Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». Раздел «Формирование элементарных математических представлений» в подготовительной группе
методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему

Цель: обобщение знаний детей по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе с  использованием элементов ТРИЗ технологии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_nod_2016_homutova_s.a.docx230.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным  осуществлением деятельности по физическому развитию детей«Снегурочка»

Технологическая карта

непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие».

Раздел «Формирование элементарных математических представлений»

в подготовительной группе

Составила: воспитатель

Iкв. категории

 Хомутова С.А.

г. Югорск, 2016

Цель: обобщение знаний детей по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе с  использованием элементов ТРИЗ технологии.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить знания детей о последовательности частей суток, умении называть их по порядку;
  2. Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10-ти;
  3. Упражнять детей в счёте  в пределах 20-ти в прямом и обратном порядке;
  4. Уточнить представления детей о геометрических фигурах;
  5.  Закреплять умения соотносить число и цифру;
  6. Повторить состав чисел из двух меньших 6, 7, 8.

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, посредством включения разнообразных игровых заданий;
  2. Развивать восприятие, внимание, память, воображение, мышление; мелкую моторику;
  3. Развивать диалогическую форму речи.

Воспитательные:

  1. Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками, чувство взаимовыручки.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал – мяч, мольберт, пространственная линейная «Да-Нет» от 0 до 10, модель задачи, плоскостная «Да-нет» с геометрическими фигурами, «Волшебный экран», маркеры, конверты с заданиями.

Раздаточный материал – счетный материал по количеству детей, простые карандаши, тетради в  клетку,  листочки с заданиями, карточки-сюрпризы.

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности, № или образ слайда из мультимедийной презентации.

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность воспитанников

Психологический настрой,

1 мин

Создать эмоционально – положительный настрой детей

Закрепить знания детей о частях суток

Приветствие.

- Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем наших гостей и друг друга.

- Что такое утро?

- Сколько частей суток всего? Назовите мне их по порядку.

Дети стоят на ковре в кругу, приветствие.

Дети отвечают на вопросы. Называют части суток по порядку.

Мотивационно-побудительный, 1 мин

Формирование положительной мотивации к предстоящей деятельности

Сообщение информации

Создание проблемной ситуации.

-Ребята,  сегодня я приготовила для вас разные задания. Вы готовы их выполнить?

- А  трудностей не боитесь?

Создание проблемной ситуации, требующей разрешения ситуации

- Чтобы узнать где находятся задания, нужно поиграть со мной в «Да-нет».

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Актуализация

1мин.

Развивать логическое мышление, способность действовать по алгоритму.

Расширять и обогащать знания детей о геометрических фигурах, о их месте положения

Дидактическая игра с использованием ТРИЗ -технологии «Да-нет»

Вставайте около стола с фигурами поудобнее.

- Я загадала фигуру…

Отвечает на вопросы детей только словами «Да» или «Нет»

- Молодцы.

Вопросы, на которые воспитатель  отвечает «Да»:

-Эта фигура  находится   справа от овала?

-Эта фигура находится в верхней части ?

-Эта фигура  в правом верхнем углу?

-Это треугольник? (Да)

Повторение имеющихся представлений

13 мин

Развивать умение считать в пределах 20-ти в прямом и обратным направлении.

Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10-ти

Учить детей сужать поле поиска на пространственной линейной «Да-нет» от 0 до 10. Использовать понятия «справа», «слева», «больше», «меньше»

Продолжать учить детей раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10-ти, находить соседей числа.

Дидактическая игра  «Весёлый счёт»

Составление задачи на сложение или вычитание в пределах 10-ти по модели.

Разбор задачи на части, решение. Выкладывание решения на столе с помощью цифр.

Дидактическая игра с использованием ТРИЗ-технологии «Да-нет» пространственная линейная с цифрами  от 0 до 10.

Нахождение нужного числа.

Дидактическая игра с использованием ТРИЗ-технологии «Системный оператор»

Состав чисел 6, 7, 8 из двух меньших. Соседи числа 7.

- Ребята, вставайте в круг, поиграем с мячом, счёт до 20-ти и обратно.

- Какую задачу вы хотели бы составить по этой модели?

- Я вам предлагаю решить задачу, которую составила Вика.

У девочки было 4 яблока мама принесла из магазина 3 груши. Сколько всего фруктов стало у девочки.

- Сколько частей в задаче? Какие части есть у нашей задачи? Назовите условие задачи.

Какой вопрос в задаче?

- Вы сказали всё правильно, но мы свами знаем, что решение можно записать. Садитесь за столы и с помощью цифр выложите решение на своём столе.

- Молодцы!

- Я загадала число.

Отвечает на вопросы детей только словами «Да» или «Нет»

-Ребята, какое число находится после числа 7?

- Какое число стоит перед числом 7?

- Из каких двух чисел можно составить число 7?

- Из каких двух чисел можно составить число 6?

- Из каких двух чисел можно составить число 8?

- Где можно встретить эти числа?

- Молодцы?

 Дети передают мяч по кругу, каждый ребёнок называет число по порядку до 20-ти, потом обратно, от 20-ти до одного.

Дети составляют разные задачи – на сложение и вычитание. Выбирают понравившуюся.

Дети отвечают на вопросы.

Проговаривают только условие, только вопрос.

Дети садятся за столы, выкладывают решение и ответ с помощью цифр и знаков.

Вопросы, на которые воспитатель  отвечает «Да»:

- Это число больше 5-ти?

- Это число меньше 8-ми?

- Это число 7? (Да)

Дети отвечают на вопросы. Закрепляют состав чисел 6, 7, 8.

Вспоминают где встречаются числа 6, 7, 8.

Динамическая пауза 2 мин.

Снять мышечное напряжение, эмоциональная разгрузка.

Закреплять знания детей о последовательности дней недели.

Подвижная игра с мячом «Ты катись весёлый мячик…»

А сейчас, вставайте на ковёр в круг, поиграем в игру «Ты катись весёлый мячик …».  У кого в руках останется мяч, тот называет день недели следующий за тем, что скажу я.

Дети предают мяч друг другу со словами: «Ты катись весёлый мячик, быстро, быстро по рукам, у кого весёлый мячик, тот следующий день недели скажет нам».

Практическая работа 10 мин.

Развивать внимание, умение соотносить цифру с числом.

Развивать произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук.

Игровое упражнение «Соедини количество предметов  с цифрой, которой это количество обозначается».

http://publicamais1.com/imagelib/56bc1d53b021d.jpg

Графический диктант «Зашифрованное животное»

(собачка)

C:\Users\Владелец\Desktop\Развиваем руку\graf5.jpg

- Давайте посмотрим следующее задание. Это задание будем выполнять на карточках за столами. Садитесь скорее все за столы.  «Соедини количество предметов  с цифрой, которой это количество обозначается».

 - Молодцы! Почему ты соединил именно так?

- Всё правильно и с этим заданием вы отлично справились.

- Молодцы.

- И последнее задание - «Зашифрованное животное»  

- Для того чтобы у вас всё получилось, нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. 

-Что у нас получилось?

Дети выполняют задание за столами самостоятельно.

Объясняют почему именно так соединили данное число и цифру.

Дети выполняют графический диктант.

Отвечают на вопрос.

Заключительный этап. Рефлексия, 2 мин

Подведение итогов НОД, Формировать элементарные навыки самооценки.

Беседа, обсуждение

Проведение беседы:

- Понравилось вам выполнять задания?

-Что сегодня для вас было сложным?

-Что вам больше всего понравилось?

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение о занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты