Конспект непрерывно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» – раздел формирование элементарных математических представлений для детей старшей группы «На помощь Весне»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Таничева Наталья Анатольевна

 

Конспект непрерывно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» – раздел формирование элементарных математических представлений «На помощь Весне»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия по математике в старшей группе

«На помощь Весне»

Цель:  Закрепить и обобщить полученные знания о области математики с помощью различных заданий.

Задачи: 

Обучающие задачи:

  • Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев.
  • Продолжать знакомить детей с приметами весны;  учить грамотно,  строить ответ на заданный вопрос.
  • Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке,.
  • Формировать у детей представление об отношениях чисел в числовом ряду.
  • Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
  • Закрепить ориентировку на плоскости  

Развивающие задачи:

  • Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  • Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Методические приёмы:

  • Игровой (использование сюрпризных моментов).
  • Наглядный (использование иллюстрации).
  • Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
  • Поощрение, анализ занятия.

Демонстрационный материал: Самолет(оригами)-послание,  сугроб( снежки), картинки (подснежник, солнышко лучики на липучках, медвежонок, зайчонок, ежонок, скворчонок), пирог.

Раздаточный материал:  фишки в виде геометрических фигур на ленточках,  2 набора чисел от 1-10, пороги для каждого ребенка, ножницы, чупа-чупсы(солнышки)

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и подарите им улыбку. Теперь подарите улыбку друг другу.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

Прилетает бумажный самолетик

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам в группу залетел самолетик Странный какой-то самолет, на нём что-то написано.

Давайте вместе его развернем и посмотрим, от кого он прилетел к нам. (Воспитатель разворачивает сложенный самолетик).

Кажется, этот самолетик прилетел к нам в группу совсем не случайно он предназначен именно нам. (Воспитатель зачитывает развернутое послание.)

«Я спрятала Весну. Если хотите ее спасти, то вы выполните мои задания. Они спрятаны у вас в группе. Но выполнить их смогут только умные и дружные ребята».

В: ребята, что же делать?

Д: надо помочь весне.

В: давайте поможем скорее.

Воспитатель: Ребята, Зима сказала, что задания смогут выполнить только умные и дружные ребята. Ребята здесь какая-то подсказка. «У вас в группе есть большой сугроб снега. Чтобы его растопить, надо правильно ответить на вопросы». Ребята, давайте скорее найдем этот сугроб и растопим его.  (Читаю вопросы. Дети, отвечая на вопрос берут по 1 снежку и кладут в корзину):

- Какой день недели сегодня?

- Назовите первый день недели.

-Назовите выходные дни.

-Назовите рабочие дни.

- Назовите времена  года.

- Сколько месяцев в году?

- Назовите весенние месяцы.

- Какой сейчас весенний месяц?

-Сколько частей в сутках?

-Назовите части суток?

-Сейчас утро или вечер?

Воспитатель: Молодцы справились с этим заданием. Смотрите что это такое появилось из-под снега?

Д: это первый весенний цветок Подснежник.

В: верно. А какие еще первые весенние цветы вы знаете?

Д: мать-и-мачеха.

В: какие вы умные ребята. Все знаете. Действительно подснежник — это первый вестник весны. Давайте возьмем его с собой. А тут смотрите еще подсказка есть.

2-ое задание:

На обратной стороне подснежника подсказка. «Чтобы пройти дальше, вам необходимо разделиться на две команды. Если правильно выполните мое задание, отдам вам солнышко».

В: дети, давайте разделимся на команды. Выберете пожалуйста себе фишку, которая вам больше понравится. (Фишка в виде геометрической фигуры).  Дети выбирают. Отлично. У нас есть 2 команды. Красных квадратов и синих кругов. Давайте прочитаем что же за задание нам нужно выполнить.

«Случай странный,

Случай редкий,

Цифры в ссоре,

Вот те на! Со своей стоять соседкой,

Не желает ни одна,

Нужно цифры помирить.

И их в строй восстановить»

В: как можно помирить цифры?

