"Волшебные палочки" для заботливых родителей и талантливых детей.
методическая разработка по математике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Свистунова Анна Николаевна

Предлагаю вашему вниманию «волшебные палочки», которые могут помочь для решения многих проблем.Это всем известные с детства счетные палочки. Но в умелых руках взрослых они могут стать поистине волшебными. Маленькая коробочка с палочками обязательно поможет развитию способностей вашего ребенка, только нужно запастись терпением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волшебные палочки для заботливых родителей и талантливых детей Картинки по запросу СЧЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ

Начнем с того, что все дети – талантливы, не талантливых детей не бывает. А вот раскрыть и развить таланты, данные им от природы — наша  задача.

От нас, взрослых, от нашего внимания и такта зависит будущий успех ребенка. Поверит ли он в свои силы с первых шагов или замкнется и очень долго, а может быть и всю жизнь, будет думать, что он хуже других. Ведь все начинается с детства.

Есть мудрая древняя китайская поговорка: « То, что ты узнал в детстве, останется с тобой навсегда».

Все мы хотим, чтобы ребенок стал более внимательным, старательным, усидчивым, любознательным, успешно учился в школе по всем предметам.

Я предлагаю вашему вниманию «волшебные палочки», которые могут помочь для решения многих проблем.

 Это всем известные с детства счетные палочки. Но в умелых руках взрослых они могут стать поистине волшебными. Маленькая коробочка с палочками обязательно поможет развитию способностей вашего ребенка, только нужно запастись терпением.

 Это самая дешевая из всех развивающих игр, а пользу она будет приносить долгие годы. Для этого нужно только играть вместе с детьми, постепенно показывая им игры,  спрятанные в этой чудесной коробочке. Шкатулочка с палочками занимает места гораздо меньше, чем любая из развивающих игр. Ее, не задумываясь, можно взять с собой в короткую поездку, в дальнее путешествие или, например, в поликлинику. Ведь для игры нужна совсем небольшая ровная поверхность.

  Можно начать в раннем возрасте (примерно с трех лет) с самых простых игр и решения простейших головоломок. По мере развития ребенка усложняются игры и головоломки. Этими играми и особенно головоломками с удовольствием занимаются и малыши, и дошкольники, и школьники, и их папы, мамы, бабушки, и дедушки.  Я вас уверяю, что начать никогда не поздно!

Всем знакомы головоломки со спичками. Но для детей я предлагаю, конечно же, не спички, а разноцветные жизнерадостные палочки.  Диапазон задач, которые они решают гораздо шире.

С помощью палочек мы постепенно запоминаем цвета,   изучаем цифры, буквы, учимся считать, знакомимся с различными геометрическими фигурами, учимся сравнивать,  развиваем воображение, память, внимание, логическое мышление, смекалку, учимся решать нестандартные задачи, учимся проверять чужую и свою работу.

 Запоминаем цвета

Игра «Обезьянка» (делай, как я)

1).  — Хочешь быть обезьянкой? Сейчас проверим, сумеешь ли ты быть хорошей обезьянкой.

Поднимаю руки, хлопаю в ладоши. Обезьянка повторяет. Достаю из коробочки палочку. Обезьянка должна достать такую же, палочку такого же цвета.

Для проверки положим их рядом и сравним. Ребенок сам увидит свою ошибку и исправит ее.

— Палочки одинакового цвета. А какой это  цвет? (если ребенок затрудняется ответить, отвечаю сама)

Продолжаем игру. Затем обязательно меняемся ролями.

2). Достать не одну палочку, а две, три и т. д.

3). Выкладываю из палочек некоторую несложную фигуру. Сначала внимательно рассматриваем ее вместе с ребенком, затем предлагаю ответить на вопрос «Палочки какого цвета, я использовала для этой фигуры?». Далее прошу ребенка выложить такую же точно фигуру.

4). Предлагаю ребенку выложить фигуру по заранее заготовленному образцу.

Пусть сначала это будет образец из палочек, а впоследствии рисунок или фотография.

Изучаем цифры, буквы

«Узнай букву»,  «Узнай цифру»

  • Выкладываю из палочек и предлагаю ребенку догадаться, на какую букву или цифру это похоже, если ребенок уже знаком с цифрами и буквами
  • Меняемся ролями. Ребенок загадывает, а я должна угадать.

