельность и мониторинг усвоения программных требований по разделу ФЭМП, я заметила, что большинство детей, плохо усваивает программный материал, часто ошибаются, сомневаются в своих ответах. Дети затрудняются при выполнении заданий на нахождение закономерностей, при решении логических задач.
Проведенный анализ литературы, изучение и анализ педагогической деятельности ДОУ свидетельствует о том, что проблема условий и средств интеллектуального развития дошкольников остается во многом нерешенной и выявляет ряд противоречий между высокими требованиями современной системы образования к развитию логического мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с одной стороны и недостаточным вниманием педагогической науки к использованию потенциала развивающей игры и поиску условий её использования в формировании элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с другой стороны. Наличие противоречий и большая практическая значимость их разрешения подчёркивают важность и актуальность рассматриваемой проблемы
Поэтому, на данный момент остаётся открытым вопрос о приемлемых и действенных формах обучения детей, позволяющих решить проблему формирования элементов логического мышления и элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Решение данных споров осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях, а также использование потенциала развивающих игр и авторских пособий в работе с детьми по ФЭМП. И здесь на первый план выходит игра, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Ведь чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это развивает в свою очередь способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Увлекательные развивающие, математические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает развивающую игру важным средством формирования элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Новизна проекта:
Заключается в применении в педагогической практике современного детского сада систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием. В основу, которого положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр, раскрывается роль педагога на каждом этапе. Четко обозначены направления работы по ФЭМП не только в НОД, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей, что позволят формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей и делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.
Цель проекта:
- Развитие элементов логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
Образовательные
- Расширить и систематизировать знания детей по разделу ФЭМП.
- Учить способам практической деятельности в области математики.
Развивающие
- Развивать познавательные процессы: восприятие, память, логическое мышление, внимание, воображение, волю;
- Развивать творческие способности детей.
Воспитательные
- формировать у детей интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности.
Направления деятельности по реализации проекта
Основные принципы реализации проекта
- Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников);
- Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);
- Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
- Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);
- Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);
- Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми в ходе проекта:
Словесные | Вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка (поощрение, порицание, одобрение; похвала), разъяснение. |
Наглядные | Демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца |
Практические | Игровые действия, внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование. |
Ожидаемый результат:
- Положительная динамика мониторинга формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
- Формирование операций логического мышления (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, абстрагирование)
- Формирование представления о математических понятиях (схемах, знаках, алгоритмах, кодировании, декодировании информации, кодирование со знаком отрицания и.т.д.).
- Получение математических знаний о пропорции, симметрии;
- Овладение умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое
- Формирование конструкторских умений и навыков у детей
- Развитие одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным мышлением, способностями в конструктивной деятельности.
Полученный результат:
По результатам моих наблюдений, на первой недели занятий с детьми выявлен низкий показатель знаний по формированию элементарных математических представлений, но в результате углубления с детьми в мир математики и использования разнообразных математических игр, на четвертой недели низкий уровень знаний уже не преобладал.
В дальнейшем моей задачей будет поиск решений по минимизации низкого уровня знаний детьми по ФЭМП.
Литература:
- «Логика и математика для дошкольников». Е.А. Носова, Г.Л. Непомнящая.
- «Дидактические игры и занятия в ДОУ». Е.Н. Панова.
- «Ступеньки творчества или развивающие игры». Б.П. Никитин.
- «Дидактические игры в детском саду». А.И. Сорокина.
- «Давайте поиграем». А.А. Столяр.
- «Игровые задачи для дошкольников». З.А. Михайлова.
- «Методика обучения математике в детском саду». Е.И. Щербакова.
- «Игровые занимательные задачи для дошкольников». З.А. Михайлова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в страну Умных игр"
Цель: закреплять знания детей по лексической теме «Домашние животные»,расширять и закреплять словарь по теме, упражнять в подборе определений,продолжать учить разгадывать загадки,развивать логич...
Презентация проекта на тему: «Умные игры – умные дети»
Презентация проекта на тему: «Умные игры – умные дети»...
Презентация проекта по занимательной математике "В стране умных игр"
Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходит...
Проект в стране умных игр
Проект в стране умных игр...
Проект на тему: «В стране Умных игр»
Следует помнить, чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с и...
Проект по ФЭМП "В стране умных игр"
Проект по ФЭМП для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности . Цель проекта : создать условия для усвоения детьми математических представлений, обеспечить успешное развитие с...
Проект "В стране умных игр"
Познавательный проект "В стране умных игр" для детей среднего дошкольного возраста...