Главные вкладки

    Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Формирование элементарных математических представлений» Возрастная группа старшая
    план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

    Хакимова Эльмира Тагировна

    Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Формирование элементарных математических представлений» Возрастная группа старшая 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 1_konspekt_femp.docx27.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект организованной образовательной деятельности

    Образовательная область «Познавательное развитие»

    Раздел «Формирование элементарных математических представлений»

    Возрастная группа старшая

    Программное содержание:

    - Учить ориентироваться на листе бумаги (справа – слева, вверху – внизу, в середине, в углу);

    - Продолжать формировать представления о порядковом счете, учить различать вопросы «Сколько?», «Который?», «Какой?»;

    - Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника;

    - Закреплять умения различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь;

    - Закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади;

    - Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме.

    Дидактический наглядный материал.

    Демонстрационный материал. Магнитная доска, модели треугольника, прямоугольника и квадрата из бумаги,  набор плоских геометрических фигур, плоскостные изображения героев сказки Теремок: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь косолапый.

    Раздаточный материал. Наборы плоских геометрических фигур, модели прямоугольника и квадрата из бумаги, но меньшего размера на каждого ребенка, листы бумаги формата А-4.

    Ход организованной образовательной деятельности.

    (Дети стоят возле воспитателя) -  читаю стихотворение вместе с детьми А. Кондратьевой  «Доброе утро».

    Доброе утро – птицы запели,

    Добрые люди, вставайте с постели,

    Прячется вся темнота по углам,

    Солнце встает и идет по делам!

    Воспитатель: О какой части суток это стихотворение?

    Дети: Утро

    Воспитатель: Какие части суток есть еще?

    Дети: День, вечер, ночь.

    (спрашиваю 2-3 детей).

    Воспитатель: Дети к нам пришли сегодня на занятия гости. Давайте все вместе поздороваемся. Пожелаем всем доброе утро. А сейчас я предлагаю занять всем свои места (Дети садятся за столы).

    Методические указания.

    I часть. Игровое упражнение «Сравни фигуры».

    (На доску выкладываю треугольник, квадрат и прямоугольник – домик Теремок)

    Воспитатель: Посмотрите на доску- это домик «Теремок». Из каких геометрических фигур состоит домик?  

    Дети: Треугольник, квадрат, прямоугольник.

    Воспитатель: Как называются эти фигуры? (Показываю и спрашиваю2-3 детей)

    Дети: Треугольник, квадрат, прямоугольник.

    Воспитатель: Какой  формы крыша у домика?

    Дети: Крыша треугольная.

    Воспитатель: Почему вы так думаете?

    Дети: У треугольника три угла и три стороны.

    Воспитатель: А какой  формы здание у домика? (спрашиваю 2-3 детей)

    Дети:  Прямоугольная форма.

    Воспитатель: Почему вы так думаете? (спрашиваю 2-3 детей)

    Дети: У прямоугольника две стороны длинные и две короткие.

    Воспитатель: А, окно какой формы? (спрашиваю 2-3 детей)

    Дети: Квадратной формы. У квадрата четыре угла и четыре стороны.

    Воспитатель: Вы уже научились узнавать прямоугольник и квадрат. Сегодня мы выясним, чем они похожи и чем они отличаются. У вас на столе лежат квадрат и прямоугольник. А сейчас положите перед собой прямоугольник. Рассмотрим прямоугольник: возьмите в руку палочку, обведите прямоугольник палочкой. Что есть у прямоугольника?

    Дети: Стороны.

    Воспитатель: Сколько у прямоугольника сторон? (Спрашиваю несколько детей)

    Дети: У прямоугольника 4 стороны.

    (Обобщаю ответы)

    Воспитатель: У прямоугольника 4 стороны. (Продолжаю беседу) Что еще есть у прямоугольника?

    Дети: У прямоугольника есть углы.

    Воспитатель: Посмотрите, я покажу углы прямоугольника, а вы их сосчитайте. (Показываю углы, делая указкой веерообразное движение от одной стороны до другой. Дети считают углы своего прямоугольника.). Сколько углов у прямоугольника? (Спрашиваю несколько детей)

    Дети: У прямоугольника 4 угла.

    Воспитатель: По сколько углов и сторон у прямоугольника?

    Дети: У прямоугольника по 4 угла и 4 стороны.

    (Далее детям предлагаю обвести рукой квадрат, используя вопросы)

    Воспитатель: А сейчас рассмотрим квадрат. Что есть у квадрата?

    Дети: Стороны.

    Воспитатель: Сколько сторон у квадрата?

    Дети: У квадрата 4 стороны.

    Воспитатель: Сколько углов у квадрата?

