Формы и методы работы с одарёнными детьми дошкольного возраста по художественному творчеству.
статья (старшая, подготовительная группа)

Долгошеева Людмила Александрова

Слишком много на свете людей,

 которым никто не помог пробудиться».

А. Экзюпери

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_odarennye_deti.docx27.82 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы работы с одарёнными детьми дошкольного возраста по художественному творчеству.

Слишком много на свете людей,

 которым никто не помог пробудиться».

А. Экзюпери

Одарённость детей является одной из важных проблем общества в настоящее время. Значимость  данного вопроса заключается не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли  углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества.

Художественные способности обнаруживают себя раньше других. Дети одарены во всех видах искусства, но более всего заметны их успехи в изобразительной деятельности. Продукт их деятельности (рисунки, картины, поделки) можно хранить, показывать, изучать как свидетельство талантливости маленького автора.

С самого раннего возраста  дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве через визуальные ощущения. «В момент, когда ребёнок остаётся один на один с бумагой и красками, чтобы нарисовать цветы, солнце, траву, он в полном смысле Создатель, Творец, и по его замыслу, как и по божьему, мир должен быть устроен красиво, гармонично» (Н. К. Величко)

Есть дети, которые рисуют и видят то, что они нарисовали, а есть такие, которые рисуют и видят даже то, что не нарисовано. Если ребёнок старается выразить своё отношение или сообщить какое-либо действие, факт, придать философскую глубину, понимает больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления, то мы, несомненно, считаем его одарённым.

 Одарённый ребёнок оказывается способным уловить внутреннюю характеристику художественного образа, не лежащую на поверхности.   Трудно  определить степень творческой одарённости, ведь искусство всё условно, и какая именно степень наивности в искусстве допустима, никто ещё не определил.

Одарённые дети очень разные. Главное, что объединяет всех, таких разных «вундеркиндов» и что резко отличает их от обыкновенных детей – это высокая познавательная потребность. Одним из первых Н. С. Лейтес описал эту невероятную потребность одарённых детей в умственной работе: «Именно стремление к познанию – самая яркая характеристика любого одарённого ребёнка».

Сегодня открываются новые возможности для развития личности маленького человека, и одаренной личности в частности. Эти возможности кроются в различных формах и методах работы с одаренными детьми.

Коллективная форма организации обучения, часто используется для обучения одаренных дошкольников при осуществлении  индивидуально-личностного подхода.

Система свободной, не регламентированной изобразительной деятельности дает каждому ребенку возможность заниматься самостоятельными поисками и добиваться творческих достижений в индивидуально выбранном направлении.

Часто дети с выдающимися способностями в области художественного творчества выполняют работу быстрее своих сверстников. Чтобы у ребенка не был потерян интерес, я предлагаю обогатить рисунок, усложняя задачу изображения. При этом ребенок сам ищет пути решения изображения, решает каким образом и каким изобразительным материалом он может достичь лучшего результата.

Исходя из анализа литературы, можно выделить следующие психолого-педагогические условия индивидуального подхода к художественно - одаренным детям:

  • Органическое сочетание индивидуального подхода к каждому ребенку с воспитанием и формированием сплоченного и жизнерадостного коллектива. Зная особенности коллектива в целом и всех его членов в отдельности, педагог может правильно направлять деятельность и поведение каждого ребенка, воспитать у него умение подчинить свои личные интересы общим.
  • Опора на положительные моменты в характере и свойствах личности ребенка. Это должно сочетаться с чуткостью и разумной требовательностью, педагогу необходимо в своем обращении с детьми быть тактичным, естественным и искренним. Индивидуальный подход требует от педагога любви к детям, большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях ребенка.
  • Единство требований к малышу, как работников детского учреждения, так и родителей.  Нельзя добиться положительных результатов в воспитании вне связи с семьей.

Сложность технологии индивидуального подхода к одаренным детям осложняется тем обстоятельством, что к ним не применимы определенные возрастные особенности, ведь каждый из них неповторим и находится на своей «возрастной» ступени, соответствующей уровню его развития.

Исключительное значение в развитии ребенка, в том числе и одаренного, имеет создание эстетической развивающей среды, постепенно включая в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков; использование в оформлении группы созданных детьми индивидуальных и коллективных рисунков, аппликаций. Большое значение имеет эстетическое оформление занятий, продуманный подбор материалов для занятий, формат бумаги для рисунков, аппликаций, соответствующий величине и пропорциям изображаемых предметов, цвет бумаги; продуманный подбор наглядных пособий, картин, игрушек, предметов и т. п.