Д: можно сложить цифры вместе. Числовой ряд.

- Ребята вы согласны? Давайте так и сделаем. Команда синих вам задание - выложить числовой ряд прямой счет от 1.

Команда красных вам выложить числовой ряд в обратном счете от 10.

Дети командами выкладывают числовой ряд. Одна команда считает числа по порядку. Вторая в обратном направлении от 10 до 0.

В: а давайте проверим. Наташа, какое число у вас стоит между числами 7 и 9?

Наташа: Восемь.

В: верно. А почему именно 8 стоит между числами 7 и 9?

Наташа: потому что 7 и 9 соседи числа 8.

- Ребята как считаете почему число 6, стоит между числами 5 и 7.

- Назовите число, которое больше числа 3 на 1.

- А теперь сходите друг к другу в гости и проверьте верно ли выполнено задание. Молодцы вы отлично справились с этим заданием.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием. И за выполнение этого задание вы получаете солнышко. Ой, ребята, а у солнышка-то лучики рассыпались. А на каждом лучике вопрос. Надо солнышку помочь. Лучики собрать. Дети отвечают на вопрос и приклеивают лучики к солнышку.

3 - е задание:

-Сколько солнышек на небе? (1)

-Сколько ушек у кота? (2)

-Сколько спинок у трёх свинок? (3)

-Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит? (4)

- Сколько пальцев на одной руке? (5)

-Пять щенят + мама Лайка, сколько будет, сосчитай-ка? (6)

В: быстро всё разгадали! Молодцы! Теперь у нас есть теплое, весеннее солнышко, ой, а тут еще один лучик на нем подсказка куда же нам идти дальше, давайте прочитаем?

Задание 4 «Посчитайте зверей».
К медвежонку в День рождения
На пирог пришли друзья:
Скворец, зайчонок и ежонок.
Медвежонок все не мог
Разделить на всех пирог.
От труда он весь вспотел,
Он считать ведь не умел…
Помоги ему скорей,
Поделить пирог на всех.

Ребята, давайте посмотрим, где же у нас медвежонок и его друзья?

Д: дети показывают на доску.

В: да, верно. Значит нам туда. Для выполнения этого задания нам необходимо сесть за столы. Присаживайтесь пожалуйста. У вас на столах у каждого есть пирог и ножницы. Давайте поможем медвежонку разделить поровну пирог. Приступайте.

Дети делят.

В: Дима, на сколько частей ты разделил пирог?

Дима: на 4.

В: почему ты разделил именно на 4 части?

Дима: потому что животных 4.

В: Верно. Семен, какую часть от пирога получил каждый?

Семен: каждый получил по ¼ части от пирога.

В: Правильно. Молодцы! Ребята, посмотрите у нас есть картинки подснежника, солнышко, скворец, медвежонок, зайчонок, ежонок. Вручаю картинки с изображением зверей. Давайте соберем все изображения вместе. Но сделать это нужно правильно. Слушайте внимательно.

Задание 5: Ориентировка на плоскости.

Воспитатель:

Солнышко- правый верхний угол;

Скворчонок- левый верхний угол;

Подснежник- нижний правый угол;

Зайчонок -нижний левый угол;

Медвежонок –середина

В: ребята, посмотрите, что у нас получилось? Что это за картинка получилась?

Д: у нас получилась весенняя картина. Картина о весне.

В: как вы это поняли?

Д: весной медведь просыпается от спячки, заяц меняет шубку, прилетают скворцы, солнышко греет, становится теплее и появляются первые весенние цветы.

В: ребята, смотрите к нам прилетел еще один самолетик. Читаю записку:

«Это снова я, Зима! Вы справились со всеми моими заданиями. И я отпускаю Весну к вам. Ждите ее!!!»

В: Дети вы большие молодцы справились со всеми заданиям, весна  вам передала теплые весенние солнышки.

В Ребята вам понравилось наше приключение?

Какое задание понравилось больше всех?

Какое задание вам показалось самое сложное?