И опять повторяем цвета.

  • Предлагаю ребенку выложить из палочек красную букву А, или зеленую букву Б и т.д.

Учимся считать

  • Предлагаю ребенку выложить на стол  несколько палочек.

— Сколько  же у тебя палочек? Сейчас я их посчитаю.

Сама считаю вслух, дотрагиваясь до каждой палочки.

  • Предлагаю ребенку пересчитать палочки, которые я достала.

И опять повторяем цвета.

  • Предлагаю ребенку достать некоторое количество палочек  определенного цвета, например, три зеленых, четыре

синих и т.д. После выполнения задания проверяем цвет и количество.

Меняемся ролями. Ребенок дает задание, а я выполняю.

     И развиваем внимание.

  • Произвольно выкладываю разноцветные палочки. Предлагаю ребенку пересчитать все красные палочки, затем все желтые и т.д.

И готовимся к решению математических задач

  • Предлагаю ребенку выложить на стол одну синюю палочку и две красных.

—  Сколько всего палочек?

6) Предлагаю ребенку выложить на стол, например, 5 палочек.

 Прошу ребенка дать мне одну палочку.

— Сколько палочек у тебя осталось?

Прошу ребенка дать мне еще одну палочку (две, три или четыре).

И каждый раз повторяю вопрос.

             Развиваем воображение

  • Предлагаю ребенку из шести палочек составить что-нибудь.

         Вариантов может быть много.

Каждый новый вариант встречаю вопросом: «А на что это похоже?»

Чем богаче фантазия ребенка, тем больше будет различных вариантов.

Если же ребенок испытывает затруднения, можно ему аккуратно  помочь.

  • Предлагаю ребенку составить узор из палочек. Возможно, это будет совместное творчество детей и взрослых.

Знакомимся с различными геометрическими фигурами

  • треугольник

Выкладываю на стол три  палочки и предлагаю ребенку составить из них что – нибудь. Вариантов может быть много. Каждый новый вариант встречаю вопросом: «А на что это похоже?»

Чем богаче фантазия ребенка, тем больше будет различных вариантов.

Среди них будет и треугольник. О нем поговорим подробнее.

— А знаешь ли ты, как называется эта фигура? (если ребенок затрудняется ответить, говорю сама). Показываю стороны и углы.

— А как ты думаешь, почему эта фигура называется треугольник?

2) квадрат

Выкладываю на стол четыре палочки и предлагаю ребенку составить из них что – ни будь. Вариантов может быть много. Каждый новый вариант встречаю вопросом: «А на что это похоже?»

Чем богаче фантазия ребенка, тем больше будет различных вариантов.

Среди них будет и квадрат. О нем поговорим подробнее.

— А знаешь ли ты, как называется эта фигура? (если ребенок затрудняется ответить, говорю сама). Показываю стороны и углы.

           3) прямоугольник

Выкладываю на стол шесть  палочек и предлагаю ребенку составить из них какую – ни будь фигуру. Вариантов может быть много. Каждый новый вариант встречаю вопросом: «А на что это похоже?»

Чем богаче фантазия ребенка, тем больше будет различных вариантов.

Среди них будет и прямоугольник. О нем поговорим подробнее.

— А знаешь ли ты, как называется эта фигура? (если ребенок затрудняется ответить, говорю сама). Показываю стороны и углы.

— А как ты думаешь, почему эта фигура называется прямоугольник?

Учимся сравнивать

1) Произвольно выкладываю палочки двух различных цветов.

— Палочек, какого цвета больше? Проверяем разными способами (пересчетом и сравнением чисел, непосредственным сравнением через соответствие).

2) Произвольно выкладываю палочки трех различных цветов.

— Палочек, какого цвета меньше? Проверяем разными способами.

3) Произвольно выкладываю 5 красных палочек.

Предлагаю ребенку выложить несколько синих палочек, так чтобы синих палочек было меньше, чем красных.

Проверяем разными способами.

4) Произвольно выкладываю  7 зеленых палочек.

Предлагаю ребенку выложить несколько желтых палочек, так чтобы желтых палочек было больше, чем зеленых.

Проверяем разными способами.

         Развиваем внимание

  • Сколько квадратов ты видишь?  
  • Сколько треугольников ты видишь?   
  • Сколько прямоугольников ты видишь? 

