Итоговая НОД «Алфавит»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Голикова Юлия Владимировна

Итоговая НОД «Алфавит»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alfavit.docx27.44 КБ
Файл alfavit.pptx2.27 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта итоговой интегрированной НОД «Алфавит»

Автор: Голикова Юлия Владимировна

Должность: воспитатель

УПД: высокий

МБДОУ «ЦРР-д/с «Колокольчик»

2016-17 учебный год

Тема НОД: «Алфавит»

Возрастная группа: подготовительная к школе

Образовательная область: «Коммуникация», «Познание «Формирование элементарных математических представлений»

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание «Формирование целостной картины мира», «Чтение художественной литературы», «Здоровье»

Цель: закрепление и обобщение полученных знаний, совершенствование речевых умений

Задачи: Обучающие задачи. Обобщить и систематизировать знания детей о буквах русского алфавита, цифрах и математических знаках. Закрепить умение составлять арифметические задачи и записывать их решение, формировать умение выделять в задаче условие, вопрос, решение, ответ. Упражнять в «чтении» записей количественных отношений между числами в пределах 10 при помощи знаков: «<», «>»; решении логических задач. Упражнять в звуковом анализе слова; закреплять навык чтения слогов и слов, умение составлять слова из слогов, решать ребусы.

Развивающие задачи. Развивать познавательные процессы (логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание, связную речь), зрительно-пространственную ориентацию, умение аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи. Воспитывать речевую активность, самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Создать у детей эмоционально-позитивный настрой. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, коллективизма, дух соревнования.

Планируемые результаты: познавательные: знают количественный и порядковый счет до 20, состав числа до 10, составляют и решают задачи в 1 действие, используют цифры, знаки при записи равенств и неравенств, ориентируются в пространстве, на листе бумаги; самостоятельно выполняют звуковой анализ слов; читают слоги и простые слова.

коммуникативные: имеют сформированный активный словарь; умеют участвовать в беседе, понимают вопросы и отвечают на них; используют средства интонационной речевой выразительности (силу голоса, интонацию, ритм и темп речи)

личностные: доброжелательны в общении со сверстниками в совместной деятельности; проявляют интерес к разным видам деятельности, активно участвуют в них. Стремятся к самовыражению в деятельности, имеют навыки самоконтроля и самооценки.

Средства реализации:

Учебно-методический комплект:

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие игры и развлечения со словами
  2. Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет. Учебно-игровые занятия. – М., 2001
  3. Кочергина А.В., Гайдина Л.И. Учим азбуку, играя
  4. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – М., 2014

Этапы

Время

Деятельность педагога

Деятельность детей

Технологии, методы,

приемы деятельности

Вводно-

организационный

1-2 мин.

 Ребята, весь год вы добросовестно трудились: вместе читали, писали, считали, играли, решали задачи и учили буквы!

 Сегодня у нас последнее занятие и мы пригласили гостей из школы, чтобы показать, чему мы с вами научились. Повернитесь к нашим гостям, поприветствуйте их и подарите им свою улыбку.

 Я надеюсь, что вы готовы идти в школу и учиться на «хорошо» и «отлично». Вы готовы? Скоро в школу мы пойдем, ну а что с собой возьмем? Но портфель пока пустой, нужно его собрать.

Дидактическое упражнение на пространственную ориентировку «Собери портфель»

− В нижнем правом углу лежит круглая точилка. Посередине овальный ластик. В верхнем левом углу находится треугольник. В нижнем левом углу лежат 2 прямоугольные тетради.  В верхнем правом углу находится квадратный пенал.

Дети стоят около стульев, здороваются с гостями, садятся

Ответы детей

Дети на листе бумаги отмечают расположение предметов

упражнение на развитие коммуникативности

создание ситуации

занимательности

практическое

упражнение

Продуктивная деятельность

25 мин.

− А знания проверить нам поможет…

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

А называется строй…     алфавит

Перед детьми карта в виде алфавита, на ней выделены буквы – «остановки».
Первая остановка – буква «Г» - «Грамотей-ка». 

Из чего состоит наша речь? (из слов) А слова? (из звуков) Какие бывают звуки? (звуки бывают: гласные и согласные, твердые и мягкие) Почему звуки называются гласными? Согласными? Чем буквы отличаются от звуков? (звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем) На какие части еще можно разделить слова? (на слоги)

Игра «Раздели слова на слоги»

− Посмотрите на экран, выберите себе картинку и раздели слово по слогам.