Особое значение  имеет эмоциональное благополучие детей на занятиях, создаваемое интересным для них содержанием, доброжелательным отношением педагогов к каждому ребенку, формированием у него уверенности в своих возможностях, уважительном отношении взрослых к результатам детской художественной деятельности и т.п. То есть окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов: игровые методы и приемы, применение игровых сюрпризных моментов, ситуаций («слепить ежику друзей», «расписать ковер для куклы Маши», «научить Лунтика, рисовать осенний пейзаж» и т. п.). Для того чтобы у детей возникло желание выполнить учебное задание, проводится работа по формированию игровой мотивации. Например, кратко, но убедительно рассказывается вымышленная история о проблемах какого-либо игрового персонажа (зайчика, клоуна и т.д.) и побуждаем их помочь. Главное – вызвать доброе отношение к игровым персонажам, желание помогать им, создать мотивацию. Важно обязательно узнать хотят ли дети помочь сказочному герою, только после утвердительного ответа продолжаем занятие. Например, на коллективном занятии по аппликации «Волшебные цветы» дети помогают Королеве цветов посадить на поляне сказочные цветы (вырезать и наклеить). Очень важно, что благородную роль помощника и защитника слабых, ребенок может выполнить, только научившись чему-то новому.

Одним из эффективных методов в работе с одаренными детьми является исследовательский метод, он  направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества, так как ребенок выполняет все работу самостоятельно, находя правильное решения путем проб и ошибок. Такой подход к проведению занятий по изобразительной деятельности позволил избежать штампов и шаблонов при выполнении заданий и повысил творческую активность детей.

Одним из перспективных инновационных методов, способствующих развитию мышления, помогающих ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, стал метод проектной деятельности.

Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности.

Метод проектной деятельности используется в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, а так же стремлением к совместной деятельности. 

Мною были разработаны и реализованы следующие проекты: «Сказка в картинках», знакомство детей с русскими народными сказками, через образы в рисунках, «Здоровые малыши со спортом на Ты», сознание книги в рисунках детей «Лес и его богатства».

Традиционные формы и методы  изобразительной деятельности дошкольников оказывают сдерживающее влияние в развитии познавательной деятельности одаренных детей.     Поэтому необходимо познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками, которые позволяют показать новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.

  В своей работе я использую разнообразные нетрадиционные способы рисования: пальцевая живопись, печатка, монотипия, набрызг, рисование по мокрой бумаге, рисование свечой и акварелью, кляксография, граттаж и другие.

Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции,  развивает логическое и абстрактное мышление, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.    

Для того чтобы детские рисунки получились выразительными,  мои занятия сопровождаются мелодичной, образной музыкой, которая позволяет детям расслабиться и насладиться ее легким звучанием. Многие занятия проходят в необычной обстановке за столами, а иногда мы рисуем на мольберте, на большом ватмане, расположенном на ковре.

Часто дети выполняют творческие задания: «Мое настроение в картине», «Ожившие линии», «Музыка в красках».

Например, детям предлагают представить, что звукам соответствуют определённые цвета, а сочетаниям звуков – определенные пятна, то можно нарисовать музыку в виде свободного изображения линий,  пятен, разнообразных узоров. При этом эстетические ощущения приблизят детей к миру музыки и научат их воспринимать и ощущать искусство изнутри, соотносить цвет и музыку, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм и др.).

В искусстве не может быть оценки «правильно – неправильно» - иначе не было бы огромного разнообразия художников, а был бы один-единственный, принятый за образец эталон.

Гениальность сокрыта не в форме, а в глубоком содержании рисунка, не «как» написано, а «ради чего». Именно поэтому первоочередная задача воспитания и развития художественно одаренных детей не овладение графическими навыками, а развитие творческой активности, нестандартного видения мира. Ведь именно креативность есть основа любого таланта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каталог «Совместная деятельность с детьми дошкольного возраста ОО «Художественное творчество» на тему: «Изучаем с детьми Правила Дорожного Движения»

       Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. А необходимость уже в дошкольном возрасте доводить до детей пе...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ В РАБОТЕ С ИМПУЛЬСИВНЫМИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В своей работе мы, педагоги, всё чаще сталкиваемся с детьми повышенной возбудимостью, а точнее дети чрезмерно активные, импульсивные, не способные долго удерживать внимание на чём-либо одном. Они пере...

РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Каждый ребенок – уникален. Одно из ведущих мест среди самых загадочных и интересных явлений природы – является одарённость детей. Самым подходящим периодом для развития детских способносте...

Мастер-класс по художественно - эстетическому развитию "Инновационные формы и методы работы деятельности с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития творческих способностей в разных видах продуктивной деятельности"

laquo;Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту…Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду.&ra...

Мастер-класс для педагогов «Использование современных форм и методов работы по оздоровлению детей дошкольного возраста »

Мастер-класс разработан с целью повышения знаний педагогов о значении освоение современных форм и методов работы по оздоровлению детей дошкольного возраста....

«ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК» Программа работы с одарёнными детьми дошкольного возраста

laquo;ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК»Программа работы с одарёнными детьмидошкольного возраста...

«Одарённый ребёнок» Программа работы с одарёнными детьми дошкольного возраста

laquo;Одарённый ребёнок»Программа работы с одарёнными детьмидошкольного возраста...