Главные вкладки

    Консультация для педагогов "Приёмы и методы работы с одарёнными детьми в детском саду"
    консультация по математике на тему

    Приёмы и методы работы с одарёнными детьми в детском саду

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_6.docx19.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Приемы и методы работы с одаренными детьми в детском саду.

    Глобальные социально – экономические преобразования в нашем обществе вызывают потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи.     В последние годы отмечается повышение интереса  к вопросам раннего выявления и раскрытия детских дарований.

               Можно выделить 2 категории одаренности детей в дошкольном возрасте: 

           - дети с высоким  общим уровнем умственного развития;

           - дети с признаками специальной творческой одарённостью (музыкальной, изобразительной,  физической, интеллектуальной).

             Одарённость детей является одной из важных проблем общества в настоящее время. Значимость  данного вопроса заключается не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли  углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества.

    Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, младших школьников и подростков весьма отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

    Государственная система работы с одаренными детьми включает несколько уровней. Основой этой системы является детский сад и школа. Эти учреждения охватывают наиболее широкий круг детей. На уровне детского сада необходимым условием является наличие навыков распознавания одаренности своих воспитанников, создание для них оптимальных условий в плане развития, учебы и отношений со сверстниками. Следует помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить.

    Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. При создании в ДОУ   благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. Такими условиями являются:

    • наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;

    • наличие богатой предметно-пространственной среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;

    • создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у него чувство собственной значимости, поощряющей проявление  индивидуальности;

    • наличие образовательной системы.

    В нашей стране долгое время изучением детской одаренности и разработкой вопросов раннего выявления и дальнейшего развития незаурядных детей практически не занимались. Только в последние годы проблема детей с высокими умственными способностями начала вызывать большой интерес не только в научной среде, но в прессе и печати.

             Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одними из важнейших аспектов деятельности д/саду.

    Дети, склонные к высоким достижениям, могут проявить себя в следующих областях:

    •  общие интеллектуальные способности;

    •  конкретные академические способности;

    •  творческое или продуктивное мышление;

    •  лидерские способности;

    •  художественные и исполнительские искусства;

    •  психомоторные способности.

    Палитра одаренности:

    •  Общая (умственная одаренность);

    •  Художественная одаренность (этот вид одаренности отражает высокий творческий потенциал человека: искусство, литература, музыка, прикладное искусство и т. д.);

    •  Социальная одаренность (проявляется в умении разбираться в людях, устанавливать с ними эффективные отношения; основой социальной одаренности является социальный интеллект);

    •  Спортивная (моторная) одаренность (проявляется в разных видах двигательной деятельности (спорт, танцы).

    Одаренные дети в детском саду

    Как правило, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые:

    - на занятиях все легко и быстро схватывают;

    - знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;

    - быстро запоминают услышанное или прочитанное;

    - решают сложные задачи, требующие умственного усилия;

    -задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;

    -оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;

    - очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на все новое, неожиданное.

    Это типичные черты одаренных детей.

    Одаренные дети - особая психологическая реальность, где индивидуальное еще недостаточно отдельно от возрастного, необходимое условие эффективной работы с одаренными детьми - это оптимальный учет своеобразия природных особенностей каждого из них.

    Когда эти дети вынуждены заниматься по одной программке вместе с другими сверстниками, они как бы сдерживаются в развитии и желании идти вперед. В результате у них может угаснуть познавательных интерес, желание заниматься.

    Одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными.

    Одаренные дети:

    ·        имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

    ·        имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

    ·        испытывают радость от добывания знаний, умственного труда

    Работа с одаренным ребенком, как и любая другая работа, связанная с развитием детей, требует много времени, знаний и сил.

    Дополнительная ответственность перед одаренным ребенком, чтобы создать условия для полноценного качественного развития его способностей, но и ответственность перед остальными детьми, чтобы не в ущерб им, не в ущерб вниманию развития их способностей проходила эта работа. Поэтому у нас в детском саду работа с одаренными детьми строится параллельно с основными видами и направлениями программы.

    Хотя в педагогической литературе встречается мнение, что выявление умственной одаренности раньше чем в 5 – летнем возрасте значительно затруднено, но есть дети, которых мы отнесли к категории одаренных, хотя они и не достигли 5 – летнего возраста. На основании того, что они отличались от своих сверстников большими возможностями усвоения нового, широким спектром познавательных интересов, неординарностью мышления, развитостью творческого потенциала, развитой речью. Создание условий внутри группы для развития одаренных детей создается постепенно, помимо перечисленных условий.

    Современные исследования показывают, что для достижения высокого уровня в любой области даже очень способные дети нуждаются в одобрении, общении и постоянной моральной поддержке. Поэтому каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития. От интеллектуального потенциала этих детей зависит будущее нашей страны, и основная цель работы с одаренными детьми нашего детского сада – это содействие их превращению в одаренных взрослых, которые выступают в качестве важнейшего ресурса поступательного развития человеческой цивилизации.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности психолого - педагогической работы с тревожными детьми в детском саду.

    В статье рассматриваются особенности работы с тревожными детьми, которые посещают дошкольное учереждение, важный период жизни ребёнка,  связанные с этим психологические проблемы. Указывается, что...

    Методы и приемы логопедической работы с заикающимися детьми в детском саду

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №12 «Колокольчик» Сообщение «Методы и приемы логопедической работы с заикающимися детьми в детском саду»Педсо...

    Организация работы с интеллектуально одарёнными детьми в детском саду

    Проблемы одарённости детей дошкольного возраста волнуют и учёных, и родителей, и это неслучайно: по последним статистическим данным, примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одарённым д...

    Основные направления работы с одаренными детьми в детском саду общеразвивающего вида.

    Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями....

    МАСТЕР – КЛАСС Использование методов работы с песком в условиях детского сада

    Игры с песком способствуют развитию пространственного мышления, формированию математических, исследовательских, языковых способностей. Общение с песком даёт толчок полёту творческой фантазии детей. Иг...

    Проект по работе с одарёнными детьми в детском саду "Разноцветный звёздный мир"

    Проект по работе с одарёнными детьми в детском саду "Разноцветный звёздный мир"...

    «Работа с одарёнными детьми в детском саду»

    Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью. Детская одаренность может проявляться в разных видах деятель...