 Развиваем внимание и память

Показываю ребенку выложенную из палочек фигуру. Предлагаю внимательно рассмотреть, постараться запомнить, а затем выложить такую же самостоятельно. Начинаем с очень простых фигур, постепенно усложняя задание.

Меняемся ролями.

          Развиваем смекалку и логическое мышление

Предлагаю ребенку выложить

  • 2 треугольника из пяти палочек.
  • 2 квадрата из семи палочек.
  • 3 треугольника из семи палочек.
  • 5 треугольников из девяти палочек.
  • 5 квадратов из двенадцати палочек.
  • 3 ромба из десяти палочек.
  • 3 ромба из девяти палочек.

Головоломки

Составляем и решаем разнообразные головоломки.

Головоломки с палочками – это:

— развитие логического мышления,

— всегда стопроцентная концентрация внимания,

 — прекрасная подготовка к решению геометрических задач,

— всегда вера в победу,

— радость открытия.

И, пожалуй, самое главное:  головоломки с палочками – это каждый раз нестандартная задача. А их решать необходимо, поскольку только на «типовых»  научиться хорошо решать задачи невозможно!

И еще, как это ни парадоксально, регулярное решение  головоломок приучает нас жить без стрессов. Допустим, не удается сразу найти решение. В какой-то момент начинает казаться, что его просто нет и быть не может. Так и в жизни нестандартная ситуация иногда нам кажется безвыходной. Но человек,   решающий головоломки, сталкивался с таким ощущением уже много раз и уверен, что выход обязательно найдется, надо только хорошенько подумать.

Следовательно, головоломки решать всем (и детям, и взрослым) очень полезно!

Памятка для взрослых

  • Ни в коем случае не торопиться демонстрировать правильное решение.
  • В сложную минуту очень важно вовремя поддержать ребенка, аккуратно направить и вдохновить его. Желание решать нужно не упустить.
  • Если ребенок испытывает трудности, можно предложить ему другие более простые задачи, которые незаметно подведут его к разгадке сложной (на данный момент) головоломки.
  • Главное, чтобы у детей оставалось чувство, что догадались они  сами, а помогли им только чуть-чуть. Тогда постепенно они обязательно начнут мыслить самостоятельно.
  • А пока запасемся терпением, не надо торопить события. Каждый учится в своем темпе.

Как известно, одинаковых детей не бывает. Значит, не может быть двух одинаковых подходов к воспитанию и развитию. Таким образом, и эти мои заметки не инструкция, а только набор идей для тех, кто хочет жить полноценно и интересно. Надеюсь, предложенные мною упражнения доставят немало приятных минут и детям, и взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Клуб маленького математика" газета для заботливых родителей и умненьких детей.

Газета для родителей, которые любят общаться со своими маленькими детьми, хотят сделать это общение не только радостным и весёлым, но и полезным для развития ребёнка. В какие игры играть? Чему поучить...

Патриотическая газета для заботливых родителей и внимательных детей.

Газета выпущена в рамках реализации Программы "Край родной" и проекта "Хочу быть похожим на тебя, кадет!" Большое количество иллюстративного материала из газеты пришлось убрать по техническим причинам...

Консультация для родителей «Наши талантливые дети»

Все дети талантливы от рождения. Каждый ребенок имеет какой-нибудь талант. Но у каждого талант свой. Один талантлив в рисовании, другой хорошо поет, а третий любит возиться с машинками. Наверняка буде...

РЕБЕНОК И БЕЗОПАСНОСТЬ газета для заботливых родителей и талантливых детей " ПОЖАРЫ - БОЛЬШАЯ БЕДА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА".

Газета "Ребёнок и безопасность" помогает заинтересовать родителей позаниматься со своими детьми в свободную минутку.  Дети и родители знакомятся с интересной информацией, отгадывают загадки, ребу...

Игровое Событие для мудрых родителей и талантливых детей «Издательство»

Занятие проводится совместно с родителями. Цель: развивать умение игрового взаимодействия родителей и детей в совместной деятельности.Приоритетная образовательная область: социально-коммуникатив...

Игровое событие для мудрых родителей и талантливых детей Издательство

Игровое событие для мудрых родителей и талантливых детей "Издательство"Приоритетная образовательная область: социально-коммуникативное развитие.Цель: развивать умение игрового взаимодействия...