− Каждое слово живет в своем домике. Определите, где чей дом. Вы верно нашли домики слов лиса и волк. А почему слово белка не попало в свой дом? Правильно! Давайте проведем звуковой анализ.

Звуковой анализ слова «белка»

Дети отгадывают загадку

Дети называют буквы алфавита, выполняют задания

Ответы детей

Дети выбирают слово и прохлопывают слова по слогам

Дети подбирают слово к схеме, объясняют свой выбор

Выполняют звуковой анализ слова

речевая игра на

расширение словаря

создание ситуации

занимательности

беседа

речевая игра на определение протяженности слов;

создание проблемной ситуации, анализ, объяснение

Вторая остановка – буква «З» - «Задачкино».

− Давайте вспомним, из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ) Что такое условие? (то, что уже известно) Что такое вопрос задачи? (то, что нужно найти) Что такое решение задачи? (как будем находить неизвестное) Что такое ответ задачи? (то, что получилось) Какие знаки мы используем? (плюс, минус) Что может сделать плюс? (увеличить, купить, приехать…) Что может сделать минус? (уменьшить, отрезать, улететь…)

Дидактическое упражнение «Составь задачу»

Третья остановка - буква «И» - «Исправлялки».
− Исправьте ошибки в предложении: Лиза, конфеты, ест, шоколадные

Вкусное, корова, дает, наша, молоко

По, корабль, плывет, море, синее

Сосна, у, нашего, растет, дома

Я, прогулки, с, домой, вернулся

Словесная игра «Кто лишний?»

Назовите лишний предмет и объясните, почему вы так считаете: Сосна, береза, груша. Сорока, дятел, ласточка. Корова, коза, собака, олень. Солнце, луна, гора, лампа.

Четвертая остановка - буква «Л» – «Логические задачи».
1. У мамы есть кот Пушок, собака Дружок, дочка Люба. Сколько детей у мамы? (1). 
2. Что едят крокодилы на Северном полюсе? (крокодилы там не живут).
3. Кто громче мычит: петух или корова? (петух не умеет мычать).
4. На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей на столе? (ни одного).
5. На столе 3 стакана молока. Костя выпил один стакан молока и поставил на стол. Сколько стаканов на столе?

6. Катится по столу колесо разноцветное: один угол у него – красный, другой – зеленый, третий – желтый. Когда колесо докатится до края стола, какой цвет мы увидим? 

Пятая остановка - буква «О» - «Отдых»

А сейчас немножко отдохнем. 

Физкультминутка

Нам пора передохнуть 

Потянуться и вздохнуть, 

Мы покрутим головой 

И усталость вся долой.

Ответы детей

Дети составляют задачу, один ребенок у доски выкладывает решение

Дети меняют порядок слов в предложении

Дети объясняют выбор лишнего слова

Ответы детей

Проговаривают слова, выполняют движения

беседа

практическое

упражнение

словесная игра на восстановление предложений

анализ, рассуждение

решение задач, анализ, объяснение

здоровьесберегающие технологии: физминутка

Словесная игра «Из чего сок?» 
− Малина – малиновый, яблоко – яблочный, абрикос – абрикосовый, помидор – томатный, морковь – морковный, апельсин – апельсиновый, мандарин – мандариновый, клубника – клубничный, тыква – тыквенный, вишни – вишневый, виноград – виноградный, банан – банановый…

Шестая остановка – буква «П» – «Прятки»

Словесная игра «Найди спрятанное слово» 
 Какое животное спряталось в слове ракета? Коньки? Ужин? Коса? Какое растение спряталось в слове мель? Шпион? Башмак?

Словесная игра «Ребусы»

Седьмая остановка – буква «С» – «Сравнилки»

− Что длиннее: карандаш или указка? Что короче? Кто старше: мама или бабушка? Кто младше? Какое число больше 5 или 9? Какое число меньше 10 или 6? Какие знаки мы используем? (знаки >, <) Сравните числа и поставьте правильно знаки.

Дидактическое упражнение «Состав числа»

Восьмая остановка - буква «Ч» - «Читательская».
 Чтобы слово нам узнать

Нужно слоги прочитать

Слог к слогу приставляйте

И словечки составляйте.

Дидактическое упражнение «Составь слово и прочитай»

Дети образовывают новые слова, отвечающие на вопрос «Какой?»

Дети анализируют слово, называют заданное слово

Дети решают ребусы

Ответы детей

Дети расставляют знаки на своих карточках

Дети читают слоги, составляют из них слова

словесная игра на словообразование

словесная игра, анализ слов

практическое упражнение

чтение, составление слов

Рефлексивный

2-3 мин.

 Девятая остановка – буква «Я»
 Вы справились со всеми заданиями и показали хорошие знания. А сейчас продолжите предложение: «Я запомнил…», «Я могу…», «Мне еще трудно…»

− Подумайте, хорошо ли каждый из вас сегодня занимался. Можете ли вы себя похвалить или не очень?

Но закончилась игра,

Расставаться нам пора.

И давайте на прощанье

Скажем дружно: «До свиданья!»

Дети проводят самоанализ

Дети прощаются, уходят

самоанализ

самооценка, поощрение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Итоговая интегрированная непосредственно-образовательной деятельности «Алфавит»

Слайд 3

А Б В Д Е Ё Г Ж З И Й К Л М Н О П Я Ч С Р Т У Ф Х Ц Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю

Слайд 4

Грамотей-ка

Слайд 6

А Б В Д Е Ё Г Ж З И Й К Л М Н О П Я Ч С Р Т У Ф Х Ц Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю

Слайд 7

Задачкино

Слайд 8

А Б В Д Е Ё Г Ж З И Й К Л М Н О П Я Ч С Р Т У Ф Х Ц Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю

Слайд 9

Исправлялки

Слайд 10

Лиза ест шоколадные конфеты. Наша корова дает вкусное молоко. По синему морю плывет корабль. У нашего дома растет сосна. Я вернулся домой с прогулки. Лиза, конфеты, ест, шоколадные Вкусное, дает, корова, наша, молоко По, корабль, плывет, море, синее Сосна, у, нашего, растет, дома Я, прогулки, с, домой, вернулся

Слайд 15

А Б В Д Е Ё Г Ж З И Й К Л М Н О П Я Ч С Р Т У Ф Х Ц Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю

Слайд 16

Логические задачи

Слайд 17

А Б В Д Е Ё Г Ж З И Й К Л М Н О П Я Ч С Р Т У Ф Х Ц Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю

Слайд 18

Отдых

Слайд 19

А Б В Д Е Ё Г Ж З И Й К Л М Н О П Я Ч С Р Т У Ф Х Ц Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю

Слайд 20

Прятки

Слайд 21

100 ЛБ

Слайд 22

ре

Слайд 23

да

Слайд 24

3, 2, 1, 4 Ч

Слайд 25

А Б В Д Е Ё Г Ж З И Й К Л М Н О П Я Ч С Р Т У Ф Х Ц Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю

Слайд 26

Сравнилки

Слайд 27

10 1 9 2 8 3 7 4 6 5 5

Слайд 28

А Б В Д Е Ё Г Ж З И Й К Л М Н О П Я Ч С Р Т У Ф Х Ц Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю

Слайд 29

Читательская

Слайд 30

СО К А ВО МУ Т А Р Ы ДА РЕ Ш А

Слайд 31

А Б В Д Е Ё Г Ж З И Й К Л М Н О П Я Ч С Р Т У Ф Х Ц Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю

Слайд 32

Я…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказочный алфавит", "Домычи словечко" - игры с родителями

"Сказочный алфавит", "Домычи словечко" -игры  с родителями...

зарядка по ПДД. Дорожный алфавит

Разработанна зарядка по ПДД....

Алфавит. Русский алфавит в картинках.

Алфавит для малышей.  Русский алфавит в картинках. 4-и листа на формат А4 и 4 файла PSD (открывает фотошоп) Этих картинок в интернете много. Я их собрала все вместе и разместила на четы...

Алфавит для молодого специалиста

Советы для молодого педагога...

Алфавит для детей (видео - стишок)

Стихотворение для Детей: учим буквы А -- абрикос спелый. Б -- барашек белый. В -- воробей-малышка. Г -- гриб-коротышка. Д -- дятел в красной шапке. Е -- ель -- зеленые лапки. Ё -- ёжик в иголка...

Презентация "Витаминный алфавит"

Данная презентация может использоваться как мультимедийный демонстрационный материал на занятиях по теме "Витамины"...