    Дети: У квадрата 4 угла.

    Воспитатель: А сейчас сравним прямоугольник и квадрат. Посмотрите и скажите чем они похожи?

    Дети: У прямоугольника 4 стороны и у квадрата 4 стороны. У прямоугольника 4 угла и у квадрата 4 угла.

    (Уточняю и обобщаю ответы детей)

    Воспитатель: У квадрата и прямоугольника по 4 угла и 4 стороны. Этим они похожи. Посмотрите, одинакового ли размера стороны прямоугольника? Есть ли у него равные стороны?

    Дети: Да.

    Воспитатель: По сколько их?

    Дети: По 2 стороны.

    Воспитатель: Как проверить? Согните прямоугольник вот так, противоположной стороной к стороне. (Показываю). Равны ли 2 противоположные стороны?

    Дети: Да.

    Воспитатель: Да, они равны, они точно совпали. Теперь посмотрим, равны ли 2 другие противоположные стороны. (Провожу сначала рукой вдоль этих сторон, а затем, сгибая прямоугольник, совмещаю их. Дети одновременно сгибают свои прямоугольники. Выясняю, что и другие 2 противоположные стороны равны. Затем проверяют равенство соседних сторон. Показываю детям приложение сторон друг к другу. Дети одновременно также прикладывают стороны друг к другу. (Делаю выводы). По сколько же равных сторон у прямоугольника? (спрашиваю 2-3 детей)

    Дети: По 2 стороны.

    Воспитатель: Что можно сказать о размере сторон квадрата?

    Дети: Все стороны квадрата равны.

    Воспитатель: Как проверить, все ли стороны квадрата равны?

    Дети: Сгибать стороны.

    Воспитатель: Верно, можно сгибать квадрат, прикладывая одну сторону к другой, и увидеть, равны ли они. Проверьте, равны ли стороны квадрата.

    Дети: Все стороны квадрата равны.

    Воспитатель: Чем отличается квадрат от прямоугольника?

    Дети: У квадрата все стороны равны.

    Воспитатель: Верно, у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника по 2 противоположные стороны равны. (Обобщаю ответы детей). Как можно назвать прямоугольник и квадрат, одним словом?

    Дети: Четырехугольники. 

    (Обобщаю ответы)

    Воспитатель: Четырехугольники – это геометрические фигуры, у которых 4 угла.  Что же мы узнали о квадрате и прямоугольнике?

    Дети: У квадрата 4 стороны и 4 угла, все стороны равны. У прямоугольника 4 стороны и 4 угла. У прямоугольника по 2 противоположные стороны равны.

    (спрашиваю 2-3 детей)

    II часть. Игровое упражнение «Отдыхай-ка».

    Воспитатель: Вы справились с заданием, очень хорошо. А сейчас немножко отдохнем. (Провожу физическую минутку «Отдыхай-ка»)

    Сколько красненьких флажков, столько сделаем хлопков (2).

    Сколько елочек зеленых, столько сделаем наклонов (3).

    Ягоды считаем дружно приседаем (4).

    До пяти считаем, гири поднимаем (5)

    И.п. – стоя, ноги слегка расставлены. Руки поднять медленно вверх – в стороны, пальцы сжаты в кулак.

    Сколько звездочек у нас, мы подпрыгнем столько раз (6).

    Воспитатель: А сейчас садимся на свои места. (Дети садятся за столы).

    III часть. Игровое упражнение «Найди четырехугольники».

    Воспитатель: У вас на столах в наборах разложены геометрические фигуры. Найдите среди них четырехугольники. (Затем проверяю задание и прошу детей обосновать свой выбор.)

    Воспитатель: Почему ты выбрал квадрат?

    Дети: Потому что у квадрата 4 угла.

    Воспитатель: Почему ты выбрал прямоугольник?

    Дети: Потому что у прямоугольника 4 угла.

    Воспитатель: Прямоугольник и квадрат – это что, как можно назвать?

     Дети: Четырехугольники.

    Воспитатель: Молодцы, дети, хорошо справились с заданием.

    IV часть. Игровое упражнение «На каком месте?».

    Воспитатель: А сейчас мы с вами побываем в сказке «Теремок».

    На доске фигурки шести животных встали в «очередь» (мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь косолапый).

    Воспитатель: Давайте по-одному назовем их?

    Дети: Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь косолапый.

    Воспитатель: Сколько всего животных вы видите?

    Дети: Шесть животных.

    Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, на котором месте стоит мышка-норушка?

    Дети: Мышка-норушка стоит на первом месте.

    Воспитатель: На котором  месте стоит лягушка-квакушка?

    Дети: Лягушка-квакушка стоит на втором месте (спрашиваю 2-3 детей).

    Воспитатель: Какой по счету стоит зайчик-побегайчик?

    Дети: Зайчик-побегайчик стоит третий.

    Воспитатель: А лисичка-сестричка?

    Дети: Лисичка-сестричка четвертая.

    Воспитатель: На котором месте – волчок-серый бочок?

    Дети: Волчок-серый бочок стоит на пятом.

    Воспитатель: На котором месте – медведь косолапый?

    Дети: Медведь косолапый стоит на шестом.

    (Порядковый счет)

    Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Назови соседей справа и слева». Кто стоит слева от зайчика-побегайчика?

    Дети: Слева от зайчика-побегайчика стоит лягушка-квакушка.

    Воспитатель: Кто стоит справа от зайчика-побегайчика?

    Дети: Справа от зайчика-побегайчика стоит лисичка-сестричка.

    (Спрашиваю по 2 – 3 ребенка на каждый вопрос).

    Воспитатель: Очень хорошо справились с заданием.

    V часть. Игровое упражнение «Не ошибись».

    Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю встать и повторить следующие движения. Поднимите вверх правую (левую) руку. Сделайте наклоны вправо (влево).

    Воспитатель: Что находится слева от вас?

    Дети: Окно.

    Воспитатель: А еще что?

    Дети: Книжная полка, книги.

    (Спрашиваю 2 – 3 детей).

    Воспитатель: Что находится справа от вас?

    Дети: Спальная комната.

    Воспитатель: А еще что?

    Дети: Уголок природы, цветы.

    (Спрашиваю 2 – 3 детей).

    Воспитатель: Кто находится впереди от меня?

    Дети: Мы, дети.

    Воспитатель: Что находится сзади меня?

    Дети: Доска.

    Воспитатель: А еще что?

    Дети: Окно.

    (Спрашиваю 2 – 3 детей).

    Воспитатель: Правильно, вы справились с заданием.

    VI часть. Игра «Что где находится?»

    Воспитатель: Сейчас мы будем учиться находить указанные части листа бумаги.  Положите перед собой лист бумаги. Возьмите в руку палочку. Проведите палочкой вдоль верхнего края листа слева направо, вдоль нижнего края листа слева направо, вдоль левого края листа сверху вниз, вдоль правого края листа сверху вниз. (Затем объясняю следующее задание. Дети выкладывают геометрические фигуры на листе бумаги).

    Воспитатель: Положите треугольник на правый верхний угол листа бумаги.

    Положите квадрат на левый верхний угол листа бумаги.

    Положите прямоугольник на правый нижний угол листа бумаги.

    Положите круг на левый нижний угол листа бумаги.

    Воспитатель: Что вы положили на правый верхний угол листа?

    Дети: Треугольник.

    Воспитатель: Что вы положили на левый верхний угол листа бумаги?

    Дети: Квадрат.

    Воспитатель: Что вы положили на правый нижний угол листа бумаги?

    Дети: Прямоугольник.

    Воспитатель: Что вы положили на левый нижний угол листа бумаги?

    Дети: Круг.

    Воспитатель: Вы очень хорошо справились с заданием.

    Итог.

    Воспитатель: Дети, Вы сегодня очень хорошо справились со всеми заданиями. Дети, скажите, тяжело вам было выполнять задания. Какие задания для вас были тяжелыми? Какие задания вам понравились? ( Ответы детей)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Непосредственно образовательная деятельность в области «Познавательное развитие» по формированию элементарных математических представлений с детьми 6 – 7 лет.

    Выявление знаний, представлений и умений детьми подготовительной  группы полученных в течение учебного года по формированию элементарных математических представлений...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область «Познавательное развитие» направление «Формирование элементарных математических представлений» возрастная группа: младшая группа

    Создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности воспитательно - образовательного процесса....

    Рабочая программа образовательной области «Познавательное развитие». Раздел «Формирование элементарных математических представлений» (подготовительная группа)

    Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно -образовательного процесса для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) по образовательной области «Познавательное разв...

    Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область « Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений»

    Познакомить детей со способом сравнения двух предметов по длине путём приложения; результат сравнения обозначать словами длиннее, короче....

    Конспект ООД Тема: Образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений» конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Завяжем кукле бантики»

    Дата:Тема: «Завяжем кукле бантики»Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 10Задачи:Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.Продолжать формировать ...

    Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических представлений» по теме: «Детский центр «Мишутка-сити», для детей подготовительной группы

    Тема: « Мишутка-сити» Цель:   развитие логического мышления детей .Форма: игра – путешествие.Задачи:Обучающие задачи: познакомить дошкольников со значением слова &laqu...